Наверное, не только я почувствовал диссонанс между ростом конкурентоспособности по рейтингу ВЭФ и тем, что происходит с нашей экономикой в текущий период низких цен на нефть. С этой точки зрения было любопытно посмотреть по каким факторам конкурентоспособности страна совершила «прорыв». Анализ этой информации откровенно удивил. Падение цен на нефть обнажило большие недостатки в конкурентоспособности страны На сегодня, особенно после последней девальвации, я думаю для всех стало очевидно, что с конкурентоспособностью нашей экономики большие проблемы. Как только упали цены на нефть сразу же ухудшились все показатели нашей экономки. Тут же выяснилось, что проблемы экономики носят хронический и фундаментальный характер и не могут быть решены текущими точечными мерами, такими как девальвация тенге, корректировка бюджетных расходов, и усиленное использование Нацфонда. Причин проблем нашей экономики множество. На сегодня уже всем стало понятно, что правительство проспало «тучный период» и не делало никаких структурных реформ, в результате чего диверсификация экономики не улучшилась, а даже ухудшилась. К недостаткам нашей экономики также относится большая слабость рыночной среды, вызванная доминированием после кризиса 2007 – 2009 годов государственного регулирования («ручное управление экономикой»), а также разрастание квазигосударственного сектора и институтов развития. Старая и новая денежно-кредитная политика оказались провальными. Бюджетная политика и использование Нацфонда были и остаются непрозрачными и неэффективными, с большой долей неконтролируемых внебюджетных госрасходов. Результативность стимулирования экономического роста за счет государственных расходов низкая и продолжает снижаться. При красивых цифрах по безработице, скрытая продолжительная безработица, структурная безработица, неполная занятость и масса самостоятельно занятого населения с низкими доходами остаются высокими. Теперь уже само правительство ожидает увеличения «официальной» безработицы. Реализация политики индустриально-инновационного развития в Казахстане пока не принесла значимых эффектов: доля обрабатывающей промышленности неуклонно сокращается. Потраченные государственные средства и усилия не дают ощутимого результата. Низкая доля частных иностранных и отечественных инвестиций по отношению к средствам Национального фонда и республиканского бюджета свидетельствует о малопривлекательности поддерживаемых государством инвестиционных проектов. Большинство таких проектов не соответствуют рыночным принципам прозрачности, эффективности и возвратности. В целом, все усилия по привлечению серьезных иностранных инвестиций в несырьевой сектор так и не увенчались успехом. Такие факты неконкурентоспособности нашей экономики можно продолжать и продолжать. Поэтому, последнее улучшение рейтинга Казахстана, мягко говоря, вызвало у меня недоумение. Давайте вместе разберемся в причинах такого роста рейтинга. Падение цен на нефть не учтено в последних рейтингах Для начала напомню, что для оценки конкурентоспособности стран в мире существуют два наиболее признанных рейтинга конкурентоспособности – это Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума (ВЭФ) и рейтинг мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (IMD). Оба рейтинга обновляются раз в год - IMD в мае, а рейтинг ВЭФ в сентябре. Рейтинг ВЭФ вычисляется, исходя из 114 факторов, 30% из которых рассчитываются на основе статистических данных, а остальные - по оценкам руководителей предприятий и чиновников. Из этих 114 показателей выводятся 12 категорий конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира. В 2015 году в рейтинге ВЭФ участвовало 140 стран. Рейтинг IMD оценивает конкурентоспособность каждой страны по 333 показателям. Они сгруппированы в 20 подкатегорий, которые, в свою очередь, объединены в 4 категорий. В отличие от рейтинга ВЭФ, в IMD примерно 70% показателей оцениваются на основе статистических данных, а остальное - на основе данных опроса. В 2015 году в рейтинге IMD участвовали 61 страна. По обеим рейтингам (IMD и ВЭФ) важно отметить, что они делают анализ с довольно большим временным лагом (анализируются данные полугодовой или годовой давности). Например, в последнем сентябрьском отчете ВЭФ давались отдельные пояснения по рейтингу конкурентоспособности Азербайджана. По этой стране было сказано, что, из-за временного лага, в анализе не было учтено падение цен на нефть и отрицательное влияние этого события появится только в отчете на следующих год. Таким образом в обоих последних отчетах по конкурентоспособности (от IMD и ВЭФ) не учтено падение цен на нефть, которое началось во второй половине 2014 года. Это первая