Лихачу заплатите монетой: как изменится стоимость ОСАГО в 2020 году - «Финансы» » Новости Банков
bottom-shape image

Лихачу заплатите монетой: как изменится стоимость ОСАГО в 2020 году - «Финансы»

Лихачу заплатите монетой: как изменится стоимость ОСАГО в 2020 году - «Финансы»


Полисы ОСАГО за год с момента старта реформы в январе 2019 года подешевели в среднем на 5%. Что автомобилисту хорошо, то страховщику убытки. Каким будет продолжение реформы и когда его ждать?


Стартовать второй этап либерализации ОСАГО должен был с начала нынешнего года. Но не сложилось. В середине октября 2019-го депутаты отвергли разработанный Минфином законопроект о продолжении перехода на индивидуальный тариф, аргументировав тем, что предложенные нововведения приведут к росту стоимости «автогражданки» для водителей. До первого чтения он не дошел. Зато подтолкнул депутатов создать свою версию реформирования «автогражданки», которую в первом чтении Госдума планирует рассмотреть в марте нынешнего года. Хотя еще буквально месяц назад глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков прогнозировал, что это произойдет в январе, чтобы в феврале прошли второе и третье чтения.


Рынок ОСАГО уверенно движется к состоянию 2014—2015 годов, когда страхователи покупали поддельные полисы, а страховщики не выплачивали возмещение по настоящим

Впрочем, поскольку никаких серьезных реформ в документе не предлагается, с его принятием, кажется, можно не торопиться. Но это только на первый взгляд. В текущей ситуации рынок ОСАГО уверенно движется к состоянию 2014—2015 годов, когда страхователи покупали поддельные полисы, а страховщики не выплачивали возмещение по настоящим.


Первый успех


Российский союз автостраховщиков (РСА) в конце января обнародовал результаты первого этапа либерализации «автогражданки», конечная цель которой — переход на индивидуальные тарифы. Чтобы полисы для лихачей за рулем стоили значительно дороже, чем для аккуратных водителей, страховщикам дали небольшой карт-бланш. Во-первых, расширили на 20% вверх и вниз тарифный коридор, из которого они выбирают свою базовую ставку — до 2 746—4 942 рублей. Во-вторых, реформировали коэффициент «возраст-стаж», и теперь в нем вместо четырех градаций 58. В-третьих, определились с коэффициентом «бонус-малус» (КБМ): если у автовладельца было несколько разных значений, за ним закрепили самый низкий, то есть наиболее выгодный для него. Кроме того, КБМ перестал «сгорать» в случае перерыва в вождении.


Результаты нововведений оказались позитивными для автомобилистов: в 74 регионах, где проживают более 95% всех автовладельцев, средняя страховая премия снизилась на 5% до 5 423 рублей. На 5% выросло количество водителей, имеющих КБМ меньше 1, то есть получающих скидку за безаварийную езду. Таких почти 90% от общего числа, или 33,8 млн человек. Причем в максимальном размере (50%) ее получили почти четверть страхователей.


[img]blob:https://bankir.ru/cb481876-bb41-4efc-8db3-d387acd99019[/img]

Страховщик под давлением


Автомобилисты стали платить меньше. Но и заработки страховщиков, соответственно, уменьшились. От них же зависит возможность при наступлении страхового случая покрывать убытки пострадавшей в ДТП стороны.


По данным РСА, страховые компании в прошлом году собрали с автовладельцев премий на 7,7 млрд рублей меньше, а выплатили возмещения на 8 млрд рублей больше

По данным РСА, страховые компании в прошлом году собрали с автовладельцев премий на 7,7 млрд рублей меньше, а выплатили возмещения на 8 млрд рублей больше. Падение премии на 5% сопровождалось ростом средней выплаты на 2,3% — с 67 тыс. до 68,6 тыс. рублей. Количество заявленных убытков за год тоже выросло на 3,5% — с 2,19 млн до 2,27 млн штук, а урегулированных — на 3,2%, до 2,19 млн штук. Общая сумма страховых выплат за год выросла на 5,6% — до 150,14 млрд рублей.


«Мы видим, что начатая Центробанком реформа по индивидуализации тарифов ОСАГО приносит позитивные плоды для автовладельцев: большая их часть, как и предполагалось, ощутила снижение цены полиса обязательной «автогражданки», — говорит президент РСА Игорь Юргенс. — Однако мы также видим, что финансовая ситуация на рынке ОСАГО становится все более напряженной. Если страховщикам не дать возможности устанавливать тариф более индивидуально, то они будут вынуждены вернуться к «уравниловке».


