Сегодня глава Нацбанка Казахстана Кайрат Келимбетов выступал в парламенте, где ответил на многие вопросы: о будущем курсе тенге, о финансовом центре и почему изменилась схема конвертации средств из Нацфонда, сообщает корреспондент Nur.kz.
Выдержки из выступления Келимбетова предоставила пресс-служба НБ РК. Далее приводим их.
Что будет с тенге?
По вопросу – что дальше будет? Мы перешли к плавающему обменному курсу, плавающий обменный курс – это не девальвация, которая раньше была, поставили 150 или 120, и держать 5 лет и пускать слухи, будет 120 или 150, это не так. Вы наверняка внимательно следите за нашими соседями, российский рубль был 44, потом стал 80, потом ушел в 60, это более диверсифицированная и большая экономика, нам наверное, такие большие волатильности сложнее переносить. Поэтому НБРК через участие в интервенции в случае необходимости в целом балансирует. Мы считаем, что тот курс, который у нас есть, сегодня на утро он был в районе 277, это наверное тот равновесный курс который казахстанской экономике нужен на сегодня. Вопрос – когда казахстанская экономика приспособится к этому новому курсу?
Вообще после перехода к инфляционному таргетированию, как правило, от 6-12 месяцев, любая экономика приспосабливается к новому курсу и новому режиму ДКП, как пойдет тенге дальше — это зависит от следующих факторов.
Первый – конечно, главный фактор – цены на нефть. Если я с каждого спрошу — что будет с ценами на нефть, половина скажет, что цены будут расти от 60, половина скажет будет падать до 40, в конце общий консенсус, что она будет в районе 50, если она будет в районе 50, то тенге будет оставаться, в том районе что он уже сейчас.
Если цены на нефть будут падать, то наши соседи будут в рецессии, мы уже перешли на тот плавающий курс, который абсорбирует эти шоки, позволяет нам на это реагировать, если цены на нефть будут расти, это не за горами, цены на нефть будут расти в 3-5 летней перспективе, все равно это мировая цикличная экономика, тенге будет укрепляться и все будут продавать и радоваться той прибыли, которую они получили.
Куда тратятся деньги Нацфонда
Модель Нацфонда заключается в следующем. Все доходы от нефти и налоги уходят не в бюджет, а Нацфонд, сегодня там было чуть меньше 68 млрд.долларов, это большая сумма, если туда добавить 28 млрд. ЗВР НБРК, это будет более 98 млрд долларов. В 2008 году у нас было резервов чуть выше 50 млрд долларов. Мы тогда справились с кризисом и все было хорошо, а как теперь дальше работать? Вот деньги поступают в Нацфонд, дальше от Нацфонда уходят в следующие направления:
Во-первых, они уходят только по разрешению либо парламента, через бюджетный процесс, то есть, сюда приходят МинФинансов МинЭкономики и др, и говорят: «вот по такой-то такой то программе из Нацфонда выделяется 1 трлн 300 млрд тенге» Эти деньги прозрачные и их контролирует госконтроль, финконтроль и Счетный комитет.
Есть деньги, которые идут через Нурлы Жол, это контрцикличная политика — 3 млрд. в год, на строительство дороги из Астаны и соединять с другими городами и железные дороги будут строится, это тоже те деньги, которые выделяются через бюджет, не напрямую. Деньги выделяются в Минфин, как доллары они лежат в Нацфонде, мы раньше через свои резервы продавали, теперь продаем напрямую на рынке, и кто-то покупает, мы тенге отдаем в бюджет, доллары — остаются.
Третьий вопрос – те деньги, которые выделяются по специальным решением Советом под управлению Нацфондом, на те программы, которые касались на проведение ЭКСПО, я понимаю, что у вас была озабоченность по целевому и эффективному использованию ЭКСПО, сейчас там ведется большая работа правоохранительными органами, и они в самое ближайшее время проинформируют, но та работа, которая, или те запланированные объемы что были, они остаются и дополнительных денег на это выделяться не будет.