причина, по которой последние рейтинги всех стран, имеющих сильную сырьевую зависимость, не изменились в худшую сторону. Прогиб засчитан… С точки зрения временного лага было смешно читать цитаты с вчерашней пресс-конференции председателя правления «Института экономических исследований» Министерства национальной экономики Максата Муханова. Тема пресс-конференции была одна – это дифирамбы по поводу резкого улучшения в рейтинге ВЭФ. Спикер особо отметил, что «огромную роль в рейтинге конкурентоспособности сыграла инициатива Президента РК - План нации, закрепивший 5 институциональных реформ». Здесь нужно отметить, что План нации – «100 конкретных шагов», закрепивший 5 институциональных реформ, был объявлен в мае этого года. Однако отчет по конкурентоспособности не принял во внимание падение цен на нефть, которое началось еще осенью 2014 года. Спрашивается, как План нации мог сыграть огромную роль в последнем рейтинге ВЭФ?! Заметьте это позволяет себе ученый, руководитель государственного института, который профессионально занимается вопросами конкурентоспособности. Я специально заострил на этом внимание, поскольку именно государственные научные институты играют ключевую роль при подготовке данных для отчета по рейтингу конкурентоспособности ВЭФ. Но об этом чуть позже. По рейтингу IMD у нас было небольшое, но снижение конкурентоспособности В мае этого года IMD опубликовал свой рейтинг. В нем Казахстан опустился с 32 места на 34 (из 61 стран). По отдельным показателям рейтинга у Казахстана сильных изменений не было. Было небольшое ухудшение в категориях экономические показатели и эффективность правительства, и некоторое улучшение в категориях эффективность бизнеса и инфраструктура. Такая оценка IMD была вполне ожидаемой. Несмотря на то, что этот отчет не учитывал падения цен на нефть, в целом 2014 год был не простым. В начале года произошла девальвация. После нее произошла смена правительства, что случилось во многом из-за проблем в экономике и отсутствия реформ. Не буду все перечислять, вы и сами всё видели. В связи с этим у меня лично не было никаких комментарий по майскому рейтингу IMD. По моему мнению он достаточно хорошо отражал объективную реальность, особенно с учетом того 70% показателей формируются за счет статистических данных, а ими довольно тяжело манипулировать. Рост показателей рейтинга ВЭФ вызывает большие сомнения Отчет ВЭФ выходит на три месяца позже, чем IMD. С учетом того, что, начиная с 2014 года, ситуация в экономике становилась все хуже и хуже, то я ожидал изменения в рейтинге ВЭФ будут более негативными, чем это было у IMD. Какое же было моё удивление, когда было объявлено, что по ВЭФ конкурентоспособность Казахстана резко выросла (с 50 на 42 место из 140 стран). Еще больше я удивился, когда стал смотреть на улучшения по отдельным показателям конкурентоспособности. Перед тем как прокомментировать их, я хотел бы напомнить, что происходило в Казахстане перед резким падением цен на нефть. Новое правительство во главе с Каримом Масимовым приступило к работе в апреле 2014 года. Тогда же была утверждена дорожная карта первоочередных мер социально-экономического развития страны на 2014. В мерах появились планы по второй волне приватизации, по привлечению новых инвестиций, сокращению теневой экономики, по новым подходам к тарифной политике и так далее. Потом началась серьезная реорганизация правительства, которая заняла как минимум два-три месяца, в течении которой правительству было не серьезных реформ. Только после реорганизации правительство всерьез приступило к исполнению своих планов. Однако потом началось падение цен на нефть и стали возникать новые чрезвычайные планы и программы для поддержки роста экономики в трудные времена. Таким образом, в 2014 году у правительства чисто физически не было возможности сделать серьезные улучшения в конкурентоспособности страны. Теперь давайте посмотрим по каким показателям (из 144) были самые большие «прорывы». В нижней таблице указаны те из них, по которым произошло улучшение на 10 и больше позиций. Факторы конкурентоспособности с наибольшим приростом
