Машиностроение в Казахстане – итоги индустриализации за 10 лет - «Экономика» » Новости Банков
bottom-shape image

Машиностроение в Казахстане – итоги индустриализации за 10 лет - «Экономика»

Каких успехов достигло отечественное машиностроение, рассказал директор центра отраслевого развития QazIndustry Асет Адахаев





Строительство.RU

Программа индустриализации кардинально
изменила машиностроительную отрасль Казахстана. Троекратно увеличился экспорт
продукции, в 2 раза вырос объем физического производства, а количество предприятий,
занятых выпуском сложной продукции, выросло в 1,7 раза. По оценкам экспертов, сегодня
в республике уже есть современная и динамично растущая отрасль машиностроения,
которая помогает развитию других секторов экономики.


Машиностроение можно назвать
одним из драйверов роста экономики. Грузовые и легковые автомобили, ж/д транспорт, сельскохозяйственная техника и энергетическое оборудование,
сложные приборы и запасные части – эта продукция жизненно необходима для
стабильного развития других отраслей промышленности. О том, каких успехов достигло
отечественное машиностроение, мы поговорили с директором центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry» Асетом Адахаевым.


-
Асет Садыкулы, расскажите,
какое влияние оказывает развитие
машиностроения на экономику Казахстана


-
Машиностроение - одна из наиболее сложных с технологической точки зрения
отраслей промышленности. Производство сложных машин и приборов оказывает
значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию.
К примеру, создание одного рабочего места в машиностроении автоматически
создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. В связи с этим машиностроение было
определено в качестве приоритетного направления программ индустриального
развития в Казахстане.


Этот курс позволил достичь серьезных
результатов в отрасли. Приведу конкретные цифры: практически в 5 раз увеличился
объем производства (с 281,3 млрд тенге в 2009 году до 1 371,9 млрд
тенге в 2019 году); в 2,1 раза вырос объем привлекаемых в год инвестиций (с
23,8 млрд тенге в 2010 году до 50,2 млрд тенге в 2019 году); в 3,1 раза
вырос объем экспорта (с 378 млн долл. США в 2010 г. до 1 151 млрд долл.
США в 2019 г.).


-
Выросло ли количество предприятий, работающих в этой отрасли


- Да, в прошлом году было зарегистрировано
2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации
количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически
количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. Сегодня
в отрасли работает 65 крупных, 100 средних и 2745 небольших предприятий. Всего
на производствах занято более 114 тысяч казахстанцев. В числе наиболее крупных
предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский
трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ.


-
Насколько в физическом выражении выросло производство продукции в сфере
машиностроения


- По оперативным данным, за
2019 год индекс физического объема производства машиностроительной отрасли достиг
120,9% к 2018 году. Если же смотреть
на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых
мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса,
а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост отрасли. Необходимо
отметить, что отрасль переживала периоды спада в 2014-2016 гг., связанные со
снижением темпов развития стран евразийского макрорегиона.


-
Какие направления машиностроения и образцы продукции впервые появились в
Казахстане Какие предприятия были созданы «с нуля»


- Благодаря программе
индустриализации получили возможность существенного развития такие сектора
отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение,
крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования.


Например, в Карагандинской
области с инвесторами из Германии было создано СП «Бемер арматурен Казахстан» по
производству шаровой запорной арматуры.


В Павлодарской области стали
производить стрелочные переводы и ж/д колеса на ТОО «Проммашкомплект», в столичном
СЭЗ создали СП с французской компанией Альстом по производству электровозов. В Актау
ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начал выпускать винтовые насосы.


Также на действующих
предприятиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа
компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные
вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была
налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и ВКО. И этот список можно
продолжать долго.


-
Скажите, продукция отечественного машиностроения больше рассчитана на
внутреннее потребление или на экспорт


- Сначала эти производства, конечно, создавались в первую очередь для
покрытия внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно, что предприятия
должны выходить на экспорт. Все-таки наш внутренний рынок ограничен. Поэтому
сейчас отечественные производители стремятся расширять собственные рынки сбыта.
Более того, некоторые производители уже организовывают сборочные производства в
других странах. Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит
завод в г. Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли
не в гараже. Воспользовалось мерами господдержки, получило грант на инновации,
модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную новую
производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции
компания вышла на российский рынок, стала партнером LG. А сейчас вполне успешно выходит на
рынки новых стран.


Стоит отметить, что продукция
отечественного машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной
не только на казахстанском рынке, но и за его пределами. Кроме АВЗ можно
привести в качестве примера ТОО «Вектор
Павлодар», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ».
Кстати, продукция аккумуляторного завода за годы индустриализации вышла в Китай,
а потом достигла и рынка Африки.


-
Каковы объемы экспорта продукции казахстанского машиностроения


- Объем экспорта в 2019 году
составил 1 151 млн долл. США. Это в
три раза больше
показателя 2010 года, в то время мы экспортировали на 378
млн долл. США. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок
электрооборудования, ж/д техники, но при этом в доле сидит продукция
реэкспорта, не производимого на территории республики, такой как сотовые
телефоны и иная продукция бытовой техники.


Наиболее популярные
экспортные товары отечественного производства – это подшипники, аккумуляторы,
арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили. Основные торговые партнеры –
Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан.


-
Какие меры предпринимаются, чтобы снизить зависимость машиностроительной
отрасли от импорта


- Стоит признать, что сегодня доля импорта
достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной
Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машиностроительного производства
пока не превышает 20%, остальное импортируется из-за границы – электродвигатели,
самолеты, бытовая техника, компьютерная техника и телефоны. То есть те товары,
которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен.


В то же время государство прилагает
серьезные усилия, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и
комплектующих. Это и изменения законов, и принятие мер финансовой поддержки путем
кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное
и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение
затрат на совершенствование технологических процессов, на повышение
эффективности организации производства и многое другое.


Эти меры предоставляют такие
организации как Казахстанский
центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк
Развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport.


-
Какие проекты будут реализовываться в течение текущей пятилетки Какие
результаты запланированы


-
Третий этап нацелен на экспортно ориентированную индустриализацию, где одним из
условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции.
На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в сфере
обрабатывающей промышленности. Один из крупных проектов – строительство завода ТОО
«Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы.  Через
два года ТОО «Корпорация Сайман» планирует запустить приборостроительный завод.
Еще один проект – в ЗКО - по производству панельных радиаторов для
трансформаторов мощностью 35-500 кВ. Не могу не отметить проект по производству
автокомпонентов совместно с "КамАЗ", который также планируется
запустить в 2022 году.


В
целом потенциал у казахстанского машиностроения достаточно большой. Только за
счет импортозамещения мы могли бы в год производить товаров на 16,6 млрд долл.
США. Особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной
техники и оборудования. Конечно, нынешние кризисные явления уже отражаются на промышленности.
Но хочется надеяться, что наши планы, планы наших предприятий не изменятся.


