Что поможет бизнесу снизить транспортные издержки - «Экономика» » Новости Банков
bottom-shape image

Что поможет бизнесу снизить транспортные издержки - «Экономика»

Цена отдаленности





Казахстан, как и его ближайшие соседи по Центральной Азии, входит в число
так называемых landlocked countries, то есть стран, не имеющих доступа к морю. В
подобном непростом географическом положении находятся 44 страны. Часть этих
государств имеют развитые экономики и высокий уровень жизни. К ним можно отнести
Швейцарию, Австрию, Люксембург – страны, окруженные горными цепями Европы. К
сожалению, большинство других государств испытывают серьезные экономические и
даже политические трудности, связанные с тем, что у страны нет собственного
выхода к морю.


По словам главы Союза национальных экспедиторов Казахстана Мухамбета
Сабетова, стоимость товара для конечного потребителя на 25% формируется за счет
транспортных издержек. С
другой стороны, некоторые участники рынка называют бюрократию на границе гораздо
большей проблемой для бизнесменов, чем отдаленность от моря. По данным
Всемирного банка, более $670 и 223 часа предприниматель тратит на перевозку одного контейнера с грузом из
Казахстана. Это непомерно высокая плата за торговлю с зарубежными странами.


В Чехии, Венгрии и Словакии, которые, как и Казахстан, не имеют выхода к
морю, предприниматели тратят на аналогичные операции не больше $200 благодаря
тому, что в Европейском союзе развита транспортная инфраструктура. Таким
образом эффективное взаимодействие с соседними странами, то есть меньшая бюрократия, способно снизить транспортные издержки бизнеса.


70% грузов в мире перевозится с помощью морского транспорта и лишь 27% – автомобилями
и поездами. По оценкам Международного транспортного форума, доля морских
перевозок в мире продолжает расти и увеличится до 75% к 2050 году.


Сложности предпринимателей стран, удаленных от моря, обсуловлены не только бюрократией. Политические процессы, стабильность и мир в
государствах, через территорию которых они перевозят свои товары, также
оказывают на них большое влияние. Например, для казахстанских
компаний транзит товаров через территорию Украины значительно усложнился после
событий 2014 года. Для них доступ к Ильичевскому морскому торговому порту в
Украине фактически закрыт.


Понятно, что в нашей ситуации Казахстан, как другие сухопутные страны,
старается наладить крепкие транспортные взаимоотношения с морскими державами.
Власть возлагала большие надежды на Евразийскую экономическую интеграцию,
полагая, что благодаря ей Казахстан будет иметь беспрепятственный доступ к
российским портам и транзитным путям. К сожалению, эти надежды пока остаются неоправданными.
Договор о ЕАЭС предполагает равный доступ к российским морским портам для всех
участников союза. Однако данная часть договора де-факто остается неисполненной,
поэтому по крайней мере на сегодняшний день перспективы серьезных изменений в евразийской
транспортной политике невелики. Казахстанские экспортеры сырья часто сталкиваются
с трудностями, пытаясь отправлять свои товары через российские порты. Это можно
наблюдать в последние годы при экспорте угля из дальневосточных портов России. Правительству
удалось заключить дополнительное двустороннее соглашение, касающееся транзита
угля в небольших объемах.


Специалист по экспортно-импортным операциям компании «Asstra Almaty» Ирина Андреева
заметила, что в частных морских портах России нет единых тарифов для
бизнесменов. Неудивительно, что Казахстан продолжает искать альтернативные выходы
к морю в дополнение к существующим российским портам на Балтийском море, на
Дальнем Востоке и Волго-Донскому каналу, соединяющему Каспийское море с Черным.
Ведь чем больше альтернативных путей имеет государство, тем ниже риски
бизнесменов.


