Как Казахстан обгоняет Россию - «Финансы» » Новости Банков
bottom-shape image

Как Казахстан обгоняет Россию - «Финансы»


Как Казахстан обгоняет Россию - «Финансы»



Российские власти полны оптимизма и не предпринимают конкретных шагов для изменения индустриального ландшафта страны. Другое дело — Казахстан, где диверсификация экономики уже приносит свои плоды.



Поиски дна



Про то, что дно кризиса уже пройдено, не сказал только ленивый чиновник. Однако что-то мешает разделить радужные ожидания. Во-первых, нет никаких оснований надеяться на сколько-нибудь продолжительную устойчивость сегодняшних цен на нефть, не говоря уже об их возможном росте до предновогоднего уровня. Наоборот, множатся признаки, указывающие на весьма вероятное удешевление углеводородного сырья на мировом рынке. И тогда наша рецессия, как, впрочем, и инфляция (в результате нового девальвационного толчка) получит очередное ускорение.



Во-вторых, даже если правительственные предположения окажутся более или менее точными, нам не придется радоваться этому хотя бы потому, что ни антикризисный план правительства, ни денежно-кредитная политика Центробанка не нацелены на изменение индустриального ландшафта страны и структуры экспортных доходов. А ведь без этого страна рано или поздно (скорее, рано) вновь окажется беззащитной перед очередным провалом нефтяных цен со всеми хорошо известными последствиями для госбюджета, курса рубля, величины инфляции и динамики реальных доходов населения.



Нельзя сказать, что власти совсем уж игнорируют подобную перспективу. Время от времени первые лица государства публично заявляют об исчерпанности прежней модели не только экономики, но и экономической политики. Говорится даже о необходимости новой парадигмы в управлении народным хозяйством. Однако дальше слов дело не идет.



Примитивизация экономики продолжалась и в тучные, и в тощие годы, несмотря на периодические ритуальные заклинания о ее вреде для позиционирования страны в суровом глобальном мире. Вот и сегодня нельзя избавиться от ощущения, что правительство не знает никаких других способов избавления от пресловутой нефтяной иглы, кроме совершенствования инвестиционного климата, снижения инфляции до 4% и выпуска в пожарном порядке федеральных целевых программ по принципу «всем сестрам по серьгам». Но ведь не может же оно не знать, что даже при идеальном инвестклимате и нулевой инфляции желаемые структурные преобразования в экономике нигде в мире не осуществлялись без мощной систематической государственной поддержки и такого же мощного стимулирования частно-предпринимательской активности.



У соседа лучше



Можно, конечно, заявлять, что мы еще находимся в заложниках советского понимания экономики и постсоветского бессилия. И с места сдвинуться не можем не только мы, но и все окружающие с таким же багажом.



Но ведь это не так. Посмотрим на одного из наших соседей — Казахстан, на страну, также сильно зависимую от капризов мирового рынка углеводородов. Здесь действительно готовы перейти от риторики по поводу так называемого сырьевого проклятья к планомерным действиям в направлении реальной, а не симулируемой модернизации национальной экономики.



Оценить всю ту работу, которую уже провели казахстанцы, чтобы интегрироваться в мировую экономику, можно по нескольким общепризнанным показателям. Основной: готовы ли инвесторы — свои и иностранные — вкладывать деньги в страну? В Казахстане за первое полугодие 2015 года капиталовложения в новые проекты выросли на 250% по сравнению с тем же периодом прошлого года (fDi Markets, Financial Times). Для сравнения: в России за тот же период прямые инвестиции снизились на 50%. Казахстан стал в СНГ признанным лидером привлечения иностранных инвестиций на душу населения. Это напрямую сказывается на качестве жизни людей: за 2001–2013 годы уровень номинальных денежных доходов в среднем на душу населения в месяц в республике вырос в 5,3 раза.



