Тысяча процентов годовых: как автовладельцы становятся должниками автоюристов - «Тема дня» » Новости Банков
bottom-shape image

Тысяча процентов годовых: как автовладельцы становятся должниками автоюристов - «Тема дня»


Как же удобно, когда после ДТП кто-то другой, например автоюрист, может взять на себя хлопоты по урегулированию страхового случая. Но так ли безопасен этот путь, чтобы на него вступать?

В октябре 2019 года крымчанин Виктор (имя изменено по просьбе автовладельца) попал в Симферополе в ДТП. На помощь пришли автоюристы. Виктор заключил договор с юридической компанией, которая взяла на себя обязанность защищать права автомобилиста на получение им реального возмещения за пострадавшее авто. «Мне сказали, что их услуги будут стоить 10 тысяч рублей, — говорит Виктор. — Сумма посильная, и я согласился». Эта же сумма значилась и в договоре. Правда, к нему прилагалось дополнительное соглашение, и самое интересное оказалось в нем.

Там был прописан запрет на отзыв доверенности автовладельцем и расторжение основного договора без уведомления автоюристов. В случае разрыва договора по инициативе заказчика или отзыва его доверенности на имя юридической компании «заказчик обязуется возвратить исполнителю ранее переданные денежные средства в счет оплаты предоставленных исполнителем услуг». Причем сделать это в семидневный срок. В противном случае за каждый день просрочки он будет выплачивать 3% неустойки от основной суммы долга. Это более 1 000% годовых.

Пеняйте на себя

Сначала события развивались предсказуемо. После подписания договора с юридической компанией технический эксперт провел первичный осмотр повреждений автомобиля и оценил ущерб в 226 тыс. рублей. При вторичном осмотре сумма увеличилась, потому что выявили скрытые повреждения машины. «Оценщик от страховой компании, который присутствовал на осмотре, назвал мне сумму в 330 тысяч рублей, а юристы — 300 тысяч, — рассказывает Виктор. — На эти 300 тысяч рублей пришлось подписать с ними второе допсоглашение».

30 тыс. рублей сразу «потерялись» в пользу автоюристов. Но бизнес автоюристов строится не на копеечных гонорарах от автовладельца, а на штрафах и пенях, которые они рассчитывают получить от страховой компании за несвоевременно выплаченное возмещение. В нашем случае юридическая компания подала досудебную претензию страховщику только в начале декабря 2019 года, то есть почти спустя два месяца после ДТП. 16 декабря страховщик перечислил деньги на ее счет, а она через несколько дней отправила оговоренные 300 тыс. рублей автомобилисту. Следующий шаг автоюристов — стребовать со страховой компании пеню за просрочку платежа. В марте 2020 года автоюристы направили досудебную претензию страховщику, то есть еще спустя несколько месяцев. Месяц страховщик изучал ее и ответил, что готов выплатить пеню, которая накопилась уже в размере 164 тыс. рублей, или почти половину от страховой выплаты. И перечислил ее на счет юридической компании.

Виктор полагал, что эти деньги тоже принадлежат ему. Но не тут-то было. «На мой резонный вопрос, когда будет перечислена сумма пени, в юридической фирме сделали круглые глаза и заявили, что это их доход, — продолжает он. — Я почувствовал себя обманутым, отозвал доверенность, не уведомив юридическую компанию. И в этом была моя ошибка».

О том, что доверенность Виктор отозвал, стало известно и страховщику. И он в начале июня 2020 года уже сам обратился с досудебной претензией к юридической компании, потребовав вернуть выплаченные ей 164 тыс. рублей, как необоснованное обогащение. Автоюристы деньги страховщику вернули, но прощать потерю Виктору не собирались — именно для такого случая в допсоглашении был прописан запрет на расторжение договора по его инициативе и отзыв доверенности без уведомления второй стороны. «Я получил судебный иск на эти 164 тысячи рублей от юридической фирмы, которая считает, что деньги принадлежат ей. Но это же мошенничество в чистом виде!» — негодует автовладелец.

Между тем время шло, и, как было записано в первом допсоглашении, на долг Виктора перед автоюристами «капала» пеня в размере 3% от суммы за каждый день просрочки платежа. На конец июля прошлого года Виктор оказался должен им уже не только 164 тыс. рублей долга, но и 394 тыс. рублей неустойки. Автоюристы проявили щедрость и в своем исковом заявлении в суд попросили взыскать с Виктора неустойку в размере 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки, то есть 128 тыс. рублей. Пока судебное решение еще не вынесено, но Виктор уже понимает, что, скорее всего, суд проиграет, потому что сам нарушил договор, который подписал. «Ну мне остается только продать машину, оставив семью с двумя детьми без транспортного средства», — заключает он.

