Для увеличения объема легализованных средств надо простить даже тех, кто получил деньги коррупционным путем. Такое предложение выдвинул общественный фонд «Национальный фонд развития финансовых услуг». Организация, которую возглавляет бывший адвокат Михаил Кленчин, также вынесла на обсуждение еще шесть предложений, которые на их взгляд должны помочь экономике Казахстана.
Далее приводим текст с официальной страницы фонда в Facebook.
ШАГ 1. Радикальный возврат отечественных ресурсов из-за рубежа.
В настоящее время Казахстан остро нуждается в ресурсах для покрытия недостающих резервов бюджета. Необходимы срочные радикальные меры по возврату отечественных капиталов, находящихся за рубежом. Огромная часть таких ресурсов сконцентрирована в виде нелегальных активов за границей. В этой связи их возврат является одной самых приоритетных мер.
Проведенная программа легализации капитала за рубежом показала себя неэффективной и не привела к ожидаемому результату. Это произошло в силу того, что, по действующему законодательству, легализованное имущество, полученное коррупционным способом, подлежит конфискации. Однако учитывая низкое доверие к следствию и правосудию в Казахстане, даже те лица, кто не совершал коррупционных нарушений, опасаются необоснованного привлечения к ответственности за какие-либо надуманные коррупционные нарушения и боятся потерять имущество в результате конфискации.
Поэтому они категорически отказываются участвовать в легализации, даже если имущество было получено было путем, исключающем коррупцию. В этой связи необходимо проведение полной и безоговорочной легализации путем амнистии для всех лиц, без разделения на коррупционные и иные нарушения, а также исключить законодательно возможность конфискации, что создаст благоприятные условия и стимулирует многих активно проходить процедуру легализации, в результате чего будут возвращены огромные активы, которые так необходимы Казахстану, но все еще продолжают оставаться за рубежом.
ШАГ 2. Реализация мер по недопущению оттока капитала в дальнейшем.
После проведения легализации по принципу, описанному выше, и возврата активов, необходима разработка простого и понятного законодательного механизма легального приобретения имущества за рубежом, с одновременным созданием специального государственного органа, который будет отслеживать все зарубежное имущество, в том числе как укрытое от легализации, так и приобретенное впоследствии в обход законодательных норм.
Именно к такому вновь выявленному незадекларированному имуществу необходимо будет отныне применять самые жесткие санкции, включая конфискацию и привлечение виновных к уголовной ответственности. Такая мера позволит прекратить и не допустить отток капитала, ежегодный объем которого можно оценить в $6 млрд. в ближайшие 5 лет.
ШАГ 3. Перевод всех валютных кредитов в тенге и ограничение выдачи новых, за исключением тех, у кого имеются стабильные валютные доходы.
Долларизация в Казахстане достигла таких масштабов, когда вопреки ст. 127 ГК РК граждане предпочитают дефакто совершать сделки с использованием не национальной, а иностранной валюты, что оказывает давление на резервы Национального банка, а также провоцирует резкую девальвацию тенге в случае негативной динамики цены на нефть. Учитывая, что кредитование населения является массовым источником происхождения свободных средств, запрет на выдачу займов в иностранной валюте является крайне необходимым.
Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым рассмотреть возможность введения законодательной нормы о конфискации всех валютных ценностей, которые были выявлены при совершении сделок в обход действующего валютного законодательства. В том числе необходимо введение запрета на указание цен в иностранной валюте (условных единицах и т.д.) на товары и услуги, сделки с которыми фактически осуществляются в тенге.
ШАГ 4. Введение компенсационной пошлины на валюты, которые обесценились за год более, чем на 20%.
В связи с тем, что ЕАЭС как интеграционное объединение предполагает отсутствие возможностей использования защитных мер экономики, необходимо внедрить механизм введения защитных инструментов в случае сильных колебаний курса национальной валюты любой из стран-участниц. Сильное ослабление, более чем на 20% за год, национальной валюты удешевляет товары страны, вытесняя товары производителей союзных стран на их локальных рынках.
Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым внести изменения в Договор ЕАЭС и норму об обязательстве каждой страны проводить стабильную валютную политику, в случае отсутствия которой остальные страны-участницы должны иметь право применять компенсационную пошлину.
ШАГ 5. Решение вопроса с повышением доли безналичных платежей, а также рост оборота на рынке товаров казахстанского производства.
Около половины розничной торговли находится в «тени». Неоднократные попытки введения обязательного наличия POS-терминалов вызывали отрицание со стороны предпринимательского сообщества. Сроки неоднократно сдвигались. В результате теневой оборот вырос до размеров, угрожающих экономической безопасности страны.
Однако Национальный фонд развития финансовых услуг полагает, что развитие безналичных платежей следует осуществлять стимулирующими, а не карательными мерами. Так, достаточно внести в налоговое законодательство норму о возврате государством продавцу до 2% от стоимости товара, при условии, если оплата была совершена безналичным способом.
Такой способ радикально решит вопрос проблему установки POS-терминалов и станет выгодным в первую очередь для предпринимателей, которые будут заинтересованы в их установке и проведении платежей безналичным способом, а также в этом заинтересовано само государство, поскольку выгоды от огромного снижения теневого оборота полностью перекроют траты на налоговые возвраты, которые будут мизерными в сравнении с увеличением сумм налоговых поступлений.
ШАГ 6. Реальная очистка банков от «плохих» кредитов.
1 июля 2015 года Национальный банк объявил о снижении доли «плохих» кредитов с 33% до 9,9%. Однако, фактически это было фикцией, поскольку 15% из 25% снижения объясняется операцией по слиянию БТА с Казкоммерцбанком, а оставшиеся 10% снижения объясняется активными действиям банков по выводу кредитов «за баланс», а также практикой формального оживления кредитов, когда банки «меняются» кредитами, в результате чего, кредит перестает быть «плохим».
