Эксперты убеждены, что в текущих экономических условиях политика введения свободного курса тенге неприемлема. В четверг 20 августа президент РК Нурсултан Назарбаев заявил, что введение режима свободно плавающего тенге осуществлено по просьбе казахстанского бизнеса, который таким образом сможет восстановить свою конкурентоспособность.
"Решение, которое принято правительством и Национальным банком, делается по просьбе экспортеров, национальной палаты предпринимателей "Атамекен", малого и среднего бизнеса нашей страны. Благодаря восстановлению конкурентоспособности страны мы сможем сохранить рабочие места на предприятиях", - сказал президент.
Неприемлемая политикаЭксперты отметили, что введение свободного курса эффективно только при развитом финансовом рынке.
«Свобода операций с капиталом и наличие многообразных финансовых инструментов снижает волатильность курсовых колебаний. Когда финансовый рынок слаборазвит, сводное формирование курса приводит к резким скачкам», - заявил директор Oil Gas Project
Жарас Ахметов.
В текущих условиях, если учитывать что рынок в некотором смысле монополизирован, и в этом случае государственные интервенции в финсектор не помешали бы, для Казахстана такая политика неприменима.
Пример России ничему не научилСтарший аналитик инвестиционной компании «Альпари»
Анна Бодрова сообщила, что свободно плавающий курс национальной валюты доступен и удобен для государства только в случае наличия диверсифицированной экономики и отсутствия внешних рисков. Предположим, что с внешними рисками у Казахстана все в порядке - их почти нет. Зато диверсифицированная экономика отсутствует, Казахстан давно и успешно живет в условиях сырьевой экономической системы. Сейчас далеко не самый удачный момент для введения новой кредитно-денежной политики Нацбанком Казахстана. За эти нововведения заплатит население, как и при любой одномоментно или плавно девальвации. К текущему моменту и с начала года тенге ослаб на 31% в паре с долларом США.
При текущих ценах на нефть справедливый курс доллара может составлять от 200 до 235 тенге. Все остальное - эмоции рынка и инвесторов, которых никто не предупредил о начале новой денежной политики государства.
«Понятно, что "жажда ничто - имидж все", но это бывает только в рекламе. Экономика не может долго терпеть популисткого управления. Если не создан устойчивый механизм притока валюты кроме торговли сырьем, то и нет возможности долго держать свою валюту при падении цен на это сырье. Наши власти держались до последнего и последние события - это вынужденная мера», - ответил депутат КНПК
Айкын Конуров на вопрос о том, насколько применима политика свободного курса сейчас.
«По моему мнению, в сегодняшних условиях сложной геополитической и геоэкономической ситуации, говорить о ближайшей стабилизации курса тенге говорить нельзя. Если придут к нам крупные валютные спекулянты, а они любят ловить рыбку в мутной воде, то синусоида курса может скакать, как у больного стенокардией», - подытожил эксперт.
Председатель правления BRB INVEST
Галим Хусаинов отметил, что у Казахстана небольшая экономика и не развит финансовый рынок, поэтому курс будет достаточно чувствителен к любым изменениям как внутри страны, так и за ее пределами.
«Также, при таком курсообразовании возможно влияние одного или двух игроков в целом на стоимость валюты. В ухудшающихся экономических условиях и при отсутствии доверия к тенге основные экономические субъекты будут продолжать держать деньги в валюте тем самым хеджируя неопределенность. Это не решает вопрос дедолларизации и увеличения тенговой ликвидности на рынке»,- отметил эксперт.
«При волатильности достаточно сложно прогнозировать валютные поступления при пересчете в национальную валюту. Как правило, в таких ситуациях используют различные финансовые инструменты по хеджированию валютных рисков. Например, форвардные контракты, но учитывая неразвитость у нас финансового рынка, сделать в Казахстане это проблематично. Поэтому для наших экспортеров это является сложностью. Но учитывая отрицательную динамику в целом в мире, и зависимость тенге от цен на нефть, то валютные экспортеры не будут иметь значительного влияния», - заявил г-н Хусаинов.
Отказ от валютного коридора не означает отказа государства от участия в валютном рынке. По сути, отказ от валютного коридора - это отказ от принятия ответственности за курс и возможность установления курса в соответствии с потребностями экономики.
Аналитик в IFC Markets
Дмитрий Лукашов отметил, что плавающий курс используется потому, что никто не может его заранее рассчитать. Ведь будущие объёмы экспорта и поступления валютной выручки не известны. При капитализме это делает рынок или совокупность покупателей и продавцов.
