Программа индустриализации кардинально
изменила машиностроительную отрасль Казахстана. Троекратно увеличился экспорт
продукции, в 2 раза вырос объем физического производства, а количество предприятий,
занятых выпуском сложной продукции, выросло в 1,7 раза. По оценкам экспертов, сегодня
в республике уже есть современная и динамично растущая отрасль машиностроения,
которая помогает развитию других секторов экономики.
Машиностроение можно назвать
одним из драйверов роста экономики. Грузовые и легковые автомобили, ж/д транспорт, сельскохозяйственная техника и энергетическое оборудование,
сложные приборы и запасные части – эта продукция жизненно необходима для
стабильного развития других отраслей промышленности. О том, каких успехов достигло
отечественное машиностроение, мы поговорили с директором центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry» Асетом Адахаевым.
-
Асет Садыкулы, расскажите, какое влияние оказывает развитие
машиностроения на экономику Казахстана
-
Машиностроение - одна из наиболее сложных с технологической точки зрения
отраслей промышленности. Производство сложных машин и приборов оказывает
значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию.
К примеру, создание одного рабочего места в машиностроении автоматически
создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. В связи с этим машиностроение было
определено в качестве приоритетного направления программ индустриального
развития в Казахстане.
Этот курс позволил достичь серьезных
результатов в отрасли. Приведу конкретные цифры: практически в 5 раз увеличился
объем производства (с 281,3 млрд тенге в 2009 году до 1 371,9 млрд
тенге в 2019 году); в 2,1 раза вырос объем привлекаемых в год инвестиций (с
23,8 млрд тенге в 2010 году до 50,2 млрд тенге в 2019 году); в 3,1 раза
вырос объем экспорта (с 378 млн долл. США в 2010 г. до 1 151 млрд долл.
США в 2019 г.).
-
Выросло ли количество предприятий, работающих в этой отрасли
- Да, в прошлом году было зарегистрировано
2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации
количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически
количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. Сегодня
в отрасли работает 65 крупных, 100 средних и 2745 небольших предприятий. Всего
на производствах занято более 114 тысяч казахстанцев. В числе наиболее крупных
предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский
трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ.
-
Насколько в физическом выражении выросло производство продукции в сфере
машиностроения
- По оперативным данным, за
2019 год индекс физического объема производства машиностроительной отрасли достиг
120,9% к 2018 году. Если же смотреть
на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых
мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса,
а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост отрасли. Необходимо
отметить, что отрасль переживала периоды спада в 2014-2016 гг., связанные со
снижением темпов развития стран евразийского макрорегиона.
-
Какие направления машиностроения и образцы продукции впервые появились в
Казахстане Какие предприятия были созданы «с нуля»
- Благодаря программе
индустриализации получили возможность существенного развития такие сектора
отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение,
крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования.
Например, в Карагандинской
области с инвесторами из Германии было создано СП «Бемер арматурен Казахстан» по
производству шаровой запорной арматуры.
В Павлодарской области стали
производить стрелочные переводы и ж/д колеса на ТОО «Проммашкомплект», в столичном
СЭЗ создали СП с французской компанией Альстом по производству электровозов. В Актау
ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начал выпускать винтовые насосы.
Также на действующих
предприятиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа
компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные
вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была
налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и ВКО. И этот список можно
продолжать долго.
-
Скажите, продукция отечественного машиностроения больше рассчитана на
внутреннее потребление или на экспорт
- Сначала эти производства, конечно, создавались в первую очередь для
покрытия внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно, что предприятия
должны выходить на экспорт. Все-таки наш внутренний рынок ограничен. Поэтому
сейчас отечественные производители стремятся расширять собственные рынки сбыта.
Более того, некоторые производители уже организовывают сборочные производства в
других странах. Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит
завод в г. Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли
не в гараже. Воспользовалось мерами господдержки, получило грант на инновации,
модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную новую
производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции
компания вышла на российский рынок, стала партнером LG. А сейчас вполне успешно выходит на
рынки новых стран.
Стоит отметить, что продукция
отечественного машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной
не только на казахстанском рынке, но и за его пределами. Кроме АВЗ можно
привести в качестве примера ТОО «Вектор
Павлодар», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ».
Кстати, продукция аккумуляторного завода за годы индустриализации вышла в Китай,
а потом достигла и рынка Африки.
-
Каковы объемы экспорта продукции казахстанского машиностроения
- Объем экспорта в 2019 году
составил 1 151 млн долл. США. Это в
три раза больше показателя 2010 года, в то время мы экспортировали на 378
млн долл. США. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок
электрооборудования, ж/д техники, но при этом в доле сидит продукция
реэкспорта, не производимого на территории республики, такой как сотовые
телефоны и иная продукция бытовой техники.