О финансовом центре в Астане
Сегодня приняли законопроект о создании МФЦА. Законопроект подразумевает с собой создание Международного Финансового Центра в Астане начиная с 1-января 2018-года, после проведения выставки ЭКСПО-2017, вот эта ограниченная территория будет представлять с собой территорию Финцентра.
МФЦА будет состоять из органов управления. Самым главным органом управлением будет Совет по управлению МФЦА, его будет возглавлять президент, туда будут входить члены правительства и представители мирового финансового сообщества. Также будут созданы администрация ФинЦентра и финансовый Суд. И также будет создан финрегулятор этого центра. Все эти органы являются аналогами соответствующих органов управления в Дубайском международном Финцентре.
Как вы знаете, в 2004-году также в этой стране начали строить этот центр, он достиг больших успехов, и мы сейчас по аналогии МФЦА, изучив опыт других финцентров как Лондон, Сингапур, Гонконг и Торонто, наилучшие стандарты этих финцентров, постарались в этом Законе расположить. Этот Закон рамочный. Он является конституционным, он станет основой законодательства. Законодательство будет создаваться в течение 2016-2018 годов, которые очень точно и подробно опишут, что будет в этом финцентре. Прежде всего это особый правовой режим.
Особый правовой режим подразумевает с собой создание особого налогового, визового и упрощенного режима. И это позволит нам в свою очередь привлечь международных инвесторов, для того, чтобы они работали также, как и в других странах.
Кроме того, на 50 лет будут освобождаться доходы тех компаний, которые работают в этом финансовом центре, как корпоративный подоходный налог, так и индивидуальный, тех сотрудников которые будут там работать.
Мы в целом считаем, что это большая веха, которая позволяет учесть нам структурные реформы. И сегодняшний Закон, на мой взгляд, полностью соответствует тому поручению, которое было дано Главой государства о создании Меж.ФинЦентра.
3 млрд.тенге будет выделяться уже с 2016-года, в 2017-году чуть меньше 3 млрд.тенге.
Нацбанк РК в соответствие с Указом, должен быть передислоцирован, мы сейчас в связи со сложной финансовой и экономической ситуации, рассматриваем базы, возможности переезда, скорее всего, речь идет о тех макроэконом.подразделениях, и подразделениях, которые ориентированы на создание МФЦА, но в целом есть понимание, что регулирующие, департаменты, они должны оставаться в Алматы.
Создание МФЦА не требует переезда офисов БВУ, поскольку Алматы — крупнейший мегаполис, они могут по своему желанию работать в Алматы, и все эти органы НБРК, которые взаимодействованы с ними в Алматы, они в Алматы будут оставаться, поэтому такого срочного вопроса на повестке дня не стоит.
Почему отказались от идеи ФинЦентра Алматы?
Не отказались от идеи фин.центра, просто тот опыт который был по созданию финцентра в Алматы, он был признан недостаточно успешным, вы знаете, что в 2004-2007-была такая попытка, много органов тогда за это отвечало, это и Нацбанк и АФН, было специальное Агентство по РФЦА, но недостаточная концентрация усилия со стороны госорганов, и в последствие мировой финкризис 2008-2010 годах, и те планы нарушил, и было принято политическое решение, что попытку перезапустить финцентра в РК, и наиболее удобным это делать в Астане, кстати, хотелось бы сказать, что больших средств на предыдущих попытках не было затрачено.
Законодательство сильно не менялось, поэтому решили поменять законодательство, после выставки у нас будет прекрасная инфраструктура мирового уровня, коммуникации, и это даст синергетический эффект, и мы считаем, что каких-то дополнительных сверхусилии по созданию финцентра не нужно.
Но каким основным уроком был? Все-таки не было создано законодательства, мировых стандартов, это англосаксонское право, независимый суд и независимые судьи, в том числе, независимый арбитраж, английский язык, все это создается в межфинцентре Астана и мы очень надеемся, что это необходимые условия и дополнительные условия Правительства, нацхолдингов по приватизации крупнейших пакетов, будущих Айпио, все это даст соответствующий эффект, и мы все это по праву бизнес-хаб и финцентр ЦентрАзии сможем, действительно быть интересными и для глобальных инвесторов — для наших партнеров, и ЕАЭС, ШОС, в целом ЦА, и считаю, что есть такая возможность.
