Что поможет бизнесу снизить транспортные издержки - «Экономика» » Новости Банков
bottom-shape image

Что поможет бизнесу снизить транспортные издержки - «Экономика»

Цена отдаленности





Казахстан, как и его ближайшие соседи по Центральной Азии, входит в число
так называемых landlocked countries, то есть стран, не имеющих доступа к морю. В
подобном непростом географическом положении находятся 44 страны. Часть этих
государств имеют развитые экономики и высокий уровень жизни. К ним можно отнести
Швейцарию, Австрию, Люксембург – страны, окруженные горными цепями Европы. К
сожалению, большинство других государств испытывают серьезные экономические и
даже политические трудности, связанные с тем, что у страны нет собственного
выхода к морю.


По словам главы Союза национальных экспедиторов Казахстана Мухамбета
Сабетова, стоимость товара для конечного потребителя на 25% формируется за счет
транспортных издержек. С
другой стороны, некоторые участники рынка называют бюрократию на границе гораздо
большей проблемой для бизнесменов, чем отдаленность от моря. По данным
Всемирного банка, более $670 и 223 часа предприниматель тратит на перевозку одного контейнера с грузом из
Казахстана. Это непомерно высокая плата за торговлю с зарубежными странами.


В Чехии, Венгрии и Словакии, которые, как и Казахстан, не имеют выхода к
морю, предприниматели тратят на аналогичные операции не больше $200 благодаря
тому, что в Европейском союзе развита транспортная инфраструктура. Таким
образом эффективное взаимодействие с соседними странами, то есть меньшая бюрократия, способно снизить транспортные издержки бизнеса.


70% грузов в мире перевозится с помощью морского транспорта и лишь 27% – автомобилями
и поездами. По оценкам Международного транспортного форума, доля морских
перевозок в мире продолжает расти и увеличится до 75% к 2050 году.


Сложности предпринимателей стран, удаленных от моря, обсуловлены не только бюрократией. Политические процессы, стабильность и мир в
государствах, через территорию которых они перевозят свои товары, также
оказывают на них большое влияние. Например, для казахстанских
компаний транзит товаров через территорию Украины значительно усложнился после
событий 2014 года. Для них доступ к Ильичевскому морскому торговому порту в
Украине фактически закрыт.


Понятно, что в нашей ситуации Казахстан, как другие сухопутные страны,
старается наладить крепкие транспортные взаимоотношения с морскими державами.
Власть возлагала большие надежды на Евразийскую экономическую интеграцию,
полагая, что благодаря ей Казахстан будет иметь беспрепятственный доступ к
российским портам и транзитным путям. К сожалению, эти надежды пока остаются неоправданными.
Договор о ЕАЭС предполагает равный доступ к российским морским портам для всех
участников союза. Однако данная часть договора де-факто остается неисполненной,
поэтому по крайней мере на сегодняшний день перспективы серьезных изменений в евразийской
транспортной политике невелики. Казахстанские экспортеры сырья часто сталкиваются
с трудностями, пытаясь отправлять свои товары через российские порты. Это можно
наблюдать в последние годы при экспорте угля из дальневосточных портов России. Правительству
удалось заключить дополнительное двустороннее соглашение, касающееся транзита
угля в небольших объемах.


Специалист по экспортно-импортным операциям компании «Asstra Almaty» Ирина Андреева
заметила, что в частных морских портах России нет единых тарифов для
бизнесменов. Неудивительно, что Казахстан продолжает искать альтернативные выходы
к морю в дополнение к существующим российским портам на Балтийском море, на
Дальнем Востоке и Волго-Донскому каналу, соединяющему Каспийское море с Черным.
Ведь чем больше альтернативных путей имеет государство, тем ниже риски
бизнесменов.


Вокруг Казахстана реализуется множество планов и проектов, от вполне
успешных до абсолютно фантастических, как, например, судоходный канал,
соединяющий Каспийское море с Персидским заливом, который обсуждают Россия и Иран.
Следует отметить несколько самых перспективных проектов,
где Казахстан принимает непосредственное участие, и за которыми было бы
интересно наблюдать представителям бизнеса.


