Совершенствование механизмов взаимодействия между государственными и частными компаниями позволит ускорить решение инфраструктурных проблем Транскаспийского
международного транспортного маршрута (ТМТМ), считает глава частного казахстанского оператора «PTC Cargo» Олжас Шилтерханов.
Он сообщил, что на заседании рабочей группы и общего собрания
Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут»,
прошедшего 26 января в Анкаре, было принято два важных решения. Во-первых, главой международной ассоциации ТМТМ, объединяющей
25 крупнейших международных и региональных организаций в сфере транспорта и
логистики из разных стран, на ближайшие три года переизбран председатель
правления АО «НК «КТЖ» Нурлан Сауранбаев. Во-вторых, члены ассоциации обсудили дальнейшие шаги
по активизации деятельности и перспективы расширения маршрутов, а также
утвердили планы и тарифы на 2024 год. В частности,
в качестве цели обозначен ориентир в 4 млн тонн грузов, которые планируется
перевезти по маршруту в 2024 году. За
2023 год по маршруту ТМТМ, по данным КТЖ, перевезено более 2,7 млн тонн
грузов, что на 86% больше по сравнению с 2022 годом.
Кроме того, в рамках заседания совета ассоциации
ТМТМ в столице Турции прошел семинар на тему «ТМТМ: тренды, вызовы и
перспективы» с участием представителей финансовых институтов (ЕБРР, Всемирный
банк), глобальной мультимодальной цифровой платформы DTC Global, грузоотправителей Казахстана и
Турции.
ТМТМ
как точка роста
ТМТМ, или «Средний коридор» – это мультимодальный транспортный коридор, соединяющий Китай и Европу и привлекающий повышенное внимание после начала военного конфликта России и Украины. Он соединяет Китай и Казахстан
посредством железнодорожного маршрута через Достык или Хоргос/Алтынколь,
проходит через территорию Казахстана по железнодорожному пути до порта Актау,
затем пролегает через Каспийское море до порта Баку/Алят, пересекает
Азербайджан и Грузию по железнодорожному пути. После чего продолжается в Европу либо по железной дороге через Турцию,
либо через Черное море.
«Выгодное географическое положение Казахстана
относительно маршрута ТМТМ дает все предпосылки для активного инвестирования в
развитие транспортного коридора в регионе», - считает глава частного
казахстанского оператора PTC
Cargo
Олжас Шилтерханов. По его мнению, «настоящее геополитическое положение
показывает нам острую необходимость развития всех альтернативных маршрутов
транспортировки грузов всеми видами транспорта».
К таким же выводам пришли в своем исследовании
«Средний торгово-транспортный коридор» и специалисты Всемирного банка.
«Сложившаяся ситуация повысила интерес к ТМТМ как к
трансконтинентальному торговому маршруту, который позволил бы обеспечить
экономическую устойчивость и мог бы служить резервным маршрутом, дающим возможность
адаптации к нестабильной геополитической обстановке. При этом с
торгово-экономической точки зрения ТМТМ в первую очередь позволяет
диверсифицировать торговые маршруты и улучшить транспортную доступность для
Азербайджана, Грузии и Казахстана», - говорится в исследовании. В частности,
там отмечается, что в 2022 году объем контейнерных перевозок по СК вырос на 33%
по сравнению с 2021 годом.
Аналитики ВБ отмечают, что «в сценарии,
предусматривающем повышение операционной эффективности ТМТМ, ожидается, что к
2030 году объем перевозок по СК через Каспийское море по сравнению с 2021 годом
увеличится в три раза и составит 11 млн тонн». По их данным, из общего объема
перевозок по Каспийскому морю около 4 млн тонн будут обусловлены прогнозируемым
спросом на контейнерные перевозки. Однако там же четко говорится: «В случае,
если меры по совершенствованию работы СК не будут внедрены, то спрос на
перевозки окажется на 35% ниже прогнозируемого увеличения».
«Как мы знаем, по маршруту существует возможность
перевозить до 10 млн тонн грузов в год, в том числе до 200 тыс. контейнеров в
направлении стран Европы. Это колоссальная цифра для транзита, учитывая
существующую инфраструктуру на данном участке», - оценивает ситуацию глава PTC Cargo.
Он отмечает, что создание оператора ТМТМ, устранение
узких мест, расширение портовой и железнодорожной инфраструктуры – все это
положительно влияет на качество оказываемых услуг и сокращает сроки перевозки.
Но, по его убеждению, «совершенствование механизмов
взаимодействия между государственными и частными компаниями позволит ускорить
решение инфраструктурных проблем».
