Выход России из «большой восьмерки» и приостановление работы в ПАСЕ заставляет задуматься о значении международных организаций для российской экономики и политики в настоящий период. Участие в международных институтах – это не только влияние на международной арене, но и издержки, связанные с выполнением ряда обязательств административного и финансового характера.
Очевидно, что различные международные организации имеют разную степень приоритетности для России. Условно их можно подразделить на экономические и политические институты.
Наиболее уязвимым остается положение России в политических международных институтах, где российские переговорные позиции в настоящее время сильно пошатнулись в связи с событиями на Украине. Результат не заставил себя долго ждать в случае с ПАСЕ и «восьмеркой». По заверениям МИД РФ, исключение России из «восьмерки» и приостановление работы в ПАСЕ не является знаком поражения Российской Федерации на международной арене.
Аргумент дипломатического ведомства заключался в том, что саммиты «группы восьми» давно исчерпали актуальность, а прекращение контактов с ПАСЕ – ответная мера на лишение права голоса в организации. Однако это ставит вопрос о целесообразности нашего участия в такого рода структурах и их результативности. Для чего мы участвовали в «восьмерке» до последнего, если она все равно не была дееспособной? И в чем смысл возвращения в ПАСЕ в декабре 2015 года, если мы не участвуем в совместной работе парламентариев в наиболее острый момент политического кризиса в Европе? Эти вопросы вполне логично могут породить дискурс о необходимости участия и в других международных политических институтах.
С экономическими институтами дело обстоит иначе. Неучастие нашей страны в экономических организациях влечет не только финансовые, но и политические риски, связанные с невыполнением принятых обязательств. К примеру, участие России в международных финансовых организациях, таких как Всемирный банк и МВФ, является крайне деликатным вопросом в условиях внутриэкономического и внешнеполитического кризиса. С одной стороны, финансовые институты требуют предоставления ресурсов. С другой – именно эти структуры помогают Российской Федерации получать эффект экономии от масштаба в рамках участия в международных проектах.
Так, реализация проектов по линии содействия международному развитию через трастовые фонды международных экономических организаций позволяет России работать в тех странах, в которых наша страна не имеет представительств или имеет ограниченное присутствие, привлекать дополнительные средства для усиления эффективности, а также снижать свои затраты за счет использования имеющихся у организаций ресурсов и инфраструктуры на местах. По общим подсчетам, взносы России в такие организации за 2013 год составили 351,81 млн долларов.
К примеру, Россия является партнером Международной ассоциации развития (МАР) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). На сегодняшний день Россия участвует в 18 трастовых фондах, которыми управляет МАР/МБРР от имени российского правительства (в семи индивидуальных и 11 мультидонорских). Объем финансирования фондов российской стороной составил более 248 млн долларов. Возникает вопрос – для чего направлять бюджетные средства за рубеж в период кризиса? Ответ прост: без такого рода механизмов отстаивание Россией своих геополитических интересов в беднейших странах станет еще более дорогой и еще более сложно решаемой задачей. В настоящее время российский бюджет не сможет решить задачу обеспечения прямого двустороннего сотрудничества со странами различных регионов мира. Однако отсутствие России в ряде стран обойдется нам намного дороже с геополитической точки зрения в будущем.
Для сравнения: «благотворительность» на евразийском пространстве обходится России в десятки раз дороже. Так, только антикризисная помощь странам ЕврАзЭС в кризисном 2009 году стоила российскому бюджету 7,5 млрд долларов, а объем российских ресурсов в уставном капитале Евразийского банка развития (ЕАБР) составляет 1 млрд долларов.
Более дорогими являются двусторонние проекты, связанные с предоставлением прямых займов и помощи иностранным государствам, таким как Афганистан, Киргизия, Таджикистан, Вьетнам, Замбия, Гвинея, Республика Куба. К примеру, объем двусторонних российских концессионных займов и грантов в 2013 году превысил 361 млн долларов. Эта цифра не включает «конъюнктурную» и гуманитарную помощь, которую Москва предоставляет в зависимости от складывающейся ситуации в различных регионах мира (преимущественно в странах Африки и СНГ). Стоимость реагирования на конъюнктуру может быть весьма высокой. Так, только в 2013 году объем гуманитарной помощи, предоставленной Россией, составил 32 млн долларов.
Сотрудничество с МВФ в настоящее время не накладывает на Россию неподъемных обязательств. Москва перестала быть заемщиком, полностью рассчитавшись с организацией еще в 2005 году. Однако статус донора в организации определяет необходимость участия России в механизмах финансирования, закрепленных статьями соглашения МВФ.
В период профицитного бюджета со своей новой ролью Россия справлялась вполне успешно. За 2005–2008 годы российское правительство направило в МВФ 1,2 млрд долларов. Более того, в 2013 году Россия перечислила 10 млрд долларов США в качестве исполнения решения лидеров стран «двадцатки» о пополнении ресурсов МВФ. Много это или мало – сложно ответить. Но нельзя забывать, что за время переходного периода Россия привлекла у МВФ порядка 15,6 млрд долларов для поддержки финансовой системы. Основными издержками был условный характер займов, связанный с выполнением рекомендованных экономических и финансовых реформ.
С высокой долей вероятности текущий кризис способствует сокращению расходов российского правительства на участие в международных экономических организациях. Тем не менее Россия сохраняет за собой право использовать механизмы международных экономических организаций для обеспечения своих интересов в различных регионах мира при использовании возможности экономии средств за счет эффекта от масштаба, появлению которого могут способствовать институты. Это даст РФ шанс не упустить возможность оказывать воздействие на страны – получателей помощи, предоставляемой Россией через международные институты.
Несомненно, Россия продолжит интеграцию на постсоветском пространстве в рамках институтов Евразийского экономического союза, несмотря на рост издержек для остальных партнеров в связи с российским экономическим кризисом. Не остановится Москва и на выполнении проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом международные институты могут выступать в качестве агентов для реализации такого рода инициатив. Это может превысить потенциальные выгоды от участия в международных организациях над издержками.
Юрий ЗАЙЦЕВ, эксперт Института Гайдара, для
Лучшие новости сегодня
Вы искали сегодня
Другие новости сегодня
Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...
Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...
Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...
Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами
ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...
Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
На завтра, 16.11.2024 г., курс доллара США, официально устанавливаемый
ПодробнееВ комитете Госдумы по промышленности и торговле разработан законопроект о квоте
ПодробнееНАЛОГИ, БУХУЧЕТ Вводится уголовное наказание за организацию сдачи и сбыта
ПодробнееПромокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и
ПодробнееПроект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое
ПодробнееАнализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в
ПодробнееЭкономика сегодня
Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...
Подробнее Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...
Подробнее Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...
Подробнее Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами
Подробнее ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...
Подробнее Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами
Подробнее
Комментарии (0)