Epic fail: почему в России не получаются банковские санации - «Финансы» » Новости Банков
bottom-shape image

Epic fail: почему в России не получаются банковские санации - «Финансы»

Epic fail: почему в России не получаются банковские санации - «Финансы»




Сегодня многие уже забыли, что предшественника Агентства по страхованию вкладов – Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) – создавали специально для санации банков еще в 1999 году. Это агентство просуществовало четыре года и было ликвидировано после завершения реструктуризации кредитных организаций, пострадавших от кризиса 1998 года. Тогда государство решило сосредоточиться на другом инструменте стабилизации банковской системы – страховании вкладов.


Однако уже следующий кризис заставил вернуться к идее санации банков. Выбор ответственной структуры при этом пал на АСВ, которое хорошо зарекомендовало себя в страховании вкладов. Однако оценки деятельности агентства в качестве санатора оказались, мягко говоря, не столь однозначными. В конечном итоге теперь Банк России сам решил осуществлять реструктуризацию ключевых банков. Как институт санации будет развиваться дальше, пока непонятно.


АСВ было создано на материальной и кадровой базе АРКО, но является тем не менее структурой абсолютно новой и с принципиально иным функционалом. Страхование вкладов, также как и санация проблемных банков, в идеале призвано повысить стабильность банковской системы. Законодатель на определенном этапе решил сфокусироваться не на проблемных банках, а на здоровых – и поддержать их деньгами вкладчиков, которым больше не нужно беспокоиться за сохранность своих сбережений. И уж коли АРКО со своими задачами в целом справилось, отвечать за АСВ поставили людей из АРКО. Даже организационная правовая форма государственной корпорации, созданная специально для АРКО, перешла в наследство АСВ.


Расчеты с кредиторами – не самая сильная сторона российского банкротства: по официальной статистике, в нашей стране удовлетворяется не более 3% требований кредиторов

Но одним страхованием вкладов задачи АСВ, как известно, не ограничились. Когда агентство осуществляет выплаты вкладчикам рухнувших банков, оно становится кредитором последних. Средства, потраченные на страховые выплаты, должны возвращаться в систему страхования вкладов (ССВ) из конкурсной массы банков. Между тем расчеты с кредиторами – не самая сильная сторона российского банкротства: по официальной статистике, в нашей стране удовлетворяется не более 3% требований кредиторов. На этот вызов было решено ответить радикально, и задача по возврату АСВ денег из конкурсной массы ликвидируемых банков была возложена на само АСВ.


Другими словами, АСВ стало корпоративным конкурсным управляющим банков, вкладчикам которых осуществляло выплаты. Результат вполне предсказуем: требования кредиторов первой очереди, к которым относится АСВ, в банкротных банках удовлетворяются на 65%. Зато требования кредиторов третьей очереди – на 16%. Надо сказать, что изначально отбор банков в систему страхования вкладов предполагалось сделать достаточно жестким. Поэтому отзыв лицензий у попавших туда банков должен был стать чрезвычайным и редким событием. Соответственно, и деятельность АСВ по ликвидации банков виделась откровенно второстепенной. Однако с осени 2013 года Банк России начал массовый отзыв лицензий, поэтому у АСВ оказалось много работы и по выплате страхового возмещения, и по ликвидации банков.


Поэтому за новым банковским кризисом в 2008 году последовали очередная реформа и триумфальное возвращение на банковскую сцену института реструктуризации, замаскированного под «меры по предупреждению банкротства кредитных организаций»

К санации тоже пришлось вернуться. По большому счету, у государства может быть два мотива применять к кредитным организациям процедуру реструктуризации вместо ликвидации. Прежде всего, финансирование санации банка может быть дешевле, чем выплата страховки вкладчикам. Отзыв лицензии у кредитной организации, входящей в ССВ, в любом случае влечет расходы государственных фондов (будь то ССВ или средства ЦБ). Поэтому выбор между санацией и ликвидацией выглядит как чисто математическая задача. Кроме того, санация крупных банков (too big to fail) позволяет не допустить эффекта карточного домика и сохранить стабильность системы в целом. Поэтому за новым банковским кризисом в 2008 году последовали очередная реформа и триумфальное возвращение на банковскую сцену института реструктуризации, замаскированного под «меры по предупреждению банкротства кредитных организаций».


