В Казахстане образовался профицит ГСМ - «Экономика» » Новости Банков
bottom-shape image

В Казахстане образовался профицит ГСМ - «Экономика»

Эксперты прогнозируют новый виток роста цен на горюче-смазочные материалы весной



На заправках Алматы упали цены на бензин марки АИ-92, в Минэнерго падение стоимости бензина связывают с образовавшимся профицитом топлива на казахстанских НПЗ. Так, если в начале января бензин АИ-92 на заправках стоил 160 тенге за литр, то сейчас цены опустились до 150 тенге за литр, сообщает корреспондент центр деловой информации ....

Глава министерства энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что, так как цены уже давно не регулируются, то все вопросы по стоимости топлива необходимо адресовать компаниям, которые занимаются реализацией ГСМ.

В Минэнерго пояснили, что профицит ГСМ в этом году составит порядка 500-600 тыс. тонн, внутренний рынок по бензину будет обеспечен на 100%, по авиакеросину на 110%. Бозумбаев отметил, что Казахстан может экспортировать топливо в страны не только Евразийского экономического союза, но и за его пределы.

«Мы видим рынки сбыта, в первую очередь, для Шымкентского НПЗ – Центральную Азию и Афганистан. Конечно, там будет конкуренция с теми же компаниями из РФ, но сильнейший должен в конкуренции побеждать», - сказал Канат Бозумбаев.

Тем временем 23 января на пленарном заседании мажилиса депутаты одобрили ратификацию соглашения в рамках ЕАЭС, которое позволяет Казахстану экспортировать бензин в страны, не входящие в Евразийский экономический союз.

«На сегодняшний день производство бензина покрывает внутреннее потребление, а также позволяет начать его экспорт. После завершения ратификации и подписания межведомственного протокола Казахстан откроет экспорт бензина в третьи страны», - сообщил Канат Бозумбаев.

По словам министра экспорт Казахстана ГСМ вне ЕАЭС положительно отразится на поступлениях в бюджет республики за счет экспортной таможенной пошлины, кроме того, увеличатся доходы нефтедобывающих компаний Казахстана, а также экспорт позволит окупить инвестиции, вложенные в модернизацию отечественных НПЗ

Весной ценники вырастут

Стоит отметить, что по данным Комитета по статистике МНЭ казахстанские НПЗ в 2018 году произвели 3,9 млн тонн моторного топлива, дизельного топлива 4,6 млн тонн, 2,9 млн тонн топочного мазута.

В настоящее время увеличена глубина переработки нефти, будет производиться бензин и дизель экологических классов К-4 и К-5, что соответствует Евро-4 и Евро-5.

Но насколько долго автолюбителей будут радовать низкие цены на АИ-92?

По словам нефтегазового аналитика Сергея Смирнова радоваться снижению цен не стоит, такая ситуация продлится, скорее всего, до весны, когда начнутся посевные работы.

Эксперт отметил, что у Минэнерго нет долгосрочного планирования и стратегии, вследствие чего возникла проблема профицита топлива, которая грозит перегруженностью заводам. В итоге сегодня министерство вынуждено в спешном порядке избавляться от излишков, поэтому пошло снижение по ценам, отметил эксперт.

Отсутствие прогнозирования приводит к стандартным проблемам с топливом в РК, считает аналитик. По его словам, когда заводы встают на плановый ремонт, то сразу образуется дефицит бензина, теперь же министерство не смогло рассчитать какие будут излишки по топливу и куда его девать.

А перегруженность – серьезная проблема для НПЗ, которые только недавно отремонтировали, подчеркнул Сергей Смирнов.

«Нынешний переизбыток никак не связан с решением запретить импорт бензина из России. Когда принималось это решение Минэнерго заявляло, что все просчитано и главная задача полностью насытить внутренний рынок. Хотя еще летом Канат Бозумбаев говорил, что будет профицит бензина и предполагалось, что излишки удастся продать в Кыргызстан, однако оказалось, что у соседней республики сейчас нет потребности в ГСМ из Казахстана. Куда девать излишки не понятно», - сказал аналитик.

При этом дизтопливо наоборот выросло в цене, если в декабре 2018 года оно стоило 160 тенге, как и бензин, то сейчас 193 тенге за литр.

Сравняться с Россией

Эксперт отметил, что рано или поздно цены на ГСМ в Казахстане в любом случае начнут расти, пока не остановятся в районе 230 тенге за литр АИ-92, как в России, так как по условиям Соглашения о едином энергорынке в ЕАЭС цены внутри Союза на ГСМ должны быть синхронизированы.

