ОАО РЖД не сможет дать грузоотправителям новые скидки на перевозки угля, стройматериалов и руд на дальние расстояния. Против выступили сами клиенты монополии, включая угольщиков. Они опасаются, что при снижении тарифа выпадающие доходы ОАО РЖД будет компенсировать за счет других грузов, перечеркнув усилия по их возврату на железную дорогу.
На прошлой неделе Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО РЖД дал отрицательное заключение на предложение расширить тарифный коридор для перевозок грузов первого тарифного класса (наиболее дешевые и массовые грузы — уголь, руды, строительные грузы, цемент и т. п.), рассказали источники "Ъ". По словам одного из них, поддержал идею только "Русал", который хочет скидок на доставку импортного глинозема.
ОАО РЖД может менять тариф ФАС в пределах коридора — повышать на 13,4% или снижать на 12,8%. В конце 2015 года, чтобы стимулировать возврат более дорогих грузов на железную дорогу, ФАС разрешила монополии расширить нижнюю границу коридора до 25% (см. "Ъ" от 2 декабря 2015 года). Правление ФАС одобрило это для всех классов грузов на плечах до 3 тыс. км и для второго и третьего классов — на более длинных расстояниях. Второй класс — это, например, нефтяные грузы и зерно, третий — черные и цветные металлы, автомобили, потребительские товары. Вопрос о дальнейшем расширении коридора обсуждается. Так, 18 марта вице-премьер Аркадий Дворкович поручил оценить, как повлияет на финансовые показатели ОАО РЖД распространение скидки на грузы первого класса на расстояниях более 3 тыс. км.
По данным эксперта комитета по тарифному регулированию совета Фарида Хусаинова, 80% грузов первого класса на плечах от 3 тыс. км — это уголь. Но доля угля в общей погрузке составляет 26,6%, а в доходах монополии — только 16,1%.
"Грузы первого класса приносят в среднем вдвое меньше доходов, чем средняя тонна грузов, и почти в 3,5 раза меньше, чем тонна грузов второго и третьего тарифных классов",— отмечает господин Хусаинов. Более того, низкая рентабельность перевозки угля на дальние расстояния исходно заложена в прейскурант 10-01 (основная тарифная сетка ОАО РЖД), и около трети угля перевозят заведомо ниже себестоимости. Но, замечает источник "Ъ" в угольной отрасли, грузы первого класса перевозятся по низким тарифам во всем мире, поскольку маршрутные отправки сырьевых грузов являются технологической основой железнодорожной сети, и до тех пор пока выручка от их перевозки покрывает хотя бы переменные издержки, их перевозка оправданна. При этом угольщики уверяют, что не инициировали расширение тарифного коридора, в ФАС ситуацию не комментируют.
По мнению господина Хусаинова, снижение тарифов на грузы первого класса наверняка приведет к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей второго и третьего тарифных классов. И в этом случае ОАО РЖД будет загонять себя в замкнутый порочный круг: уход с железной дороги высокодоходных грузов с более высокой эластичностью спроса будет снижать выручку, что потребует нового повышения тарифов, которое опять будет выталкивать тонны высокодоходных грузов, замещаемых низкодоходными. Собеседник "Ъ" в отрасли согласен, что тариф на перевозку угля на расстояниях свыше 3 тыс. км и так низок, а тарифная система, как налоговая, достаточно выверена, чтобы эффект от ее раскачки даже в сторону снижения серьезно нарушал сложившийся баланс.
В ОАО РЖД добавляют, что на перевозки угля действует целый ряд различных понижающих коэффициентов, например, около 0,9 на экспорт энергетических сортов. При расстоянии перевозки, превышающем 3300 и 3500 км, применяются коэффициенты 0,32 и 0,333, которые дополнительно снижают уровень тарифа на 2-48% в зависимости от дальности. В результате средний уровень тарифа на перевозки, например, энергетического угля почти вдвое дешевле базового тарифа грузов первого тарифного класса и на 75% ниже цен второго (расчетный уровень безубыточности). Правительство, со своей стороны, также не настаивает на скидках — источники "Ъ" говорят, что вопрос "временно снят с повестки".
Лучшие новости сегодня
Вы искали сегодня
Другие новости сегодня
Право на такую дифференциацию предусмотрено НК, но не установлено деталей. Так что Минфин не против различных ставок по месяцам. Минфин напомнил, что законом 176-ФЗ был введен туристический налог. Налоговые...
Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров. За уходящий год предлагаемые в РФ зарплаты увеличились на четверть — с 58 тыс. в 2023 году до 71,8 тыс. рублей в текущем году,...
Центральный Банк готов рассмотреть вопрос введения тестирования на предмет финансовой грамотности для тех, кто хочет взять ипотеку. Такая информация содержится в ответе регулятора на письмо замруководителя думской...
Московская биржа запустит фьючерс на ключевую ставку Центробанка, cообщил управляющий директор по продажам и развитию бизнеса площадки Владимир Крекотень, пишет интернет-издание РБК. По его словам, торговая...
ЦБ повысит ключевую ставку до 23% на заседании 20 декабря — в этом уверена половина из 28 опрошенных «Известиями» аналитиков. При этом еще семь экспертов в равной степени ожидают ее рост как на 2 п.п.,...
В условиях конкуренции за кадры бизнес вынужден в дополнение к росту зарплат компенсировать ипотеку, выдавать беспроцентные займы, оплачивать отдых детей сотрудников, перечислил ЦБ. Но есть и те, кто перешел...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к
Подробнее Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты
Подробнее Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара,
ПодробнееПраво на такую дифференциацию предусмотрено НК, но не установлено деталей. Так
ПодробнееБыстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров.
ПодробнееЦентральный Банк готов рассмотреть вопрос введения тестирования на предмет
ПодробнееЭкономика сегодня
ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к американской валюте, однако продолжил укрепляться к евро. Курс доллара вырос на 0,0854 рубля, составив 102,9979 рубля (102,9125...
Подробнее Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты будет аналогичен действующим системам страхования вкладов в банках и накоплений в негосударственных пенсионных фондах и начнет действовать...
Подробнее Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 18 декабря 2024 года, составляет 102,9979 рубля (прежнее значение ...
Подробнее Аналитики повысили прогноз по средней ключевой ставке Банка России на 2024 год с 17,3% до 17,5%, показал макроэкономический опрос ЦБ...
Подробнее На торгах 11 декабря доллар, евро и юань стремительно взлетели к рублю. Китайская валюта по итогам сессии прибавила около 4,5%, превысив отметку 14,7 рубля. На внебиржевых торгах доллар укрепился более чем на 4 рубля, поднявшись почти до 107 рублей. Евро вырос на сопоставимую величину, пробив
Подробнее Центробанк установил официальные курсы доллара и евро на 12 декабря. Рубль ускорил падение к американской и европейской валютам.
Подробнее
Комментарии (0)