Ответственным опять было назначено АСВ. Почему? Во-первых, страхование вкладов и реструктуризация кредитных организаций имеют общее предназначение – поддержание стабильности банковской системы. Во-вторых, как страховщик депозитов АСВ заслужило очень неплохую репутацию на банковском рынке. И, в-третьих, команда АСВ – это, по сути, те же люди, которые отвечали за успешную реструктуризацию банков, упавших в легендарный кризис 1998 года.


И вот по прошествии почти десяти лет выяснилось, что АСВ не такой замечательный санатор, как казалось прежде

И вот по прошествии почти десяти лет выяснилось, что АСВ не такой замечательный санатор, как казалось прежде. Действительно, примеров удачной работы АСВ в этом направлении не так много. Даже попавший первым под санацию банк «Российский Капитал» до сих пор остается под контролем АСВ. Процедура была завершена лишь в 20 из 45 санируемых банков, и далеко не всегда успешно. В эту двадцатку входят и банки, у которых в итоге была отозвана лицензия, и те, что попали в санацию второй раз вместе с материнскими банками (например, «Открытие» в свое время весьма активно участвовало в санации проблемных банков).


Но и это не главное. Санация под эгидой АСВ предполагала в том числе финансовую помощь проблемным банкам со стороны государства. Для этих целей до конца 2016 года было выделено 1,5 трлн рублей. Для сравнения: общий размер фонда страхования вкладов по состоянию на 31 декабря 2016 года составлял 0,25 млрд рублей.


Иными словами, сложно не согласиться, что санация банков в России если не epic fail, то бездонная бочка, в которой без видимого результата сгинули полтора триллиона рублей бюджетных денег. Но виновато ли в этом АСВ? И справедливы ли упреки к агентству именно со стороны Банка России, который сам включен в этот процесс?


Мне кажется, обсуждаемые проблемы заключаются не в АСВ, и даже не в ЦБ РФ, а в системе банковского регулирования и надзора в целом

Мне кажется, обсуждаемые проблемы заключаются не в АСВ, и даже не в ЦБ РФ, а в системе банковского регулирования и надзора в целом. Не секрет, что проблемы почти во всех дефолтных банках начались не за несколько недель до применения ЦБ мер банковского надзора, а существовали годами, если не десятилетиями. Поэтому главный вопрос – это качество банковского надзора, осуществляемого Банком России. Если бы приказы об отзыве банковских лицензий и назначении временных администраций писались вовремя, очевидно, что размер «дыр» в балансах банков был бы значительно меньшим. И, очевидно, в меньшем объеме были бы необходимы вливания со стороны государства. Выше был бы процент удовлетворения требований кредиторов в случае банкротства банков.


То есть комитет банковского надзора или совет директоров ЦБ РФ принимают решение выделить той или иной кредитной организации денежные средства на санацию либо сразу отозвать у нее лицензию. Это решение не может быть обжаловано или кем-то проверено

Но и это не единственная проблема. Сейчас процесс принятия решения о санации того или иного банка абсолютно непрозрачен. Закон о банкротстве содержит перечень оснований для применения к банку мер по предупреждению банкротства, но они ничем принципиально не отличаются от оснований для отзыва лицензии. То есть комитет банковского надзора или совет директоров ЦБ РФ по своему внутреннему усмотрению принимают решение выделить той или иной кредитной организации денежные средства на санацию либо сразу отозвать у нее лицензию. Это решение не может быть обжаловано или кем-то проверено.


Даже самый поверхностный взгляд на отобранные для санации банки заставляет удивиться сделанному выбору. Например, у таких банков, как Мастер-Банк и «Софрино», лицензии были отозваны, а вот Социнвестбанку и ВОК-Банку выделили государственное финансирование для проведения санации.


В отсутствие прозрачного механизма отбора банков для санации невозможно сказать, насколько такой отбор учитывает реальное финансовое положение санируемых банков. И насколько выделенное финансирование потенциально может вернуть эти банки к нормальной деятельности. Только после этого имеет смысл задаваться вопросом об эффективности управления банками, которые получают такое финансирование. Уверен, не стоит строить иллюзий – государственное управление никогда не будет лучше частного. Но и задача, стоящая перед менеджментом санируемых банков, сводится к возврату банка к платежеспособности и продаже его частным акционерам. А реальность такой продажи в конечном итоге также зависит от того, насколько обоснованным был отбор банков для санации.


