"Трансаэро" уличили в каннибализации - «Финансы» » Новости Банков
bottom-shape image

"Трансаэро" уличили в каннибализации - «Финансы»


Авиакомпания экономила на техобслуживании лизинговых самолетов

Крупные российские лизинговые компании обнаружили проблемы у флота, который сдавали в финансовый лизинг "Трансаэро". Авиакомпания, сокращая издержки, в последний год снимала запчасти с одних самолетов и переставляла на другие. В итоге на самолетах одной лизинговой компании теперь можно обнаружить двигатель, принадлежащий другой. По данным "Ъ", речь идет о 15-20 воздушных судах. Эта практика, которую в отрасли называют каннибализацией, создает проблемы, если владельцы самолетов хотят расторгнуть контракт и передать их другой авиакомпании: придется все возвращать на свои места.


Банки, сдававшие в лизинг "Трансаэро" самолеты, столкнулись с неожиданной проблемой, мешающей вернуть суда и передать новому перевозчику. Как рассказали "Ъ" два источника на рынке, самолеты "Трансаэро" сейчас перегоняются за рубеж в рамках технической проверки состояния; около 15 воздушных судов, говорит один из них, уже прибыли в аэропорт в Испании. Но, как объясняют собеседники "Ъ", выяснилось, что в последний год "Трансаэро", чтобы избежать расходов на техническую профилактику, снимала запчасти с одних самолетов и ставила на другие. В первую очередь речь идет о замене двигателей, профилактика которых занимает около месяца, говорит источник "Ъ". В итоге часто запчасть, принадлежащая одному лизингодателю, оказывалась на самолете, принадлежащем другому. По данным одного из собеседников "Ъ", такая разукомплектованность наблюдается более чем у 20 самолетов авиакомпании.

У "Трансаэро" в финансовом лизинге находились 64 самолета от "ВЭБ-лизинга", "ВТБ Лизинга" и "Сбербанк Лизинга". После того как сертификат эксплуатанта компании аннулировали (об этом было объявлено 21 октября), лизингодатели заговорили о проблемах, связанных как с возможным списанием долга "Трансаэро" за лизинг, так и с простоем флота.

Серьезность проблем в отрасли оценивают по-разному. Так, в среду глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что из-за ситуации с "Трансаэро" "ВЭБ-лизингу" может понадобиться докапитализация 30 млрд руб. Совладелец "Сибири" (S7) Владислав Филев, намеревающийся купить контрольный пакет "Трансаэро", в интервью "Ъ" 23 октября говорил, что начало банкротства авиакомпании (соответствующие иски уже подали, например, Сбербанк и Альфа-банк; см. "Ъ" от 20 октября) означает, что банкам будет трудно "вытащить" свои самолеты: "Какая-то часть платежей за самолеты принадлежит "Трансаэро", поэтому какая-то их часть попадет в конкурсную массу при банкротстве. Флот не будет летать, пока будет разбирательство о банкротстве".

Это не совсем верно, уточняет источник "Ъ" в отрасли: сейчас лизинговые соглашения заключаются по английскому праву, тогда право собственности на самолет переходит к лизингополучателю только после полной выплаты суммы, а внесенные платежи не дают ему никаких отдельных прав. Банкротство не будет препятствием для возврата самолетов, подтверждает юрист юрфирмы Nektorov, Saveliev & Partners Артем Сафонов, самолеты в лизинге не входят в имущественную массу должника, до полного исполнения договоров выкупного лизинга право собственности находится у лизингодателя.

Но банкам необходимо отозвать самолеты из лизинга и заключить контракты с новыми лизингополучателями. Вчера этот процесс начался: "Аэрофлот" договорился со "Сбербанк Лизингом" о поставке первых 14 судов, ранее находившихся у "Трансаэро". Спрос на рынке есть, говорит один из собеседников "Ъ": к флоту "Трансаэро" в финансовом лизинге проявляют интерес как "Аэрофлот", так и зарубежные компании — европейские, американские, австралийские, китайские.

Но по условиям лизинговых договоров имущество должно быть возвращено в соответствии с актом приемки-передачи, при недостаче каких-то запчастей лизингополучатель может нести ответственность вплоть до уголовной (кража). Более того, говорит один из собеседников "Ъ", даже если банк согласится принять имущество в неправильной комплектации, новый лизингополучатель должен будет принять на себя ответственность за эксплуатацию самолета с "чужим" двигателем, и вряд ли он на это пойдет.

Теперь компаниям предстоит "юридическая борьба", которая может затянуться, считает источник "Ъ" в банковском секторе. В "ВЭБ-лизинге" и "Сбербанк Лизинге" от комментариев отказались. "Вместе с другими лизинговыми компаниями мы проверяем несоответствия отдельных запчастей на лизинговых самолетах,— сообщили "Ъ" в ВТБ.— Но юридическая чистота наших активов не вызывает никаких опасений".