Модель, благодаря которой международные финансы комфортно чувствуют себя в Казахстане, проста и основывается на активной роли государства в привлечении инвестиций. В частности, оно все делает для того, чтобы обеспечить инвесторам — своим и приезжим — максимально комфортные условия для работы. В стране достаточно низкое налогообложение, к примеру, налог на прибыль — 15%, НДС — 12%, НДФЛ — 10%, страховые платежи — 15%; в РФ все это в 1,5–2 раза выше.



Государство не бросает все и всех в рынок, а гарантирует поддержку. Дальнейшая оптимизация налогового режима, упрощение и унификация разрешительных процедур, привлечение якорных инвесторов в строительство, сельское хозяйство, нефтепереработку, энергетику — все это государство берет на себя.



Дальше — больше



Судя по планам, озвученным Нурсултаном Назарбаевым в программном предвыборном документе «100 шагов», страна планирует не просто диверсифицировать экономику в существующих рамках, но и раздвинуть их, создав совершенно новые возможности для роста. Это риск, но он, скорее всего, оправдан. Так, в 2016 году должен начать работу Международный финансовый центр в Астане (МФЦА).



Предвижу замечание скептиков. Ведь такое же намерение совсем недавно с помпой декларировалось и у нас в России, когда было объявлено о предстоящем создании Международного финансового центра в Москве. И что из этого получилось? Очередная затея в духе слов без последствий. Казахстанский же проект имеет больше шансов на осуществление. Для меня очень важен тот факт, что под это начинание сразу была подведена соответствующая законодательная база. На днях парламент Казахстана принял законопроект, в соответствии с которым Международный финансовый центр в Астане создается по модели Дубая как финансовый хаб для Евразийского региона. Конечно, вряд ли он взлетит так же, как дубайский, который за десять лет стал ведущим азиатским центром притяжения финансов. Но свою нишу в регионе занять может, обеспечивая взаимодействие региональных фондовых рынков стран Центральной Азии, запада Китая, а также СНГ.



МФЦА готов предоставить самое главное, чего сейчас жаждет бизнес, — защиту от произвола. Законодательство финцентра будет построено по английскому праву, откроется независимый коммерческий арбитраж, решения которого будут иметь приоритет по отношению к решениям суда Казахстана. Для резидентов МФЦА предоставят офисы класса А бесплатно на два года, освобождение от всех налогов на 50 лет. В краткосрочном плане это, разумеется, риски для бюджета, но в долгосрочном Казахстан, становясь еще более надежным партнером международного бизнеса, превращается в площадку для реализации современных индустриальных проектов. В масштабах страны должен сработать мультипликативный эффект, появятся новые производства и дополнительные рабочие места. Особенно важно подчеркнуть, что новый финцентр, который должен стать финансовым хабом для стран СНГ, а также всего региона Западной и Центральной Азии, будет сопряжен с реализацией гигантского проекта реальной экономики под названием «Евразийский трансконтинентальный коридор», по которому будут перевозиться грузы из Азии в Европу.



В результате Казахстан сможет ежегодно приращивать к ВВП не менее 1% за счет ненефтяного производства, а предприятия республики рассчитывают привлечь более $100 млрд инвестиций до 2025 года. И все это — благодаря государственному управлению, которое в Казахстане в отличие от северного соседа не является предметом идеологической дискуссии. Там не спорят о соотношении государственного и частного в категориях добра и зла, а на деле заботятся о повышении качества первого и поощрении второго. Четко сознают, что успех экономической политики предполагает динамическое равновесие государственной активности и сил саморегулирования.



Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.