Поле для маневра у Минэнерго есть до тех пор, пока не заработал общий энергорынок, отметил Смирнов.

«Канат Бозумбаев недавно говорил, что профицит ГСМ сохранится до 2023 года, а потом возникнет дефицит, и нужно будет строить 4 НПЗ. Теперь сроки сдвинулись, планируется, что к 2030 году только возникнет потребность в строительстве НПЗ. Эти постоянные шараханья показывают, что Минэнерго ничего не может спланировать, отсюда с одной стороны мы наблюдаем переизбыток топлива, а с другой стороны время от времени на рынке образуется дефицит», - сказал аналитик.

Экономист Петр Своик отметил, что в той же России, с которой Казахстан строит единый энергорынок, проблема с топливом была решена несколько лет назад, когда все заводы модернизировали, и между ними возникла конкуренция, рынок оказался открыт.

Была введена система вертикально-интегрированных компаний, которые заинтересованы в производстве качественного топлива стандарта Евро-4 и Евро-5. В Казахстане же все заводы в подвешенном состоянии и нет постоянных поставщиков, подчеркнул Петр Своик.


Поэтому, по его словам, хотя цены в Казахстане и дешевле российских, но зато качество ГСМ значительно хуже. Еще одной причиной он назвал то, что в цене бензина в Казахстане доля налогов ниже, чем в России, в районе-15-20%, а у россиян почти в два раза выше и эти деньги сразу идут в бюджет.

«Сейчас Минэнерго само загнало себя в тупик. Изначально ставился вопрос, если мы переходим на полное самообеспечение по топливу и отказываемся от импорта из России, в стране возникают издержки, то куда их девать. Те, кто знают технологический процесс, понимают, что держать заводы перегруженными нельзя, они будут выходить из строя. Но выясняется, что вывозить на экспорт также особо некуда», - сказал Своик.

Нет рынков сбыта

По словам эксперта в Кыргызстане два своих НПЗ, у Узбекистана также свои заводы и нефть, зайти на рынок Туркменистана довольно сложно в связи с его непрозрачностью. В Китае тоже нет большого спроса.

Конечно, можно рассчитывать на Иран и Афганистан, но здесь возникают политические риски. А теперь нужно отбивать деньги, вложенные в модернизацию производства, заметил Петр Своик. Он обратил внимание, что в Казахстане крайне высока энергозатратность производства ГСМ.

