Около 60% новых автомобилей, проданных в прошлом
году в Казахстане, – отечественного производства. Хотя еще несколько лет назад
этот уровень достигал не более 25%. Как отметил в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» директор по стратегическому
планированию ОЮЛ «КазАвтоПром» Артур Мискарян, важное преимущество отечественных авто – цена: на сегодня она
составляет в среднем 6,8 млн тенге, а импортного – 10,9 млн. [/b]
[b]-
Артур, как вы относитесь к критике отечественного автопрома относительно того,
что в Казахстане, по большому счету, авто собирают, а не производят
- В Казахстане, как и в любой стране, автомобильная
отрасль развивается параллельно тому, как растет рынок и экономика страны в
целом. На начальном этапе речь может идти лишь об импорте автомобилей на внутренний
рынок. По мере роста сбыта создаются предприятия, где осуществляется
крупноузловая сборка, а затем – полномасштабное производство, включающее сварку
и окраску кузова.
Переход на следующий этап, как правило, происходит
тогда, когда рынок потребляет более 100 тыс. локально произведенных автомобилей
в год – в таких условиях становится рентабельным производство автокомпонентов.
На данном этапе у отрасли возникает потенциал для развития экспорта.
Казахстанский автопром сегодня стремится к этому этапу развития.
Затем, по мере дальнейшего роста домашнего рынка и
наращивания экспортных поставок, в стране может быть создано производство
двигателей, коробок передач и других сложных элементов конструкции. К этому
этапу отрасль приближается после того, как рынок осваивает миллионы автомобилей
ежегодно. Кроме того, на этой стадии особое значение приобретает наличие
академической базы и высококвалифицированных инженерных кадров.
-
Локализация казахстанского автопрома – один из самых неоднозначных аспектов.
Каков ваш прогноз по увеличению доли локализации От чего это будет зависеть и
какие механизмы помогут увеличить показатель
- Уровень локализации – это тот показатель, который
как раз отражает развитие отрасли и рынка. В Казахстане сегодня мы можем
говорить о 30-35% в среднем по отрасли. Чем больше рынок – тем выше этот
показатель. Один и тот же условный бренд в Казахстане сегодня может иметь 30%
местного содержания, а, например, в России – 60% и выше. Причина – в объемах
рынка и, как следствие – рентабельности производства компонентов.
С 2017 года мы наблюдаем восстановление рынка, в
2019 году продажи превысили 70 тыс. автомобилей, из которых 60% пришлось на
долю отечественных производителей. По законам отрасли, существенный рост
местного содержания происходит тогда, когда сбыт превышает 100-120 тыс.
автомобилей в год.
Для этого, во-первых, нужны предприятия, способные
обеспечить такую мощность, а во-вторых – соответствующие возможности для сбыта.
Стимулирование активности потребителей и инвестиционное кредитование отрасли –
те механизмы, которые могут способствовать развитию автопрома и повышению
локализации, а следовательно – обеспечить создание высокооплачиваемых рабочих
мест и снизить валютную зависимость.
-
Если говорить об экспорте, то каким требованиям зарубежных рынков авто
казахстанской сборки соответствует или не соответствует
- С точки зрения принятия общемировых стандартов по
экологичности, безопасности и снятия внешнеторговых барьеров Казахстан
продвинулся дальше по сравнению с некоторыми соседними странами. В то же время
на рынках наших крупных торговых партнеров казахстанские производители
сталкиваются с высокими барьерами.
Один из таких примеров – введение стандарта China-6 в Китае. Рынок этой страны, по
понятным причинам, является привлекательным для казахстанских производителей.
Введение нового стандарта в Китае фактически закрыло этот рынок для наших
производителей. Одновременно с этим мы видим, как китайские компании с
государственным участием активно проявляют интерес к казахстанскому рынку.
Другой пример – несоизмеримо высокие ввозные пошлины
на автомобили в Узбекистане, где интересы местных производителей возведены в
абсолют. При этом, как и в предыдущем примере, в Узбекистане оказывается
массированная государственная поддержка местным производителям, которые также
проявляют интерес к рынку Казахстана.
Чтобы сбалансировать ситуацию, казахстанским
производителям необходимо заручиться поддержкой правительства. Механизмы такой
поддержки – субсидирование расходов на транспортировку и сертификацию
автомобилей, страхование сделок. В этом направлении ведется большая работа, за
которую отрасль благодарна государству. Также мы надеемся на участие наших
госорганов в диалоге с госорганами соседних стран, с тем, чтобы привести к
паритету интересы казахстанских и зарубежных производителей.
-
Какие тенденции в автомобильной промышленности вы можете отметить
- Отечественные производители сегодня занимаются
технологическими разработками, которые позволяют улучшить опыт эксплуатации
автомобиля. Яркий пример – телематическая охранная система, разработанная
усть-каменогорской командой инженеров. Она обеспечивает управление частью
функций и отслеживает состояние автомобиля. Сегодня эта система устанавливается
на автомобили казахстанского производства.
