Алексей Попов: «Для функционирования УЭК 250 банков — более чем достаточно» - «Интервью» » Новости Банков
bottom-shape image

Алексей Попов: «Для функционирования УЭК 250 банков — более чем достаточно» - «Интервью»





Алексей Попов: «Для функционирования УЭК 250 банков — более чем достаточно» - «Интервью»

Проект «Универсальная электронная карта» (УЭК), который обойдется государству как минимум в 160 млрд рублей, существует не первый год, но до сих пор вызывает неоднозначную реакцию как у банкиров, так и у чиновников. Многие из них до сих пор не уверены в нужности УЭК.

В беседе с обозревателем Банки.ру президент ОАО «Универсальная электронная карта» Алексей ПОПОВ пообещал скоро отойти от истории «насильно обеспечить УЭК все население с 1 января». Постепенно она заменится на историю под названием «электронный паспорт», в основу которого лягут все многочисленные наработки по УЭК.

— Минэкономразвития ранее рассчитывало, что расходы на выпуск и внедрение на всей территории России универсальной электронной карты (УЭК) в течение пяти лет составят 135—165 миллиардов рублей. Каковы оценки полной реализации этого проекта сейчас?

— Вопрос, что именно оценивало Минэкономразвития и как считать полную стоимость проекта. Если речь идет о том, чтобы получить доступ при помощи УЭК к максимальному количеству госуслуг, то в первую очередь имеются в виду инвестиции не в сами карты и даже не в инфраструктуру их приема, а непосредственно в развитие «электронного правительства». Универсальная электронная карта — ключ доступа к этим услугам в электронном виде.

В частности, государство потратило почти 30 миллиардов рублей на оснащение медицинских учреждений информационными системами, которые могут работать как при использовании УЭК, так и без ее использования. Сопоставимые по объему средства государство уже потратило на построение электронной системы госуслуг и планирует вкладываться в нее еще. Собственно, размер этих государственных инвестиций Эльвира Набиуллина, будучи министром экономического развития, и оценивала примерно в 160 миллиардов рублей.

— А на выпуск УЭК, создание инфраструктуры приема этих карт и тому подобное будут все-таки выделены деньги из госбюджета? Или этот вопрос даже уже не обсуждается?

— За выпуск карт отвечают субъекты Российской Федерации. Регионы, наверное, оплатят какую-то часть эмиссии. Но основные вложения в эмиссию УЭК сделают коммерческие организации — те, с кем субъекты РФ будут формировать государственно-частные партнерства с целью обеспечения выпуска этих карт и создания инфраструктуры их приема, в частности на транспорте.

В такие партнерства наши акционеры — Сбербанк (44%), Sberbank CIB (24%), «Ситроникс»(7%), банк «Уралсиб» (12,5%) и банк «Ак Барс» (12,5%) — готовы вступать с любым субъектом Российской Федерации. Сколько потратит денег федеральная уполномоченная организация? Уставный капитал ОАО «УЭК» недавно был увеличен — до 1,35 миллиарда рублей. Все три банка-акционера в соответствии со своими долями в капитале ОАО «УЭК» оплатили допэмиссию. Это означает, что они в проект верят и видят возвратность вложенных средств. Соответственно, ОАО «УЭК» инвестирует как в создание расчетной системы УЭК, так и в региональные государственно-частные партнерства.

— Вы упомянули транспорт. Но есть мнение, что Москва и Санкт-Петербург, которые вовсю развивают собственные системы оплаты проезда пассажиров, совершенно не заинтересованы в УЭК. Ведь предполагается, что с помощью УЭК можно будет оплачивать проезд не только в рамках отдельного региона, но в равной степени на всей территории России. Зачем это надо мегаполисам? Они же деньги теряют…

— Большая ошибка считать, что крупные города не заинтересованы в использовании УЭК в своей транспортной системе. К чему стремятся те же Москва и Санкт-Петербург? К тому, чтобы жителям было как можно удобнее платить за проезд. В том, чтобы расчеты за проезд были как можно более открытыми и прозрачными. Условно говоря, чтобы не воровали водители и кондуктора, чтобы ясен был расчет за льготы. В столице и ряде других регионов УЭК вписывается в уже существующую транспортную инфраструктуру, для многих регионов эта проблема более чем актуальна, и мы предлагаем решение за счет реализации транспортного процессинга. Кроме того, действительно, в дальнейшем планируется использование УЭК в нескольких регионах, где развернуто транспортное решение УЭК. Людям будет удобно не менять проездные, если приехали из Астрахани, например, в Волгоград.

— В Москве с весны действуют новые карты и тарифы для проезда на городском транспорте. Притом транспортными приложениями к банковским картам, благодаря которым пассажиры могут безналично оплачивать проезд в кредит, в результате стало пользоваться менее выгодно, чем городскими проездными. Фактически банки «выжимают» из транспортной системы.

— Да, технология оплаты проезда с использованием банковских приложений не прижилась. Но введена электронная карта «Тройка» (пополняемая карта для оплаты проезда на всех видах транспорта Москвы. — Прим. ред.), введен проездной билет «Электронный кошелек», который уже можно подключить на универсальную электронную карту и со временем на любую банковскую карту и пополнять с любого устройства самообслуживания. Пользователю намного удобнее самому пополнять свой транспортный кошелек через банкомат или онлайн, чем стоять в очереди в кассу. А городу, в свою очередь, выгодно привлекать в эту систему банки. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы как раз планирует привлечь как можно больше банков.

— А УЭК тогда городу зачем? Ведь и «электронные кошельки», и различные «билетики» тогда станут лишними.

— УЭК — это инфраструктура, прежде всего. Учет пассажиропотоков, начислений льготникам — это сложная система, которой требуется ясность и прозрачность, и УЭК обеспечивает ее автоматизацию. Так выгоднее и региону, и гражданину. Допустим, перечислили держателю УЭК средства на карту, он из них оплатил и проезд, и ЖКХ, а не просто сразу снял все в банкомате. Мы совместно с десятью регионами уже развиваем центры учета начислений и платежей по ЖКХ, транспорту и льготам.

Сейчас от истории «насильно обеспечить УЭК все население с 1 января» мы будем отходить. Обязательно. Постепенно она заменится на историю под названием «электронный паспорт», в основу которого лягут все наши многочисленные наработки по УЭК.

— С 2015 года?

— В 2015-м планируется запустить пилотный проект ФМС. Наверное, по факту все сдвинется на 2016-й. И вот электронный паспорт со временем станет обязательным для каждого россиянина. Обязательность паспорта все-таки важнее, привычнее и понятнее людям, чем обязательность УЭК.

— Как это технически будет воплощено? Мне как гражданину интересно это понять.

— Я могу сказать так: электронный паспорт, по сути, должен быть не менее удобен, чем УЭК.

— То есть фактически УЭК «перетечет» в электронный паспорт?

— Да. Возможности УЭК перейдут на электронный паспорт, только станут значительно шире. Это будет введено специальным законом. Речь идет как о паспорте в прямом смысле — основном документе гражданина, так и о многочисленных «начинках».

— Регистрация на едином портале государственных и муниципальных услуг с помощью УЭК невозможна без кардридера, который держателю нужно купить за свои деньги. Ситуация изменится? Если да, то каким образом? Когда?

— В инфраструктуре, поддерживающей работу карты, — в банкоматах, инфокиосках, на устройствах самообслуживания, в торгово-сервисных предприятиях — использование УЭК бесплатно. Для дополнительного удобства можно, действительно, купить кардридер для работы с УЭК из дома или любого другого удобного места. Считыватели для УЭК предоставляют независимые ..., этот рынок в настоящее время достаточно развит, моделей кардридеров много, и стоят они от 200 рублей. Кроме того, уже сейчас существуют модели ноутбуков со встроенными считывателями смарт-карт, подходящими для работы с УЭК.

— Сколько банков на данный момент входит в единую платежно-сервисную систему «УЭК»?

— В настоящее время три банка готовы к выпуску и обслуживанию УЭК — это наши акционеры, и еще 11 банков-участников: «Центр-Инвест», Московский Индустриальный Банк, «Санкт-Петербург», АВБ, Сургутнефтегазбанк. «Северный Кредит», Алмазэргиэнбанк, Запсибкомбанк, Азиатско-Тихоокеанский Банк, Ханты-Мансийский Банк и Хакасский Муниципальный Банк.

— Сколько людей на данный момент уже получили универсальную карту?

— Сейчас принято более 80 тысяч заявлений. До конца этого года мы планируем выдать 3,5 миллиона карт и примерно 10—12 миллионов — до конца 2014 года.

— Хочу спросить про платежную систему ПРО100, оператором которой является ОАО «УЭК». Есть многочисленные мнения, в первую очередь банкиров, что эта платежная система внедряется в России в «добровольно-обязательном» порядке. Причем ее тарифы будут ниже, чем у международных систем Visa и MasterСard. То есть речь фактически идет о демпинге.

— Порядок внедрения ПРО100 в такой же степени «добровольно-обязательный» для банков, как и подключение их к платежно-сервисной системе «Универсальная электронная карта». Платежное приложение — это составная часть УЭК. Мы как оператор просто решили, что вместе с универсальной картой будем продвигать только одну платежную систему — нашу, российскую.

Есть проект под названием «УЭК». Мы в него вкладываемся. Мы федеральная уполномоченная организация. Я считаю, что это абсолютно справедливая и коммерческая история. Демпинговые тарифы или недемпинговые — это же вопрос себестоимости.

— ФАС по этому поводу что-нибудь говорит?

— Это федеральный закон. Ни один банк никто не заставляет присоединяться к системе «УЭК».
Другое дело, что сейчас УЭК выпускается во всех без исключения субъектах нашей страны. К концу года, наверное, половина из них будет уже активно работать с нашей картой. Мы сами заключили соглашения или протоколы о намерении с десятью регионами и там оплачиваем эмиссию УЭК. Если банки хотят не потерять свой рынок и даже усилить свои позиции в регионе, тут же входят в проект «УЭК».

И видно, что, к примеру, в Вологде в систему вошел банк «Северный Кредит», который в этом регионе активно работает, в ХМАО аналогично поступил Ханты-Мансийский Банк, в Якутии — Алмазэргиэнбанк.

Сбербанк как крупнейшая кредитная организация России готов работать в рамках этого проекта абсолютно со всеми субъектами РФ, ведь он везде представлен.

— Кстати, в 2011 году руководство ОАО «УЭК» подписало с MasterCard соглашение о намерениях об участии этой платежной системы в проекте «УЭК». Эта история заглохла окончательно?

— Окончательно. Лично я не вижу в ней смысла. Надо быть последовательными. Если мы делаем национальный инструмент, то ничего нам не мешает на этом инструменте сделать национальную платежную систему, как сделали, например, китайцы.

— Но китайцы со своей платежной системой China UnionPay вышли на международную арену. И сейчас целенаправленно идут к тому, чтобы эти карты активно использовались во всем мире. А ПРО100 — она же, как планируется, будет замкнута на России. В чем тогда интерес держателей таких карт?

— Да, у нас именно такая задача — создать исключительно внутрироссийскую платежную систему. Мы совершенно не стремимся к международной экспансии. Почему? Потому что основной носитель ПРО100 — это идентификационная карта, то есть виртуальный паспорт. Вы за границу с российским паспортом ведь не ездите. Зачем? Максимум, что вы можете, — потерять его там.

В случае с УЭК то же самое. Нет никакого смысла брать с собой за границу эту карту. Можно же открыть в банке счет, привязать к нему как УЭК, так и карточку Visa или MasterCard.

— То есть у вас вообще нет планов по международной экспансии?

— Нет. Еще раз: в этом нет никакого смысла. Я открыл счет, привязал к нему две карточки: УЭК — для использования внутри России, Visa или MasterCard — для поездок за рубеж. Если вы в далеких странах потеряете карту международной платежной системы, вы потеряете только ее — а никак не паспорт. Поэтому все логично получается.

— Согласно опросам населения, проводимым независимыми исследовательскими институтами, большинство населения до сих пор не понимает, что такое УЭК, зачем и для чего она нужна. А те, кто слышал, воспринимают эту карту как какую-то навязанную «обязаловку». Я, например, воспринимаю так же. Вот объясните: что хорошего принесет мне обладание УЭК?

— Независимые исследования показывают достаточно высокий уровень осведомленности населения об УЭК, 57% населения позитивно относятся к идее создания универсальной электронной карты (исследование «Настроения, ожидания и опасения широкой общественности, связанные с предстоящим внедрением универсальных электронных карт». Население РФ 18+. Агентство «МАГРАМ МР», 2011 год. — Прим. ред.). Это и понятно: для держателя карты это в первую очередь более удобный формат получения государственных, муниципальных и коммерческих услуг.

Кроме удобства для гражданина, есть также интерес для региона и для представленных в нем банков. Оказание услуг находится сейчас в основном в ведении губернаторов. Поэтому губернатор, если выпускает УЭК не для галочки (по факту УЭК выпускают сейчас все регионы, потому что соответствующий закон вступил в силу), не тысячу штук за полгода, а дает реальную эмиссию, значит, он обеспечивает распространение этого инструмента среди населения.

Если услуга сопровождается платежом — применяется платежная система. Кроме того, есть и транспорт, и ЖКХ, и социальные функции. Речь идет о безналичной оплате транспорта и других услуг населением. Это означает, что счета, к которым привязаны УЭК, не просто пополняются и тут же в банкоматах обналичиваются. На этих счетах задерживаются деньги. А для банка, как известно, это главный бенефит. И банк видит, что, если регион эту технологию активно внедряет, большинство жителей через какое-то время перейдут на безнал. И если кредитная организация никак не участвует в данном проекте, то этот безнал уйдет в другой банк, представленный в этом регионе.

— Вот здесь, извините за резкость, есть элемент шантажа. Вы же знаете, что есть банки, и среди них крупные, которые категорически против УЭК и не намерены по собственной воле инвестировать в эту систему. Например, президент ВТБ 24 Михаил Задорнов заявлял, что не стоит смешивать в одну карту банковские услуги и персональные данные паспорта.

— Давайте разберемся: банки ни во что не должны инвестировать, кроме как в настройку инфраструктуры. Система ПРО100 с технологической точки зрения — это та же MasterCard, у которой, кстати, мы купили лицензию на технологию MChip.

Процесс работы с УЭК можно настроить и за несколько десятков тысяч долларов. Это не проблемная инвестиция для банка.

И это не шантаж. Это федеральный закон.

У любого банка есть несколько опций. Первая — войти в акционеры ОАО «УЭК». Но это действительно дорого, проблемно, требует больших вложений. Это действительно может быть неинтересно, хотя мы всех приглашаем. Но совсем другое дело — приходить в субъекты РФ и там занимать лидирующие позиции среди населения, выдавая УЭК, подключая к ней свое банковское приложение. Или еще один путь — выбрать регион, вложить туда деньги и создать вместе с ним инфраструктуру по транспорту, по ЖКХ, то есть сделать то, что делаем мы. Это чистой воды конкуренция. Ни для кого никаких преференций здесь нет. Абсолютно. Притом банку надо не с нами договариваться, а с губернаторами.

— Со стороны губернаторов здесь возможен произвол?

— УЭК все-таки сделала централизованными и объединила все инициативы в отношении социальных карт, которые существовали в каждом регионе, скажем, социальная карта москвича, социальная карта Башкирии, социальная карта Астраханской области. Вот в ситуации с обособленными социальными картами была возможна изоляция региональных властей, но сейчас ситуация выглядит для всех более прозрачной.

— С чем все-таки связано негативное отношение ряда банков к УЭК? Если это так просто, удобно, дешево, выгодно. Просто ваше мнение.

— Исторически было два разных закона. Один — закон «О национальной платежной системе» (№ 161-ФЗ), в котором изначально, несколько лет назад, еще до его принятия, была прописана конструкция «национальной системы платежных карт». Затем эта конструкция была несколько изменена и включена в закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (№ 210-ФЗ), в котором идет речь об УЭК. Оба закона преследовали одну и ту же цель — увеличить объем безналичных операций и сделать трансакционный центр в России.

В результате выиграл 210-ФЗ, и была избрана конструкция, о которой я говорил, — с УЭК, с ПРО100, с банками-участниками. В 161-ФЗ осталась только общая формулировка, что процессинг национальной платежной системы должен быть в России. А вся конкретика ушла в 210-ФЗ.

— В структуре акционеров ОАО «УЭК» намечаются какие-либо изменения?

— Мы приглашаем все банки. Сейчас акционерная структура нашей компании устоялась, совет директоров функционирует нормально, конструктивно. В июне мы на совете директоров одобрили стратегию развития ОАО «УЭК» на три года. Все направления, о которых я вам сказал, уложены в стратегию, одобрены всеми акционерами.

— С какими основными трудностями при практической реализации проекта УЭК вы сталкиваетесь?

— Только с одной — с формальным подходом к осуществлению проекта в некоторых регионах: нежеланием развивать проект, рекламировать его, продвигать услуги. В то же время закон устанавливает, что УЭК нужно выдавать. Сейчас мы заключили с десятью регионами соглашения о создании или о намерении создать совместные предприятия, которые финансируют выпуск УЭК. Это Астраханская, Тульская, Калужская, Томская, Рязанская, Владимирская, Вологодская, Ярославская, Орловская и Белгородская области.
— Что касается рекламы… Будет какая-то масштабная общероссийская рекламная кампания?

— В основном рекламная кампания рассчитана на регионы и учитывает специфику каждого региона в сфере предоставления услуг. Очень важно продвигать конкретные услуги, которые можно получить по УЭК в Москве, Астрахани, Уфе и так далее, — с учетом специфики каждого субъекта. Мы как федеральная уполномоченная организация помогаем регионам, даем рекомендации по продвижению, но здесь важно и активное участие региона в этом процессе.

— Но у меня в голове уже раздвоение. Зачем сейчас нужны необязательные УЭК, если потом они будут заменены на электронные паспорта? Куча каких-то лишних движений, затрат…

— Ничего лишнего мы не делаем. Эмиссия УЭК диктует необходимость построения инфраструктуры. Это похоже на вопрос, что же первично — курица или яйцо? По этому кругу можно бегать без конца, и откуда начнешь — не имеет значения. Важно пройти весь круг.

УЭК выдается на пять лет. И всем понятно, как эта заготовка за этот срок окупается. Какая через пять лет будет новая заготовка — УЭК или паспорт — абсолютно без разницы для инфраструктуры, которая сможет работать и с тем, и с другим. Вот если бы пришлось переделывать инфраструктуру — это была бы катастрофа, повторные огромные затраты. Но мы для того и есть и в том, и в этом проекте, чтобы гарантировать, что инфраструктура будет работать та же.

— Еще один вопрос по банкам. Насколько я знаю, ЦБ утвердил перечень из 250 банков, которые соответствуют требованиям УЭК и вправе к этой системе присоединиться. А что с остальными сотнями?

— Требования к банкам определены в совместном приказе Минэкономразвития, Минфина и ЦБ от 1 августа 2011 года. Среди требований: участие в системе обязательного страхования вкладов, наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного как минимум одним из международных рейтинговых агентств либо аккредитованных национальных рейтинговых агентств.

Эти требования — абсолютно формальные. Как при страховании вкладов. То есть, условно говоря, в систему не попадают банки, которые близки к чему-то однодневному и непонятному…

— Но их очень много — однодневных и непонятных.

— Да, но клиентов у них мало. Все банки, которые имеют реальную возможность и потенциал работать с физлицами, вошли в этот список ЦБ. А тем, которые с физлицами по факту неактивно работают, этот проект не нужен.

— Разве? В систему страхования вкладов, как указано на сайте АСВ, входят 890 банков.

— Это вопросы ЦБ. На мой взгляд, для полноценного функционирования системы УЭК 250 банков — более чем достаточно.

— Но вы же говорите о конкуренции. О том, что УЭК — это одно из конкурентных преимуществ для банков, инструментов выживания банков в регионах. И если у банка не будет доступа к УЭК, то…

— Скажу так. Я не слышал еще ни об одном сильном региональном банке, занимающем весомые позиции, хотя бы с несколькими десятками банкоматов, который бы не входил в эти 250. Если я увижу сильный региональный банк, который хочет войти в проект, но не соответствует формальным требованиям, я лично приложу все усилия, чтобы он смог присоединиться к проекту «УЭК».

Беседовала Юлия ПОЛЯКОВА,


Проект «Универсальная электронная карта» (УЭК), который обойдется государству как минимум в 160 млрд рублей, существует не первый год, но до сих пор вызывает неоднозначную реакцию как у банкиров, так и у чиновников. Многие из них до сих пор не уверены в нужности УЭК. В беседе с обозревателем Банки.ру президент ОАО «Универсальная электронная карта» Алексей ПОПОВ пообещал скоро отойти от истории «насильно обеспечить УЭК все население с 1 января». Постепенно она заменится на историю под названием «электронный паспорт», в основу которого лягут все многочисленные наработки по УЭК. — Минэкономразвития ранее рассчитывало, что расходы на выпуск и внедрение на всей территории России универсальной электронной карты (УЭК) в течение пяти лет составят 135—165 миллиардов рублей. Каковы оценки полной реализации этого проекта сейчас? — Вопрос, что именно оценивало Минэкономразвития и как считать полную стоимость проекта. Если речь идет о том, чтобы получить доступ при помощи УЭК к максимальному количеству госуслуг, то в первую очередь имеются в виду инвестиции не в сами карты и даже не в инфраструктуру их приема, а непосредственно в развитие «электронного правительства». Универсальная электронная карта — ключ доступа к этим услугам в электронном виде. В частности, государство потратило почти 30 миллиардов рублей на оснащение медицинских учреждений информационными системами, которые могут работать как при использовании УЭК, так и без ее использования. Сопоставимые по объему средства государство уже потратило на построение электронной системы госуслуг и планирует вкладываться в нее еще. Собственно, размер этих государственных инвестиций Эльвира Набиуллина, будучи министром экономического развития, и оценивала примерно в 160 миллиардов рублей. — А на выпуск УЭК, создание инфраструктуры приема этих карт и тому подобное будут все-таки выделены деньги из госбюджета? Или этот вопрос даже уже не обсуждается? — За выпуск карт отвечают субъекты Российской Федерации. Регионы, наверное, оплатят какую-то часть эмиссии. Но основные вложения в эмиссию УЭК сделают коммерческие организации — те, с кем субъекты РФ будут формировать государственно-частные партнерства с целью обеспечения выпуска этих карт и создания инфраструктуры их приема, в частности на транспорте. В такие партнерства наши акционеры — Сбербанк (44%), Sberbank CIB (24%), «Ситроникс»(7%), банк «Уралсиб» (12,5%) и банк «Ак Барс» (12,5%) — готовы вступать с любым субъектом Российской Федерации. Сколько потратит денег федеральная уполномоченная организация? Уставный капитал ОАО «УЭК» недавно был увеличен — до 1,35 миллиарда рублей. Все три банка-акционера в соответствии со своими долями в капитале ОАО «УЭК» оплатили допэмиссию. Это означает, что они в проект верят и видят возвратность вложенных средств. Соответственно, ОАО «УЭК» инвестирует как в создание расчетной системы УЭК, так и в региональные государственно-частные партнерства. — Вы упомянули транспорт. Но есть мнение, что Москва и Санкт-Петербург, которые вовсю развивают собственные системы оплаты проезда пассажиров, совершенно не заинтересованы в УЭК. Ведь предполагается, что с помощью УЭК можно будет оплачивать проезд не только в рамках отдельного региона, но в равной степени на всей территории России. Зачем это надо мегаполисам? Они же деньги теряют… — Большая ошибка считать, что крупные города не заинтересованы в использовании УЭК в своей транспортной системе. К чему стремятся те же Москва и Санкт-Петербург? К тому, чтобы жителям было как можно удобнее платить за проезд. В том, чтобы расчеты за проезд были как можно более открытыми и прозрачными. Условно говоря, чтобы не воровали водители и кондуктора, чтобы ясен был расчет за льготы. В столице и ряде других регионов УЭК вписывается в уже существующую транспортную инфраструктуру, для многих регионов эта проблема более чем актуальна, и мы предлагаем решение за счет реализации транспортного процессинга. Кроме того, действительно, в дальнейшем планируется использование УЭК в нескольких регионах, где развернуто транспортное решение УЭК. Людям будет удобно не менять проездные, если приехали из Астрахани, например, в Волгоград. — В Москве с весны действуют новые карты и тарифы для проезда на городском транспорте. Притом транспортными приложениями к банковским картам, благодаря которым пассажиры могут безналично оплачивать проезд в кредит, в результате стало пользоваться менее выгодно, чем городскими проездными. Фактически банки «выжимают» из транспортной системы. — Да, технология оплаты проезда с использованием банковских приложений не прижилась. Но введена электронная карта «Тройка» (пополняемая карта для оплаты проезда на всех видах транспорта Москвы. — Прим. ред.), введен проездной билет «Электронный кошелек», который уже можно подключить на универсальную электронную карту и со временем на любую банковскую карту и пополнять с любого устройства самообслуживания. Пользователю намного удобнее самому пополнять свой транспортный кошелек через банкомат или онлайн, чем стоять в очереди в кассу. А городу, в свою очередь, выгодно привлекать в эту систему банки. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы как раз планирует привлечь как можно больше банков. — А УЭК тогда городу зачем? Ведь и «электронные кошельки», и различные «билетики» тогда станут лишними. — УЭК — это инфраструктура, прежде всего. Учет пассажиропотоков, начислений льготникам — это сложная система, которой требуется ясность и прозрачность, и УЭК обеспечивает ее автоматизацию. Так выгоднее и региону, и гражданину. Допустим, перечислили держателю УЭК средства на карту, он из них оплатил и проезд, и ЖКХ, а не просто сразу снял все в банкомате. Мы совместно с десятью регионами уже развиваем центры учета начислений и платежей по ЖКХ, транспорту и льготам. Сейчас от истории «насильно обеспечить УЭК все население с 1 января» мы будем отходить. Обязательно. Постепенно она заменится на историю под названием «электронный паспорт», в основу которого лягут все наши многочисленные наработки по УЭК. — С 2015 года? — В 2015-м планируется запустить пилотный проект ФМС. Наверное, по факту все сдвинется на 2016-й. И вот электронный паспорт со временем станет обязательным для каждого россиянина. Обязательность паспорта все-таки важнее, привычнее и понятнее людям, чем обязательность УЭК. — Как это технически будет воплощено? Мне как гражданину интересно это понять. — Я могу сказать так: электронный паспорт, по сути, должен быть не менее удобен, чем УЭК. — То есть фактически УЭК «перетечет» в электронный паспорт? — Да. Возможности УЭК перейдут на электронный паспорт, только станут значительно шире. Это будет введено специальным законом. Речь идет как о паспорте в прямом смысле — основном документе гражданина, так и о многочисленных «начинках». — Регистрация на едином портале государственных и муниципальных услуг с помощью УЭК невозможна без кардридера, который держателю нужно купить за свои деньги. Ситуация изменится? Если да, то каким образом? Когда? — В инфраструктуре, поддерживающей работу карты, — в банкоматах, инфокиосках, на устройствах самообслуживания, в торгово-сервисных предприятиях — использование УЭК бесплатно. Для дополнительного удобства можно, действительно, купить кардридер для работы с УЭК из дома или любого другого удобного места. Считыватели для УЭК предоставляют независимые ., этот рынок в настоящее время достаточно развит, моделей кардридеров много, и стоят они от 200 рублей. Кроме того, уже сейчас существуют модели ноутбуков со встроенными считывателями смарт-карт, подходящими для работы с УЭК. — Сколько банков на данный момент входит в единую платежно-сервисную систему «УЭК»? — В настоящее время три банка готовы к выпуску и обслуживанию УЭК — это наши акционеры, и еще 11 банков-участников: «Центр-Инвест», Московский Индустриальный Банк, «Санкт-Петербург», АВБ, Сургутнефтегазбанк. «Северный Кредит», Алмазэргиэнбанк, Запсибкомбанк, Азиатско-Тихоокеанский Банк, Ханты-Мансийский Банк и Хакасский Муниципальный Банк. — Сколько людей на данный момент уже получили универсальную карту? — Сейчас принято более 80 тысяч заявлений. До конца этого года мы планируем выдать 3,5 миллиона карт и примерно 10—12 миллионов — до конца 2014 года. — Хочу спросить про платежную систему ПРО100, оператором которой является ОАО «УЭК». Есть многочисленные мнения, в первую очередь банкиров, что эта платежная система внедряется в России в «добровольно-обязательном» порядке. Причем ее тарифы будут ниже, чем у международных систем Visa и MasterСard. То есть речь фактически идет о демпинге. — Порядок внедрения ПРО100 в такой же степени «добровольно-обязательный» для банков, как и подключение их к платежно-сервисной системе «Универсальная электронная карта». Платежное приложение — это составная часть УЭК. Мы как оператор просто решили, что вместе с универсальной картой будем продвигать только одну платежную систему — нашу, российскую. Есть проект под названием «УЭК». Мы в него вкладываемся. Мы федеральная уполномоченная организация. Я считаю, что это абсолютно справедливая и коммерческая история. Демпинговые тарифы или недемпинговые — это же вопрос себестоимости. — ФАС по этому поводу что-нибудь говорит? — Это федеральный закон. Ни один банк никто не заставляет присоединяться к системе «УЭК». Другое дело, что сейчас УЭК выпускается во всех без исключения субъектах нашей страны. К концу года, наверное, половина из них будет уже активно работать с нашей картой. Мы сами заключили соглашения или протоколы о намерении с десятью регионами и там оплачиваем эмиссию УЭК. Если банки хотят не потерять свой рынок и даже усилить свои позиции в регионе, тут же входят в проект «УЭК». И видно, что, к примеру, в Вологде в систему вошел банк «Северный Кредит», который в этом регионе активно работает, в ХМАО аналогично поступил Ханты-Мансийский Банк, в Якутии — Алмазэргиэнбанк. Сбербанк как крупнейшая кредитная организация России готов работать в рамках этого проекта абсолютно со всеми субъектами РФ, ведь он везде представлен. —

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

На завтра, 16.11.2024 г., курс доллара США, официально устанавливаемый

Подробнее
Комитет Госдумы разработал законопроект о квоте на российское вино для кафе и магазинов - «Финансы»

Комитет Госдумы разработал законопроект о квоте на российское вино для кафе и магазинов - «Финансы»

В комитете Госдумы по промышленности и торговле разработан законопроект о квоте

Подробнее
Наиболее важные новости недели 11 - 15 ноября 2024 года - «Финансы»

Наиболее важные новости недели 11 - 15 ноября 2024 года - «Финансы»

НАЛОГИ, БУХУЧЕТ Вводится уголовное наказание за организацию сдачи и сбыта

Подробнее
Следите за новыми промоакциями от Pari

Следите за новыми промоакциями от Pari

Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и

Подробнее
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое

Подробнее
От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

На завтра, 16.11.2024 г., курс доллара США, официально устанавливаемый Центральным банком РФ, составит 99,9971 руб. Это на 97,9 коп. выше, чем курс, действующий сегодня. Официальный курс Евро на завтра...

Подробнее

      
Курс валют сегодня