Наиболее популярные
экспортные товары отечественного производства – это подшипники, аккумуляторы,
арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили. Основные торговые партнеры –
Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан.
-
Какие меры предпринимаются, чтобы снизить зависимость машиностроительной
отрасли от импорта
- Стоит признать, что сегодня доля импорта
достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной
Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машиностроительного производства
пока не превышает 20%, остальное импортируется из-за границы – электродвигатели,
самолеты, бытовая техника, компьютерная техника и телефоны. То есть те товары,
которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен.
В то же время государство прилагает
серьезные усилия, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и
комплектующих. Это и изменения законов, и принятие мер финансовой поддержки путем
кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное
и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение
затрат на совершенствование технологических процессов, на повышение
эффективности организации производства и многое другое.
Эти меры предоставляют такие
организации как Казахстанский
центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк
Развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport.
-
Какие проекты будут реализовываться в течение текущей пятилетки Какие
результаты запланированы
-
Третий этап нацелен на экспортно ориентированную индустриализацию, где одним из
условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции.
На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в сфере
обрабатывающей промышленности. Один из крупных проектов – строительство завода ТОО
«Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы. Через
два года ТОО «Корпорация Сайман» планирует запустить приборостроительный завод.
Еще один проект – в ЗКО - по производству панельных радиаторов для
трансформаторов мощностью 35-500 кВ. Не могу не отметить проект по производству
автокомпонентов совместно с "КамАЗ", который также планируется
запустить в 2022 году.
В
целом потенциал у казахстанского машиностроения достаточно большой. Только за
счет импортозамещения мы могли бы в год производить товаров на 16,6 млрд долл.
США. Особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной
техники и оборудования. Конечно, нынешние кризисные явления уже отражаются на промышленности.
Но хочется надеяться, что наши планы, планы наших предприятий не изменятся.
Лучшие новости сегодня
Вы искали сегодня
Другие новости сегодня
Использование мгновенных переходов и дополнительных пояснений может значительно повысить вовлеченность пользователей. Статистика показывает, что такие элементы способны увеличить кликабельность на 25-50% в зависимости от тематики ресурса. Это происходит благодаря тому, что посетители получают
Из этой статьи вы узнаете основные этапы и нормы расчёта вентиляции на производстве для обеспечения безопасного и комфортного микроклимата
В современном мире, где технологии играют ключевую роль в нашей повседневной жизни, покупка полиса каско онлайн стала не только возможной, но и невероятно удобной. Это экономит время и позволяет тщательно выбрать наиболее подходящие условия страхования, не выходя из дома. Рассмотрим подробнее этот
Обзор типов герметиков, их свойства и области применения для различных материалов: металл, дерево, бетон и пластик. Выбор средств для надежной защиты и долговечности.
Есть такие предметы одежды, которые всегда в ходу — вне зависимости от времени года, возраста или профессии. Бейсболка — как раз из этой категории. Её носят летом и осенью, на прогулке и на работе, в городе и на мероприятиях. А если добавить логотип — она становится не просто частью гардероба, а
Агентство по ядерной энергетике создадут в Казахстане. Об этом сообщил глава государства в ходе IV заседания Национального курултая, передает центр деловой информации Kapital.kz. «С учетом исключительной...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии,
ПодробнееНа завтра, 05.12.2025 г., курс доллара США, официально устанавливаемый
ПодробнееВ нормах закона о банкротстве предлагается дополнить список случаев, в которых
ПодробнееВласти начнут мониторить выписки по счетам граждан, первыми из которых будут
ПодробнееТакже корректируется порядок учета алиментов при назначении единого пособия.
ПодробнееВ России с 1 декабря 2025 года введена обязательная маркировка целого ряда
ПодробнееЭкономика сегодня
ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября. Рубль падает ко всем основным зарубежным валютам....
Подробнее Российская валюта снижается ко всем основным мировым валютам. Официальный курс ...
Подробнее 💸 Ежедневный совет Банки — короткий и полезный совет, который помогает управлять деньгами осознанно. Подготовка к школе всегда...
Подробнее Спрос на страховые полисы на случай онкологических заболеваний за год вырос на 40%. Об этом сообщил «Росгосстрах», проанализировав темпы роста продаж полисов данного сегмента. Больше всего спрос увеличился...
Подробнее 💸 Ежедневный совет от Банки — просто о том, как повысить эффективность сбережений. Если вы вносите на счет крупные суммы наличными,...
Подробнее Российская валюта подешевела к доллару, евро и юаню. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 августа 2025 года, составляет 80,3316 рубля (прежнее значение — 80,2918 рубля), официальный...
Подробнее
Комментарии (0)