Машиностроение в Казахстане – итоги индустриализации за 10 лет - «Экономика» » Новости Банков
bottom-shape image

Машиностроение в Казахстане – итоги индустриализации за 10 лет - «Экономика»

Каких успехов достигло отечественное машиностроение, рассказал директор центра отраслевого развития QazIndustry Асет Адахаев





Строительство.RU

Программа индустриализации кардинально
изменила машиностроительную отрасль Казахстана. Троекратно увеличился экспорт
продукции, в 2 раза вырос объем физического производства, а количество предприятий,
занятых выпуском сложной продукции, выросло в 1,7 раза. По оценкам экспертов, сегодня
в республике уже есть современная и динамично растущая отрасль машиностроения,
которая помогает развитию других секторов экономики.


Машиностроение можно назвать
одним из драйверов роста экономики. Грузовые и легковые автомобили, ж/д транспорт, сельскохозяйственная техника и энергетическое оборудование,
сложные приборы и запасные части – эта продукция жизненно необходима для
стабильного развития других отраслей промышленности. О том, каких успехов достигло
отечественное машиностроение, мы поговорили с директором центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry» Асетом Адахаевым.


-
Асет Садыкулы, расскажите,
какое влияние оказывает развитие
машиностроения на экономику Казахстана


-
Машиностроение - одна из наиболее сложных с технологической точки зрения
отраслей промышленности. Производство сложных машин и приборов оказывает
значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию.
К примеру, создание одного рабочего места в машиностроении автоматически
создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. В связи с этим машиностроение было
определено в качестве приоритетного направления программ индустриального
развития в Казахстане.


Этот курс позволил достичь серьезных
результатов в отрасли. Приведу конкретные цифры: практически в 5 раз увеличился
объем производства (с 281,3 млрд тенге в 2009 году до 1 371,9 млрд
тенге в 2019 году); в 2,1 раза вырос объем привлекаемых в год инвестиций (с
23,8 млрд тенге в 2010 году до 50,2 млрд тенге в 2019 году); в 3,1 раза
вырос объем экспорта (с 378 млн долл. США в 2010 г. до 1 151 млрд долл.
США в 2019 г.).


-
Выросло ли количество предприятий, работающих в этой отрасли


- Да, в прошлом году было зарегистрировано
2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации
количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически
количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. Сегодня
в отрасли работает 65 крупных, 100 средних и 2745 небольших предприятий. Всего
на производствах занято более 114 тысяч казахстанцев. В числе наиболее крупных
предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский
трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ.


-
Насколько в физическом выражении выросло производство продукции в сфере
машиностроения


- По оперативным данным, за
2019 год индекс физического объема производства машиностроительной отрасли достиг
120,9% к 2018 году. Если же смотреть
на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых
мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса,
а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост отрасли. Необходимо
отметить, что отрасль переживала периоды спада в 2014-2016 гг., связанные со
снижением темпов развития стран евразийского макрорегиона.


-
Какие направления машиностроения и образцы продукции впервые появились в
Казахстане Какие предприятия были созданы «с нуля»


- Благодаря программе
индустриализации получили возможность существенного развития такие сектора
отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение,
крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования.


Например, в Карагандинской
области с инвесторами из Германии было создано СП «Бемер арматурен Казахстан» по
производству шаровой запорной арматуры.


В Павлодарской области стали
производить стрелочные переводы и ж/д колеса на ТОО «Проммашкомплект», в столичном
СЭЗ создали СП с французской компанией Альстом по производству электровозов. В Актау
ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начал выпускать винтовые насосы.


Также на действующих
предприятиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа
компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные
вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была
налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и ВКО. И этот список можно
продолжать долго.


-
Скажите, продукция отечественного машиностроения больше рассчитана на
внутреннее потребление или на экспорт


- Сначала эти производства, конечно, создавались в первую очередь для
покрытия внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно, что предприятия
должны выходить на экспорт. Все-таки наш внутренний рынок ограничен. Поэтому
сейчас отечественные производители стремятся расширять собственные рынки сбыта.
Более того, некоторые производители уже организовывают сборочные производства в
других странах. Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит
завод в г. Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли
не в гараже. Воспользовалось мерами господдержки, получило грант на инновации,
модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную новую
производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции
компания вышла на российский рынок, стала партнером LG. А сейчас вполне успешно выходит на
рынки новых стран.