Сегодня многие уже забыли, что предшественника Агентства по страхованию вкладов – Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) – создавали специально для санации банков еще в 1999 году. Это агентство просуществовало четыре года и было ликвидировано после завершения реструктуризации кредитных организаций, пострадавших от кризиса 1998 года. Тогда государство решило сосредоточиться на другом инструменте стабилизации банковской системы – страховании вкладов. Однако уже следующий кризис заставил вернуться к идее санации банков. Выбор ответственной структуры при этом пал на АСВ, которое хорошо зарекомендовало себя в страховании вкладов. Однако оценки деятельности агентства в качестве санатора оказались, мягко говоря, не столь однозначными. В конечном итоге теперь Банк России сам решил осуществлять реструктуризацию ключевых банков. Как институт санации будет развиваться дальше, пока непонятно. АСВ было создано на материальной и кадровой базе АРКО, но является тем не менее структурой абсолютно новой и с принципиально иным функционалом. Страхование вкладов, также как и санация проблемных банков, в идеале призвано повысить стабильность банковской системы. Законодатель на определенном этапе решил сфокусироваться не на проблемных банках, а на здоровых – и поддержать их деньгами вкладчиков, которым больше не нужно беспокоиться за сохранность своих сбережений. И уж коли АРКО со своими задачами в целом справилось, отвечать за АСВ поставили людей из АРКО. Даже организационная правовая форма государственной корпорации, созданная специально для АРКО, перешла в наследство АСВ. Расчеты с кредиторами – не самая сильная сторона российского банкротства: по официальной статистике, в нашей стране удовлетворяется не более 3% требований кредиторов Но одним страхованием вкладов задачи АСВ, как известно, не ограничились. Когда агентство осуществляет выплаты вкладчикам рухнувших банков, оно становится кредитором последних. Средства, потраченные на страховые выплаты, должны возвращаться в систему страхования вкладов (ССВ) из конкурсной массы банков. Между тем расчеты с кредиторами – не самая сильная сторона российского банкротства: по официальной статистике, в нашей стране удовлетворяется не более 3% требований кредиторов. На этот вызов было решено ответить радикально, и задача по возврату АСВ денег из конкурсной массы ликвидируемых банков была возложена на само АСВ. Другими словами, АСВ стало корпоративным конкурсным управляющим банков, вкладчикам которых осуществляло выплаты. Результат вполне предсказуем: требования кредиторов первой очереди, к которым относится АСВ, в банкротных банках удовлетворяются на 65%. Зато требования кредиторов третьей очереди – на 16%. Надо сказать, что изначально отбор банков в систему страхования вкладов предполагалось сделать достаточно жестким. Поэтому отзыв лицензий у попавших туда банков должен был стать чрезвычайным и редким событием. Соответственно, и деятельность АСВ по ликвидации банков виделась откровенно второстепенной. Однако с осени 2013 года Банк России начал массовый отзыв лицензий, поэтому у АСВ оказалось много работы и по выплате страхового возмещения, и по ликвидации банков. Поэтому за новым банковским кризисом в 2008 году последовали очередная реформа и триумфальное возвращение на банковскую сцену института реструктуризации, замаскированного под «меры по предупреждению банкротства кредитных организаций» К санации тоже пришлось вернуться. По большому счету, у государства может быть два мотива применять к кредитным организациям процедуру реструктуризации вместо ликвидации. Прежде всего, финансирование санации банка может быть дешевле, чем выплата страховки вкладчикам. Отзыв лицензии у кредитной организации, входящей в ССВ, в любом случае влечет расходы государственных фондов (будь то ССВ или средства ЦБ). Поэтому выбор между санацией и ликвидацией выглядит как чисто математическая задача. Кроме того, санация крупных банков (too big to fail) позволяет не допустить эффекта карточного домика и сохранить стабильность системы в целом. Поэтому за новым банковским кризисом в 2008 году последовали очередная реформа и триумфальное возвращение на банковскую сцену института реструктуризации, замаскированного под «меры по предупреждению банкротства кредитных организаций». Ответственным опять было назначено АСВ. Почему? Во-первых, страхование вкладов и реструктуризация кредитных организаций имеют общее предназначение – поддержание стабильности банковской системы. Во-вторых, как