Первый и наиболее успешный проект – это Транскаспийский транспортный
маршрут (ТКТМ). Казахстан, Азербайджан и Грузия уже используют мультимодальные
перевозки, например, железная
дорога – море – автомобиль. Здесь используют как
железные дороги трех стран, каспийские порты Казахстана и Азербайджана, так и
черноморские порты Грузии. Этот маршрут дает возможность за очень короткие
сроки перевозить грузы не только между участниками ТКТМ, но и получать доходы
от торговых потоков между Восточной Азией, Турцией, и соответственно Ближним
Востоком и Европой.


Второй, менее известный, но не менее важный проект – это казахстанский
терминал, построенный в 2014 году в порту китайского города Ляньюньган. Грузы
до тихоокеанского порта уже доставляют по внутренним железным дорогам Китая.


Еще один проект предполагает строительство казахстанских терминалов в
иранских морских портах в Персидском заливе. Доставка грузов до портов будет
осуществляться по уже существующей железной дороге «Казахстан – Туркменистан –
Иран». На данный момент проект находится на этапе обсуждения.


Несмотря на все сложности, отсутствие выхода к
морю нельзя рассматривать как крест на экономическом росте страны. Удаленность
от моря можно компенсировать развитием логистики посредсвом железных дорог и
авиатранспорта. Рост наземных торговых потоков между Азии и Европой, проходящих
через Казахстан, может благоприятно повлиять на бизнес казахстанских
компаний. 


