Самая большая угроза для нашей экономики – это то, что слова наших госорганов очень часто кардинально расходятся с их делами, и за это никто не несет ответственности. Приведу несколько последних примеров.
Денежно-кредитная политика Нацбанка
В мае этого года Нацбанк одобрил денежно-кредитную политику (ДКП) Республики Казахстан до 2020 года. Согласно этого документа страна должна была перейти на «инфляционное таргетирование» и свободно плавающий курс постепенно до 2020 года (по мере готовности). В августе этого года Нацбанк и правительство внезапно оказались полностью готовы к новой ДКП, и было объявлено, что страна в одночасье переходит на неё. В то время сразу же возник вопрос, зачем нужно было создавать такие грандиозные планы до 2020 года, если оказывается это можно легко было сделать за три месяца? Здесь напрашиваются два ответа. Либо нас обманули с грандиозными планами, либо сказали неправду о том, что мы уже готовы к новой денежно-кредитной политике.
20 августа, когда нацвалюта была отпущена в свободное плавание, в совместном заявлении правительства и Нацбанка было сказано, что «Нацбанк не будет вмешиваться в формирование рыночного уровня обменного курса тенге, но оставляет за собой возможность участия на внутреннем валютном рынке путем проведения валютных интервенций в случае возникновения угрозы дестабилизации финансовой системы страны».
Давайте предположим, что, начиная с 16 сентября, в течении 4 рабочих дней Нацбанк, за счет своих интервенций, сжег валютных резервов страны на сумму в $700 млн для устранения «угрозы дестабилизации финансовой системы страны» (хотя, по моему мнению, эти деньги были потрачены для того чтобы снова зафиксировать курс на отметке не выше 270 KZT/USD).
После этого два дня регулятор вроде бы не вмешивался в валютные торги (хотя, он сам этого не говорил, а проверить это невозможно). Затем в последнюю пятницу Нацбанк опять совершил интервенцию на сумму $42 млн, несмотря на то, что в это день никаких дестабилизирующих условий не было (никакого ажиотажа – объемы торгов были небольшие). Была лишь одна опасность, что курс тенге, пускай несильно, но перевалит отметку в 270 KZT/USD.
В свете последней интервенции спрашивается, так все-таки, Нацбанк перешел на свободно плавающий курс или правительство и Нацбанк в очередной раз «пошутили»? Почему совместное заявление правительства и Нацбанка говорит об одном, а Нацбанк делает совсем другое? Почему Нацбанк не дает никаких пояснений по этому поводу, кроме того, что «зачем казахстанцам смотреть на курс доллара»?
В той же самой утвержденной ДКП до 2020 года говорится, что коммуникационная стратегия Нацбанка является важной составляющей режима новой ДКП (в теории и на практике - это ключевая составляющая!). В соответствии с утвержденной политикой, коммуникации Нацбанка должны быть ориентированы на достижение следующих целей:
- поддержание доверия к национальной валюте и стабильности финансовой системы;
- обеспечение прозрачности и целостности проведения денежно-кредитной политики;
- достижение предсказуемости действий со стороны Нацбанка;
- построение позитивного имиджа и защита репутации Нацбанка.
Не надо быть экспертом, чтобы увидеть, что ни одна из коммуникационных задач Нацбанка не выполняется! Доверия к национальной валюте нет. Также нет прозрачности и целостности новой ДКП. Нацбанк непредсказуем. Репутация регулятора на нуле. Так зачем нужно писать и утверждать все эти государственные политики, стратегии, заявления и так далее, если их жестко не исполняют, или, хуже того, делают противоположное?!
Приватизация в Казахстане
На прошлой неделе правительство попыталось объявить о запуске очередной «волны» приватизации. Как сказал Министр национальной экономики Ерболат Досаев,
«правительством выработаны новые подходы к разгосударствлению экономики и приватизации, основанные на принципах "Yellow Pages", которые ограничивают участие государства в предпринимательской деятельности».
На сегодня доля государства в рыночной экономике составляет более 60% от ВВП страны. При этом доля активов ФНБ «Самрук-Казына» на начало 2015 года составляла 43%, а все оставшиеся госактивы состояли из НУХ «Байтерек», «Казагро» и пенсионных активов, которые были национализированы у частных пенсионных фондов.
Такая большая доля госсобственности говорит о том, что у нас в стране построен госкапитализм, со всеми присущими ему недостатками – ограниченная роль частного сектора, низкий уровень конкуренции и рыночных отношений, и так далее. Поэтому, если бы правительство хотело бы построить рыночную, конкурентоспособную и диверсифицированную экономику, то оно должно было выполнять снижение доли государства в рыночной экономике (одна из важнейших структурных реформ) еще 6 лет назад, сразу после финансового кризиса 2007 – 2009 годов.
Сколько красивых слов, планов и поручений по поводу масштабной приватизации было сделано за последние 6 лет, а доля госсобственности при этом только росла! Последняя инициатива правительства – из той же серии. Опять красивые, но бессмысленные слова. Объясню почему.
Как сказал Ерболат Досаев, «в рамках формирования новой структурной экономики, главными задачами являются развитие конкуренции и частного капитала и достижения поставленной цели по снижению доли госсобственности до уровня стран ОЭСР – 15% ВВП к 2020 году». Что называется, «золотые слова»! Так почему правительство так и не дало пояснений как на самом деле будет достигнута эта практически недостижимая цель?
Для того чтобы сократить долю госсобственности до 15% ВВП к 2020 году, доля активов ФНБ «Самрук-Казына» в ВВП должна быть сокращена с 43% до значительно меньше чем 15%, поскольку есть еще другие нацхолдинги. Такое сокращение грубо говоря означает продажу как минимум 65% активов фонда. То есть, нужно будет продать по 65%: КазМунайгаза, КТЖ, КазАтомПрома и Самрук-Энерго.
Чтобы достичь запланированной цели возможно надо будет целиком продать такие активы как: Казахтелеком, Казпочта, Эйр Астана, Казахстан Инжиниринг, Объединенная Химическая Компания и так далее, поскольку в западных странах такие бизнес активы обычно находятся целиком в частных руках. Теперь вы представили масштаб поставленной цели? Как вы думаете, сможет ли правительство выполнить поставленную задачу? Что называется - это риторический вопрос.
Теперь вспомните сколько красивых слов и планов было по поводу диверсификации и индустриализации за последние как минимум десять лет! Сколько денег было потрачено на это! Однако воз и ныне там. Доля несырьевых товаров и услуг в экспорте страны (а это самый главнй показатель конкурентоспособности и диверсификации экономики), так и останется на крайне низком уровне, и он даже немного уменьшался до падения цен на нефть.
А наше сельское хозяйство. С момента независимости мы так и не смогли существенно поднять производительность и конкурентоспособность этого, казалось бы, благоприятного для Казахстана сектора экономики. В отличие от того же Израиля (кроме солнца у них практически ничего нет) у нас есть достаточно хорошие природные условия. Однако где Израиль, а где мы, с точки зрения конкурентоспособности сельского хозяйства.
И подобные примеры, когда слова и дела правительства и Нацбанка кардинально расходятся и никто за это не несет ответственности можно продолжать, продолжать и продолжать. Так как нам переломить подобную ситуацию? Оставлю этот вопрос открытым. Мне кажется, ответ на это лежит уже не в экономической, а в политической плоскости, я бы сказал - это вопрос политической воли, что-то менять в этом направлении.
Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения
Самая большая угроза для нашей экономики – это то, что слова наших госорганов очень часто кардинально расходятся с их делами, и за это никто не несет ответственности. Приведу несколько последних примеров. Денежно-кредитная политика Нацбанка В мае этого года Нацбанк одобрил денежно-кредитную политику (ДКП) Республики Казахстан до 2020 года. Согласно этого документа страна должна была перейти на «инфляционное таргетирование» и свободно плавающий курс постепенно до 2020 года (по мере готовности). В августе этого года Нацбанк и правительство внезапно оказались полностью готовы к новой ДКП, и было объявлено, что страна в одночасье переходит на неё. В то время сразу же возник вопрос, зачем нужно было создавать такие грандиозные планы до 2020 года, если оказывается это можно легко было сделать за три месяца? Здесь напрашиваются два ответа. Либо нас обманули с грандиозными планами, либо сказали неправду о том, что мы уже готовы к новой денежно-кредитной политике. 20 августа, когда нацвалюта была отпущена в свободное плавание, в совместном заявлении правительства и Нацбанка было сказано, что «Нацбанк не будет вмешиваться в формирование рыночного уровня обменного курса тенге, но оставляет за собой возможность участия на внутреннем валютном рынке путем проведения валютных интервенций в случае возникновения угрозы дестабилизации финансовой системы страны». Давайте предположим, что, начиная с 16 сентября, в течении 4 рабочих дней Нацбанк, за счет своих интервенций, сжег валютных резервов страны на сумму в $700 млн для устранения «угрозы дестабилизации финансовой системы страны» (хотя, по моему мнению, эти деньги были потрачены для того чтобы снова зафиксировать курс на отметке не выше 270 KZT/USD). После этого два дня регулятор вроде бы не вмешивался в валютные торги (хотя, он сам этого не говорил, а проверить это невозможно). Затем в последнюю пятницу Нацбанк опять совершил интервенцию на сумму $42 млн, несмотря на то, что в это день никаких дестабилизирующих условий не было (никакого ажиотажа – объемы торгов были небольшие). Была лишь одна опасность, что курс тенге, пускай несильно, но перевалит отметку в 270 KZT/USD. В свете последней интервенции спрашивается, так все-таки, Нацбанк перешел на свободно плавающий курс или правительство и Нацбанк в очередной раз «пошутили»? Почему совместное заявление правительства и Нацбанка говорит об одном, а Нацбанк делает совсем другое? Почему Нацбанк не дает никаких пояснений по этому поводу, кроме того, что «зачем казахстанцам смотреть на курс