Почему решили менять схему конвертации?
Мы не решили поменять схему конвертации. Вот такая ситуация — мы в августе 2015 года перешли на новый курс денежно-кредитной политики, он называется инфляционное таргетирование. Он подразумевает с собой ориентирование на инфляцию.
Мы наблюдали в первый месяц, в августе-сентябре, как формируется курс тенге, так как рынок в предыдущий период считал, что тенге недооценен, и соответственно, должен стоить больше, в связи с ослаблениями, в связи с ценами на нефть и российским рублем, и многими другими факторами.
В целом, тенге в первый неделе был в районе 250 тенге за доллар, потом ослабился до 270, затем спекулятивная атака была и НБРК был вынужден вмешаться, мы с самого начала предупреждали, что НБРК по причине защиты ценовой и финстабильности, а что такое ценовая стабильность, это когда НБРК ставит перед с собой задачи, чтобы уровень инфляции не выходил с коридора 6-8%.
Раньше мы конвертировали в ЗВР, из ЗВР осуществляли вами любимые интервенции, и никто не спрашивал как это происходило, а сегодня поскольку мы уже в новом режиме, мы не конвертируем ЗВР, мы напрямую продаем средства Нацфонда из Нацфонда для участников финрынка и мы объявили, что в октябре месяце по плану у нас есть конвертации в определенном плане, в том числе, связанные с операциями нацкомпании, таких как КМГ.
Мы хотим этим сказать одно. Предложение долларов – избыточные, когда в предыдущие 2 недели, банки говорили, что долларов не хватает, так как, никто не хочет продавать, на самом деле, операции за август-сентябрь они маленькие, они в день не превышали 100-200 млн.долларов, до перехода к ИТ, эти операции 500-600 млн.долларов, основной поставщик в экономику был НБРК, который не только резервы НБРК, но и резервы Нацфонда также конвертировал. Мы эту функцию восстановили, и это естественная конвертация доллара, наша экономика получает доходы от долларов, после продажи нефти и других минресурсов и зерна. Долларов у нас предостаточно. Недостатка доллара мы не испытываем.
Кстати, сегодня стало известно, что проблемы экономики Казахстана будут решать за счет пенсионных накоплений.
Сегодня глава Нацбанка Казахстана Кайрат Келимбетов выступал в парламенте, где ответил на многие вопросы: о будущем курсе тенге, о финансовом центре и почему изменилась схема конвертации средств из Нацфонда, сообщает корреспондент Nur.kz. Выдержки из выступления Келимбетова предоставила пресс-служба НБ РК. Далее приводим их. Что будет с тенге? По вопросу – что дальше будет? Мы перешли к плавающему обменному курсу, плавающий обменный курс – это не девальвация, которая раньше была, поставили 150 или 120, и держать 5 лет и пускать слухи, будет 120 или 150, это не так. Вы наверняка внимательно следите за нашими соседями, российский рубль был 44, потом стал 80, потом ушел в 60, это более диверсифицированная и большая экономика, нам наверное, такие большие волатильности сложнее переносить. Поэтому НБРК через участие в интервенции в случае необходимости в целом балансирует. Мы считаем, что тот курс, который у нас есть, сегодня на утро он был в районе 277, это наверное тот равновесный курс который казахстанской экономике нужен на сегодня. Вопрос – когда казахстанская экономика приспособится к этому новому курсу? Вообще после перехода к инфляционному таргетированию, как правило, от 6-12 месяцев, любая экономика приспосабливается к новому курсу и новому режиму ДКП, как пойдет тенге дальше — это зависит от следующих факторов. Первый – конечно, главный фактор – цены на нефть. Если я с каждого спрошу — что будет с ценами на нефть, половина скажет, что цены будут расти от 60, половина скажет будет падать до 40, в конце общий консенсус, что она будет в районе 50, если она будет в районе 50, то тенге будет оставаться, в том районе что он уже сейчас. Если цены на нефть будут падать, то наши соседи будут в рецессии, мы уже перешли на тот плавающий курс, который абсорбирует эти шоки, позволяет нам на это реагировать, если цены на нефть будут расти, это не за горами, цены на нефть будут расти в 3-5 летней перспективе, все равно это мировая цикличная экономика, тенге будет укрепляться и все будут продавать и радоваться той прибыли, которую они получили. Куда тратятся деньги Нацфонда Модель Нацфонда заключается в следующем. Все доходы от нефти и налоги уходят не в бюджет, а Нацфонд, сегодня там было чуть меньше 68 млрд.