Цена отдаленности Казахстан, как и его ближайшие соседи по Центральной Азии, входит в число так называемых landlocked countries, то есть стран, не имеющих доступа к морю. В подобном непростом географическом положении находятся 44 страны. Часть этих государств имеют развитые экономики и высокий уровень жизни. К ним можно отнести Швейцарию, Австрию, Люксембург – страны, окруженные горными цепями Европы. К сожалению, большинство других государств испытывают серьезные экономические и даже политические трудности, связанные с тем, что у страны нет собственного выхода к морю. По словам главы Союза национальных экспедиторов Казахстана Мухамбета Сабетова, стоимость товара для конечного потребителя на 25% формируется за счет транспортных издержек. С другой стороны, некоторые участники рынка называют бюрократию на границе гораздо большей проблемой для бизнесменов, чем отдаленность от моря. По данным Всемирного банка, более $670 и 223 часа предприниматель тратит на перевозку одного контейнера с грузом из Казахстана. Это непомерно высокая плата за торговлю с зарубежными странами. В Чехии, Венгрии и Словакии, которые, как и Казахстан, не имеют выхода к морю, предприниматели тратят на аналогичные операции не больше $200 благодаря тому, что в Европейском союзе развита транспортная инфраструктура. Таким образом эффективное взаимодействие с соседними странами, то есть меньшая бюрократия, способно снизить транспортные издержки бизнеса. 70% грузов в мире перевозится с помощью морского транспорта и лишь 27% – автомобилями и поездами. По оценкам Международного транспортного форума, доля морских перевозок в мире продолжает расти и увеличится до 75% к 2050 году. Сложности предпринимателей стран, удаленных от моря, обсуловлены не только бюрократией. Политические процессы, стабильность и мир в государствах, через территорию которых они перевозят свои товары, также оказывают на них большое влияние. Например, для казахстанских компаний транзит товаров через территорию Украины значительно усложнился после событий 2014 года. Для них доступ к Ильичевскому морскому торговому порту в Украине фактически закрыт. Понятно, что в нашей ситуации Казахстан, как другие сухопутные страны, старается наладить крепкие транспортные взаимоотношения с морскими державами. Власть возлагала большие надежды на Евразийскую экономическую интеграцию, полагая, что благодаря ей Казахстан будет иметь беспрепятственный доступ к российским портам и транзитным путям. К сожалению, эти надежды пока остаются неоправданными. Договор о ЕАЭС предполагает равный доступ к российским морским портам для всех участников союза. Однако данная часть договора де-факто остается неисполненной, поэтому по крайней мере на сегодняшний день перспективы серьезных изменений в евразийской транспортной политике невелики. Казахстанские экспортеры сырья часто сталкиваются с трудностями, пытаясь отправлять свои товары через российские порты. Это можно наблюдать в последние годы при экспорте угля из дальневосточных портов России. Правительству удалось заключить дополнительное двустороннее соглашение, касающееся транзита угля в небольших объемах. Специалист по экспортно-импортным операциям компании «Asstra Almaty» Ирина Андреева заметила, что в частных морских портах России нет единых тарифов для бизнесменов. Неудивительно, что Казахстан продолжает искать альтернативные выходы к морю в дополнение к существующим российским портам на Балтийском море, на Дальнем Востоке и Волго-Донскому каналу, соединяющему Каспийское море с Черным. Ведь чем больше альтернативных путей имеет государство, тем ниже риски бизнесменов. Вокруг Казахстана реализуется множество планов и проектов, от вполне успешных до абсолютно фантастических, как, например, судоходный канал, соединяющий Каспийское море с Персидским заливом, который обсуждают Россия и Иран. Следует отметить несколько самых перспективных проектов, где Казахстан принимает непосредственное участие, и за которыми было бы интересно наблюдать представителям бизнеса. Первый и наиболее успешный проект – это Транскаспийский транспортный маршрут (ТКТМ). Казахстан, Азербайджан и Грузия уже используют мультимодальные перевозки, например, железная дорога – море – автомобиль. Здесь используют как железные дороги трех стран, каспийские порты Казахстана и Азербайджана, так и черноморские порты Грузии. Этот маршрут дает возможность за очень короткие сроки перевозить грузы не только между участниками ТКТМ, но и получать доходы от торговых потоков между Восточной Азией, Турцией, и соответственно Ближним Востоком и Европой. Второй, менее известный, но не менее важный проект – это казахстанский терминал, построенный в 2014 году в порту китайского города Ляньюньган. Грузы до тихоокеанского порта уже доставляют по внутренним железным дорогам Китая. Еще один проект предполагает строительство казахстанских терминалов в иранских морских портах в Персидском заливе. Доставка грузов до портов будет осуществляться по уже существующей железной дороге «Казахстан – Туркменистан – Иран». На данный момент проект находится на этапе обсуждения. Несмотря на все сложности, отсутствие выхода к морю нельзя рассматривать как крест на экономическом росте страны. Удаленность от моря можно компенсировать развитием логистики посредсвом железных дорог и авиатранспорта. Рост наземных торговых потоков между Азии и Европой, проходящих через Казахстан, может благоприятно повлиять на бизнес казахстанских компаний.
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое соглашение...

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в Казахстане, передает центр деловой информации...

Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

На Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября 2024 года жители Казахстана заказали товары на 31% больше в денежном эквиваленте, чем в прошлом году, сообщает корреспондент центра деловой информации...

Глава КМГ Асхат Хасенов проверил результаты ремонта на АНПЗ - «Экономика»

Председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Асхат Хасенов посетил Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ). Он ознакомился с результатами планово-предупредительных работ и поручил руководству АНПЗ своевременно и качественно...

Как изменится налогообложение горно-металлургической отрасли - «Экономика»

Новый Налоговый кодекс предлагает исключить платежи, где нет значимой фискальной отдачи, сказал министр финансов Мади Такиев во время встречи с бизнесменами в Караганде...

Запущен первый в Казахстане завод по переработке вольфрама - «Экономика»

1 ноября 2024 года в Алматинской области открыли первый в Казахстане завод по переработке вольфрама. Проект стоимостью 300 млн долларов был реализован...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Рубль продолжает падать. Курсы доллара и евро на 26 ноября - «Тема дня»

Рубль продолжает падать. Курсы доллара и евро на 26 ноября - «Тема дня»

​ Российская валюта продолжает значительно дешеветь. Официальный курс доллара,

Подробнее
К чему приведет рост курса доллара выше 110 рублей: ответ экономиста - «Тема дня»

К чему приведет рост курса доллара выше 110 рублей: ответ экономиста - «Тема дня»