Стоит отметить, что продукция
отечественного машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной
не только на казахстанском рынке, но и за его пределами. Кроме АВЗ можно
привести в качестве примера ТОО «Вектор
Павлодар», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ».
Кстати, продукция аккумуляторного завода за годы индустриализации вышла в Китай,
а потом достигла и рынка Африки.


-
Каковы объемы экспорта продукции казахстанского машиностроения


- Объем экспорта в 2019 году
составил 1 151 млн долл. США. Это в
три раза больше
показателя 2010 года, в то время мы экспортировали на 378
млн долл. США. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок
электрооборудования, ж/д техники, но при этом в доле сидит продукция
реэкспорта, не производимого на территории республики, такой как сотовые
телефоны и иная продукция бытовой техники.


Наиболее популярные
экспортные товары отечественного производства – это подшипники, аккумуляторы,
арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили. Основные торговые партнеры –
Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан.


-
Какие меры предпринимаются, чтобы снизить зависимость машиностроительной
отрасли от импорта


- Стоит признать, что сегодня доля импорта
достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной
Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машиностроительного производства
пока не превышает 20%, остальное импортируется из-за границы – электродвигатели,
самолеты, бытовая техника, компьютерная техника и телефоны. То есть те товары,
которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен.


В то же время государство прилагает
серьезные усилия, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и
комплектующих. Это и изменения законов, и принятие мер финансовой поддержки путем
кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное
и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение
затрат на совершенствование технологических процессов, на повышение
эффективности организации производства и многое другое.


Эти меры предоставляют такие
организации как Казахстанский
центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк
Развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport.


-
Какие проекты будут реализовываться в течение текущей пятилетки Какие
результаты запланированы


-
Третий этап нацелен на экспортно ориентированную индустриализацию, где одним из
условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции.
На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в сфере
обрабатывающей промышленности. Один из крупных проектов – строительство завода ТОО
«Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы.  Через
два года ТОО «Корпорация Сайман» планирует запустить приборостроительный завод.
Еще один проект – в ЗКО - по производству панельных радиаторов для
трансформаторов мощностью 35-500 кВ. Не могу не отметить проект по производству
автокомпонентов совместно с "КамАЗ", который также планируется
запустить в 2022 году.