Каких успехов достигло отечественное машиностроение, рассказал директор центра отраслевого развития QazIndustry Асет Адахаев Строительство.RU Программа индустриализации кардинально изменила машиностроительную отрасль Казахстана. Троекратно увеличился экспорт продукции, в 2 раза вырос объем физического производства, а количество предприятий, занятых выпуском сложной продукции, выросло в 1,7 раза. По оценкам экспертов, сегодня в республике уже есть современная и динамично растущая отрасль машиностроения, которая помогает развитию других секторов экономики. Машиностроение можно назвать одним из драйверов роста экономики. Грузовые и легковые автомобили, ж/д транспорт, сельскохозяйственная техника и энергетическое оборудование, сложные приборы и запасные части – эта продукция жизненно необходима для стабильного развития других отраслей промышленности. О том, каких успехов достигло отечественное машиностроение, мы поговорили с директором центра отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry» Асетом Адахаевым. - Асет Садыкулы, расскажите, какое влияние оказывает развитие машиностроения на экономику Казахстана - Машиностроение - одна из наиболее сложных с технологической точки зрения отраслей промышленности. Производство сложных машин и приборов оказывает значительное влияние на экономику и влечет за собой ее качественную диверсификацию. К примеру, создание одного рабочего места в машиностроении автоматически создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. В связи с этим машиностроение было определено в качестве приоритетного направления программ индустриального развития в Казахстане. Этот курс позволил достичь серьезных результатов в отрасли. Приведу конкретные цифры: практически в 5 раз увеличился объем производства (с 281,3 млрд тенге в 2009 году до 1 371,9 млрд тенге в 2019 году); в 2,1 раза вырос объем привлекаемых в год инвестиций (с 23,8 млрд тенге в 2010 году до 50,2 млрд тенге в 2019 году); в 3,1 раза вырос объем экспорта (с 378 млн долл. США в 2010 г. до 1 151 млрд долл. США в 2019 г.). - Выросло ли количество предприятий, работающих в этой отрасли - Да, в прошлом году было зарегистрировано 2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. Сегодня в отрасли работает 65 крупных, 100 средних и 2745 небольших предприятий. Всего на производствах занято более 114 тысяч казахстанцев. В числе наиболее крупных предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ. - Насколько в физическом выражении выросло производство продукции в сфере машиностроения - По оперативным данным, за 2019 год индекс физического объема производства машиностроительной отрасли достиг 120,9% к 2018 году. Если же смотреть на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых мощностей, мерам поддержки отечественных производителей и стимулирования спроса, а также расширению рынков сбыта мы наблюдаем почти двукратный рост отрасли. Необходимо отметить, что отрасль переживала периоды спада в 2014-2016 гг., связанные со снижением темпов развития стран евразийского макрорегиона. - Какие направления машиностроения и образцы продукции впервые появились в Казахстане Какие предприятия были созданы «с нуля» - Благодаря программе индустриализации получили возможность существенного развития такие сектора отрасли, как нефтегазовое, сельскохозяйственное и горнорудное машиностроение, крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования. Например, в Карагандинской области с инвесторами из Германии было создано СП «Бемер арматурен Казахстан» по производству шаровой запорной арматуры. В Павлодарской области стали производить стрелочные переводы и ж/д колеса на ТОО «Проммашкомплект», в столичном СЭЗ создали СП с французской компанией Альстом по производству электровозов. В Актау ТОО «Куду Индастриз Казахстан» начал выпускать винтовые насосы. Также на действующих предприятиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», была налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и ВКО. И этот список можно продолжать долго. - Скажите, продукция отечественного машиностроения больше рассчитана на внутреннее потребление или на экспорт - Сначала эти производства, конечно, создавались в первую очередь для покрытия внутреннего спроса, но с развитием отрасли стало ясно, что предприятия должны выходить на экспорт. Все-таки наш внутренний рынок ограничен. Поэтому сейчас отечественные производители стремятся расширять собственные рынки сбыта. Более того, некоторые производители уже организовывают сборочные производства в других странах. Например, ТОО «Алматинский вентиляторный завод» сейчас строит завод в г. Казани. Это предприятие начинало с небольшого производства чуть ли не в гараже. Воспользовалось мерами господдержки, получило грант на инновации, модернизировалось, внедрило новейшие технологии и построило современную новую производственную площадку в Алматинской области. Благодаря качеству продукции компания вышла на российский рынок, стала партнером LG. А сейчас вполне успешно выходит на рынки новых стран. Стоит отметить, что продукция отечественного машиностроения с каждым годом становится все более конкурентной не только на казахстанском рынке, но и за его пределами. Кроме АВЗ можно привести в качестве примера ТОО «Вектор Павлодар», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан», АО «Алагеум Электрик», ТОО «Кайнар-АКБ». Кстати, продукция аккумуляторного завода за годы индустриализации вышла в Китай, а потом достигла и рынка Африки. - Каковы объемы экспорта продукции казахстанского машиностроения - Объем экспорта в 2019 году составил 1 151 млн долл. США. Это в три раза больше показателя 2010 года, в то время мы экспортировали на 378 млн долл. США. Такой рост был обеспечен за счет увеличения поставок электрооборудования, ж/д техники, но при этом в доле сидит продукция реэкспорта, не производимого на территории республики, такой как сотовые телефоны и иная продукция бытовой техники. Наиболее популярные экспортные товары отечественного производства – это подшипники, аккумуляторы, арматура, трансформаторы, локомотивы и автомобили. Основные торговые партнеры – Россия, США, Узбекистан, Великобритания и Кыргызстан. - Какие меры предпринимаются, чтобы снизить зависимость машиностроительной отрасли от импорта - Стоит признать, что сегодня доля импорта достаточно высока. Больше всего завозится товаров из России, Китая, Южной Кореи, Италии и Германии. Доля отечественного машиностроительного производства пока не превышает 20%, остальное импортируется из-за границы – электродвигатели, самолеты, бытовая техника, компьютерная техника и телефоны. То есть те товары, которые мы сами не выпускаем или объем их производства пока недостаточен. В то же время государство прилагает серьезные усилия, чтобы уменьшить зависимость отрасли от импортных технологий и комплектующих. Это и изменения законов, и принятие мер финансовой поддержки путем кредитования под низкие проценты, лизинг, инновационные гранты, возмещение расходов на транспортировку, предэкспортное и экспортное кредитование, страхование кредитов экспортерам, возмещение затрат на совершенствование технологических процессов, на повышение эффективности организации производства и многое другое. Эти меры предоставляют такие организации как Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry», «КазАгроФинанс», дочерние организации холдинга «Байтерек»: Банк Развития Казахстана, «БРК-Лизинг», экспортно-кредитная страховая корпорация KazakhExport. - Какие проекты будут реализовываться в течение текущей пятилетки Какие результаты запланированы - Третий этап нацелен на экспортно ориентированную индустриализацию, где одним из условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции. На текущую пятилетку запланирован ряд перспективных проектов в сфере обрабатывающей промышленности. Один из крупных проектов – строительство завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы. Через два года ТОО «Корпорация Сайман» планирует запустить приборостроительный завод. Еще один проект – в ЗКО - по производству панельных радиаторов для трансформаторов мощностью 35-500 кВ. Не могу не отметить проект по производству автокомпонентов совместно с "КамАЗ", который также планируется запустить в 2022 году. В целом потенциал у казахстанского машиностроения достаточно большой. Только за счет импортозамещения мы могли бы в год производить товаров на 16,6 млрд долл. США. Особенно в сфере нефтегазового машиностроения, электрооборудования, сельскохозяйственной техники и оборудования. Конечно, нынешние кризисные явления уже отражаются на промышленности. Но хочется надеяться, что наши планы, планы наших предприятий не изменятся.