Болевые
точки ТМТМ и роль частного бизнеса
Проблему взаимодействия участников маршрута и
развития инфраструктуры в качестве ключевой называют и эксперты ВБ. В уже
упомянутом исследовании они подчеркивают: «В последующие 10 лет Средний коридор
потребует значительных объемов инвестиций, которые во многом уже определены и
согласованы странами (в ноябре 2022 года подписана Дорожная карта)». Вместе с
тем, считают в ВБ, в краткосрочной перспективе можно добиться существенного
повышения эффективности благодаря, помимо прочего, более качественной
координации, логистике и внедрению цифровых технологий».
Олжас Шилтерханов полагает, что
«реализация инфраструктурных проектов частным бизнесом помогает оптимизировать
сроки и качественно повысить привлекательность маршрута и всего логистического процесса».
Важным условием повышения эффективности и пропускной
способности ТМТМ в ВБ считают необходимость «совершенствовать инфраструктуру и
оборудование на протяжении коридора, четко определив приоритеты». Хотя страны,
по территории которых проходит коридор, приняли и реализуют «Дорожную карту»,
призванную увеличить его мощность. Вместе с тем авторы доклада полагают, что
имеется ряд вопросов, требующих рассмотрения в приоритетном порядке, так как
они несут особые риски. Речь идет о связности между железной дорогой и морскими
портами, закупке определенных видов оборудования для повышения операционной
эффективности, решении проблем, связанных с зависимостью работы портов от
погодных условий.
«Мы уверены, что грузопоток по маршруту с каждым
годом будет увеличиваться и расширение инфраструктуры будет иметь ключевую
роль», - утверждает Олжас Шилтерханов и в качестве примера приводит опыт
собственной компании.
Как сообщалось ранее, в 2023 году группой компаний РТС Holding начата
реализация проекта по строительству терминала в городе Поти.
Строительство припортового терминала станет первым
казахстанским инфраструктурным проектом, реализуемым в Поти, одном из
крупнейших портов Грузии, который является опорной точкой на маршруте ТМТМ, что
важно для казахстанских предприятий. А реализация данного проекта позволит формировать контейнерные поезда по
маршруту, а также оказывать различные терминальные услуги по перетарке сухих
грузов и хранению контейнеров.
«Выбор в качестве
места города Поти обусловлен сложившейся в Грузии спецификой, согласно которой
порт Батуми обслуживает в основном нефтеналивные и насыпные грузы, а Поти – контейнерные
и автомобильные. В целях реализации данного проекта нами
был проведен анализ аналогичных проектов, учтены пожелания клиентов по работе с
терминалами – в комплексе мы получим современный терминал с инфраструктурой», -
объясняет Олжас Шилтерханов.
По его данным,
общий объем инвестиций составит более 20 млн долларов. Мощность терминала на 1-м этапе
составит 80 000 ДФЭ, с возможностью увеличения до
250 000 ДФЭ в год. Срок
окончания строительства намечен на август текущего года, но при этом компания уже активно использует порт Поти для
перевозок контейнерных грузов из Европы в Центральную Азию.
Как считают в ВБ, меры по совершенствованию работы
ТМТМ позволят значительно нарастить грузооборот в абсолютном выражении:
ожидается, что количество контейнеров увеличится в 1,5 раза. Кроме того, это
позволит диверсифицировать грузопотоки, отдавая предпочтение товарам с высокой
добавленной стоимостью, таким как удобрения, объем которых, по прогнозам, вырастет почти в два раза. Положительный эффект будет наблюдаться также в
отношении таких товаров, как изделия из металлов, готовые продукты питания,
машины и химикаты. В сценарии, при котором будут реализованы все
рекомендованные улучшения, товары с высокой стоимостью (особенно чувствительные
к времени в пути), которые в настоящее время перевозятся по северному маршруту,
частично перейдут на СК. Доля сырья сократится с 60% до 53%. Но для этого
необходима «организация «бесшовного» функционирования на протяжении всего
коридора». Для этого нужно, как отмечено в докладе ВБ, чтобы поставщики услуг в
странах, по территории которых проходит этот коридор, «обозначили в качестве
своих приоритетных задач обеспечение надежности и предсказуемости своей работы
и оказываемых логистических услуг, предлагали прозрачные тарифы и создавали
инфраструктуру для консолидации транспортных потоков, чтобы получить как можно
большую экономию на масштабе».
В группе компаний PTC Holding уже
давно осознали эффективность таких решений и четко следуют им в собственной
стратегии развития.
«Хочу обратить
внимание на терминал
Dostyk TransTerminal, который позволяет на одном и том же «перроне»
переваливать контейнерные грузы с поезда, пришедшего с узкой колеи (1435 мм), на
поезда, способные транспортировать грузы по широкой (1520 мм), а также в
обратном направлении, который был введен в эксплуатацию в 2021 году», -
рассказал Олжас Шилтерханов.