Российские власти полны оптимизма и не предпринимают конкретных шагов для изменения индустриального ландшафта страны. Другое дело — Казахстан, где диверсификация экономики уже приносит свои плоды. Поиски дна Про то, что дно кризиса уже пройдено, не сказал только ленивый чиновник. Однако что-то мешает разделить радужные ожидания. Во-первых, нет никаких оснований надеяться на сколько-нибудь продолжительную устойчивость сегодняшних цен на нефть, не говоря уже об их возможном росте до предновогоднего уровня. Наоборот, множатся признаки, указывающие на весьма вероятное удешевление углеводородного сырья на мировом рынке. И тогда наша рецессия, как, впрочем, и инфляция (в результате нового девальвационного толчка) получит очередное ускорение. Во-вторых, даже если правительственные предположения окажутся более или менее точными, нам не придется радоваться этому хотя бы потому, что ни антикризисный план правительства, ни денежно-кредитная политика Центробанка не нацелены на изменение индустриального ландшафта страны и структуры экспортных доходов. А ведь без этого страна рано или поздно (скорее, рано) вновь окажется беззащитной перед очередным провалом нефтяных цен со всеми хорошо известными последствиями для госбюджета, курса рубля, величины инфляции и динамики реальных доходов населения. Нельзя сказать, что власти совсем уж игнорируют подобную перспективу. Время от времени первые лица государства публично заявляют об исчерпанности прежней модели не только экономики, но и экономической политики. Говорится даже о необходимости новой парадигмы в управлении народным хозяйством. Однако дальше слов дело не идет. Примитивизация экономики продолжалась и в тучные, и в тощие годы, несмотря на периодические ритуальные заклинания о ее вреде для позиционирования страны в суровом глобальном мире. Вот и сегодня нельзя избавиться от ощущения, что правительство не знает никаких других способов избавления от пресловутой нефтяной иглы, кроме совершенствования инвестиционного климата, снижения инфляции до 4% и выпуска в пожарном порядке федеральных целевых программ по принципу «всем сестрам по серьгам». Но ведь не может же оно не знать, что даже при идеальном инвестклимате и нулевой инфляции желаемые структурные преобразования в экономике нигде в мире не осуществлялись без мощной систематической государственной поддержки и такого же мощного стимулирования частно-предпринимательской активности. У соседа лучше Можно, конечно, заявлять, что мы еще находимся в заложниках советского понимания экономики и постсоветского бессилия. И с места сдвинуться не можем не только мы, но и все окружающие с таким же багажом. Но ведь это не так. Посмотрим на одного из наших соседей — Казахстан, на страну, также сильно зависимую от капризов мирового рынка углеводородов. Здесь действительно готовы перейти от риторики по поводу так называемого сырьевого проклятья к планомерным действиям в направлении реальной, а не симулируемой модернизации национальной экономики. Оценить всю ту работу, которую уже провели казахстанцы, чтобы интегрироваться в мировую экономику, можно по нескольким общепризнанным показателям. Основной: готовы ли инвесторы — свои и иностранные — вкладывать деньги в страну? В Казахстане за первое полугодие 2015 года капиталовложения в новые проекты выросли на 250% по сравнению с тем же периодом прошлого года (fDi Markets, Financial Times). Для сравнения: в России за тот же период прямые инвестиции снизились на 50%. Казахстан стал в СНГ признанным лидером привлечения иностранных инвестиций на душу населения. Это напрямую сказывается на качестве жизни людей: за 2001–2013 годы уровень номинальных денежных доходов в среднем на душу населения в месяц в республике вырос в 5,3 раза. Модель, благодаря которой международные финансы комфортно чувствуют себя в