Цены на нефть снижаются с каждым днем. С августа 2014 года стоимость нефти марки Brent упала почти на 50%. Однако цены на бензин в Казахстане до сих пор остаются высокими и за год снизились всего на 15%. Экономисты рассказали о том, почему так происходит и стоит ли казахстанцам ожидать дальнейшего снижения цен на ГСМ?
Большинство людей привыкли, что цена на любой товар или услугу складывается «снизу-вверх», то есть из первоначальных затрат до конечной продукции. Например, цена детской игрушки складывается из стоимости сырья (пластмассы, ткани, резины и т.д.), стоимости производства, рекламы, продвижения и т.д. в конечном счете образуя стоимость готовой игрушки.
В Казахстане на рынке ГСМ – все наоборот. Розничные цены на бензин и дизельное топливо устанавливаются постановлениями правительства РК, то есть «сверху-вниз». Исходя из этого, складываются все остальные цены на этом рынке.
«Трейдеры, отнимая от розничной цены свои расходы и прибыль, которую хотят получить (относительно небольшую), определяют цену на нефть для недропользователей. В такой ситуации недропользователь, в принципе, никакого влияния на формирование цены на нефть на внутренний рынок не имеет», — поясняет директор «Oil Gas Project» Жарас Ахметов.
По словам генерального директора ТОО «BRB INVEST» Галима Хусаинова цена на бензин складывается из нескольких составляющих — стоимости сырья, стоимости переработки, транспортировки и налогов на экспорт нефти.
При падении стоимости нефти, цена на бензин будет падать не пропорционально, так как стоимость переработки не зависит от стоимости нефти в мире.
«Также, в Казахстане рынок ГСМ регулируется государством и этот продукт не является эластичным, поэтому трейдеры будут всегда держать предельную стоимость. Государство не всегда снижает цену адекватно снижению стоимости сырья в мире», — говорит Галим Хусаинов.
Таким образом, мы видим, что государство играет ключевую роль на этом рынке.
Давайте рассмотрим подробнее как происходит процесс взаимодействия игроков на этом рынке.
Схема взаимодействия игроков на рынке ГСМ
a) Трейдер закупает нефть у недропользователя и поставляет ее на НПЗ (нефтеперерабатывающий завод). Сами нефтедобытчики редко ставят свою нефть на НПЗ. Это связано с тем, что, как правило, нефть на внутренний рынок ставят средние и малые компании, с относительно небольшими объемами добычи, часть из которой идет на экспорт. НПЗ же заинтересованы в больших объемах поставок от малого количества поставщиков – им так удобнее работать.
b) НПЗ дает поставщику нефти (трейдеру), на основе анализа сырья, так называемую «разгонку» — сколько получится мазута, бензина, дизельного топлива и количество потерь.
c) Поставщик платит стоимость переработки и полученные нефтепродукты отправляет на нефтебазы, откуда они распределяются по розничным сетям. Мазут, как правило, идет на экспорт.
К стати, в ценообразовании стоимости нефти на внутренний рынок важную роль играет мазут. В осенне-зимний период на его экспорт повышают пошлину – до 112 долларов за тонну, что означает понижение цены на нефть на внутренний рынок примерно на 50 – 60 долларов.
Чего ожидать казахстанцам?
По мнению Галима Хусаинова вряд ли стоит ожидать снижение цен на бензин в Казахстане.
«Цена на бензин как в Казахстане, так и в Белоруссии складывается одинаково, другое дело, что в каждой стране своя структура себестоимости. Очевидно, что в России выше доля налогов на нефть, что стимулирует внутреннюю переработку, а также современные заводы, с которыми нам сложно конкурировать», — говорит Галим Хусаинов.
По словам эксперта снижению цен на бензин может способствовать реконструкция казахстанских НПЗ и /или строительство нового НПЗ, так как с увеличением выхода светлых сортов ГСМ падает себестоимость переработки.
По мнению директора аналитического департамента АО «Асыл-Инвест» Айвара Байкенова, возможно, ближе к осени (тем более это сезон сборки) снижение цен га ГСМ все-таки будет.
«В условиях кризиса в экономике и снижения доходов бизнеса снижение цен на ГСМ было бы определенным инструментом поддержки, так как на долю топлива и транспорт (стоимость услуг также привязана к ценам на бензин) приходится значительная часть производственных и операционных расходов», — говорит Айвар Байкенов.
По его мнению Айвара Байкенова причиной высоких цен на ГСМ может быть сговор на оптовом рынке и недостаточный контроль со стороны государства.
«На рынке ГСМ необходимо отметить и неполноценное регулирование. Контроль цен осуществляется только в конечном звене – на этапе розничной реализации. Тогда как основное ценообразование происходит на оптовом рынке, где продавцы, по всей видимости, получают достаточно внушительную маржу. Регулирования на оптовом рынке не происходит, на что и ссылаются розничные продавцы ГСМ. А насколько мы понимаем, оптовый рынок контролируются сильными игроками с серьезными административными ресурсами и лобби. Поэтому основная проблема, на наш взгляд, кроется именно здесь», — считает аналитик АО «Асыл-Инвест».