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое соглашение...

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в Казахстане, передает центр деловой информации...

Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

На Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября 2024 года жители Казахстана заказали товары на 31% больше в денежном эквиваленте, чем в прошлом году, сообщает корреспондент центра деловой информации...

Глава КМГ Асхат Хасенов проверил результаты ремонта на АНПЗ - «Экономика»

Председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Асхат Хасенов посетил Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ). Он ознакомился с результатами планово-предупредительных работ и поручил руководству АНПЗ своевременно и качественно...

Как изменится налогообложение горно-металлургической отрасли - «Экономика»

Новый Налоговый кодекс предлагает исключить платежи, где нет значимой фискальной отдачи, сказал министр финансов Мади Такиев во время встречи с бизнесменами в Караганде...

Запущен первый в Казахстане завод по переработке вольфрама - «Экономика»

1 ноября 2024 года в Алматинской области открыли первый в Казахстане завод по переработке вольфрама. Проект стоимостью 300 млн долларов был реализован...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Следите за новыми промоакциями от Pari

Следите за новыми промоакциями от Pari

Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и

Подробнее
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое

Подробнее
От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в

Подробнее
Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

На Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября

Подробнее
Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Среди русскоязычных игроков прекрасно известен один из самых ярких игровых

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

КС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что законом не установлена. В этих целях не следует "притягивать за уши" некоторые нормы, которые вообще про другое (как поступили земконтроль...

Подробнее

      
Курс валют сегодня