страховщик депозитов АСВ заслужило очень неплохую репутацию на банковском рынке. И, в-третьих, команда АСВ – это, по сути, те же люди, которые отвечали за успешную реструктуризацию банков, упавших в легендарный кризис 1998 года. И вот по прошествии почти десяти лет выяснилось, что АСВ не такой замечательный санатор, как казалось прежде И вот по прошествии почти десяти лет выяснилось, что АСВ не такой замечательный санатор, как казалось прежде. Действительно, примеров удачной работы АСВ в этом направлении не так много. Даже попавший первым под санацию банк «Российский Капитал» до сих пор остается под контролем АСВ. Процедура была завершена лишь в 20 из 45 санируемых банков, и далеко не всегда успешно. В эту двадцатку входят и банки, у которых в итоге была отозвана лицензия, и те, что попали в санацию второй раз вместе с материнскими банками (например, «Открытие» в свое время весьма активно участвовало в санации проблемных банков). Но и это не главное. Санация под эгидой АСВ предполагала в том числе финансовую помощь проблемным банкам со стороны государства. Для этих целей до конца 2016 года было выделено 1,5 трлн рублей. Для сравнения: общий размер фонда страхования вкладов по состоянию на 31 декабря 2016 года составлял 0,25 млрд рублей. Иными словами, сложно не согласиться, что санация банков в России если не epic fail, то бездонная бочка, в которой без видимого результата сгинули полтора триллиона рублей бюджетных денег. Но виновато ли в этом АСВ? И справедливы ли упреки к агентству именно со стороны Банка России, который сам включен в этот процесс? Мне кажется, обсуждаемые проблемы заключаются не в АСВ, и даже не в ЦБ РФ, а в системе банковского регулирования и надзора в целом Мне кажется, обсуждаемые проблемы заключаются не в АСВ, и даже не в ЦБ РФ, а в системе банковского регулирования и надзора в целом. Не секрет, что проблемы почти во всех дефолтных банках начались не за несколько недель до применения ЦБ мер банковского надзора, а существовали годами, если не десятилетиями. Поэтому главный вопрос – это качество банковского надзора, осуществляемого Банком России. Если бы приказы об отзыве банковских лицензий и назначении временных администраций писались вовремя, очевидно, что размер «дыр» в балансах банков был бы значительно меньшим. И, очевидно, в меньшем объеме были бы необходимы вливания со стороны государства. Выше был бы процент удовлетворения требований кредиторов в случае банкротства банков. То есть комитет банковского надзора или совет директоров ЦБ РФ принимают решение выделить той или иной кредитной организации денежные средства на санацию либо сразу отозвать у нее лицензию. Это решение не может быть обжаловано или кем-то проверено Но и это не единственная проблема. Сейчас процесс принятия решения о санации того или иного банка абсолютно непрозрачен. Закон о банкротстве содержит перечень оснований для применения к банку мер по предупреждению банкротства, но они ничем принципиально не отличаются от оснований для отзыва лицензии. То есть комитет банковского надзора или совет директоров ЦБ РФ по своему внутреннему усмотрению принимают решение выделить той или иной кредитной организации денежные средства на санацию либо сразу отозвать у нее лицензию. Это решение не может быть обжаловано или кем-то проверено. Даже самый поверхностный взгляд на отобранные для санации банки заставляет удивиться сделанному выбору. Например, у таких банков, как Мастер-Банк и «Софрино», лицензии были отозваны, а вот Социнвестбанку и ВОК-Банку выделили государственное финансирование для проведения санации. В отсутствие прозрачного механизма отбора банков для санации невозможно сказать, насколько такой отбор учитывает реальное финансовое положение санируемых банков. И насколько выделенное финансирование потенциально может вернуть эти банки к нормальной деятельности. Только после этого имеет смысл задаваться вопросом об эффективности управления банками, которые получают такое финансирование. Уверен, не стоит строить иллюзий – государственное управление никогда не будет лучше частного. Но и задача, стоящая перед менеджментом санируемых банков, сводится к возврату банка к платежеспособности и продаже его частным акционерам. А реальность такой продажи в конечном итоге также зависит от того, насколько обоснованным был отбор банков для санации.
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Местные власти могут дифференцировать ставки турналога с учетом сезонности по месяцам - «Финансы»