Начну обсуждение этой таблицы с первого пункта – «Контроль над международной дистрибуцией». Он относится к категории «уровень развития бизнеса» и означает - в какой мере международное распространение товаров и услуг, а также маркетинг из страны контролируется отечественными компаниями. Так, за счет чего произошел такой скачок? Получается, что в 2014 году наши экспортеры нефти, металлов, и прочих природных ресурсов сделали что-то революционное в этой области. Теперь давайте посмотрим на показатели «Торговые тарифы», «Бремя таможенных процедур», и «Торговые барьеры на импорт». Импортеры не дадут мне соврать, но в 2014 году никаких улучшений в этих областях не было. Более того после вступления в ЕАЭС у нас выросли таможенные тарифы и стало больше барьеров для импорта. Не знаю кто как, а я совсем не заметил никаких улучшений в «Эффективности антимонопольной политики», «Уровне взяток и подобных платежей», «Независимости судов», «Прозрачности принятия решений Правительством», и «Организованная преступность». Также интересно за счет чего всего за один год резко вросла конкурентоспособность в показателях: «Качество научных институтов», «Наличие ученых и инженеров», и «Доступность курсов профессиональной подготовки». Если внимательно посмотреть таблицу, то вопросы есть по каждому пункту. Особо можно отметить последний пункт – «Размер ВВП». Это, наверное, единственный показатель из таблицы, который определятся на основании статистических данных (объективный показатель). Однако и по нему есть большой вопрос. ВВП страны для рейтинга ВЭФ считается в долларовом эквиваленте. Поскольку наш Нацбанк фиксировал курс тенге, то наша нацвалюта была сильно переоценена. Теперь после августовской девальвации, наш ВВП в долларовом эквиваленте рухнет на более чем 30%. Однако это повлияет на наши рейтинги конкурентоспособности только в следующем году. Так почему же рейтинг ВЭФ не соответствует реальности? Я считаю, это связано с тем, что 70% показателей рейтинга ВЭФ формируется за счет опросов руководителей компаний и чиновников. Опросом в Казахстане занимается официальный партнер Всемирного экономического форума – «Национальный аналитический центр» (НАЦ) при Назарбаев Университете (государственная организация). В своем отчете ВЭФ говорит, что без таких партнеров в каждой стране анализ конкурентоспособности страны был бы невозможен. Однако, если проводится анализ конкурентоспособности государства, то источник информации для рейтинга должен быть независим от самого государства. НАЦ в этом случае трудно назвать независимым, а правительству сегодня крайне нужно показать хоть какие-то положительные результаты. Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения
Наверное, не только я почувствовал диссонанс между ростом конкурентоспособности по рейтингу ВЭФ и тем, что происходит с нашей экономикой в текущий период низких цен на нефть. С этой точки зрения было любопытно посмотреть по каким факторам конкурентоспособности страна совершила «прорыв». Анализ этой информации откровенно удивил. Падение цен на нефть обнажило большие недостатки в конкурентоспособности страны На сегодня, особенно после последней девальвации, я думаю для всех стало очевидно, что с конкурентоспособностью нашей экономики большие проблемы. Как только упали цены на нефть сразу же ухудшились все показатели нашей экономки. Тут же выяснилось, что проблемы экономики носят хронический и фундаментальный характер и не могут быть решены текущими точечными мерами, такими как девальвация тенге, корректировка бюджетных расходов, и усиленное использование Нацфонда. Причин проблем нашей экономики множество. На сегодня уже всем стало понятно, что правительство проспало «тучный период» и не делало никаких структурных реформ, в результате чего диверсификация экономики не улучшилась, а даже ухудшилась. К недостаткам нашей экономики также относится большая слабость рыночной среды, вызванная доминированием после кризиса 2007 – 2009 годов государственного регулирования («ручное управление экономикой»), а также разрастание квазигосударственного сектора и институтов развития. Старая и новая денежно-кредитная политика оказались провальными. Бюджетная политика и использование Нацфонда были и остаются непрозрачными и неэффективными, с большой долей неконтролируемых внебюджетных госрасходов. Результативность стимулирования экономического роста за счет государственных расходов низкая и продолжает снижаться. При красивых цифрах по безработице, скрытая продолжительная безработица, структурная безработица, неполная занятость и масса самостоятельно занятого населения с низкими доходами остаются высокими. Теперь уже само правительство ожидает увеличения «официальной» безработицы. Реализация политики индустриально-инновационного развития в Казахстане пока не принесла значимых эффектов: доля обрабатывающей промышленности неуклонно сокращается. Потраченные государственные средства и усилия не дают ощутимого результата. Низкая доля частных иностранных и отечественных инвестиций по отношению к средствам Национального фонда и республиканского бюджета свидетельствует о малопривлекательности поддерживаемых государством инвестиционных проектов. Большинство таких проектов не соответствуют рыночным принципам