Потребитель все лучше оценивает преимущества покупки
локализованных машин, на их долю приходится уже 60% продаж, хотя несколько лет
назад это было 20-25%. Важное преимущество – цена: если отечественный
автомобиль сегодня стоит в среднем 6,8 млн тенге, то импортный – 10,9 млн.
Плюс ко всему, покупатели казахстанских автомобилей
могут воспользоваться программой льготного кредитования со ставкой 7,5% – это
самое выгодное предложение на рынке, и оно пользуется колоссальным спросом.
Модельный ряд автомобилей, производимых в стране, растет и обновляется. Это в
конечном счете обеспечивает покупателю богатство выбора.
-
Есть ли перспектива у производства электромобилей
- Казахстанские предприятия уже продемонстрировали
техническую готовность к производству электромобилей. Первая пилотная партия
электромобилей сошла с конвейера в Усть-Каменогорске в 2014 году. Два ключевых
фактора, от которых зависит распространение этого вида техники – зарядная
инфраструктура и стоимость автомобилей на электрической тяге.
Нужно отметить, что вопрос инфраструктуры в крупных
городах уже не стоит так остро – в Нур-Султане и Алматы станции для зарядки
сегодня вполне доступны. Однако даже в этих городах электромобили все еще не
получили распространения. При этом стоимость такой техники по-прежнему остается
крайне высокой: в среднем в полтора раза дороже аналогичных автомобилей с
традиционным двигателем внутреннего сгорания – это главная причина отсутствия
спроса.
Плюс ко всему, на сегодняшнем этапе развития
технологий, которые используются в автомобилях на электрической тяге, есть ряд
ограничений по эксплуатации. Главным образом это низкие температуры зимой и
малая дальность хода, которая делает невозможной эксплуатацию электромобиля за
пределами города.
Это отражают и цифры: за прошлый год в стране было
зарегистрировано всего 33 электромобиля, так что на сегодняшний день этот вид
техники остается нишевым товаром. Сегодня вся отрасль ждет открытий, которые
позволят снизить стоимость электромобилей, повысить емкость батарей и уменьшить
климатическую зависимость.
Лучшие новости сегодня
Вы искали сегодня
Другие новости сегодня
Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу встретился с президентом Тюркского инвестиционного фонда Багдадом Амреевым, сообщает пресс-служба МИД. «В ходе...
Президент Касым-Жомарт Токаев посетил завод по производству электровозов, расположенный в индустриальной зоне №1 Астаны. Завод запущен в рамках программы индустриализации французской компанией Alstom, сообщает пресс-служба Акорды. Глава государства...
В Казахстане розничное электроснабжение будет осуществляться лицензированными энергопередающими организациями, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Комитета по регулированию естественных монополий. «В...
В рамках Национального инфраструктурного плана на 200 проектов заложены инвестиции на 40 трлн тенге. Для строительства крупных инфраструктурных объектов, которые дадут мощный импульс развитию экономики, нужно использовать средства...
Авторы: эксперты KPMG Law Kazakhstan - директор Асель Казбекова, заместитель менеджера Карина...
Годовая инфляция в Казахстане по итогам декабря 2024 года составила 8,6%, в декабре – 0,9%, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные Бюро национальной статистики...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара,
Подробнее ЦБ установил официальные курсы валют на 11 января. Рубль укрепился к
Подробнее Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара,
Подробнее Досрочное погашение кредитов не всегда выгодно, рассказала руководитель
Подробнее ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января. Рубль продолжает снижаться
Подробнее Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара,
ПодробнееЭкономика сегодня
Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 9 января 2025 года, составляет 101,6797 рубля (прежнее значение — 100,5281 рубля), официальный курс евро — 106,1028...
Подробнее ЦБ установил официальные курсы валют на 11 января. Рубль укрепился к американской и европейской валютам. Курс доллара снизился на 0,3765 рубля, составив 101,9146 рубля (102,2911 рубля на 10 января). Евро...
Подробнее Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 11 января 2025 года, составляет 101,9146 рубля (прежнее значение — 102,2911 рубля), официальный курс евро...
Подробнее Досрочное погашение кредитов не всегда выгодно, рассказала руководитель направления экспертной аналитики Банки Инна Солдатенкова. Перед тем как погасить кредит досрочно, она рекомендовала ознакомиться с условиями...
Подробнее ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января. Рубль продолжает снижаться к американской валюте, однако укрепился к евро. Курс доллара вырос на 0,6114 рубля, составив 102,2911 рубля (101,6797 рубля на 9 января). Евро подешевел на 1,0135 рубля и составил 105,0893 рубля (предыдущее значение —
Подробнее Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 10 января 2025 года, составляет 102,2911 рубля (прежнее значение — 101,6797 рубля), официальный курс евро — 105,0893...
Подробнее
Комментарии (0)