«Если бы Национальный банк Казахстана упёрся и поддерживал бы неэквивалентный курс, то он бы просто лишился валютных резервов. Интервенции целесообразны когда имеются спекулятивные колебания. Если идёт перебалансировка курса, то они бессмысленны - можно лишиться валютных резервов. Обычно, для стабилизации валютного курса используется ужесточение денежной политики центральных банков. Например, в России ночью с 15 на 16 декабря прошлого года была поднята ключевая ставка с 6,5% до 17%. Это остановило панику на валютном рынке», - заявил эксперт.
Интервенции за 300Директор Департамента Аналитики АО "Асыл-Инвест"
Айвар Байкенов заявил
:«Во-первых, у нас пока не выработана рабочая процентная ставка, которая является основным инструментом в рамках политики инфляционного таргетирования. Во-вторых, мы очень сильно зависим от импорта, а значит за резким падение курса тенге, последует резкий скачок цен по многим направлениям. В-третьих, на сегодня пока такое решение не убирает неопределенность по курсу, а значит, не будет способствовать дедолларизации экономики».
Пока в инвесткомпании ждут падения до 280-300 тенге. Дальше вероятно и более мощное движение за отметку 300.
«Вопрос в том, какой уровень в правительстве и Нацбанке посчитают опасным для финансовой стабильности. Но на наш взгляд, их целевой уровень, когда они подумают об интервенциях, находится выше 300. Пока же все будет диктовать рынок», - подытожил аналитик.
Руководитель отдела аналитики ГК FOREX CLUB
Николай Ивченко также полагает, что диапазон колебания может достигать 300 тенге за доллар.
«Плюсом рыночного валютного курса является возможность сбалансировать торговый баланс. То есть, поддержать экспорт, ограничить импорт. Соответственно, будет происходить стимулирование развития одних секторов экономики (в данном случае экспортные) и оказываться давление на другие сектора (потребительский, завоз импорта). Также будет оказывать поддержка внутренним производителям в легкой, пищевой промышленности, так как импортные товары станут дороже.
Тратить золото-валютные резервы страны в условиях объявленной Китаем валютной войны – это крайне рисковое решение. Тем более что риски дальнейшего развития кризиса в Азии достаточно высоки. Никто точно не знает, что будет через 3-5 месяцев в мировой экономике, мы можем только предполагать», - отметил он.
«Если ситуация начнет улучшаться (пойдут вверх цены на нефть, ситуация на финансовых рынках Азии стабилизируется) тенге отыграет свои потери и возможно даже вернется к отметке 200 тенге за доллар. А вот, если ситуация будет ухудшаться и дальше – у Казахстана в этом случае уже будет запас прочности во внешней торговле благодаря низкому курсу национальной валюты как минимум на полгода. То есть, при принятии данного решения вероятно главной целью было застраховаться от дальнейшего ухудшения ситуации в мировой экономике.
Мы думаем, что дальнейшей девальвации тенге пока не будет. Она уже проведена с запасом. Будет, вероятно, взята пауза для оценки внешней конъюнктуры и действий стран торговых партнеров. Курс какой-то период стабилизируется на отметке 250-255 тенге за доллар. Дальнейшая динамика тенге будет зависеть от ситуации в Азии, цен на нефть и действий других стран-торговых партнеров Казахстана на валютном рынке. Диапазон колебания тенге до конца года вместе с тем может быть достаточно большой – 200-300 тенге», - подытожил эксперт.
Праздничный день или черный четвергВсе опрашиваемые эксперты сошлись во мнении, что падение курса тенге наиболее выгодно скажется на экспортерах и предприятиях, имеющих валютную выручку. Больше всего пострадает бизнес, имеющий заимствования в иностранной валюте и работающий с импортными товарами.
«Для предприятий с валютной выручкой сегодня, можно сказать, праздничный день. Они этого долго просили, лоббировали через НПП и используя административные ресурсы. Но вполне вероятно, что курса в 255 им будет мало. И они будут продавливать уровень хотя бы в районе 280-300 тенге»,- предположил
Айвар Байкенов.
«В наших условиях более менее защищены от валютных колебаний предприятия импортирующие из Казахстана продукцию и услуги востребованные на мировом рынке. Так же могу отметить предпринимателей, оказывающих услуги компаниям экспортерам, государству, нацкомпаниям и сферу бытовых услуг первый необходимости для населения. Пострадают импортеры, сборочные производства, торговые сети, работающие на импортном товаре, ведь индексация заработной платы у нас никогда не покрывает роста цен в связи со скачками курса валют, очень многие вынуждены будут экономить. Это отразится на спросе, а, значит, многие предприниматели будут иметь серьезные проблемы с банками-кредиторами», - поделился мнением Айкын Конуров.
«Предприятия, имеющие валютную выручку, получат хорошую прибавку в тенговом эквиваленте. В течение 3-4 недель панические настроения на рынке утихнут и предприятия поймут по какому курсу они смогут продать свою валютную выручку. Ближайшие 1-2 недели рынок будет очень волатильным и будут проходить незначительные объемы», - заявил
Николай Ивченко.