Подобная каннибализация флота — нормальное явление, говорит независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко, если невыгодно эксплуатировать весь парк, это дает возможность снизить издержки на техобслуживание. У "Трансаэро" было свое подразделение по обслуживанию самолетов, вероятно, имевшее сертификат на эти работы, добавляет он, но для лизингодателей ситуация представляет проблему. Российские лизингодатели, поясняет господин Крамаренко, не уделяли большого внимания техническому состоянию самолетов, поскольку не интересовались их остаточной стоимостью, считая вероятность остановки "Трансаэро" небольшой и не располагая техническими компетенциями.

Раньше такой проблемы не было, добавляет эксперт: российские банки в основном поставляли флот перевозчикам "большой четверки" ("Аэрофлот", "Трансаэро", S7, "ЮТэйр"), а "ЮТэйр" (сокращала парк в рамках своей программы оптимизации) отдала лизингодателям только новый парк и продолжила эксплуатировать старый. Поэтому, заключает Андрей Крамаренко, неизвестно, умеют ли российские лизинговые компании справляться с ситуациями, аналогичными проблемам с "Трансаэро". Гендиректор московского офиса McLarens Aviation Борис Бычков пояснил "Ъ", что в масштабах флота "Трансаэро" аудит судов обойдется в сотни тысяч долларов, возвращение запчастей к исходной комплектации — в миллионы долларов плюс "существенные временные затраты".

Наталья Скорлыгина, Юлия Локшина


Авиакомпания экономила на техобслуживании лизинговых самолетов Крупные российские лизинговые компании обнаружили проблемы у флота, который сдавали в финансовый лизинг "Трансаэро". Авиакомпания, сокращая издержки, в последний год снимала запчасти с одних самолетов и переставляла на другие. В итоге на самолетах одной лизинговой компании теперь можно обнаружить двигатель, принадлежащий другой. По данным "Ъ", речь идет о 15-20 воздушных судах. Эта практика, которую в отрасли называют каннибализацией, создает проблемы, если владельцы самолетов хотят расторгнуть контракт и передать их другой авиакомпании: придется все возвращать на свои места. Банки, сдававшие в лизинг "Трансаэро" самолеты, столкнулись с неожиданной проблемой, мешающей вернуть суда и передать новому перевозчику. Как рассказали "Ъ" два источника на рынке, самолеты "Трансаэро" сейчас перегоняются за рубеж в рамках технической проверки состояния; около 15 воздушных судов, говорит один из них, уже прибыли в аэропорт в Испании. Но, как объясняют собеседники "Ъ", выяснилось, что в последний год "Трансаэро", чтобы избежать расходов на техническую профилактику, снимала запчасти с одних самолетов и ставила на другие. В первую очередь речь идет о замене двигателей, профилактика которых занимает около месяца, говорит источник "Ъ". В итоге часто запчасть, принадлежащая одному лизингодателю, оказывалась на самолете, принадлежащем другому. По данным одного из собеседников "Ъ", такая разукомплектованность наблюдается более чем у 20 самолетов авиакомпании. У "Трансаэро" в финансовом лизинге находились 64 самолета от "ВЭБ-лизинга", "ВТБ Лизинга" и "Сбербанк Лизинга". После того как сертификат эксплуатанта компании аннулировали (об этом было объявлено 21 октября), лизингодатели заговорили о проблемах, связанных как с возможным списанием долга "Трансаэро" за лизинг, так и с простоем флота. Серьезность проблем в отрасли оценивают по-разному. Так, в среду глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что из-за ситуации с "Трансаэро" "ВЭБ-лизингу" может понадобиться докапитализация 30 млрд руб. Совладелец "Сибири" (S7) Владислав Филев, намеревающийся купить контрольный пакет "Трансаэро", в интервью "Ъ" 23 октября говорил, что начало банкротства авиакомпании (соответствующие иски уже подали, например, Сбербанк и Альфа-банк; см. "Ъ" от 20 октября) означает, что банкам будет трудно "вытащить" свои самолеты: "Какая-то часть платежей за самолеты принадлежит "Трансаэро", поэтому какая-то их часть попадет в конкурсную массу при банкротстве. Флот не будет летать, пока будет разбирательство о банкротстве". Это не совсем верно, уточняет источник "Ъ" в отрасли: сейчас лизинговые соглашения заключаются по английскому праву, тогда право собственности на самолет переходит к лизингополучателю только после полной выплаты суммы, а внесенные платежи не дают ему никаких отдельных прав. Банкротство не будет препятствием для возврата самолетов, подтверждает юрист юрфирмы Nektorov, Saveliev

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle

Другие новости сегодня

В Госдуме подготовили законопроект о выдаче льготникам участков только с инфраструктурой - «Финансы»

Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков ("Новые люди") и член фракции Амир Хамитов отправили на заключение в правительство РФ законопроект об обязательном наличии инженерной и транспортной инфраструктуры рядом с участками, которые бесплатно выделяются льготникам. Об этом сообщает пресс-служба

В ГД внесли законопроект о начислении одновременно двух пенсий семьям погибших бойцов СВО - «Финансы»

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, которым предлагается одновременно начислять семьям погибших бойцов пенсию по потере кормильца и страховую пенсию до достижения детьми 23 лет. Об этом...