прозрачности, эффективности и возвратности. В целом, все усилия по привлечению серьезных иностранных инвестиций в несырьевой сектор так и не увенчались успехом. Такие факты неконкурентоспособности нашей экономики можно продолжать и продолжать. Поэтому, последнее улучшение рейтинга Казахстана, мягко говоря, вызвало у меня недоумение. Давайте вместе разберемся в причинах такого роста рейтинга. Падение цен на нефть не учтено в последних рейтингах Для начала напомню, что для оценки конкурентоспособности стран в мире существуют два наиболее признанных рейтинга конкурентоспособности – это Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума (ВЭФ) и рейтинг мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (IMD). Оба рейтинга обновляются раз в год - IMD в мае, а рейтинг ВЭФ в сентябре. Рейтинг ВЭФ вычисляется, исходя из 114 факторов, 30% из которых рассчитываются на основе статистических данных, а остальные - по оценкам руководителей предприятий и чиновников. Из этих 114 показателей выводятся 12 категорий конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира. В 2015 году в рейтинге ВЭФ участвовало 140 стран. Рейтинг IMD оценивает конкурентоспособность каждой страны по 333 показателям. Они сгруппированы в 20 подкатегорий, которые, в свою очередь, объединены в 4 категорий. В отличие от рейтинга ВЭФ, в IMD примерно 70% показателей оцениваются на основе статистических данных, а остальное - на основе данных опроса. В 2015 году в рейтинге IMD участвовали 61 страна. По обеим рейтингам (IMD и ВЭФ) важно отметить, что они делают анализ с довольно большим временным лагом (анализируются данные полугодовой или годовой давности). Например, в последнем сентябрьском отчете ВЭФ давались отдельные пояснения по рейтингу конкурентоспособности Азербайджана. По этой стране было сказано, что, из-за временного лага, в анализе не было учтено падение цен на нефть и отрицательное влияние этого события появится только в отчете на следующих год. Таким образом в обоих последних отчетах по конкурентоспособности (от IMD и ВЭФ) не учтено падение цен на нефть, которое началось во второй половине 2014 года. Это первая причина, по которой последние рейтинги всех стран, имеющих сильную сырьевую зависимость, не изменились в худшую сторону. Прогиб засчитан… С точки зрения временного лага было смешно читать цитаты с вчерашней пресс-конференции председателя правления «Института экономических исследований» Министерства национальной экономики Максата Муханова. Тема пресс-конференции была одна – это дифирамбы по поводу резкого улучшения в рейтинге ВЭФ. Спикер особо отметил, что «огромную роль в рейтинге конкурентоспособности сыграла инициатива Президента РК - План нации, закрепивший 5 институциональных реформ». Здесь нужно отметить, что План нации – «100 конкретных шагов», закрепивший 5 институциональных реформ, был объявлен в мае этого года. Однако отчет по конкурентоспособности не принял во внимание падение цен на нефть, которое началось еще осенью 2014 года. Спрашивается, как План нации мог сыграть огромную роль в последнем рейтинге ВЭФ?! Заметьте это позволяет себе ученый, руководитель государственного института, который профессионально занимается вопросами конкурентоспособности. Я специально заострил на этом внимание, поскольку именно государственные научные институты играют ключевую роль при подготовке данных для отчета по рейтингу конкурентоспособности ВЭФ. Но об этом чуть позже. По рейтингу IMD у нас было небольшое, но снижение конкурентоспособности В мае этого года IMD опубликовал свой рейтинг. В нем Казахстан опустился с 32 места на 34 (из 61 стран). По отдельным показателям рейтинга у Казахстана сильных изменений не было. Было небольшое ухудшение в категориях экономические показатели и эффективность правительства, и некоторое улучшение в категориях эффективность бизнеса и инфраструктура. Такая оценка IMD была вполне ожидаемой. Несмотря на то, что этот отчет не учитывал падения цен на нефть, в целом 2014 год был не простым. В начале года произошла девальвация. После нее произошла смена правительства, что случилось во многом из-за проблем в экономике и отсутствия реформ. Не буду все перечислять, вы и сами всё видели. В связи с этим у меня лично не было никаких комментарий по майскому рейтингу IMD. По моему мнению он достаточно хорошо отражал объективную реальность, особенно с учетом того 70% показателей формируются за счет статистических данных, а ими довольно тяжело манипулировать. Рост показателей рейтинга ВЭФ вызывает большие сомнения Отчет ВЭФ выходит на три месяца позже, чем IMD. С учетом того, что, начиная с 2014 года, ситуация в экономике становилась все хуже и хуже, то я ожидал изменения в