По его словам, давление на экономику рынка обязательной «автогражданки» растет. В том числе и из-за подорожания с 1 декабря стоимости «корзины» запчастей по актуализированным справочникам почти на 10%. «Все эти изменения создают напряженную финансовую ситуацию на рынке ОСАГО. Чтобы сохранить позитивный для автовладельцев тренд на снижение стоимости обязательной «автогражданки», реформу необходимо как можно быстрее продолжить», — цитировала Юргенса пресс-служба РСА в середине января.


Полуреформа


В идеале Госдума, как планируется, рассмотрит законопроект в первом чтении в мартовскую сессию

Итак, реформа будет продолжена. Открытым остается вопрос «когда?». В идеале Госдума, как планируется, рассмотрит законопроект в первом чтении в мартовскую сессию. Насчет второго и третьего загадывать рано. Как и насчет того, когда документ вступит в силу.


Рискнем предположить, что это все же случится в нынешнем году, потому что страховщики ждут продолжения. Генеральный директор «БизнесДром» Павел Самиев говорит, что на первом этапе реформы снижения стоимости полисов удалось добиться, не нарушив баланса на рынке. «Убыточность СК находится на умеренном уровне, всплеска ее не произошло, а ситуация по регионам стала более сбалансированной, — утверждает он. — Но останавливаться на текущей позиции нельзя, потому что, отпустив ситуацию на самотек, мы придем к росту убыточности ОСАГО».


К каким последствиям это приводит, можно было наблюдать в 2014—2015 годах, когда рынок ОСАГО был сильно монополизирован и уход с него главного игрока породил дефицит полисов. Чтобы повысить привлекательность «автогражданки» для других страховых компаний, тарифы повысили. Автомобилисты отреагировали на это ожидаемо — начали покупать поддельные полисы или ездить вообще без них. «Никому такие проблемы не нужны: ни потребителям страховых услуг, ни страховым компаниям. Поэтому затягивать проведение реформы нельзя», — считает Самиев.


Депутатское видение реформы кардинально отличается от правительственного. Разработанный Минфином законопроект предусматривал еще два этапа расширения тарифного коридора: на 30%, а затем на 40%. Кроме того, речь шла об отмене двух из восьми действующих сейчас коэффициентов, на которые умножается базовая стоимость полиса, — территории и мощности двигателя автомобиля. Например, из-за территориального коэффициента полис ОСАГО в разных регионах значительно отличатся в цене, а на безаварийность езды конкретного водителя это никак не влияет. Планировали увеличить и выплаты за причинение вреда жизни и здоровью до 2 млн рублей, поскольку нынешние 500 тыс. рублей уже не покрывают реальные расходы на лечение после серьезного ДТП.


Ничего этого нет в разработанной депутатами версии. «Законопроект учитывает далеко не все сделанные ранее предложения страховщиков и Банка России по либерализации — в частности, сохраняет территориальный коэффициент и коэффициент мощности, а также отказывается от дальнейшего расширения коридора», — поделился с Банки.ру заместитель генерального директора страховой компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов.


В депутатской редакции законопроекта нет и повышения страхового возмещения до 2 млн рублей

В депутатской редакции законопроекта нет и повышения страхового возмещения до 2 млн рублей. Основное его нововведение — право страховых компаний варьировать тариф в пределах установленного ЦБ коридора, но с учетом индивидуальных характеристик водителя. Их планируется определять, исходя из допущенных водителем грубых нарушений ПДД, таких как, например, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом виде. Установка телематических устройств остается делом добровольным, как и у версии Минфина. Ну а к вопросам увеличения лимита выплат за вред жизни и отмены коэффициентов мощности двигателя и территории законодатели обещают вернуться когда-нибудь позже.


То есть получился компромиссный вариант между тем, что нужно было бы делать, и тем, что можно безболезненно провести через Госдуму.


Лучше, чем ничего


Страховщики, похоже, рады даже таким полумерам: они дадут хоть какую-то возможность для маневрирования, а значит, конкуренции между компаниями за клиента.


В РСА на запрос Банки.ру ответили, что «поддерживают компромиссный вариант поправок об индивидуализации закона об ОСАГО, внесенный группой депутатов. Он предполагает отказ от некоторых нововведений в обмен на стабильность тарифов по обязательной «автогражданке». При обсуждении законопроекта на парламентских слушаниях в Совете Федерации представители властей и страховщики сошлись во мнении, что индивидуализация тарифов по ОСАГО сама по себе приведет к более справедливому ценообразованию в обязательной «автогражданке» и сделает цены ниже для безаварийных автовладельцев.