Вокруг Казахстана реализуется множество планов и проектов, от вполне
успешных до абсолютно фантастических, как, например, судоходный канал,
соединяющий Каспийское море с Персидским заливом, который обсуждают Россия и Иран.
Следует отметить несколько самых перспективных проектов,
где Казахстан принимает непосредственное участие, и за которыми было бы
интересно наблюдать представителям бизнеса.


Первый и наиболее успешный проект – это Транскаспийский транспортный
маршрут (ТКТМ). Казахстан, Азербайджан и Грузия уже используют мультимодальные
перевозки, например, железная
дорога – море – автомобиль. Здесь используют как
железные дороги трех стран, каспийские порты Казахстана и Азербайджана, так и
черноморские порты Грузии. Этот маршрут дает возможность за очень короткие
сроки перевозить грузы не только между участниками ТКТМ, но и получать доходы
от торговых потоков между Восточной Азией, Турцией, и соответственно Ближним
Востоком и Европой.


Второй, менее известный, но не менее важный проект – это казахстанский
терминал, построенный в 2014 году в порту китайского города Ляньюньган. Грузы
до тихоокеанского порта уже доставляют по внутренним железным дорогам Китая.


Еще один проект предполагает строительство казахстанских терминалов в
иранских морских портах в Персидском заливе. Доставка грузов до портов будет
осуществляться по уже существующей железной дороге «Казахстан – Туркменистан –
Иран». На данный момент проект находится на этапе обсуждения.


Несмотря на все сложности, отсутствие выхода к
морю нельзя рассматривать как крест на экономическом росте страны. Удаленность
от моря можно компенсировать развитием логистики посредсвом железных дорог и
авиатранспорта. Рост наземных торговых потоков между Азии и Европой, проходящих
через Казахстан, может благоприятно повлиять на бизнес казахстанских
компаний. 