долларов, это большая сумма, если туда добавить 28 млрд. ЗВР НБРК, это будет более 98 млрд долларов. В 2008 году у нас было резервов чуть выше 50 млрд долларов. Мы тогда справились с кризисом и все было хорошо, а как теперь дальше работать? Вот деньги поступают в Нацфонд, дальше от Нацфонда уходят в следующие направления: Во-первых, они уходят только по разрешению либо парламента, через бюджетный процесс, то есть, сюда приходят МинФинансов МинЭкономики и др, и говорят: «вот по такой-то такой то программе из Нацфонда выделяется 1 трлн 300 млрд тенге» Эти деньги прозрачные и их контролирует госконтроль, финконтроль и Счетный комитет. Есть деньги, которые идут через Нурлы Жол, это контрцикличная политика — 3 млрд. в год, на строительство дороги из Астаны и соединять с другими городами и железные дороги будут строится, это тоже те деньги, которые выделяются через бюджет, не напрямую. Деньги выделяются в Минфин, как доллары они лежат в Нацфонде, мы раньше через свои резервы продавали, теперь продаем напрямую на рынке, и кто-то покупает, мы тенге отдаем в бюджет, доллары — остаются. Третьий вопрос – те деньги, которые выделяются по специальным решением Советом под управлению Нацфондом, на те программы, которые касались на проведение ЭКСПО, я понимаю, что у вас была озабоченность по целевому и эффективному использованию ЭКСПО, сейчас там ведется большая работа правоохранительными органами, и они в самое ближайшее время проинформируют, но та работа, которая, или те запланированные объемы что были, они остаются и дополнительных денег на это выделяться не будет. О финансовом центре в Астане Сегодня приняли законопроект о создании МФЦА. Законопроект подразумевает с собой создание Международного Финансового Центра в Астане начиная с 1-января 2018-года, после проведения выставки ЭКСПО-2017, вот эта ограниченная территория будет представлять с собой территорию Финцентра. МФЦА будет состоять из органов управления. Самым главным органом управлением будет Совет по управлению МФЦА, его будет возглавлять президент, туда будут входить члены правительства и представители мирового финансового сообщества. Также будут созданы администрация ФинЦентра и финансовый Суд. И также будет создан финрегулятор этого центра. Все эти органы являются аналогами соответствующих органов управления в Дубайском международном Финцентре. Как вы знаете, в 2004-году также в этой стране начали строить этот центр, он достиг больших успехов, и мы сейчас по аналогии МФЦА, изучив опыт других финцентров как Лондон, Сингапур, Гонконг и Торонто, наилучшие стандарты этих финцентров, постарались в этом Законе расположить. Этот Закон рамочный. Он является конституционным, он станет основой законодательства. Законодательство будет создаваться в течение 2016-2018 годов, которые очень точно и подробно опишут, что будет в этом финцентре. Прежде всего это особый правовой режим. Особый правовой режим подразумевает с собой создание особого налогового, визового и упрощенного режима. И это позволит нам в свою очередь привлечь международных инвесторов, для того, чтобы они работали также, как и в других странах. Кроме того, на 50 лет будут освобождаться доходы тех компаний, которые работают в этом финансовом центре, как корпоративный подоходный налог, так и индивидуальный, тех сотрудников которые будут там работать. Мы в целом считаем, что это большая веха, которая позволяет учесть нам структурные реформы. И сегодняшний Закон, на мой взгляд, полностью соответствует тому поручению, которое было дано Главой государства о создании Меж.ФинЦентра. 3 млрд.тенге будет выделяться уже с 2016-года, в 2017-году чуть меньше 3 млрд.тенге. Нацбанк РК в соответствие с Указом, должен быть передислоцирован, мы сейчас в связи со сложной финансовой и экономической ситуации, рассматриваем базы, возможности переезда, скорее всего, речь идет о тех макроэконом.