В
целом потенциал у казахстанского машиностроения достаточно большой. Только за
счет импортозамещения мы могли бы в год производить товаров на 16,6 млрд долл.
США. Особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной
техники и оборудования. Конечно, нынешние кризисные явления уже отражаются на промышленности.
Но хочется надеяться, что наши планы, планы наших предприятий не изменятся.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Каких успехов достигло отечественное машиностроение, рассказал директор центра отраслевого развития QazIndustry Асет Адахаев Строительство.RU Программа индустриализации кардинально изменила машиностроительную отрасль Казахстана. Троекратно увеличился экспорт продукции, в 2 раза вырос объем физического производства, а количество предприятий, занятых выпуском сложной продукции, выросло в 1,7 раза. По оценкам экспертов, сегодня в республике уже есть современная и динамично растущая отрасль машиностроения, которая помогает развитию других секторов экономики. Машиностроение можно назвать одним из драйверов роста экономики. Грузовые и легковые автомобили, ж/д транспорт, сельскохозяйственная техника и энергетическое оборудование, сложные приборы и запасные части – эта продукция жизненно необходима для стабильного развития других отраслей промышленности. О том, каких успехов достигло отечественное машиностроение, мы поговорили с директором центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry» Асетом Адахаевым. - Асет Садыкулы, расскажите, какое влияние оказывает развитие машиностроения на экономику Казахстана - Машиностроение - одна из наиболее сложных с технологической точки зрения отраслей промышленности. Производство сложных машин и приборов оказывает значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию. К примеру, создание одного рабочего места в машиностроении автоматически создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. В связи с этим машиностроение было определено в качестве приоритетного направления программ индустриального развития в Казахстане. Этот курс позволил достичь серьезных результатов в отрасли. Приведу конкретные цифры: практически в 5 раз увеличился объем производства (с 281,3 млрд тенге в 2009 году до 1 371,9 млрд тенге в 2019 году); в 2,1 раза вырос объем привлекаемых в год инвестиций (с 23,8 млрд тенге в 2010 году до 50,2 млрд тенге в 2019 году); в 3,1 раза вырос объем экспорта (с 378 млн долл. США в 2010 г. до 1 151 млрд долл. США в 2019 г.). - Выросло ли количество предприятий, работающих в этой отрасли - Да, в прошлом году было зарегистрировано 2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. Сегодня в отрасли работает 65 крупных, 100 средних и 2745 небольших предприятий. Всего на производствах занято более 114 тысяч казахстанцев. В числе наиболее крупных предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ. - Насколько в физическом выражении выросло производство продукции в сфере машиностроения - По оперативным данным, за 2019 год индекс физического объема производства машиностроительной отрасли достиг 120,9% к 2018 году. Если же смотреть на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса, а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост отрасли. Необходимо отметить, что отрасль переживала периоды спада в 2014-2016 гг., связанные со снижением темпов развития стран евразийского макрорегиона. - Какие направления машиностроения и образцы продукции впервые появились в Казахстане Какие предприятия были созданы «с нуля» - Благодаря программе индустриализации получили возможность существенного развития такие сектора отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение, крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования. Например, в Карагандинской области с инвесторами из Германии было создано СП «Бемер арматурен Казахстан» по производству шаровой запорной арматуры. В Павлодарской области стали производить стрелочные переводы и ж/д колеса на ТОО «Проммашкомплект», в столичном СЭЗ создали СП с французской компанией Альстом по производству электровозов. В Актау ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начал выпускать винтовые насосы. Также на действующих предприятиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и ВКО. И этот список можно продолжать долго. - Скажите, продукция отечественного машиностроения больше рассчитана на внутреннее потребление или на экспорт - Сначала эти производства, конечно, создавались в первую очередь для покрытия внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно, что предприятия должны выходить на экспорт. Все-таки наш внутренний рынок ограничен. Поэтому сейчас отечественные производители стремятся расширять собственные рынки сбыта. Более того, некоторые производители уже организовывают сборочные производства в других странах. Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит завод в г. Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли не в гараже. Воспользовалось мерами господдержки, получило грант на инновации, модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную новую производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции компания вышла на российский рынок, стала партнером LG. А сейчас вполне успешно выходит на рынки новых стран. Стоит отметить, что продукция отечественного машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной не только на казахстанском рынке, но и за его пределами. Кроме АВЗ можно привести в качестве примера ТОО «Вектор Павлодар», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ». Кстати, продукция аккумуляторного завода за годы индустриализации вышла в Китай, а потом достигла и рынка Африки. - Каковы объемы экспорта продукции казахстанского машиностроения - Объем экспорта в 2019 году составил 1 151 млн долл. США. Это в три раза больше показателя 2010 года, в то время мы экспортировали на 378 млн долл. США. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок электрооборудования, ж/д техники, но при этом в доле сидит продукция реэкспорта, не производимого на территории республики, такой как сотовые телефоны и иная продукция бытовой техники. Наиболее популярные экспортные товары отечественного производства – это подшипники, аккумуляторы, арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили. Основные торговые партнеры – Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан. - Какие меры предпринимаются, чтобы снизить зависимость машиностроительной отрасли от импорта - Стоит признать, что сегодня доля импорта достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машиностроительного производства пока не превышает 20%, остальное импортируется из-за границы – электродвигатели, самолеты, бытовая техника, компьютерная техника и телефоны. То есть те товары, которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен. В то же время государство прилагает серьезные усилия, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и комплектующих. Это и изменения законов, и принятие мер финансовой поддержки путем кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение затрат на совершенствование технологических процессов, на повышение эффективности организации производства и многое другое. Эти меры предоставляют такие организации как Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк Развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport. - Какие проекты будут реализовываться в течение текущей пятилетки Какие результаты запланированы - Третий этап нацелен на экспортно ориентированную индустриализацию, где одним из условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции. На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в сфере обрабатывающей промышленности. Один из крупных проектов – строительство завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы. Через два года ТОО «Корпорация Сайман» планирует запустить приборостроительный завод. Еще один проект – в ЗКО - по производству панельных радиаторов для трансформаторов мощностью 35-500 кВ. Не могу не отметить проект по производству автокомпонентов совместно с
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Почему быстрые ссылки и уточнения увеличивают эффективность кампаний