Хотя ОСАГО, конечно, нуждалось в более решительных переменах. Жесткое регулирование этого обязательного вида страхования приводит к «уравниловке»: как бы безопасно ты ни ездил, на стоимость полиса это кардинально не влияет.


«На мой взгляд, правительственный вариант законопроекта, подготовленный Минфином и Центробанком, был более адекватным, — говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Депутатское предложение — это лишь затягивание неизбежного процесса индивидуализации обязательного автострахования».


«Депутатский законопроект все же несколько приближает рынок к заветной цели — установлению более справедливого тарифа, так как учитывает хотя бы потенциальную аварийность водителя через коэффициент нарушений правил дорожного движения», — считает Дмитрий Кузнецов. По его словам, при реализации первого этапа реформы ОСАГО стало более привлекательным для страховых компаний, что привело к ужесточению конкуренции между ними и, соответственно, к снижению средней премии. «Например, в СК «Согласие» она уменьшилась на 6%, — продолжает он. — Страховщики заинтересованы в дальнейшем переходе к более справедливым индивидуальным тарифам и реализации второго и третьего этапа либерализации».


О возросшей в прошлом году конкуренции между страховщиками говорит и генеральный директор СК «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик. «Дальнейшая либерализация — это единственное, на наш взгляд, лекарство от «болезней», присущих ОСАГО», — цитирует его пресс-служба компании.


Выживут сильнейшие


Продолжение реформы даст гарантию, что если ОСАГО и подорожает, то не больше, чем на размер инфляции

Редкий случай, когда интересы страхователей и страховщиков действительно совпадают. И первые, и вторые заинтересованы в справедливой цене. Автомобилисты — чтобы тем, кто ездит аккуратно, не приходилось платить столько же, сколько регулярно попадающим в аварии. Продолжение реформы даст гарантию, что если ОСАГО и подорожает, то не больше, чем на размер инфляции.


Интерес страховщиков в том, чтобы не уходить в убытки. Пока реформа продолжается, такой массовый вид страхования, как «автогражданка», будет их интересовать. На рынке сейчас не так много потенциальных драйверов роста. «В сфере страхования имущества юрлиц уже есть основной игрок, доля которого около 50%. ДМС хоть и растет, но рентабельность его на грани. А каско и ОСАГО — рыночные виды, и в них, возможно, все страховщики и ринутся, — прогнозирует директор по рейтингам страховых компаний рейтингового агентства «НКР» Евгений Шарапов. — Такую тенденцию мы уже наблюдаем: растет комиссионное вознаграждение, упала премия по ОСАГО — это проявления конкуренции. Страховая «полянка» не такая уж большая и стала прирастать темпами гораздо меньшими, чем в предыдущие периоды, поэтому страховщики будут толкать локтями друг друга, переманивая агентов и страхователей, чтобы зарабатывать».


Полумеры второго этапа реформы могут, конечно, несколько охладить их интерес к ОСАГО, но к коллапсу в отрасли автострахования, как в 2015—2016 годах, конечно же, не приведут. Сейчас нет ярко выраженного монополиста среди страховщиков, уход которого может нарушить стабильность, — в сегменте конкурируют около двух десятков страховых компаний. «Причем этот топ страховщиков чувствует себя очень неплохо, рентабельность у них высокая, то есть дела идут хорошо. Они могут себе позволить уронить немного тарифы ОСАГО и не пострадать», — объяснил Евгений Шарапов Банки.ру.


Некрупным страховщикам, особенно из второй сотни, у которых сборы минимальные, и так ждать чудес не приходилось. Рано или поздно им придется уйти с рынка.


Но, по мнению Евгения Шарапова, рано или поздно в ОСАГО придется отказываться от коэффициентов мощности и территории, продолжить реформировать КБМ. «Не должно быть перекосов, дотирования одними страхователями / регионами / классами водителей других. Система КБМ должна быть сбалансирована: сейчас она дает около 2% снижения объемов премий в год, и так каждый год. То есть скидки «хорошим» водителям должны компенсироваться за счет увеличения платежа для «плохих» и в итоге выходить на ноль. Для этого и нужна реформа, в финале которой будет тариф, отражающий реальный риск, застрахованный по конкретному полису».