подразделениях, и подразделениях, которые ориентированы на создание МФЦА, но в целом есть понимание, что регулирующие, департаменты, они должны оставаться в Алматы. Создание МФЦА не требует переезда офисов БВУ, поскольку Алматы — крупнейший мегаполис, они могут по своему желанию работать в Алматы, и все эти органы НБРК, которые взаимодействованы с ними в Алматы, они в Алматы будут оставаться, поэтому такого срочного вопроса на повестке дня не стоит. Почему отказались от идеи ФинЦентра Алматы? Не отказались от идеи фин.центра, просто тот опыт который был по созданию финцентра в Алматы, он был признан недостаточно успешным, вы знаете, что в 2004-2007-была такая попытка, много органов тогда за это отвечало, это и Нацбанк и АФН, было специальное Агентство по РФЦА, но недостаточная концентрация усилия со стороны госорганов, и в последствие мировой финкризис 2008-2010 годах, и те планы нарушил, и было принято политическое решение, что попытку перезапустить финцентра в РК, и наиболее удобным это делать в Астане, кстати, хотелось бы сказать, что больших средств на предыдущих попытках не было затрачено. Законодательство сильно не менялось, поэтому решили поменять законодательство, после выставки у нас будет прекрасная инфраструктура мирового уровня, коммуникации, и это даст синергетический эффект, и мы считаем, что каких-то дополнительных сверхусилии по созданию финцентра не нужно. Но каким основным уроком был? Все-таки не было создано законодательства, мировых стандартов, это англосаксонское право, независимый суд и независимые судьи, в том числе, независимый арбитраж, английский язык, все это создается в межфинцентре Астана и мы очень надеемся, что это необходимые условия и дополнительные условия Правительства, нацхолдингов по приватизации крупнейших пакетов, будущих Айпио, все это даст соответствующий эффект, и мы все это по праву бизнес-хаб и финцентр ЦентрАзии сможем, действительно быть интересными и для глобальных инвесторов — для наших партнеров, и ЕАЭС, ШОС, в целом ЦА, и считаю, что есть такая возможность. Почему решили менять схему конвертации? Мы не решили поменять схему конвертации. Вот такая ситуация — мы в августе 2015 года перешли на новый курс денежно-кредитной политики, он называется инфляционное таргетирование. Он подразумевает с собой ориентирование на инфляцию. Мы наблюдали в первый месяц, в августе-сентябре, как формируется курс тенге, так как рынок в предыдущий период считал, что тенге недооценен, и соответственно, должен стоить больше, в связи с ослаблениями, в связи с ценами на нефть и российским рублем, и многими другими факторами. В целом, тенге в первый неделе был в районе 250 тенге за доллар, потом ослабился до 270, затем спекулятивная атака была и НБРК был вынужден вмешаться, мы с самого начала предупреждали, что НБРК по причине защиты ценовой и финстабильности, а что такое ценовая стабильность, это когда НБРК ставит перед с собой задачи, чтобы уровень инфляции не выходил с коридора 6-8%. Раньше мы конвертировали в ЗВР, из ЗВР осуществляли вами любимые интервенции, и никто не спрашивал как это происходило, а сегодня поскольку мы уже в новом режиме, мы не конвертируем ЗВР, мы напрямую продаем средства Нацфонда из Нацфонда для участников финрынка и мы объявили, что в октябре месяце по плану у нас есть конвертации в определенном плане, в том числе, связанные с операциями нацкомпании, таких как КМГ. Мы хотим этим сказать одно. Предложение долларов – избыточные, когда в предыдущие 2 недели, банки говорили, что долларов не хватает, так как, никто не хочет продавать, на самом деле, операции за август-сентябрь они маленькие, они в день не превышали 100-200 млн.долларов, до перехода к ИТ, эти операции 500-600 млн.долларов, основной поставщик в экономику был НБРК, который не только резервы НБРК, но и резервы Нацфонда также конвертировал. Мы эту функцию восстановили, и это естественная конвертация доллара, наша экономика получает доходы от
Комментарии (0)