Эксперты убеждены, что в текущих экономических условиях политика введения свободного курса тенге неприемлема. В четверг 20 августа президент РК Нурсултан Назарбаев заявил, что введение режима свободно плавающего тенге осуществлено по просьбе казахстанского бизнеса, который таким образом сможет восстановить свою конкурентоспособность. "Решение, которое принято правительством и Национальным банком, делается по просьбе экспортеров, национальной палаты предпринимателей "Атамекен", малого и среднего бизнеса нашей страны. Благодаря восстановлению конкурентоспособности страны мы сможем сохранить рабочие места на предприятиях", - сказал президент. Неприемлемая политика Эксперты отметили, что введение свободного курса эффективно только при развитом финансовом рынке. «Свобода операций с капиталом и наличие многообразных финансовых инструментов снижает волатильность курсовых колебаний. Когда финансовый рынок слаборазвит, сводное формирование курса приводит к резким скачкам», - заявил директор Oil Gas Project Жарас Ахметов. В текущих условиях, если учитывать что рынок в некотором смысле монополизирован, и в этом случае государственные интервенции в финсектор не помешали бы, для Казахстана такая политика неприменима. Пример России ничему не научил Старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Бодрова сообщила, что свободно плавающий курс национальной валюты доступен и удобен для государства только в случае наличия диверсифицированной экономики и отсутствия внешних рисков. Предположим, что с внешними рисками у Казахстана все в порядке - их почти нет. Зато диверсифицированная экономика отсутствует, Казахстан давно и успешно живет в условиях сырьевой экономической системы. Сейчас далеко не самый удачный момент для введения новой кредитно-денежной политики Нацбанком Казахстана. За эти нововведения заплатит население, как и при любой одномоментно или плавно девальвации. К текущему моменту и с начала года тенге ослаб на 31% в паре с долларом США. При текущих ценах на нефть справедливый курс доллара может составлять от 200 до 235 тенге. Все остальное - эмоции рынка и инвесторов, которых никто не предупредил о начале новой денежной политики государства. «Понятно, что "жажда ничто - имидж все", но это бывает только в рекламе. Экономика не может долго терпеть популисткого управления. Если не создан устойчивый механизм притока валюты кроме торговли сырьем, то и нет возможности долго держать свою валюту при падении цен на это сырье. Наши власти держались до последнего и последние события - это вынужденная мера», - ответил депутат КНПК Айкын Конуров на вопрос о том, насколько применима политика свободного курса сейчас. «По моему мнению, в сегодняшних условиях сложной геополитической и геоэкономической ситуации, говорить о ближайшей стабилизации курса тенге говорить нельзя. Если придут к нам крупные валютные спекулянты, а они любят ловить рыбку в мутной воде, то синусоида курса может скакать, как у больного стенокардией», - подытожил эксперт. Председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов отметил, что у Казахстана небольшая экономика и не развит финансовый рынок, поэтому курс будет достаточно чувствителен к любым изменениям как внутри страны, так и за ее пределами. «Также, при таком курсообразовании возможно влияние одного или двух игроков в целом на стоимость валюты. В ухудшающихся экономических условиях и при отсутствии доверия к тенге основные экономические субъекты будут продолжать держать деньги в валюте тем самым хеджируя неопределенность. Это не решает вопрос дедолларизации и увеличения тенговой ликвидности на рынке»,- отметил эксперт. «При волатильности достаточно сложно прогнозировать валютные поступления при пересчете в национальную валюту. Как правило, в таких ситуациях используют различные финансовые инструменты по хеджированию валютных рисков. Например, форвардные контракты, но учитывая неразвитость у нас финансового рынка, сделать в Казахстане это проблематично. Поэтому для наших экспортеров это является сложностью. Но учитывая отрицательную динамику в целом в мире, и зависимость тенге от цен на нефть, то валютные экспортеры не будут иметь значительного влияния», - заявил г-н Хусаинов. Отказ от валютного коридора не означает отказа государства от участия в валютном рынке. По сути, отказ от валютного коридора - это отказ от принятия ответственности за курс и возможность установления курса в соответствии с потребностями экономики. Аналитик в IFC Markets Дмитрий Лукашов отметил, что плавающий курс используется потому, что никто не может его заранее рассчитать. Ведь будущие объёмы экспорта и поступления валютной выручки не известны. При капитализме это делает рынок или совокупность покупателей и продавцов. «Если бы Национальный банк Казахстана упёрся и поддерживал бы неэквивалентный курс, то он бы просто лишился валютных резервов. Интервенции целесообразны когда имеются