Недоказуемое мошенничество

Адвокат московской юридической группы «Гречкин и партнеры» Яна Любимова считает, что юридическая компания злоупотребляет правом и навязывает потребителю заведомо невыгодные условия договора. «В качестве защитной стратегии автовладельцу необходимо подать в суд встречный иск о признании недействительными условий договора об оказании услуг, заключенного между ним и юридической компанией, а также о расторжении такого договора, — поясняет она. — Формально действия юридической компании подпадают под состав мошенничества, но, к сожалению, доказать состав преступления очень сложно: клиент сам подписал договор, тем самым согласившись с его условиями».

Существует несколько схем взаимодействия автоюристов со страховщиками и страхователями. Например, предложение автовладельцу, транспортному средству которого причинен вред в ДТП, подписать доверенность на представление интересов водителя в суде и в страховой компании. Еще одна распространенная схема — когда юрист выкупает у водителя право требования страхового возмещения по ОСАГО. «Делается это с одной целью — добиться получения от страховой компании суммы ущерба в большем размере, чем она есть на самом деле, — говорит Любимова. — Размер полученной суммы завышается за счет подлежащих взысканию пеней и штрафов, при этом большая часть взысканной суммы попадает непосредственно автоюристу. Поэтому таким недобросовестным исполнителям выгодно при взыскании ущерба иметь дело с судом, а не со страховой компанией».

Проще заплатить

«Обращаясь к автоюристу, автовладелец сам дает возможность заработать на нем, — считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. — Для автоюриста это бизнес, поэтому заработать на автовладельце можно, в том числе и забрав часть причитающейся ему страховой выплаты. На практике получается, что автовладелец получает компенсацию заметно меньшую, нежели выплатил бы страховщик, а также оказывается должным заплатить налоги со штрафов и пеней, которые такой автоюрист взыщет со страховщика в свою пользу, используя недобросовестные практики ведения дел в суде».

По его словам, автовладельцам сейчас нет смысла привлекать на помощь автоюристов по нескольким причинам. Во первых, проблемы с выплатой маловероятны: по данным Банка России, за 2020 год страховщики отказывали в выплатах менее чем в 3% случаев, в основном из-за недостоверных данных в полисе виновника ДТП. Во-вторых, если проблемы все же случаются, например автовладелец не согласен с размером страховой выплаты, то страховщик обязан организовать проведение независимой экспертизы в течение пяти рабочих дней после поступления заявления от пострадавшего. В противном случае пострадавший может самостоятельно организовать экспертизу, и страховщик обязан согласиться с ее результатами. И в-третьих, разрешить конфликт несложно самостоятельно, обратившись с претензией в страховую компанию и к финомбудсмену.

«Но страховые компании заинтересованы провести выплату по ОСАГО пострадавшему своевременно и в полном объеме, чтобы избежать дальнейших разбирательств в институте финуполномоченного и суде», — добавляет Ефремов.

Кроме того, процесс урегулирования убытков по ОСАГО максимально упрощен благодаря мобильному приложению «ДТП. Европротокол». Оно позволяет подать документы на урегулирование в электронном виде: с помощью приложения можно произвести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, зафиксировать координаты места и время аварии на основе использования сигналов глобальных спутниковых навигационных систем или станций сотовой связи и передать полученные фотоизображения с дополнительной информацией о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Из нее информацию получит страховая компания и рассмотрит заявление потерпевшего о страховом возмещении. Кроме того, РСА разработал программный модуль, который в ближайшем будущем позволит интегрировать с «ДТП. Европротоколом» мобильные приложения страховых компаний, что еще больше упростит и ускорит процесс оформления страхового случая.