Казахстане, проста и основывается на активной роли государства в привлечении инвестиций. В частности, оно все делает для того, чтобы обеспечить инвесторам — своим и приезжим — максимально комфортные условия для работы. В стране достаточно низкое налогообложение, к примеру, налог на прибыль — 15%, НДС — 12%, НДФЛ — 10%, страховые платежи — 15%; в РФ все это в 1,5–2 раза выше. Государство не бросает все и всех в рынок, а гарантирует поддержку. Дальнейшая оптимизация налогового режима, упрощение и унификация разрешительных процедур, привлечение якорных инвесторов в строительство, сельское хозяйство, нефтепереработку, энергетику — все это государство берет на себя. Дальше — больше Судя по планам, озвученным Нурсултаном Назарбаевым в программном предвыборном документе «100 шагов», страна планирует не просто диверсифицировать экономику в существующих рамках, но и раздвинуть их, создав совершенно новые возможности для роста. Это риск, но он, скорее всего, оправдан. Так, в 2016 году должен начать работу Международный финансовый центр в Астане (МФЦА). Предвижу замечание скептиков. Ведь такое же намерение совсем недавно с помпой декларировалось и у нас в России, когда было объявлено о предстоящем создании Международного финансового центра в Москве. И что из этого получилось? Очередная затея в духе слов без последствий. Казахстанский же проект имеет больше шансов на осуществление. Для меня очень важен тот факт, что под это начинание сразу была подведена соответствующая законодательная база. На днях парламент Казахстана принял законопроект, в соответствии с которым Международный финансовый центр в Астане создается по модели Дубая как финансовый хаб для Евразийского региона. Конечно, вряд ли он взлетит так же, как дубайский, который за десять лет стал ведущим азиатским центром притяжения финансов. Но свою нишу в регионе занять может, обеспечивая взаимодействие региональных фондовых рынков стран Центральной Азии, запада Китая, а также СНГ. МФЦА готов предоставить самое главное, чего сейчас жаждет бизнес, — защиту от произвола. Законодательство финцентра будет построено по английскому праву, откроется независимый коммерческий арбитраж, решения которого будут иметь приоритет по отношению к решениям суда Казахстана. Для резидентов МФЦА предоставят офисы класса А бесплатно на два года, освобождение от всех налогов на 50 лет. В краткосрочном плане это, разумеется, риски для бюджета, но в долгосрочном Казахстан, становясь еще более надежным партнером международного бизнеса, превращается в площадку для реализации современных индустриальных проектов. В масштабах страны должен сработать мультипликативный эффект, появятся новые производства и дополнительные рабочие места. Особенно важно подчеркнуть, что новый финцентр, который должен стать финансовым хабом для стран СНГ, а также всего региона Западной и Центральной Азии, будет сопряжен с реализацией гигантского проекта реальной экономики под названием «Евразийский трансконтинентальный коридор», по которому будут перевозиться грузы из Азии в Европу. В результате Казахстан сможет ежегодно приращивать к ВВП не менее 1% за счет ненефтяного производства, а предприятия республики рассчитывают привлечь более $100 млрд инвестиций до 2025 года. И все это — благодаря государственному управлению, которое в Казахстане в отличие от северного соседа не является предметом идеологической дискуссии. Там не спорят о соотношении государственного и частного в категориях добра и зла, а на деле заботятся о повышении качества первого и поощрении второго. Четко сознают, что успех экономической политики предполагает динамическое равновесие государственной активности и сил саморегулирования. Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Расходы бюджета на обслуживание госдолга выросли в 1,5 раза - «Финансы»