спекулятивные колебания. Если идёт перебалансировка курса, то они бессмысленны - можно лишиться валютных резервов. Обычно, для стабилизации валютного курса используется ужесточение денежной политики центральных банков. Например, в России ночью с 15 на 16 декабря прошлого года была поднята ключевая ставка с 6,5% до 17%. Это остановило панику на валютном рынке», - заявил эксперт. Интервенции за 300 Директор Департамента Аналитики АО "Асыл-Инвест" Айвар Байкенов заявил: «Во-первых, у нас пока не выработана рабочая процентная ставка, которая является основным инструментом в рамках политики инфляционного таргетирования. Во-вторых, мы очень сильно зависим от импорта, а значит за резким падение курса тенге, последует резкий скачок цен по многим направлениям. В-третьих, на сегодня пока такое решение не убирает неопределенность по курсу, а значит, не будет способствовать дедолларизации экономики». Пока в инвесткомпании ждут падения до 280-300 тенге. Дальше вероятно и более мощное движение за отметку 300. «Вопрос в том, какой уровень в правительстве и Нацбанке посчитают опасным для финансовой стабильности. Но на наш взгляд, их целевой уровень, когда они подумают об интервенциях, находится выше 300. Пока же все будет диктовать рынок», - подытожил аналитик. Руководитель отдела аналитики ГК FOREX CLUB Николай Ивченко также полагает, что диапазон колебания может достигать 300 тенге за доллар. «Плюсом рыночного валютного курса является возможность сбалансировать торговый баланс. То есть, поддержать экспорт, ограничить импорт. Соответственно, будет происходить стимулирование развития одних секторов экономики (в данном случае экспортные) и оказываться давление на другие сектора (потребительский, завоз импорта). Также будет оказывать поддержка внутренним производителям в легкой, пищевой промышленности, так как импортные товары станут дороже. Тратить золото-валютные резервы страны в условиях объявленной Китаем валютной войны – это крайне рисковое решение. Тем более что риски дальнейшего развития кризиса в Азии достаточно высоки. Никто точно не знает, что будет через 3-5 месяцев в мировой экономике, мы можем только предполагать», - отметил он. «Если ситуация начнет улучшаться (пойдут вверх цены на нефть, ситуация на финансовых рынках Азии стабилизируется) тенге отыграет свои потери и возможно даже вернется к отметке 200 тенге за доллар. А вот, если ситуация будет ухудшаться и дальше – у Казахстана в этом случае уже будет запас прочности во внешней торговле благодаря низкому курсу национальной валюты как минимум на полгода. То есть, при принятии данного решения вероятно главной целью было застраховаться от дальнейшего ухудшения ситуации в мировой экономике. Мы думаем, что дальнейшей девальвации тенге пока не будет. Она уже проведена с запасом. Будет, вероятно, взята пауза для оценки внешней конъюнктуры и действий стран торговых партнеров. Курс какой-то период стабилизируется на отметке 250-255 тенге за доллар. Дальнейшая динамика тенге будет зависеть от ситуации в Азии, цен на нефть и действий других стран-торговых партнеров Казахстана на валютном рынке. Диапазон колебания тенге до конца года вместе с тем может быть достаточно большой – 200-300 тенге», - подытожил эксперт. Праздничный день или черный четверг Все опрашиваемые эксперты сошлись во мнении, что падение курса тенге наиболее выгодно скажется на экспортерах и предприятиях, имеющих валютную выручку. Больше всего пострадает бизнес, имеющий заимствования в иностранной валюте и работающий с импортными товарами. «Для предприятий с валютной выручкой сегодня, можно сказать, праздничный день. Они этого долго просили, лоббировали через НПП и используя административные ресурсы. Но вполне вероятно, что курса в 255 им будет мало. И они будут продавливать уровень хотя бы в районе 280-300 тенге»,- предположил Айвар Байкенов. «В наших условиях более менее защищены от валютных колебаний предприятия импортирующие из Казахстана продукцию и услуги востребованные на мировом рынке. Так же могу отметить предпринимателей, оказывающих услуги компаниям экспортерам, государству, нацкомпаниям и сферу бытовых услуг первый необходимости для населения. Пострадают импортеры, сборочные производства, торговые сети, работающие на импортном товаре, ведь индексация заработной платы у нас никогда не покрывает роста цен в связи со скачками курса валют, очень многие вынуждены будут экономить. Это отразится на спросе, а, значит, многие предприниматели будут иметь серьезные проблемы с банками-кредиторами», - поделился мнением Айкын Конуров. «Предприятия, имеющие валютную выручку, получат хорошую прибавку в тенговом эквиваленте. В течение 3-4 недель панические настроения на рынке утихнут и предприятия поймут по какому курсу они смогут продать свою валютную выручку. Ближайшие 1-2 недели рынок будет очень волатильным и будут проходить незначительные объемы», - заявил Николай Ивченко.
Комментарии (0)