По словам Жараса Ахметова в осенне-зимний период может даже наблюдаться повышение цен на ГСМ. Как уже говорилось выше, в этот период на экспорт мазута повышают пошлину до 112 долларов за тонну, что предполагает понижение цены на нефть на внутреннем рынке. Это означает, что понизится цена и на мазут. Тогда может оказаться так, что недропользователям будет невыгодно в осенне-зимний период ставить нефть на внутренний рынок – ее цена окажется ниже себестоимости.
«У правительства в такой ситуации есть две альтернативы: 1) повысить розничные цены на бензин и дизельное топливо или 2) серьезно понизить пошлину на мазут в осенне-зимний период.
В текущей ситуации и то, и другое решение для правительства не очень привлекательны. В первом случае могут получить социальное недовольство, во втором – сокращение поступлений в бюджет. Думаю, правительство будет действовать по обстановке, выбирая какое из двух зол меньше», — говорит Жарас Ахметов.
По словам экспертов, принципиально вопрос решается за счет увеличения глубины переработки и сокращения выхода мазута. Строительство нового крупного НПЗ будет экономически оправдано при рыночном ценообразовании и снятие запрета на экспорт светлых нефтепродуктов.
Надо помнить, что крупные нефтедобывающие компании, за редким исключением, освобождены от обязательств по поставкам нефти на внутренний рынок. Объем сырья для нового НПЗ появится только в том случае, если это будет выгодно крупным нефтедобытчикам.
Таким образом, все будет зависеть от воли правительства. В принятии решения по цене оно будет исходить из уровня загрузки НПЗ, поступлений в бюджет и социального самочувствия населения.
Как менялись цены на ГСМ
Напомним, что последнее изменение цен на ГСМ было в мае 2015 года. В приказе министра энергетики Казахстана от 19 мая 2015 года, говорится, что предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, устанавливаются в следующих размерах:
дизельное топливо – 99 тенге за литр;
Аи-80 – 89 тенге за литр;
Аи-92/93 – 108 тенге за литр.
До этого 11 февраля текущего года стоимость топлива была определена на уровнях: дизельное топливо – 99 тенге за литр; АИ-80 – 89 тенге за литр; АИ-92/93 – 99 тенге за литр.
30 декабря 2014 года предельные цены на ГСМ были: дизельное топливо – 107 тенге /литр, Аи-80 – 89 тенге/литр, Аи92/93 – 109 тенге за литр.
В августе 2014 года Аи-92/93 стоил 128 тенге за литр.
Цены на нефть снижаются с каждым днем. С августа 2014 года стоимость нефти марки Brent упала почти на 50%. Однако цены на бензин в Казахстане до сих пор остаются высокими и за год снизились всего на 15%. Экономисты рассказали о том, почему так происходит и стоит ли казахстанцам ожидать дальнейшего снижения цен на ГСМ? Большинство людей привыкли, что цена на любой товар или услугу складывается «снизу-вверх», то есть из первоначальных затрат до конечной продукции. Например, цена детской игрушки складывается из стоимости сырья (пластмассы, ткани, резины и т.д.), стоимости производства, рекламы, продвижения и т.д. в конечном счете образуя стоимость готовой игрушки. В Казахстане на рынке ГСМ – все наоборот. Розничные цены на бензин и дизельное топливо устанавливаются постановлениями правительства РК, то есть «сверху-вниз». Исходя из этого, складываются все остальные цены на этом рынке. «Трейдеры, отнимая от розничной цены свои расходы и прибыль, которую хотят получить (относительно небольшую), определяют цену на нефть для недропользователей. В такой ситуации недропользователь, в принципе, никакого влияния на формирование цены на нефть на внутренний рынок не имеет», — поясняет директор «Oil Gas Project» Жарас Ахметов. По словам генерального директора ТОО «BRB INVEST» Галима Хусаинова цена на бензин складывается из нескольких составляющих — стоимости сырья, стоимости переработки, транспортировки и налогов на экспорт нефти. При падении стоимости нефти, цена на бензин будет падать не пропорционально, так как стоимость переработки не зависит от стоимости нефти в мире. «Также, в Казахстане рынок ГСМ регулируется государством и этот продукт не является эластичным, поэтому трейдеры будут всегда держать предельную стоимость. Государство не всегда снижает цену адекватно снижению стоимости сырья в мире», — говорит Галим Хусаинов. Таким образом, мы видим, что государство играет ключевую роль на этом рынке. Давайте рассмотрим подробнее как происходит процесс взаимодействия игроков на этом рынке. Схема взаимодействия игроков на рынке ГСМ a) Трейдер закупает нефть у недропользователя и поставляет ее на НПЗ (нефтеперерабатывающий завод). Сами нефтедобытчики редко ставят свою нефть на НПЗ. Это связано с тем, что, как правило, нефть на внутренний рынок ставят средние и малые компании, с относительно небольшими объемами добычи, часть из которой идет на экспорт. НПЗ же заинтересованы в больших объемах поставок от малого количества поставщиков – им так удобнее работать. b) НПЗ дает поставщику нефти (трейдеру), на основе анализа сырья, так называемую «разгонку» — сколько получится мазута, бензина, дизельного топлива и количество потерь. c) Поставщик платит стоимость переработки и полученные нефтепродукты отправляет на нефтебазы, откуда они распределяются по розничным сетям. Мазут, как правило, идет на экспорт. К стати, в ценообразовании стоимости нефти на внутренний рынок важную роль играет мазут. В осенне-зимний период на его экспорт повышают пошлину – до 112 долларов за тонну, что означает понижение цены на нефть на внутренний рынок примерно на 50 – 60 долларов. Чего ожидать казахстанцам? По мнению Галима Хусаинова вряд ли стоит ожидать снижение цен на бензин в Казахстане. «Цена на бензин как в Казахстане, так и в Белоруссии складывается одинаково, другое дело, что в каждой стране своя структура себестоимости. Очевидно, что в России выше доля налогов на нефть, что стимулирует внутреннюю переработку, а также современные заводы, с которыми нам сложно конкурировать», — говорит Галим Хусаинов. По словам эксперта снижению цен на бензин может способствовать реконструкция казахстанских НПЗ и /или строительство нового НПЗ, так как с увеличением выхода светлых сортов ГСМ падает себестоимость переработки. По мнению директора аналитического департамента АО «Асыл-Инвест» Айвара Байкенова, возможно, ближе к осени (тем более это сезон сборки) снижение цен га ГСМ все-таки будет. «В условиях кризиса в экономике и снижения доходов бизнеса снижение цен на ГСМ было бы определенным инструментом поддержки, так как на долю топлива и транспорт (стоимость услуг также привязана к ценам на бензин) приходится значительная часть производственных и операционных расходов», — говорит Айвар Байкенов. По его мнению Айвара Байкенова причиной высоких цен на ГСМ может быть сговор на оптовом рынке и недостаточный контроль со стороны государства. «На рынке ГСМ необходимо отметить и неполноценное регулирование. Контроль цен осуществляется только в конечном звене – на этапе розничной реализации. Тогда как основное ценообразование происходит на оптовом рынке, где продавцы, по всей видимости, получают достаточно внушительную маржу. Регулирования на оптовом рынке не происходит, на что и ссылаются розничные продавцы ГСМ. А насколько мы понимаем, оптовый рынок контролируются сильными игроками с серьезными административными ресурсами и лобби. Поэтому основная проблема, на наш взгляд, кроется именно здесь», — считает аналитик АО «Асыл-Инвест». По словам Жараса Ахметова в осенне-зимний период может даже наблюдаться повышение цен на ГСМ. Как уже говорилось выше, в этот период на экспорт мазута повышают пошлину до 112 долларов за тонну, что предполагает понижение цены на нефть на внутреннем рынке. Это означает, что понизится цена и на мазут. Тогда может оказаться так, что недропользователям будет невыгодно в осенне-зимний период ставить нефть на внутренний рынок – ее цена окажется ниже себестоимости. «У правительства в такой ситуации есть две альтернативы: 1) повысить розничные цены на бензин и дизельное топливо или 2) серьезно понизить пошлину на мазут в осенне-зимний период. В текущей ситуации и то, и другое решение для правительства не очень привлекательны. В первом случае могут получить социальное недовольство, во втором – сокращение поступлений в бюджет. Думаю, правительство будет действовать по обстановке, выбирая какое из двух зол меньше», — говорит Жарас Ахметов. По словам экспертов, принципиально вопрос решается за счет увеличения глубины переработки и сокращения выхода мазута. Строительство нового крупного НПЗ будет экономически оправдано при рыночном ценообразовании и снятие запрета на экспорт светлых нефтепродуктов. Надо помнить, что крупные нефтедобывающие компании, за редким исключением, освобождены от обязательств по поставкам нефти на внутренний рынок. Объем сырья для нового НПЗ появится только в том случае, если это будет выгодно крупным нефтедобытчикам. Таким образом, все будет зависеть от воли правительства. В принятии решения по цене оно будет исходить из уровня загрузки НПЗ, поступлений в бюджет и социального самочувствия населения. Как менялись цены на ГСМ Напомним, что последнее изменение цен на ГСМ было в мае 2015 года. В приказе министра энергетики Казахстана от 19 мая 2015 года, говорится, что предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, устанавливаются в следующих размерах: дизельное топливо – 99 тенге за литр; Аи-80 – 89 тенге за литр; Аи-92/93 – 108 тенге за литр. До этого 11 февраля текущего года стоимость топлива была определена на уровнях: дизельное топливо – 99 тенге за литр; АИ-80 – 89 тенге за литр; АИ-92/93 – 99 тенге за литр. 30 декабря 2014 года предельные цены на ГСМ были: дизельное топливо – 107 тенге /литр, Аи-80 – 89 тенге/литр, Аи92/93 – 109 тенге за литр. В августе 2014 года Аи-92/93 стоил 128 тенге за литр.
Комментарии (0)