За первое полугодие 2024-го расходы казны на обслуживание госдолга составили 1,1 трлн рублей, говорится в докладе Счетной палаты (СП) об исполнении бюджета за январь–июнь (есть у «Известий»). По сравнению с аналогичным периодом 2023-го траты по этой статье увеличились в полтора раза. При этом доля

Какие переводы банки считают подозрительными - «Финансы»

Закон обязывает банки отслеживать все переводы, превышающие 600 тысяч рублей. Но определить перевод, как подозрительный, можно и по ряду других критериев, рассказала агентству "Прайм" эксперт-аналитик Банки.ру Эряния...

Названы самые дисциплинированные заемщики - «Финансы»

Самыми «примерными» заемщиками в России являются госслужащие (доля просроченных займов — 17,5%), финансисты (18%) и медики (18,1%). Об этом говорится в исследовании компании «Робот Займер» (есть у «Газеты.Ru»). Также...

Астана признана лучшим финансовым центром Восточной Европы и Центральной Азии - «Финансы»

Фото: Zakon.kz/Максим Золотухин На втором месте по финансовому лидерству в регионе еще один город из Казахстана – Алматы. В 2024 году наши мегаполисы потеснили Таллинн, Прагу, Варшаву, Кипр, Ригу, Москву и Санкт-Петербург,...

Курсы валют в обменниках Алматы и Астаны на 26 сентября - «Финансы»

Фото: Zakon.kz Представлены данные о средневзвешенных курсах покупки и продажи валют: доллара, евро и рубля в обменных пунктах Астаны, Алматы и Шымкента, а также о курсах Нацбанка РК на 26 сентября 2024 года (на...

В Казахстане утвердили правила и сроки реализации пилотного проекта "Цифровой НДС" - «Финансы»

Фото: freepik Совместным приказом МЦРИАП и министра финансов утверждены Правила и сроки реализации пилотного проекта по модернизации и совершенствованию оказания госуслуги "Возврат налога на добавленную стоимость...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Расходы бюджета на обслуживание госдолга выросли в 1,5 раза - «Финансы»

Расходы бюджета на обслуживание госдолга выросли в 1,5 раза - «Финансы»

За первое полугодие 2024-го расходы казны на обслуживание госдолга составили

Подробнее
Какие переводы банки считают подозрительными - «Финансы»

Какие переводы банки считают подозрительными - «Финансы»

Закон обязывает банки отслеживать все переводы, превышающие 600 тысяч рублей.

Подробнее
Названы самые дисциплинированные заемщики - «Финансы»

Названы самые дисциплинированные заемщики - «Финансы»

Самыми «примерными» заемщиками в России являются госслужащие (доля просроченных

Подробнее
Курсы валют в обменниках Алматы и Астаны на 26 сентября - «Финансы»

Курсы валют в обменниках Алматы и Астаны на 26 сентября - «Финансы»

Фото: Zakon.kz Представлены данные о средневзвешенных курсах покупки и продажи

Подробнее
Экономика сегодня

Курсы доллара и евро на 13 сентября - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 13 сентября - «Тема дня»

​ Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 13 сентября 2024 года, составляет 91,1096 рубля, официальный курс евро — 100,3907 рубля.

Подробнее
Рубль не определился с динамикой. ЦБ установил официальные курсы валют на 14 сентября - «Тема дня»

Рубль не определился с динамикой. ЦБ установил официальные курсы валют на 14 сентября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 13 сентября. Рубль укрепился к доллару и юаню, но уступил евро. Курс доллара опустился...

Подробнее
Курсы доллара и евро на 14 сентября - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 14 сентября - «Тема дня»

​ Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 14 сентября 2024 года, составляет 90,9345 рубля, официальный курс евро — 100,7958 рубля.

Подробнее
Курсы доллара и евро на 8 сентября - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 8 сентября - «Тема дня»

​ Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 сентября 2024 года, составляет 89,8225 рубля, официальный курс евро — 99,7156 рубля.

Подробнее
Сбер запустил вклад в новой валюте, сколько будет стоить доллар к концу года. Главное о валюте за неделю - «Тема дня»
Курсы доллара и евро на 9 сентября - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 9 сентября - «Тема дня»

​ Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 9 сентября 2024 года, составляет 89,8225 рубля, официальный курс евро — 99,7156 рубля.

Подробнее

Разделы

Информация


Расходы бюджета на обслуживание госдолга выросли в 1,5 раза - «Финансы»

Расходы бюджета на обслуживание госдолга выросли в 1,5 раза - «Финансы»

За первое полугодие 2024-го расходы казны на обслуживание госдолга составили 1,1 трлн рублей, говорится в докладе Счетной палаты (СП) об исполнении бюджета за январь–июнь (есть у «Известий»). По сравнению с аналогичным периодом 2023-го траты по этой статье увеличились в полтора раза. При этом доля

Подробнее

      
Курс валют сегодня