рейтинге ВЭФ будут более негативными, чем это было у IMD. Какое же было моё удивление, когда было объявлено, что по ВЭФ конкурентоспособность Казахстана резко выросла (с 50 на 42 место из 140 стран). Еще больше я удивился, когда стал смотреть на улучшения по отдельным показателям конкурентоспособности. Перед тем как прокомментировать их, я хотел бы напомнить, что происходило в Казахстане перед резким падением цен на нефть. Новое правительство во главе с Каримом Масимовым приступило к работе в апреле 2014 года. Тогда же была утверждена дорожная карта первоочередных мер социально-экономического развития страны на 2014. В мерах появились планы по второй волне приватизации, по привлечению новых инвестиций, сокращению теневой экономики, по новым подходам к тарифной политике и так далее. Потом началась серьезная реорганизация правительства, которая заняла как минимум два-три месяца, в течении которой правительству было не серьезных реформ. Только после реорганизации правительство всерьез приступило к исполнению своих планов. Однако потом началось падение цен на нефть и стали возникать новые чрезвычайные планы и программы для поддержки роста экономики в трудные времена. Таким образом, в 2014 году у правительства чисто физически не было возможности сделать серьезные улучшения в конкурентоспособности страны. Теперь давайте посмотрим по каким показателям (из 144) были самые большие «прорывы». В нижней таблице указаны те из них, по которым произошло улучшение на 10 и больше позиций. Факторы конкурентоспособности с наибольшим приростом Начну обсуждение этой таблицы с первого пункта – «Контроль над международной дистрибуцией». Он относится к категории «уровень развития бизнеса» и означает - в какой мере международное распространение товаров и услуг, а также маркетинг из страны контролируется отечественными компаниями. Так, за счет чего произошел такой скачок? Получается, что в 2014 году наши экспортеры нефти, металлов, и прочих природных ресурсов сделали что-то революционное в этой области. Теперь давайте посмотрим на показатели «Торговые тарифы», «Бремя таможенных процедур», и «Торговые барьеры на импорт». Импортеры не дадут мне соврать, но в 2014 году никаких улучшений в этих областях не было. Более того после вступления в ЕАЭС у нас выросли таможенные тарифы и стало больше барьеров для импорта. Не знаю кто как, а я совсем не заметил никаких улучшений в «Эффективности антимонопольной политики», «Уровне взяток и подобных платежей», «Независимости судов», «Прозрачности принятия решений Правительством», и «Организованная преступность». Также интересно за счет чего всего за один год резко вросла конкурентоспособность в показателях: «Качество научных институтов», «Наличие ученых и инженеров», и «Доступность курсов
Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...
На завтра, 05.12.2025 г., курс доллара США, официально устанавливаемый Центральным банком РФ, составит 76,9708 руб. Это на 98,5 коп. ниже, чем курс, установленный на предыдущую дату. Официальный курс Евро на завтра составит 89,9011 руб., что на 69 коп. ниже, чем курс Евро, действующий сегодня.
В нормах закона о банкротстве предлагается дополнить список случаев, в которых не действует освобождение должника от дальнейшего исполнения обязательств. Депутаты внесли в Госдуму законопроект с поправками...
Власти начнут мониторить выписки по счетам граждан, первыми из которых будут получатели пособий на детей в трех регионах страны. Президентом подписан федеральный закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ с поправками в отдельные законодательные акты, об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в
Также корректируется порядок учета алиментов при назначении единого пособия. Изменения коснутся и правила нулевого дохода. С 1 января 2026 года будет скорректирован порядок учета доходов и правила комплексной...
В России с 1 декабря 2025 года введена обязательная маркировка целого ряда товаров. Нововведение затронет игрушки, бритвенные принадлежности, а также какао и горячий шоколад. Об этом сообщило агентство...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку;
- помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
Спрос на страховые полисы на случай онкологических заболеваний за год вырос на 40%. Об этом сообщил «Росгосстрах», проанализировав темпы роста продаж полисов данного сегмента. Больше всего спрос увеличился...
Российская валюта подешевела к доллару, евро и юаню. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 августа 2025 года, составляет 80,3316 рубля (прежнее значение — 80,2918 рубля), официальный...
Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...
Комментарии (0)