По его мнению, перегрузочный терминал на станции
Достык и реализуемый проект по строительству терминала в Поти позволят
казахстанским компаниям участвовать в формировании грузовых потоков.
По его данным, итоги 2023 года в целом показывают
неплохую динамику увеличения объемов перевозки и нагрузку на ж/д
инфраструктуру. Так, с терминала на ст. Достык - «Dostyk
TransTerminal» за 2023 год перегружено168 494 TEU, это на 3,6% больше, чем в
2022 году. В оперировании компании PTC Cargo имеется 900 ед. собственных
фитинговых платформ и универсальные, люковые и hard-top контейнеры, общее
количество которых составляет 2100 единиц.
«Мы, как представители частного бизнеса, готовы
продолжать работу и сотрудничество с государственными органами и компаниями для
совершенствования логистических цепочек в регионе», - заверяет Олжас
Шилтерханов.
Кроме того, в
рамках организации перевозок по ТМТМ в настоящее время группа компаний РТС Holding представлена офисами в
Астане, Шанхае, Поти.
«В
целях расширения географии присутствия компании работа по открытию новых
международных представительств продолжается, и буквально в следующем месяце
намечается открытие офиса в Стамбуле. Это позволит предоставлять
оперативный качественный сервис непосредственно в регионе», - отмечает глава PTC Cargo.
Лучшие новости сегодня
Вы искали сегодня
Другие новости сегодня
Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов встретился с главами крупнейших мировых нефтегазохимических компаний – президентом China Petrochemical Corporation (SINOPEC) Джао Донг и председателем правления ООО «СИБУР» Михаилом Карисаловым. Ключевой вопрос – совместное строительство первого
С начала 2024 года фьючерсы на золото активно растут и ставят новые рекорды по стоимости. На утро 19 апреля желтый драгметалл торговался на бирже возле отметки 2 405 долларов за тройскую унцию. О том, как это влияет на золотодобывающую отрасль и экономику Казахстана, корреспонденту...
Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов посетил павильон ЭКСПО, где осмотрел цифровую инфраструктуру технопарка Astana Hub, а также ознакомился со стартап-проектами, передает Primeminister.kz. Глава правительства осмотрел инновационную экосистему Astana Hub. Ключевые задачи хаба – привлечение
📰 Снижению ключевой ставки препятствует сохранение рисков перегрева экономики из-за высокого спроса, на этом фоне российский ВВП продолжает расти высокими темпами, рассказывает «Коммерсант» о заявлениях главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Из данных регулятора следует, что, несмотря на высокие ставки, в
Паевой инвестиционный фонд является одним из самых проверенных и доступных финансовых инструментов, однако новичку с ним разобраться непросто. В публикации дадим несколько советов, которые помогут инвестировать в ПИФы и получать доход.
Дорожная карта развития шелкового кластера разработана в Туркестанской области. В ее рамках утверждена программа кредитования крестьян, сообщает пресс-служба областного акимата. По данным местного исполнительного органа, по инициативе акима Жетысайского района Серика Мамытова в районе начато
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
Соответственно, в первом квартале 2023 года средняя сумма снятия наличных в
ПодробнееДо этого ряд Telegram-каналов сообщили, что турецкие банки прекратили открывать
ПодробнееПо его словам, внедрение новой системы потребует времени, ведется работа над
ПодробнееЭкономика сегодня
📰 Снижению ключевой ставки препятствует сохранение рисков перегрева экономики из-за высокого спроса, на этом фоне российский ВВП продолжает расти высокими темпами, рассказывает «Коммерсант» о заявлениях главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Из данных регулятора следует, что, несмотря на высокие ставки, в
Подробнее Банки начали предлагать вклады с плавающей ставкой, которая зависит от ключевой ставки ЦБ РФ — хотя ставки по ним сейчас высокие, в результате вкладчик может получить не ту доходность, на которую рассчитывал, предупреждает главный аналитик финансового маркетплейса Банки Богдан Зварич. Как
Подробнее Пожилые люди в Испании получают самую щедрую пенсию в мире. Выплаты могут доходить до 3060 фунтов стерлингов – 356 000 рублей в месяц, пишет
Подробнее Востребованность новых жилищно-накопительных депозитов будет зависеть от условий, которые предложат банки по таким вкладам, считает главный аналитик Совкомбанка Анна Землянова. Базовые параметры, которые обсуждаются...
Подробнее Пара доллар/рубль в ходе сегодняшних торгов может отступить в район 92 рублей, прогнозирует главный аналитик финансового маркетплейса Банки Богдан Зварич.
Подробнее Российские дачники в 2024 году могут быть оштрафованы за самозахват и захламление земельных участков, возведение незаконных построек, неправильную установку мангала и задолженность по электроэнергии, рассказал...
Подробнее
Комментарии (0)