Ольга КОТЕНЕВА,


Как же удобно, когда после ДТП кто-то другой, например автоюрист, может взять на себя хлопоты по урегулированию страхового случая. Но так ли безопасен этот путь, чтобы на него вступать? В октябре 2019 года крымчанин Виктор (имя изменено по просьбе автовладельца) попал в Симферополе в ДТП. На помощь пришли автоюристы. Виктор заключил договор с юридической компанией, которая взяла на себя обязанность защищать права автомобилиста на получение им реального возмещения за пострадавшее авто. «Мне сказали, что их услуги будут стоить 10 тысяч рублей, — говорит Виктор. — Сумма посильная, и я согласился». Эта же сумма значилась и в договоре. Правда, к нему прилагалось дополнительное соглашение, и самое интересное оказалось в нем. Там был прописан запрет на отзыв доверенности автовладельцем и расторжение основного договора без уведомления автоюристов. В случае разрыва договора по инициативе заказчика или отзыва его доверенности на имя юридической компании «заказчик обязуется возвратить исполнителю ранее переданные денежные средства в счет оплаты предоставленных исполнителем услуг». Причем сделать это в семидневный срок. В противном случае за каждый день просрочки он будет выплачивать 3% неустойки от основной суммы долга. Это более 1 000% годовых. Пеняйте на себя Сначала события развивались предсказуемо. После подписания договора с юридической компанией технический эксперт провел первичный осмотр повреждений автомобиля и оценил ущерб в 226 тыс. рублей. При вторичном осмотре сумма увеличилась, потому что выявили скрытые повреждения машины. «Оценщик от страховой компании, который присутствовал на осмотре, назвал мне сумму в 330 тысяч рублей, а юристы — 300 тысяч, — рассказывает Виктор. — На эти 300 тысяч рублей пришлось подписать с ними второе допсоглашение». 30 тыс. рублей сразу «потерялись» в пользу автоюристов. Но бизнес автоюристов строится не на копеечных гонорарах от автовладельца, а на штрафах и пенях, которые они рассчитывают получить от страховой компании за несвоевременно выплаченное возмещение. В нашем случае юридическая компания подала досудебную претензию страховщику только в начале декабря 2019 года, то есть почти спустя два месяца после ДТП. 16 декабря страховщик перечислил деньги на ее счет, а она через несколько дней отправила оговоренные 300 тыс. рублей автомобилисту. Следующий шаг автоюристов — стребовать со страховой компании пеню за просрочку платежа. В марте 2020 года автоюристы направили досудебную претензию страховщику, то есть еще спустя несколько месяцев. Месяц страховщик изучал ее и ответил, что готов выплатить пеню, которая накопилась уже в размере 164 тыс. рублей, или почти половину от страховой выплаты. И перечислил ее на счет юридической компании. Виктор полагал, что эти деньги тоже принадлежат ему. Но не тут-то было. «На мой резонный вопрос, когда будет перечислена сумма пени, в юридической фирме сделали круглые глаза и заявили, что это их доход, — продолжает он. — Я почувствовал себя обманутым, отозвал доверенность, не уведомив юридическую компанию. И в этом была моя ошибка». О том, что доверенность Виктор отозвал, стало известно и страховщику. И он в начале июня 2020 года уже сам обратился с досудебной претензией к юридической компании, потребовав вернуть выплаченные ей 164 тыс. рублей, как необоснованное обогащение. Автоюристы деньги страховщику вернули, но прощать потерю Виктору не собирались — именно для такого случая в допсоглашении был прописан запрет на расторжение договора по его инициативе и отзыв доверенности без уведомления второй стороны. «Я получил судебный иск на эти 164 тысячи рублей от юридической фирмы, которая считает, что деньги принадлежат ей. Но это же мошенничество в чистом виде!» — негодует автовладелец. Между тем время шло, и, как было записано в первом допсоглашении, на долг Виктора перед автоюристами «капала» пеня в размере 3% от суммы за каждый день просрочки платежа. На конец июля прошлого года Виктор оказался должен им уже не только 164 тыс. рублей долга, но и 394 тыс. рублей неустойки. Автоюристы проявили щедрость и в своем исковом заявлении в суд попросили взыскать с Виктора неустойку в размере 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки, то есть 128 тыс. рублей. Пока судебное решение еще не вынесено, но Виктор уже понимает, что, скорее всего, суд проиграет, потому что сам нарушил договор, который подписал. «Ну мне остается только продать машину, оставив семью с двумя детьми без транспортного средства», — заключает он. Недоказуемое мошенничество Адвокат московской юридической группы «Гречкин и партнеры» Яна Любимова считает, что юридическая компания злоупотребляет правом и навязывает потребителю заведомо невыгодные условия договора. «В качестве защитной стратегии автовладельцу необходимо подать в суд встречный иск о признании недействительными условий договора об оказании услуг, заключенного между ним и юридической компанией, а также о расторжении такого договора, — поясняет она. — Формально действия юридической компании подпадают под состав мошенничества, но, к сожалению, доказать состав преступления очень сложно: клиент сам подписал договор, тем самым согласившись с его условиями». Существует несколько схем взаимодействия автоюристов со страховщиками и страхователями. Например, предложение автовладельцу, транспортному средству которого причинен вред в ДТП, подписать доверенность на представление интересов водителя в суде и в страховой компании. Еще одна распространенная схема — когда юрист выкупает у водителя право требования страхового возмещения по ОСАГО. «Делается это с одной целью — добиться получения от страховой компании суммы ущерба в большем размере, чем она есть на самом деле, — говорит Любимова. — Размер полученной суммы завышается за счет подлежащих взысканию пеней и штрафов, при этом большая часть взысканной суммы попадает непосредственно автоюристу. Поэтому таким недобросовестным исполнителям выгодно при взыскании ущерба иметь дело с судом, а не со страховой компанией». Проще заплатить «Обращаясь к автоюристу, автовладелец сам дает возможность заработать на нем, — считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. — Для автоюриста это бизнес, поэтому заработать на автовладельце можно, в том числе и забрав часть причитающейся ему страховой выплаты. На практике получается, что автовладелец получает компенсацию заметно меньшую, нежели выплатил бы страховщик, а также оказывается должным заплатить налоги со штрафов и пеней, которые такой автоюрист взыщет со страховщика в свою пользу, используя недобросовестные практики ведения дел в суде». По его словам, автовладельцам сейчас нет смысла привлекать на помощь автоюристов по нескольким причинам. Во первых, проблемы с выплатой маловероятны: по данным Банка России, за 2020 год страховщики отказывали в выплатах менее чем в 3% случаев, в основном из-за недостоверных данных в полисе виновника ДТП. Во-вторых, если проблемы все же случаются, например автовладелец не согласен с размером страховой выплаты, то страховщик обязан организовать проведение независимой экспертизы в течение пяти рабочих дней после поступления заявления от пострадавшего. В противном случае пострадавший может самостоятельно организовать экспертизу, и страховщик обязан согласиться с ее результатами. И в-третьих, разрешить конфликт несложно самостоятельно, обратившись с претензией в страховую компанию и к финомбудсмену. «Но страховые компании заинтересованы провести выплату по ОСАГО пострадавшему своевременно и в полном объеме, чтобы избежать дальнейших разбирательств в институте финуполномоченного и суде», — добавляет Ефремов. Кроме того, процесс урегулирования убытков по ОСАГО максимально упрощен благодаря мобильному приложению «ДТП. Европротокол». Оно позволяет подать документы на урегулирование в электронном виде: с помощью приложения можно произвести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, зафиксировать координаты места и время аварии на основе использования сигналов глобальных спутниковых навигационных систем или станций сотовой связи и передать полученные фотоизображения с дополнительной информацией о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Из нее информацию получит страховая компания и рассмотрит заявление потерпевшего о страховом возмещении. Кроме того, РСА разработал программный модуль, который в ближайшем будущем позволит интегрировать с «ДТП. Европротоколом» мобильные приложения страховых компаний, что еще больше упростит и ускорит процесс оформления страхового случая. Ольга КОТЕНЕВА,
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