Полисы ОСАГО за год с момента старта реформы в январе 2019 года подешевели в среднем на 5%. Что автомобилисту хорошо, то страховщику убытки. Каким будет продолжение реформы и когда его ждать? Стартовать второй этап либерализации ОСАГО должен был с начала нынешнего года. Но не сложилось. В середине октября 2019-го депутаты отвергли разработанный Минфином законопроект о продолжении перехода на индивидуальный тариф, аргументировав тем, что предложенные нововведения приведут к росту стоимости «автогражданки» для водителей. До первого чтения он не дошел. Зато подтолкнул депутатов создать свою версию реформирования «автогражданки», которую в первом чтении Госдума планирует рассмотреть в марте нынешнего года. Хотя еще буквально месяц назад глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков прогнозировал, что это произойдет в январе, чтобы в феврале прошли второе и третье чтения. Рынок ОСАГО уверенно движется к состоянию 2014—2015 годов, когда страхователи покупали поддельные полисы, а страховщики не выплачивали возмещение по настоящим Впрочем, поскольку никаких серьезных реформ в документе не предлагается, с его принятием, кажется, можно не торопиться. Но это только на первый взгляд. В текущей ситуации рынок ОСАГО уверенно движется к состоянию 2014—2015 годов, когда страхователи покупали поддельные полисы, а страховщики не выплачивали возмещение по настоящим. Первый успех Российский союз автостраховщиков (РСА) в конце января обнародовал результаты первого этапа либерализации «автогражданки», конечная цель которой — переход на индивидуальные тарифы. Чтобы полисы для лихачей за рулем стоили значительно дороже, чем для аккуратных водителей, страховщикам дали небольшой карт-бланш. Во-первых, расширили на 20% вверх и вниз тарифный коридор, из которого они выбирают свою базовую ставку — до 2 746—4 942 рублей. Во-вторых, реформировали коэффициент «возраст-стаж», и теперь в нем вместо четырех градаций 58. В-третьих, определились с коэффициентом «бонус-малус» (КБМ): если у автовладельца было несколько разных значений, за ним закрепили самый низкий, то есть наиболее выгодный для него. Кроме того, КБМ перестал «сгорать» в случае перерыва в вождении. Результаты нововведений оказались позитивными для автомобилистов: в 74 регионах, где проживают более 95% всех автовладельцев, средняя страховая премия снизилась на 5% до 5 423 рублей. На 5% выросло количество водителей, имеющих КБМ меньше 1, то есть получающих скидку за безаварийную езду. Таких почти 90% от общего числа, или 33,8 млн человек. Причем в максимальном размере (50%) ее получили почти четверть страхователей. _

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

КС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что законом не установлена. В этих целях не следует "притягивать за уши" некоторые нормы, которые вообще про другое (как поступили земконтроль...

В России число индивидуальных предпринимателей выросло до 4,2 млн - «Финансы»

Количество индивидуальных предпринимателей в России увеличилось с начала года на 4,7% и составляет по итогам девяти месяцев 4,2 млн. Об этом 7 ноября сообщил «Известиям» генеральный директор Корпорации МСП Александр...

В России программа в тестовом режиме выявила 116 тыс. нарушений земельного права - «Финансы»

Нейросетевой "земельный инспектор", разработанный учеными Самарского университета имени Королева, в ходе пробного сканирования выявил более 116 тыс. нарушений землепользования, за которые можно взыскать...

Halyk в полном объеме вернул госпомощь, полученную Казкоммерцбанком в 2015 году - «Финансы»

Фото: Zakon.kz Системообразующий банк Казахстана – Halyk Bank – досрочно и полностью возвратил государственную поддержку в размере 250 млрд тенге, полученную Казкоммерцбанком в 2015 году, сообщает Zakon.kz. Девять...

Индекс деловой активности в Казахстане снижается второй месяц подряд - «Финансы»

Фото: pixabay Национальный банк РК опубликовал Индекс деловой активности за октябрь 2024 года, касающийся изменений экономических показателей предприятий страны и их ожиданий на ближайший год, сообщает Zakon.kz. Согласно...

В Минфине пояснили насчет выплаты премий государственным служащим - «Финансы»

Фото: Zakon.kz В Министерстве финансов ответили на обращения СМИ, касающиеся премий государственным служащим, сообщает Zakon.kz. В ведомстве сообщили, что на основании постановления правительства от 29 августа...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Следите за новыми промоакциями от Pari

Следите за новыми промоакциями от Pari

Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и

Подробнее
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое

Подробнее
От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в

Подробнее
Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

На Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября

Подробнее
Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Среди русскоязычных игроков прекрасно известен один из самых ярких игровых

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

КС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что законом не установлена. В этих целях не следует "притягивать за уши" некоторые нормы, которые вообще про другое (как поступили земконтроль...

Подробнее

      
Курс валют сегодня