Цена отдаленности Казахстан, как и его ближайшие соседи по Центральной Азии, входит в число так называемых landlocked countries, то есть стран, не имеющих доступа к морю. В подобном непростом географическом положении находятся 44 страны. Часть этих государств имеют развитые экономики и высокий уровень жизни. К ним можно отнести Швейцарию, Австрию, Люксембург – страны, окруженные горными цепями Европы. К сожалению, большинство других государств испытывают серьезные экономические и даже политические трудности, связанные с тем, что у страны нет собственного выхода к морю. По словам главы Союза национальных экспедиторов Казахстана Мухамбета Сабетова, стоимость товара для конечного потребителя на 25% формируется за счет транспортных издержек. С другой стороны, некоторые участники рынка называют бюрократию на границе гораздо большей проблемой для бизнесменов, чем отдаленность от моря. По данным Всемирного банка, более $670 и 223 часа предприниматель тратит на перевозку одного контейнера с грузом из Казахстана. Это непомерно высокая плата за торговлю с зарубежными странами. В Чехии, Венгрии и Словакии, которые, как и Казахстан, не имеют выхода к морю, предприниматели тратят на аналогичные операции не больше $200 благодаря тому, что в Европейском союзе развита транспортная инфраструктура. Таким образом эффективное взаимодействие с соседними странами, то есть меньшая бюрократия, способно снизить транспортные издержки бизнеса. 70% грузов в мире перевозится с помощью морского транспорта и лишь 27% – автомобилями и поездами. По оценкам Международного транспортного форума, доля морских перевозок в мире продолжает расти и увеличится до 75% к 2050 году. Сложности предпринимателей стран, удаленных от моря, обсуловлены не только бюрократией. Политические процессы, стабильность и мир в государствах, через территорию которых они перевозят свои товары, также оказывают на них большое влияние. Например, для казахстанских компаний транзит товаров через территорию Украины значительно усложнился после событий 2014 года. Для них доступ к Ильичевскому морскому торговому порту в Украине фактически закрыт. Понятно, что в нашей ситуации Казахстан, как другие сухопутные страны, старается наладить крепкие транспортные взаимоотношения с морскими державами. Власть возлагала большие надежды на Евразийскую экономическую интеграцию, полагая, что благодаря ей Казахстан будет иметь беспрепятственный доступ к российским портам и транзитным путям. К сожалению, эти надежды пока остаются неоправданными. Договор о ЕАЭС предполагает равный доступ к российским морским портам для всех участников союза. Однако данная часть договора де-факто остается неисполненной, поэтому по крайней мере на сегодняшний день перспективы серьезных изменений в евразийской транспортной политике невелики. Казахстанские экспортеры сырья часто сталкиваются с трудностями, пытаясь отправлять свои товары через российские порты. Это можно наблюдать в последние годы при экспорте угля из дальневосточных портов России. Правительству удалось заключить дополнительное двустороннее соглашение, касающееся транзита угля в небольших объемах. Специалист по экспортно-импортным операциям компании «Asstra Almaty» Ирина Андреева заметила, что в частных морских портах России нет единых тарифов для бизнесменов. Неудивительно, что Казахстан продолжает искать альтернативные выходы к морю в дополнение к существующим российским портам на Балтийском море, на Дальнем Востоке и Волго-Донскому каналу, соединяющему Каспийское море с Черным. Ведь чем больше альтернативных путей имеет государство, тем ниже риски бизнесменов. Вокруг Казахстана реализуется множество планов и проектов, от вполне успешных до абсолютно фантастических, как, например, судоходный канал, соединяющий Каспийское море с Персидским заливом, который обсуждают Россия и Иран. Следует отметить несколько самых перспективных проектов, где Казахстан принимает непосредственное участие, и за которыми было бы интересно наблюдать представителям бизнеса. Первый и наиболее успешный проект – это Транскаспийский транспортный маршрут (ТКТМ). Казахстан, Азербайджан и Грузия уже используют мультимодальные перевозки, например, железная дорога – море – автомобиль. Здесь используют как железные дороги трех стран, каспийские порты Казахстана и Азербайджана, так и черноморские порты Грузии. Этот маршрут дает возможность за очень короткие сроки перевозить грузы не только между участниками ТКТМ, но и получать доходы от торговых потоков между Восточной Азией, Турцией, и соответственно Ближним Востоком и Европой. Второй, менее известный, но не менее важный проект – это казахстанский терминал, построенный в 2014 году в порту китайского города Ляньюньган. Грузы до тихоокеанского порта уже доставляют по внутренним железным дорогам Китая. Еще один проект предполагает строительство казахстанских терминалов в иранских морских портах в Персидском заливе. Доставка грузов до портов будет осуществляться по уже существующей железной дороге «Казахстан – Туркменистан – Иран». На данный момент проект находится на этапе обсуждения. Несмотря на все сложности, отсутствие выхода к морю нельзя рассматривать как крест на экономическом росте страны. Удаленность от моря можно компенсировать развитием логистики посредсвом железных дорог и авиатранспорта. Рост наземных торговых потоков между Азии и Европой, проходящих через Казахстан, может благоприятно повлиять на бизнес казахстанских компаний.
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Тюркский инвестиционный фонд будет поддерживать МСБ - «Экономика»

Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу встретился с президентом Тюркского инвестиционного фонда Багдадом Амреевым, сообщает пресс-служба МИД. «В ходе...

Alstom разработала локомотив нового поколения - «Экономика»

Президент Касым-Жомарт Токаев посетил завод по производству электровозов, расположенный в индустриальной зоне №1 Астаны. Завод запущен в рамках программы индустриализации французской компанией Alstom, сообщает пресс-служба Акорды. Глава государства...

Розничное электроснабжение оставляют лицензированным энергопередающим организациям - «Экономика»

В Казахстане розничное электроснабжение будет осуществляться лицензированными энергопередающими организациями, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Комитета по регулированию естественных монополий. «В...