​ Рост курса доллара до 110 рублей и выше приведет к изменению текущих валютных

Подробнее
Раскрыто, как за год выросла переплата по ипотеке - «Тема дня»

Раскрыто, как за год выросла переплата по ипотеке - «Тема дня»

​ Из-за роста ключевой ставки переплата по рыночной ипотеке выросла с ноября с

Подробнее
Эксперты пояснили отличия между ОМС и ДМС - «Тема дня»

Эксперты пояснили отличия между ОМС и ДМС - «Тема дня»

​ В России существует два вида медицинского страхования — обязательное (ОМС) и

Подробнее
Рубль резко подешевел. Курсы доллара и евро на 23 ноября - «Тема дня»

Рубль резко подешевел. Курсы доллара и евро на 23 ноября - «Тема дня»

​ Российская валюта резко подешевела. Официальный курс доллара, установленный

Подробнее
Рубль резко подешевел. Курсы доллара и евро на 24 ноября - «Тема дня»

Рубль резко подешевел. Курсы доллара и евро на 24 ноября - «Тема дня»

​ Российская валюта резко подешевела. Официальный курс доллара, установленный

Подробнее
Экономика сегодня

Рубль продолжает падать. Курсы доллара и евро на 26 ноября - «Тема дня»

Рубль продолжает падать. Курсы доллара и евро на 26 ноября - «Тема дня»

​ Российская валюта продолжает значительно дешеветь. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 26 ноября 2024 года, составляет 103,7908 рубля (прежнее значение — 102,5761 рубля), официальный курс евро — 108,8705 рубля (предыдущий показатель — 107,4252 рубля). Прекращение торгов

Подробнее
К чему приведет рост курса доллара выше 110 рублей: ответ экономиста - «Тема дня»

К чему приведет рост курса доллара выше 110 рублей: ответ экономиста - «Тема дня»

​ Рост курса доллара до 110 рублей и выше приведет к изменению текущих валютных интервенций Банка России или мер по контролю за движением капитала, сказал главный экономист инвестиционной компании «Ренессанс Капитал»...

Подробнее
Раскрыто, как за год выросла переплата по ипотеке - «Тема дня»

Раскрыто, как за год выросла переплата по ипотеке - «Тема дня»

​ Из-за роста ключевой ставки переплата по рыночной ипотеке выросла с ноября с прошлого года в два с половиной раза, рассказал РИА Новости...

Подробнее
Эксперты пояснили отличия между ОМС и ДМС - «Тема дня»

Эксперты пояснили отличия между ОМС и ДМС - «Тема дня»

​ В России существует два вида медицинского страхования — обязательное (ОМС) и добровольное (ДМС). В публикации Банки эксперты рассказали об особенностях каждого из полисов. «Полис ОМС может получить каждый...

Подробнее
Рубль резко подешевел. Курсы доллара и евро на 23 ноября - «Тема дня»

Рубль резко подешевел. Курсы доллара и евро на 23 ноября - «Тема дня»

​ Российская валюта резко подешевела. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 23 ноября 2024 года, составляет 102,5761 рубля (прежнее значение — 100,6798 рубля), официальный курс евро — 107,4252...

Подробнее
Рубль резко подешевел. Курсы доллара и евро на 24 ноября - «Тема дня»

Рубль резко подешевел. Курсы доллара и евро на 24 ноября - «Тема дня»

​ Российская валюта резко подешевела. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 24 ноября 2024 года, составляет 102,5761 рубля (прежнее значение — 100,6798 рубля), официальный курс евро — 107,4252...

Подробнее

Разделы

Информация


Как воспользоваться льготой, не учтенной в налоговом уведомлении, рассказало УФНС по Москве - «Финансы»

Как воспользоваться льготой, не учтенной в налоговом уведомлении, рассказало УФНС по Москве - «Финансы»

Управление напомнило, какие граждане имеют право на льготы на всей территории России и рассказало о льготах в Москве. Московское УФНС указало, что для начала надо проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении...

Подробнее

      
Курс валют сегодня