Стоит отметить, что ранее Канат Бозумбаев пояснил, что как только потребление основных нефтепродуктов на внутреннем рынке достигнет 10,5 млн тонн, тогда нужно будет принимать решение о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Эксперты прогнозируют новый виток роста цен на горюче-смазочные материалы весной На заправках Алматы упали цены на бензин марки АИ-92, в Минэнерго падение стоимости бензина связывают с образовавшимся профицитом топлива на казахстанских НПЗ. Так, если в начале января бензин АИ-92 на заправках стоил 160 тенге за литр, то сейчас цены опустились до 150 тенге за литр, сообщает корреспондент центр деловой информации Глава министерства энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что, так как цены уже давно не регулируются, то все вопросы по стоимости топлива необходимо адресовать компаниям, которые занимаются реализацией ГСМ. В Минэнерго пояснили, что профицит ГСМ в этом году составит порядка 500-600 тыс. тонн, внутренний рынок по бензину будет обеспечен на 100%, по авиакеросину на 110%. Бозумбаев отметил, что Казахстан может экспортировать топливо в страны не только Евразийского экономического союза, но и за его пределы. «Мы видим рынки сбыта, в первую очередь, для Шымкентского НПЗ – Центральную Азию и Афганистан. Конечно, там будет конкуренция с теми же компаниями из РФ, но сильнейший должен в конкуренции побеждать», - сказал Канат Бозумбаев. Тем временем 23 января на пленарном заседании мажилиса депутаты одобрили ратификацию соглашения в рамках ЕАЭС, которое позволяет Казахстану экспортировать бензин в страны, не входящие в Евразийский экономический союз. «На сегодняшний день производство бензина покрывает внутреннее потребление, а также позволяет начать его экспорт. После завершения ратификации и подписания межведомственного протокола Казахстан откроет экспорт бензина в третьи страны», - сообщил Канат Бозумбаев. По словам министра экспорт Казахстана ГСМ вне ЕАЭС положительно отразится на поступлениях в бюджет республики за счет экспортной таможенной пошлины, кроме того, увеличатся доходы нефтедобывающих компаний Казахстана, а также экспорт позволит окупить инвестиции, вложенные в модернизацию отечественных НПЗ Весной ценники вырастут Стоит отметить, что по данным Комитета по статистике МНЭ казахстанские НПЗ в 2018 году произвели 3,9 млн тонн моторного топлива, дизельного топлива 4,6 млн тонн, 2,9 млн тонн топочного мазута. В настоящее время увеличена глубина переработки нефти, будет производиться бензин и дизель экологических классов К-4 и К-5, что соответствует Евро-4 и Евро-5. Но насколько долго автолюбителей будут радовать низкие цены на АИ-92? По словам нефтегазового аналитика Сергея Смирнова радоваться снижению цен не стоит, такая ситуация продлится, скорее всего, до весны, когда начнутся посевные работы. Эксперт отметил, что у Минэнерго нет долгосрочного планирования и стратегии, вследствие чего возникла проблема профицита топлива, которая грозит перегруженностью заводам. В итоге сегодня министерство вынуждено в спешном порядке избавляться от излишков, поэтому пошло снижение по ценам, отметил эксперт. Отсутствие прогнозирования приводит к стандартным проблемам с топливом в РК, считает аналитик. По его словам, когда заводы встают на плановый ремонт, то сразу образуется дефицит бензина, теперь же министерство не смогло рассчитать какие будут излишки по топливу и куда его девать. А перегруженность – серьезная проблема для НПЗ, которые только недавно отремонтировали, подчеркнул Сергей Смирнов. «Нынешний переизбыток никак не связан с решением запретить импорт бензина из России. Когда принималось это решение Минэнерго заявляло, что все просчитано и главная задача полностью насытить внутренний рынок. Хотя еще летом Канат Бозумбаев говорил, что будет профицит бензина и предполагалось, что излишки удастся продать в Кыргызстан, однако оказалось, что у соседней республики сейчас нет потребности в ГСМ из Казахстана. Куда девать излишки не понятно», - сказал аналитик. При этом дизтопливо наоборот выросло в цене, если в декабре 2018 года оно стоило 160 тенге, как и бензин, то сейчас 193 тенге за литр. Сравняться с Россией Эксперт отметил, что рано или поздно цены на ГСМ в Казахстане в любом случае начнут расти, пока не остановятся в районе 230 тенге за литр АИ-92, как в России, так как по условиям Соглашения о едином энергорынке в ЕАЭС цены внутри Союза на ГСМ должны быть синхронизированы. Поле для маневра у Минэнерго есть до тех пор, пока не заработал общий энергорынок, отметил Смирнов. «Канат Бозумбаев недавно говорил, что профицит ГСМ сохранится до 2023 года, а потом возникнет дефицит, и нужно будет строить 4 НПЗ. Теперь сроки сдвинулись, планируется, что к 2030 году только возникнет потребность в строительстве НПЗ. Эти постоянные шараханья показывают, что Минэнерго ничего не может спланировать, отсюда с одной стороны мы наблюдаем переизбыток топлива, а с другой стороны время от времени на рынке образуется дефицит», - сказал аналитик. Экономист Петр Своик отметил, что в той же России, с которой Казахстан строит единый энергорынок, проблема с топливом была решена несколько лет назад, когда все заводы модернизировали, и между ними возникла конкуренция, рынок оказался открыт. Была введена система вертикально-интегрированных компаний, которые заинтересованы в производстве качественного топлива стандарта Евро-4 и Евро-5. В Казахстане же все заводы в подвешенном состоянии и нет постоянных поставщиков, подчеркнул Петр Своик. Поэтому, по его словам, хотя цены в Казахстане и дешевле российских, но зато качество ГСМ значительно хуже. Еще одной причиной он назвал то, что в цене бензина в Казахстане доля налогов ниже, чем в России, в районе-15-20%, а у россиян почти в два раза выше и эти деньги сразу идут в бюджет. «Сейчас Минэнерго само загнало себя в тупик. Изначально ставился вопрос, если мы переходим на полное самообеспечение по топливу и отказываемся от импорта из России, в стране возникают издержки, то куда их девать. Те, кто знают технологический процесс, понимают, что держать заводы перегруженными нельзя, они будут выходить из строя. Но выясняется, что вывозить на экспорт также особо некуда», - сказал Своик. Нет рынков сбыта По словам эксперта в Кыргызстане два своих НПЗ, у Узбекистана также свои заводы и нефть, зайти на рынок Туркменистана довольно сложно в связи с его непрозрачностью. В Китае тоже нет большого спроса. Конечно, можно рассчитывать на Иран и Афганистан, но здесь возникают политические риски. А теперь нужно отбивать деньги, вложенные в модернизацию производства, заметил Петр Своик. Он обратил внимание, что в Казахстане крайне высока энергозатратность производства ГСМ. Стоит отметить, что ранее Канат Бозумбаев пояснил, что как только потребление основных нефтепродуктов на внутреннем рынке достигнет 10,5 млн тонн, тогда нужно будет принимать решение о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода.
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Падение рубля. ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября. Рубль падает ко всем основным зарубежным валютам....