доллара»? В той же самой утвержденной ДКП до 2020 года говорится, что коммуникационная стратегия Нацбанка является важной составляющей режима новой ДКП (в теории и на практике - это ключевая составляющая!). В соответствии с утвержденной политикой, коммуникации Нацбанка должны быть ориентированы на достижение следующих целей: - поддержание доверия к национальной валюте и стабильности финансовой системы; - обеспечение прозрачности и целостности проведения денежно-кредитной политики; - достижение предсказуемости действий со стороны Нацбанка; - построение позитивного имиджа и защита репутации Нацбанка. Не надо быть экспертом, чтобы увидеть, что ни одна из коммуникационных задач Нацбанка не выполняется! Доверия к национальной валюте нет. Также нет прозрачности и целостности новой ДКП. Нацбанк непредсказуем. Репутация регулятора на нуле. Так зачем нужно писать и утверждать все эти государственные политики, стратегии, заявления и так далее, если их жестко не исполняют, или, хуже того, делают противоположное?! Приватизация в Казахстане На прошлой неделе правительство попыталось объявить о запуске очередной «волны» приватизации. Как сказал Министр национальной экономики Ерболат Досаев, «правительством выработаны новые подходы к разгосударствлению экономики и приватизации, основанные на принципах "Yellow Pages", которые ограничивают участие государства в предпринимательской деятельности». На сегодня доля государства в рыночной экономике составляет более 60% от ВВП страны. При этом доля активов ФНБ «Самрук-Казына» на начало 2015 года составляла 43%, а все оставшиеся госактивы состояли из НУХ «Байтерек», «Казагро» и пенсионных активов, которые были национализированы у частных пенсионных фондов. Такая большая доля госсобственности говорит о том, что у нас в стране построен госкапитализм, со всеми присущими ему недостатками – ограниченная роль частного сектора, низкий уровень конкуренции и рыночных отношений, и так далее. Поэтому, если бы правительство хотело бы построить рыночную, конкурентоспособную и диверсифицированную экономику, то оно должно было выполнять снижение доли государства в рыночной экономике (одна из важнейших структурных реформ) еще 6 лет назад, сразу после финансового кризиса 2007 – 2009 годов. Сколько красивых слов, планов и поручений по поводу масштабной приватизации было сделано за последние 6 лет, а доля госсобственности при этом только росла! Последняя инициатива правительства – из той же серии. Опять красивые, но бессмысленные слова. Объясню почему. Как сказал Ерболат Досаев, «в рамках формирования новой структурной экономики, главными задачами являются развитие конкуренции и частного капитала и достижения поставленной цели по снижению доли госсобственности до уровня стран ОЭСР – 15% ВВП к 2020 году». Что называется, «золотые слова»! Так почему правительство так и не дало пояснений как на самом деле будет достигнута эта практически недостижимая цель? Для того чтобы сократить долю госсобственности до 15% ВВП к 2020 году, доля активов ФНБ «Самрук-Казына» в ВВП должна быть сокращена с 43% до значительно меньше чем 15%, поскольку есть еще другие нацхолдинги. Такое сокращение грубо говоря означает продажу как минимум 65% активов фонда. То есть, нужно будет продать по 65%: КазМунайгаза, КТЖ, КазАтомПрома и Самрук-Энерго. Чтобы достичь запланированной цели возможно надо будет целиком продать такие активы как: Казахтелеком, Казпочта, Эйр Астана, Казахстан Инжиниринг, Объединенная Химическая Компания и так далее, поскольку в западных странах такие бизнес активы обычно находятся целиком в частных руках. Теперь вы представили масштаб поставленной цели? Как вы думаете, сможет ли правительство выполнить поставленную задачу? Что называется - это риторический вопрос. Теперь вспомните сколько красивых слов и планов было по поводу диверсификации и индустриализации за последние как минимум десять лет! Сколько денег было потрачено на это! Однако воз и ныне там. Доля несырьевых товаров и услуг в экспорте страны (а это самый главнй показатель конкурентоспособности и диверсификации экономики), так и останется на крайне низком уровне, и он даже немного уменьшался до падения цен на нефть. А наше сельское хозяйство. С момента независимости мы так и не смогли существенно поднять производительность и конкурентоспособность этого, казалось бы, благоприятного для Казахстана сектора экономики. В отличие от того же Израиля (кроме солнца у них практически ничего нет) у нас есть достаточно хорошие природные условия. Однако где Израиль, а где мы, с точки зрения конкурентоспособности сельского хозяйства. И подобные примеры, когда слова и дела правительства и Нацбанка кардинально расходятся и никто за это не несет ответственности можно продолжать, продолжать и продолжать. Так как нам переломить подобную ситуацию? Оставлю этот вопрос открытым. Мне кажется, ответ на это лежит уже не в экономической, а в политической плоскости, я бы сказал - это вопрос политической воли, что-то менять в этом направлении. Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения
Комментарии (0)