Наиболее важные новости недели 13-17 мая 2024 года - «Финансы»

НАЛОГИ, БУХУЧЕТ ФНС выдала новые рекомендации о контрольно-надзорных мероприятиях в сфере ККТ Проверки теперь могут грозить любым нарушителям, а не только общепиту и торговым сетям > В удостоверяющем...[/h]

Оператора карт МИР привлекут к борьбе с отмыванием денег - Российская газета - «Финансы»

Там пояснили, что в настоящее время НСПК не взаимодействует с Росфинмониторингом, поскольку не входит в число субъектов национальной антиотмывочной системы. При этом большая часть запросов сейчас направляется...

Росфинмониторинг в 2023 году пресек деятельность 14 финансовых пирамид - Российская газета - «Финансы»

В 2023 году пресечена деятельность 14 финансовых пирамид. С использованием материалов Росфинмониторинга правоохранительные органы возбудили более 380 уголовных дел. Арестовано имущество на сумму порядка...

Счетная палата оценила эффективность администрирования земельного налога с юрлиц - Российская газета - «Финансы»

По данным аудиторов, одна из основных проблем связана с земельными участками, которые числятся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на праве собственности за организациями, прекратившими...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

О государственном долге Казахстана отчитался Минфин - «Экономика»

О государственном долге Казахстана отчитался Минфин - «Экономика»

Вице-министр финансов Даурен Темирбеков озвучил размер государственного долга

Подробнее
В 2023 году на три нацпроекта из бюджета выделили 536,4 млрд тенге - «Экономика»

В 2023 году на три нацпроекта из бюджета выделили 536,4 млрд тенге - «Экономика»

В 2023 году на реализацию трех нацпроектов «Комфортная школа», «Модернизация

Подробнее
Как иммерсивные технологии применяют в промышленности - «Экономика»

Как иммерсивные технологии применяют в промышленности - «Экономика»

В Алматы прошла ХI Международная научно-практическая конференция «Развитие

Подробнее
Наиболее важные новости недели 13-17 мая 2024 года - «Финансы»

Наиболее важные новости недели 13-17 мая 2024 года - «Финансы»

НАЛОГИ, БУХУЧЕТ ФНС выдала новые рекомендации о контрольно-надзорных

Подробнее
Экономика сегодня

На что копят россияне: результаты исследования - «Тема дня»

На что копят россияне: результаты исследования - «Тема дня»

​ Только четверть россиян — 24% — не копят деньги и не собираются это делать. В то же время 44% формируют финансовые накопления, а еще 32% рассматривают такую возможность. Об этом свидетельствуют результаты...

Подробнее
Страховщики напомнили, какие риски ожидают пожилых россиян за границей - «Тема дня»

Страховщики напомнили, какие риски ожидают пожилых россиян за границей - «Тема дня»

​ Россияне пожилого возраста, которые отправляются в заграничные путешествия, могут столкнуться с неприятностями не только из-за травм, но и обострения хронических заболеваний. О некоторых типичных случаях...

Подробнее
Чего ждут в Сбербанке и пора ли покупать доллары. Прогнозы по курсу валют за неделю - «Тема дня»
Почему россияне бросились за долларами. Прогнозы по курсу валют за неделю - «Тема дня»

Почему россияне бросились за долларами. Прогнозы по курсу валют за неделю - «Тема дня»

​ 🔷 Аналитики ФГ «Финам» объяснили, почему россияне в марте кинулись покупать доллары: граждане использовали фазу стабильности курса рубля...

Подробнее
Эксперты оценили шансы апартаментов официально стать жильем - «Тема дня»

Эксперты оценили шансы апартаментов официально стать жильем - «Тема дня»

​ Правительство России зашло в тупик с законопроектом, определяющим статус апартаментов, но ...

Подробнее
Есть ли смысл сейчас открывать вклад и что будет со ставками. Главное за неделю - «Тема дня»

Разделы

Информация


В Госдуме подготовили законопроект о выдаче льготникам участков только с инфраструктурой - «Финансы»

В Госдуме подготовили законопроект о выдаче льготникам участков только с инфраструктурой - «Финансы»

Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков ("Новые люди") и член фракции Амир Хамитов отправили на заключение в правительство РФ законопроект об обязательном наличии инженерной и транспортной инфраструктуры рядом с участками, которые бесплатно выделяются льготникам. Об этом сообщает пресс-служба

Подробнее

      
Курс валют сегодня

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика