Мимо кассы: почему госкомпании не помогают бюджету - «Новости Банков» » Новости Банков
bottom-shape image

Мимо кассы: почему госкомпании не помогают бюджету - «Новости Банков»

Мимо кассы: почему госкомпании не помогают бюджету - «Новости Банков»


А ты сдал рублевую выручку в бюджет?

8 октября в правительство должен быть внесен проект бюджета-2016. Доходы российского бюджета ужимаются. Уменьшать или хотя бы не увеличивать его дефицит в условиях резкого падения цен на нефть все сложнее. Это повышает значимость тех видов доходов, которые не зависят от сырьевых цен. Один из них — дивидендные выплаты государственных компаний. Но госкомпании, мягко говоря, не торопятся помочь бюджету. В чем причина?

Потенциал этого источника пополнения федеральной казны поистине колоссален, учитывая масштабы госсектора в экономике: согласно данным рейтинга «Эксперт-400», ранжирующего отечественные компании по размеру выручки, в 2014 году в общей выручке первый сотни из них (37,2 трлн рублей) на долю государственных компаний приходилось 52%.

Полностью раскрыть этот потенциал мешают пробелы действующего законодательства: распоряжение правительства от 29 мая 2006 года № 774-р и приказ Росимущества от 29 декабря 2014 года № 524, установившие порядок формирования, расчета и выплаты дивидендов, носят рекомендательный, а не обязательный к исполнению характер. Как результат, целостный подход к регулированию дивидендной политики в компаниях с государственным участием на практике не реализуется, что, в свою очередь, приводит к проблемам в этой сфере.

Во-первых, несмотря на холдинговую структуру большинства государственных компаний, при калькуляции дивидендов не учитывается отчетность их «дочек». Во-вторых, ряд компаний производят дивидендные выплаты в неденежной форме, хотя у государства отсутствует в этом какая бы то ни было потребность. В-третьих, вопреки рекомендациям Кодекса корпоративного управления Банка России, отчетность большей части государственных компаний, используемая для определения размера их прибыли, составляется по российским, а не по международным стандартам бухгалтерского учета.

Фактически повсеместно дивиденды выплачиваются один раз в год, что противоречит не только интересам государства как акционера, но и опыту зарубежных стран, где поквартальные дивидендные выплаты широко распространены. Одновременно с этим большинство госкомпаний направляют на выплату дивидендов менее 25% собственной прибыли, что противоречит действующим нормам. Наконец, для нужд дивидендной политики компании не используют положение законодательства о соответствии инвестиционных проектов корпоративным требованиям о доходности, что говорит об избыточности этой нормы.

Ряд недостатков дивидендной политики в отношении госкомпаний связан с изъянами законодательства об управлении акциями, находящимися в федеральной собственности. К ним, в частности, относится отсутствие требований по наличию и раскрытию положений о дивидендной политике во всех компаниях с государственным участием, вне зависимости от размера доли, принадлежащей РФ. За рамками нормативного регулирования также остается вопрос привлечения агентов по выплате дивидендов. А также порядок начисления дивидендов в компаниях, акции которых одновременно находятся в собственности нескольких лиц.

Наконец, величина дивидендов российских госкомпаний меньше той, что выплачивают их зарубежные аналоги. По данным экспертно-консультационного совета при Росимуществе, в 2012 году дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» составили 25% и 13% от их прибыли соответственно, тогда как зарубежные нефтегазовые компании направляли на эти цели в среднем 54% своей прибыли. Ровно та же самая картина наблюдается в телекоммуникационном («Ростелеком» — 23%, зарубежные компании — 59%) и электроэнергетическом секторах (МРСК Центра — 19%, «РусГидро» — 10%, зарубежные аналоги — 71%).

Какие меры необходимо принять, чтобы оптимизировать дивидендную политику в отношении госкомпаний? Во-первых, внедрить единые для крупнейших госкомпаний страны стандарты формирования дивидендов, отдав при этом в ведение отраслевых министерств эту задачу в отношении средних и мелких компаний. Во-вторых, поставить в зависимость объем требований к дивидендной политике госкомпаний от размера доли государства в их капитале. В-третьих, установить специальные требования к дивидендной политике естественных монополий, прибыль которых полностью зависит от величины тарифов.

Реализация этих шагов вкупе с увеличением доли прибыли, направляемой госкомпаниями на выплату дивидендов, и устранением перечисленных выше изъянов в законодательстве позволит не только увеличить доходы бюджета, но и повысить стандарты корпоративного управления госкомпаний. Что, в свою очередь, отразится на их капитализации. Последнее, впрочем, во многом будет зависеть от общей ситуации в российской экономике.

Макар КУДЕЛИЧ, старший научный сотрудник центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, для


А ты сдал рублевую выручку в бюджет? 8 октября в правительство должен быть внесен проект бюджета-2016. Доходы российского бюджета ужимаются. Уменьшать или хотя бы не увеличивать его дефицит в условиях резкого падения цен на нефть все сложнее. Это повышает значимость тех видов доходов, которые не зависят от сырьевых цен. Один из них — дивидендные выплаты государственных компаний. Но госкомпании, мягко говоря, не торопятся помочь бюджету. В чем причина? Потенциал этого источника пополнения федеральной казны поистине колоссален, учитывая масштабы госсектора в экономике: согласно данным рейтинга «Эксперт-400», ранжирующего отечественные компании по размеру выручки, в 2014 году в общей выручке первый сотни из них (37,2 трлн рублей) на долю государственных компаний приходилось 52%. Полностью раскрыть этот потенциал мешают пробелы действующего законодательства: распоряжение правительства от 29 мая 2006 года № 774-р и приказ Росимущества от 29 декабря 2014 года № 524, установившие порядок формирования, расчета и выплаты дивидендов, носят рекомендательный, а не обязательный к исполнению характер. Как результат, целостный подход к регулированию дивидендной политики в компаниях с государственным участием на практике не реализуется, что, в свою очередь, приводит к проблемам в этой сфере. Во-первых, несмотря на холдинговую структуру большинства государственных компаний, при калькуляции дивидендов не учитывается отчетность их «дочек». Во-вторых, ряд компаний производят дивидендные выплаты в неденежной форме, хотя у государства отсутствует в этом какая бы то ни было потребность. В-третьих, вопреки рекомендациям Кодекса корпоративного управления Банка России, отчетность большей части государственных компаний, используемая для определения размера их прибыли, составляется по российским, а не по международным стандартам бухгалтерского учета. Фактически повсеместно дивиденды выплачиваются один раз в год, что противоречит не только интересам государства как акционера, но и опыту зарубежных стран, где поквартальные дивидендные выплаты широко распространены. Одновременно с этим большинство госкомпаний направляют на выплату дивидендов менее 25% собственной прибыли, что противоречит действующим нормам. Наконец, для нужд дивидендной политики компании не используют положение законодательства о соответствии инвестиционных проектов корпоративным требованиям о доходности, что говорит об избыточности этой нормы. Ряд недостатков дивидендной политики в отношении госкомпаний связан с изъянами законодательства об управлении акциями, находящимися в федеральной собственности. К ним, в частности, относится отсутствие требований по наличию и раскрытию положений о дивидендной политике во всех компаниях с государственным участием, вне зависимости от размера доли, принадлежащей РФ. За рамками нормативного регулирования также остается вопрос привлечения агентов по выплате дивидендов. А также порядок начисления дивидендов в компаниях, акции которых одновременно находятся в собственности нескольких лиц. Наконец, величина дивидендов российских госкомпаний меньше той, что выплачивают их зарубежные аналоги. По данным экспертно-консультационного совета при Росимуществе, в 2012 году дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» составили 25% и 13% от их прибыли соответственно, тогда как зарубежные нефтегазовые компании направляли на эти цели в среднем 54% своей прибыли. Ровно та же самая картина наблюдается в телекоммуникационном («Ростелеком» — 23%, зарубежные компании — 59%) и электроэнергетическом секторах (МРСК Центра — 19%, «РусГидро» — 10%, зарубежные аналоги — 71%). Какие меры необходимо принять, чтобы оптимизировать дивидендную политику в отношении госкомпаний? Во-первых, внедрить единые для крупнейших госкомпаний страны стандарты формирования дивидендов, отдав при этом в ведение отраслевых министерств эту задачу в отношении средних и мелких компаний. Во-вторых, поставить в зависимость объем требований к дивидендной политике госкомпаний от размера доли государства в их капитале. В-третьих, установить специальные требования к дивидендной политике естественных монополий, прибыль которых полностью зависит от величины тарифов. Реализация этих шагов вкупе с увеличением доли прибыли, направляемой госкомпаниями на выплату дивидендов, и устранением перечисленных выше изъянов в законодательстве позволит не только увеличить доходы бюджета, но и повысить стандарты корпоративного управления госкомпаний. Что, в свою очередь, отразится на их капитализации. Последнее, впрочем, во многом будет зависеть от общей ситуации в российской экономике. Макар КУДЕЛИЧ, старший научный сотрудник центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, для
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Увидят ли россияне доллар ниже 100 рублей в 2025 году: отвечают экономисты - «Тема дня»

​ Курс доллара стабилизировался на уровне 100 рублей надолго — если курс и опустится ниже этого значения в 2025 году, то лишь краткосрочно, считают опрошенные ...

Что будет с рублем после праздников: прогноз аналитика - «Тема дня»

​ Во второй декаде января доллар будет торговаться в диапазоне 109–111 рублей, прогнозирует аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Курсы доллара и евро на 4 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 4 января 2025 года, составляет 101,6797 рубля (прежнее значение — 100,5281 рубля), официальный курс евро — 106,1028...

Резкий скачок доллара, стоит ли покупать валюту. Главное о валюте за неделю - «Тема дня»

​ 🔶 Спрогнозировано, сколько будет стоить доллар в январе и стоит ли покупать валюту.

Рубль подешевел к основным валютам. Курсы доллара и евро на 30 декабря - «Тема дня»

​ Российская валюта накануне Нового года подешевела к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 декабря 2024 года, составляет 101,6797 рубля (прежнее значение — 100,5281 рубля),...

Цифра дня: сколько россияне тратят на новогодние подарки - «Тема дня»

​ Более половины россиян в уходящем 2024 году готовы потратить до 10 тысяч рублей на подарки для близких и друзей, показал предновогодний опрос ВТБ. 24% опрошенных потратят на новогодние подарки от 10 тысяч...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Тюркский инвестиционный фонд будет поддерживать МСБ - «Экономика»

Тюркский инвестиционный фонд будет поддерживать МСБ - «Экономика»

Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Республики Казахстан

Подробнее
Alstom разработала локомотив нового поколения - «Экономика»

Alstom разработала локомотив нового поколения - «Экономика»

Президент Касым-Жомарт Токаев посетил завод по производству электровозов,

Подробнее
Розничное электроснабжение оставляют лицензированным энергопередающим организациям - «Экономика»

Розничное электроснабжение оставляют лицензированным энергопередающим организациям - «Экономика»

В Казахстане розничное электроснабжение будет осуществляться лицензированными

Подробнее
Президент высказался об использовании средств из Нацфонда - «Экономика»

Президент высказался об использовании средств из Нацфонда - «Экономика»

В рамках Национального инфраструктурного плана на 200 проектов заложены

Подробнее
ESG, защита данных, инвестиции и МФЦА - курс на устойчивое развитие - «Экономика»

ESG, защита данных, инвестиции и МФЦА - курс на устойчивое развитие - «Экономика»

Авторы: эксперты KPMG Law Kazakhstan - директор Асель Казбекова, заместитель

Подробнее
Годовая инфляция по итогам декабря ускорилась до 8,6% - «Экономика»

Годовая инфляция по итогам декабря ускорилась до 8,6% - «Экономика»

Годовая инфляция в Казахстане по итогам декабря 2024 года составила 8,6%, в

Подробнее
Экономика сегодня

Увидят ли россияне доллар ниже 100 рублей в 2025 году: отвечают экономисты - «Тема дня»

Увидят ли россияне доллар ниже 100 рублей в 2025 году: отвечают экономисты - «Тема дня»

​ Курс доллара стабилизировался на уровне 100 рублей надолго — если курс и опустится ниже этого значения в 2025 году, то лишь краткосрочно, считают опрошенные ...

Подробнее
Что будет с рублем после праздников: прогноз аналитика - «Тема дня»

Что будет с рублем после праздников: прогноз аналитика - «Тема дня»

​ Во второй декаде января доллар будет торговаться в диапазоне 109–111 рублей, прогнозирует аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Подробнее
Курсы доллара и евро на 4 января - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 4 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 4 января 2025 года, составляет 101,6797 рубля (прежнее значение — 100,5281 рубля), официальный курс евро — 106,1028...

Подробнее
Резкий скачок доллара, стоит ли покупать валюту. Главное о валюте за неделю - «Тема дня»

Резкий скачок доллара, стоит ли покупать валюту. Главное о валюте за неделю - «Тема дня»

​ 🔶 Спрогнозировано, сколько будет стоить доллар в январе и стоит ли покупать валюту.

Подробнее
Рубль подешевел к основным валютам. Курсы доллара и евро на 30 декабря - «Тема дня»

Рубль подешевел к основным валютам. Курсы доллара и евро на 30 декабря - «Тема дня»

​ Российская валюта накануне Нового года подешевела к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 декабря 2024 года, составляет 101,6797 рубля (прежнее значение — 100,5281 рубля),...

Подробнее
Цифра дня: сколько россияне тратят на новогодние подарки - «Тема дня»

Цифра дня: сколько россияне тратят на новогодние подарки - «Тема дня»

​ Более половины россиян в уходящем 2024 году готовы потратить до 10 тысяч рублей на подарки для близких и друзей, показал предновогодний опрос ВТБ. 24% опрошенных потратят на новогодние подарки от 10 тысяч...

Подробнее

Разделы

Информация


ЦБ изменил методы подсчёта курсов валют: основной - средневзвешенное трех совокупных цен - «Финансы»

ЦБ изменил методы подсчёта курсов валют: основной - средневзвешенное трех совокупных цен - «Финансы»

Новое указание ЦБ об определении курсов с использованием биржевой информации (но без упоминания ММВБ) уже вступило в силу. ЦБ выпустил новое указание о порядке установления и опубликования официальных курсов...

Подробнее

      
Курс валют сегодня