Право на такую дифференциацию предусмотрено НК, но не установлено деталей. Так что Минфин не против различных ставок по месяцам. Минфин напомнил, что законом 176-ФЗ был введен туристический налог. Налоговые...

Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров - «Финансы»

Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров. За уходящий год предлагаемые в РФ зарплаты увеличились на четверть — с 58 тыс. в 2023 году до 71,8 тыс. рублей в текущем году,...

Банк России может ввести тестирование для ипотечных заемщиков - «Финансы»

Центральный Банк готов рассмотреть вопрос введения тестирования на предмет финансовой грамотности для тех, кто хочет взять ипотеку. Такая информация содержится в ответе регулятора на письмо замруководителя думской...

На Мосбирже можно будет делать ставки на изменения ключевой ставки - «Финансы»

Московская биржа запустит фьючерс на ключевую ставку Центробанка, cообщил управляющий директор по продажам и развитию бизнеса площадки Владимир Крекотень, пишет интернет-издание РБК. По его словам, торговая...

Аналитики предположили рост ключевой ставки до 23% - «Финансы»

ЦБ повысит ключевую ставку до 23% на заседании 20 декабря — в этом уверена половина из 28 опрошенных «Известиями» аналитиков. При этом еще семь экспертов в равной степени ожидают ее рост как на 2 п.п.,...

В ЦБ описали стратегии удержания сотрудников на фоне дефицита кадров - «Финансы»

В условиях конкуренции за кадры бизнес вынужден в дополнение к росту зарплат компенсировать ипотеку, выдавать беспроцентные займы, оплачивать отдых детей сотрудников, перечислил ЦБ. Но есть и те, кто перешел...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к

Подробнее
По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

​ Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты

Подробнее
Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

​ Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара,

Подробнее
Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров - «Финансы»

Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров - «Финансы»

Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров.

Подробнее
Банк России может ввести тестирование для ипотечных заемщиков - «Финансы»

Банк России может ввести тестирование для ипотечных заемщиков - «Финансы»

Центральный Банк готов рассмотреть вопрос введения тестирования на предмет

Подробнее
Экономика сегодня

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к американской валюте, однако продолжил укрепляться к евро. Курс доллара вырос на 0,0854 рубля, составив 102,9979 рубля (102,9125...

Подробнее
По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

​ Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты будет аналогичен действующим системам страхования вкладов в банках и накоплений в негосударственных пенсионных фондах и начнет действовать...

Подробнее
Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

​ Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 18 декабря 2024 года, составляет 102,9979 рубля (прежнее значение ...

Подробнее
Аналитики значительно повысили прогноз по ключевой ставке и инфляции - «Тема дня»

Аналитики значительно повысили прогноз по ключевой ставке и инфляции - «Тема дня»

​ Аналитики повысили прогноз по средней ключевой ставке Банка России на 2024 год с 17,3% до 17,5%, показал макроэкономический опрос ЦБ...

Подробнее
Новое пике рубля: что происходит и чего ждать дальше - «Тема дня»

Новое пике рубля: что происходит и чего ждать дальше - «Тема дня»

​ На торгах 11 декабря доллар, евро и юань стремительно взлетели к рублю. Китайская валюта по итогам сессии прибавила около 4,5%, превысив отметку 14,7 рубля. На внебиржевых торгах доллар укрепился более чем на 4 рубля, поднявшись почти до 107 рублей. Евро вырос на сопоставимую величину, пробив

Подробнее
Новый обвал рубля. Курсы доллара и евро на 12 декабря - «Тема дня»

Новый обвал рубля. Курсы доллара и евро на 12 декабря - «Тема дня»

​ Центробанк установил официальные курсы доллара и евро на 12 декабря. Рубль ускорил падение к американской и европейской валютам.

Подробнее

Разделы

Информация


Местные власти могут дифференцировать ставки турналога с учетом сезонности по месяцам - «Финансы»

Местные власти могут дифференцировать ставки турналога с учетом сезонности по месяцам - «Финансы»

Право на такую дифференциацию предусмотрено НК, но не установлено деталей. Так что Минфин не против различных ставок по месяцам. Минфин напомнил, что законом 176-ФЗ был введен туристический налог. Налоговые...

Подробнее

      
Курс валют сегодня