Рубль теряет высоту. Курсы доллара, евро и юаня на 4 сентября - «Тема дня»

​ Российская валюта снижается ко всем основным мировым валютам. Официальный курс ...

Финансовый совет на 4 сентября: как вернуть деньги за лишние школьные покупки - «Тема дня»

​ 💸 Ежедневный совет Банки — короткий и полезный совет, который помогает управлять деньгами осознанно. Подготовка к школе всегда...

Россияне стали активно покупать полисы страхования на случай онкозаболеваний - «Тема дня»

​ Спрос на страховые полисы на случай онкологических заболеваний за год вырос на 40%. Об этом сообщил «Росгосстрах», проанализировав темпы роста продаж полисов данного сегмента. Больше всего спрос увеличился...

Финансовый совет на 30 августа: что сказать, если в банке спрашивают: «Откуда деньги?» - «Тема дня»

​ 💸 Ежедневный совет от Банки — просто о том, как повысить эффективность сбережений. Если вы вносите на счет крупные суммы наличными,...

Рубль дешевеет. Курсы доллара, евро и юаня на 30 августа - «Тема дня»

​ Российская валюта подешевела к доллару, евро и юаню. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 августа 2025 года, составляет 80,3316 рубля (прежнее значение — 80,2918 рубля), официальный...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Курс доллара США и Евро на завтра, 05.12.2025 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 05.12.2025 г. - «Финансы»

На завтра, 05.12.2025 г., курс доллара США, официально устанавливаемый

Подробнее
В России стартовала обязательная маркировка игрушек, бритв и какао - «Финансы»

В России стартовала обязательная маркировка игрушек, бритв и какао - «Финансы»

В России с 1 декабря 2025 года введена обязательная маркировка целого ряда

Подробнее
Экономика сегодня

Падение рубля. ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября - «Тема дня»

Падение рубля. ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября. Рубль падает ко всем основным зарубежным валютам....

Подробнее
Рубль теряет высоту. Курсы доллара, евро и юаня на 4 сентября - «Тема дня»

Рубль теряет высоту. Курсы доллара, евро и юаня на 4 сентября - «Тема дня»

​ Российская валюта снижается ко всем основным мировым валютам. Официальный курс ...

Подробнее
Финансовый совет на 4 сентября: как вернуть деньги за лишние школьные покупки - «Тема дня»

Финансовый совет на 4 сентября: как вернуть деньги за лишние школьные покупки - «Тема дня»

​ 💸 Ежедневный совет Банки — короткий и полезный совет, который помогает управлять деньгами осознанно. Подготовка к школе всегда...

Подробнее
Россияне стали активно покупать полисы страхования на случай онкозаболеваний - «Тема дня»

Россияне стали активно покупать полисы страхования на случай онкозаболеваний - «Тема дня»

​ Спрос на страховые полисы на случай онкологических заболеваний за год вырос на 40%. Об этом сообщил «Росгосстрах», проанализировав темпы роста продаж полисов данного сегмента. Больше всего спрос увеличился...

Подробнее
Финансовый совет на 30 августа: что сказать, если в банке спрашивают: «Откуда деньги?» - «Тема дня»

Финансовый совет на 30 августа: что сказать, если в банке спрашивают: «Откуда деньги?» - «Тема дня»

​ 💸 Ежедневный совет от Банки — просто о том, как повысить эффективность сбережений. Если вы вносите на счет крупные суммы наличными,...

Подробнее
Рубль дешевеет. Курсы доллара, евро и юаня на 30 августа - «Тема дня»

Рубль дешевеет. Курсы доллара, евро и юаня на 30 августа - «Тема дня»

​ Российская валюта подешевела к доллару, евро и юаню. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 августа 2025 года, составляет 80,3316 рубля (прежнее значение — 80,2918 рубля), официальный...

Подробнее

Разделы

Информация


В Госдуму внесён законопроект о тринадцатой пенсии - о ежегодной доплате к страховой пенсии - «Финансы»

В Госдуму внесён законопроект о тринадцатой пенсии - о ежегодной доплате к страховой пенсии - «Финансы»

Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...

Подробнее

      
Курс валют сегодня