Президент высказался об использовании средств из Нацфонда - «Экономика»

В рамках Национального инфраструктурного плана на 200 проектов заложены инвестиции на 40 трлн тенге. Для строительства крупных инфраструктурных объектов, которые дадут мощный импульс развитию экономики, нужно использовать средства...

ESG, защита данных, инвестиции и МФЦА - курс на устойчивое развитие - «Экономика»

Авторы: эксперты KPMG Law Kazakhstan - директор Асель Казбекова, заместитель менеджера Карина...

Годовая инфляция по итогам декабря ускорилась до 8,6% - «Экономика»

Годовая инфляция в Казахстане по итогам декабря 2024 года составила 8,6%, в декабре – 0,9%, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные Бюро национальной статистики...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Курсы доллара и евро на 9 января - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 9 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара,

Подробнее
Рубль пошел в рост. Курсы доллара и евро на 11 января - «Тема дня»

Рубль пошел в рост. Курсы доллара и евро на 11 января - «Тема дня»

​ Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара,

Подробнее
Россиянам сообщили о подводных камнях досрочного погашения кредитов - «Тема дня»

Россиянам сообщили о подводных камнях досрочного погашения кредитов - «Тема дня»

​ Досрочное погашение кредитов не всегда выгодно, рассказала руководитель

Подробнее
Рубль уступает доллару. ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января - «Тема дня»

Рубль уступает доллару. ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января. Рубль продолжает снижаться

Подробнее
Курсы доллара и евро на 10 января - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 10 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара,

Подробнее
Экономика сегодня

Курсы доллара и евро на 9 января - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 9 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 9 января 2025 года, составляет 101,6797 рубля (прежнее значение — 100,5281 рубля), официальный курс евро — 106,1028...

Подробнее
Рубль растет к доллару и евро. ЦБ установил официальные курсы валют на 11 января - «Тема дня»

Рубль растет к доллару и евро. ЦБ установил официальные курсы валют на 11 января - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 11 января. Рубль укрепился к американской и европейской валютам. Курс доллара снизился на 0,3765 рубля, составив 101,9146 рубля (102,2911 рубля на 10 января). Евро...

Подробнее
Рубль пошел в рост. Курсы доллара и евро на 11 января - «Тема дня»

Рубль пошел в рост. Курсы доллара и евро на 11 января - «Тема дня»

​ Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 11 января 2025 года, составляет 101,9146 рубля (прежнее значение — 102,2911 рубля), официальный курс евро...

Подробнее
Россиянам сообщили о подводных камнях досрочного погашения кредитов - «Тема дня»

Россиянам сообщили о подводных камнях досрочного погашения кредитов - «Тема дня»

​ Досрочное погашение кредитов не всегда выгодно, рассказала руководитель направления экспертной аналитики Банки Инна Солдатенкова. Перед тем как погасить кредит досрочно, она рекомендовала ознакомиться с условиями...

Подробнее
Рубль уступает доллару. ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января - «Тема дня»

Рубль уступает доллару. ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января. Рубль продолжает снижаться к американской валюте, однако укрепился к евро. Курс доллара вырос на 0,6114 рубля, составив 102,2911 рубля (101,6797 рубля на 9 января). Евро подешевел на 1,0135 рубля и составил 105,0893 рубля (предыдущее значение —

Подробнее
Курсы доллара и евро на 10 января - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 10 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 10 января 2025 года, составляет 102,2911 рубля (прежнее значение — 101,6797 рубля), официальный курс евро — 105,0893...

Подробнее

Разделы

Информация


С 1 января 2025 года единое пособие на очередного ребенка в семье будут назначать проактивно - «Финансы»

С 1 января 2025 года единое пособие на очередного ребенка в семье будут назначать проактивно - «Финансы»

Единое пособие на новорожденного ребенка будет назначаться без проведения комплексной оценки нуждаемости, если семья уже получает аналогичные выплаты на старших детей. С 1 января 2025 года правила назначения...

Подробнее

      
Курс валют сегодня