Использование мгновенных переходов и дополнительных пояснений может значительно повысить вовлеченность пользователей. Статистика показывает, что такие элементы способны увеличить кликабельность на 25-50% в зависимости от тематики ресурса. Это происходит благодаря тому, что посетители получают

Расчет вентиляции на производстве

Из этой статьи вы узнаете основные этапы и нормы расчёта вентиляции на производстве для обеспечения безопасного и комфортного микроклимата

Как купить полис каско онлайн

В современном мире, где технологии играют ключевую роль в нашей повседневной жизни, покупка полиса каско онлайн стала не только возможной, но и невероятно удобной. Это экономит время и позволяет тщательно выбрать наиболее подходящие условия страхования, не выходя из дома. Рассмотрим подробнее этот

Основные виды герметиков их свойства и применение для разных типов строительных материалов

Обзор типов герметиков, их свойства и области применения для различных материалов: металл, дерево, бетон и пластик. Выбор средств для надежной защиты и долговечности.

Простая вещь, которая работает на бренд

Есть такие предметы одежды, которые всегда в ходу — вне зависимости от времени года, возраста или профессии. Бейсболка — как раз из этой категории. Её носят летом и осенью, на прогулке и на работе, в городе и на мероприятиях. А если добавить логотип — она становится не просто частью гардероба, а

Агентство по ядерной энергетике создадут в Казахстане - «Экономика»

Агентство по ядерной энергетике создадут в Казахстане. Об этом сообщил глава государства в ходе IV заседания Национального курултая, передает центр деловой информации Kapital.kz. «С учетом исключительной...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Курс доллара США и Евро на завтра, 05.12.2025 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 05.12.2025 г. - «Финансы»

На завтра, 05.12.2025 г., курс доллара США, официально устанавливаемый

Подробнее
В России стартовала обязательная маркировка игрушек, бритв и какао - «Финансы»

В России стартовала обязательная маркировка игрушек, бритв и какао - «Финансы»

В России с 1 декабря 2025 года введена обязательная маркировка целого ряда

Подробнее
Экономика сегодня

Падение рубля. ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября - «Тема дня»

Падение рубля. ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября. Рубль падает ко всем основным зарубежным валютам....

Подробнее
Рубль теряет высоту. Курсы доллара, евро и юаня на 4 сентября - «Тема дня»

Рубль теряет высоту. Курсы доллара, евро и юаня на 4 сентября - «Тема дня»

​ Российская валюта снижается ко всем основным мировым валютам. Официальный курс ...

Подробнее
Финансовый совет на 4 сентября: как вернуть деньги за лишние школьные покупки - «Тема дня»

Финансовый совет на 4 сентября: как вернуть деньги за лишние школьные покупки - «Тема дня»

​ 💸 Ежедневный совет Банки — короткий и полезный совет, который помогает управлять деньгами осознанно. Подготовка к школе всегда...

Подробнее
Россияне стали активно покупать полисы страхования на случай онкозаболеваний - «Тема дня»

Россияне стали активно покупать полисы страхования на случай онкозаболеваний - «Тема дня»

​ Спрос на страховые полисы на случай онкологических заболеваний за год вырос на 40%. Об этом сообщил «Росгосстрах», проанализировав темпы роста продаж полисов данного сегмента. Больше всего спрос увеличился...

Подробнее
Финансовый совет на 30 августа: что сказать, если в банке спрашивают: «Откуда деньги?» - «Тема дня»

Финансовый совет на 30 августа: что сказать, если в банке спрашивают: «Откуда деньги?» - «Тема дня»

​ 💸 Ежедневный совет от Банки — просто о том, как повысить эффективность сбережений. Если вы вносите на счет крупные суммы наличными,...

Подробнее
Рубль дешевеет. Курсы доллара, евро и юаня на 30 августа - «Тема дня»

Рубль дешевеет. Курсы доллара, евро и юаня на 30 августа - «Тема дня»

​ Российская валюта подешевела к доллару, евро и юаню. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 августа 2025 года, составляет 80,3316 рубля (прежнее значение — 80,2918 рубля), официальный...

Подробнее

Разделы

Информация


В Госдуму внесён законопроект о тринадцатой пенсии - о ежегодной доплате к страховой пенсии - «Финансы»

В Госдуму внесён законопроект о тринадцатой пенсии - о ежегодной доплате к страховой пенсии - «Финансы»

Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...

Подробнее

      
Курс валют сегодня