В РФ предложили снизить срок владения недвижимостью для продажи без НДФЛ - «Финансы»

В РФ предложили снизить срок владения недвижимостью для продажи без НДФЛ - «Финансы»

Депутаты Госдумы рассмотрят предложение о снижении срока владения недвижимостью

Подробнее
Доллар по 100 рублей: курс Банка России превысил психологически значимую отметку - «Финансы»

Доллар по 100 рублей: курс Банка России превысил психологически значимую отметку - «Финансы»

Центробанк установил курс доллара к рублю, который вступит в силу с 20 ноября,

Подробнее
Курсы валют в обменниках Алматы и Астаны на 19 ноября - «Финансы»

Курсы валют в обменниках Алматы и Астаны на 19 ноября - «Финансы»

Фото: Zakon.kz Представлены данные о средневзвешенных курсах покупки и продажи

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Как воспользоваться льготой, не учтенной в налоговом уведомлении, рассказало УФНС по Москве - «Финансы»

Как воспользоваться льготой, не учтенной в налоговом уведомлении, рассказало УФНС по Москве - «Финансы»

Управление напомнило, какие граждане имеют право на льготы на всей территории России и рассказало о льготах в Москве. Московское УФНС указало, что для начала надо проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении...

Подробнее

      
Курс валют сегодня