Это означает, что ситуация не только не изменилась, но и в ближайшее время только усугубится, что приведет к новому росту социального напряжения, появлению тех же проблем у вкладчиков, росту неплатежеспособности и в конце концов удорожании банковских продуктов, а также ухудшению ситуации с доступностью дешевых банковских продуктов.
Выходом в этой ситуации является только внесение изменений в налоговое законодательство (по вопросам ИПН и КПН), позволяющее банкам единовременно списать проблемные займы, тем самым очистив портфели и начать реальные действия для кредитования как физических лиц, так и бизнеса на выгодных и удобных условиях.
ШАГ 7. Возмещение потерь вкладчикам от девальвации.
Хотелось бы отметить необходимость реализации уже неоднократно озвученной Центром макроэкономических исследований идеи о восполнении «девальвационных» потерь вкладчикам. Государство должно взять на себя обязательство, во-первых, единовременно возместить часть средств, фактически потерянных вкладчиками во время девальвации, при условии возвращения денег на депозиты, а также, во-вторых, законодательно закрепить такое возмещение в случае колебаний курса иностранной валюты. Возвращение в результате таких мер притока средств на депозиты обеспечит закрытие «дыры» тенговой ликвидности на будущее, вернет доверие к банковской системе, а также станет серьезным шагом дедолларизации экономики.
«В целом, почти весь текст состоит из моих предложений, только оформленных более упорядоченно и с точки зрения юриста. Кленчин решил, таким образом, поддержать меня! Спасибо!», — написал, комментируя статью, директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.
Для увеличения объема легализованных средств надо простить даже тех, кто получил деньги коррупционным путем. Такое предложение выдвинул общественный фонд «Национальный фонд развития финансовых услуг». Организация, которую возглавляет бывший адвокат Михаил Кленчин, также вынесла на обсуждение еще шесть предложений, которые на их взгляд должны помочь экономике Казахстана. Далее приводим текст с официальной страницы фонда в Facebook. ШАГ 1. Радикальный возврат отечественных ресурсов из-за рубежа. В настоящее время Казахстан остро нуждается в ресурсах для покрытия недостающих резервов бюджета. Необходимы срочные радикальные меры по возврату отечественных капиталов, находящихся за рубежом. Огромная часть таких ресурсов сконцентрирована в виде нелегальных активов за границей. В этой связи их возврат является одной самых приоритетных мер. Проведенная программа легализации капитала за рубежом показала себя неэффективной и не привела к ожидаемому результату. Это произошло в силу того, что, по действующему законодательству, легализованное имущество, полученное коррупционным способом, подлежит конфискации. Однако учитывая низкое доверие к следствию и правосудию в Казахстане, даже те лица, кто не совершал коррупционных нарушений, опасаются необоснованного привлечения к ответственности за какие-либо надуманные коррупционные нарушения и боятся потерять имущество в результате конфискации. Поэтому они категорически отказываются участвовать в легализации, даже если имущество было получено было путем, исключающем коррупцию. В этой связи необходимо проведение полной и безоговорочной легализации путем амнистии для всех лиц, без разделения на коррупционные и иные нарушения, а также исключить законодательно возможность конфискации, что создаст благоприятные условия и стимулирует многих активно проходить процедуру легализации, в результате чего будут возвращены огромные активы, которые так необходимы Казахстану, но все еще продолжают оставаться за рубежом. ШАГ 2. Реализация мер по недопущению оттока капитала в дальнейшем. После проведения легализации по принципу, описанному выше, и возврата активов, необходима разработка простого и понятного законодательного механизма легального приобретения имущества за рубежом, с одновременным созданием специального государственного органа, который будет отслеживать все зарубежное имущество, в том числе как укрытое от легализации, так и приобретенное впоследствии в обход законодательных норм. Именно к такому вновь выявленному незадекларированному имуществу необходимо будет отныне применять самые жесткие санкции, включая конфискацию и привлечение виновных к уголовной ответственности. Такая мера позволит прекратить и не допустить отток капитала, ежегодный объем которого можно оценить в $6 млрд. в ближайшие 5 лет. ШАГ 3. Перевод всех валютных кредитов в тенге и ограничение выдачи новых, за исключением тех, у кого имеются стабильные валютные доходы. Долларизация в Казахстане достигла таких масштабов, когда вопреки ст. 127 ГК РК граждане предпочитают дефакто совершать сделки с использованием не национальной, а иностранной валюты, что оказывает давление на резервы Национального банка, а также провоцирует резкую девальвацию тенге в случае негативной динамики цены на нефть. Учитывая, что кредитование населения является массовым источником происхождения свободных средств, запрет на выдачу займов в иностранной валюте является крайне необходимым. Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым рассмотреть возможность введения законодательной нормы о конфискации всех валютных ценностей, которые были выявлены при совершении сделок в обход действующего валютного законодательства. В том числе необходимо введение запрета на указание цен в иностранной валюте (условных единицах и т.д.) на товары и услуги, сделки с которыми фактически осуществляются в тенге. ШАГ 4. Введение компенсационной пошлины на валюты, которые обесценились за год более, чем на 20%. В связи с тем, что ЕАЭС как интеграционное объединение предполагает отсутствие возможностей использования защитных мер экономики, необходимо внедрить механизм введения защитных инструментов в случае сильных колебаний курса национальной валюты любой из стран-участниц. Сильное ослабление, более чем на 20% за год, национальной валюты удешевляет товары страны, вытесняя товары производителей союзных стран на их локальных рынках. Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым внести изменения в Договор ЕАЭС и норму об обязательстве каждой страны проводить стабильную валютную политику, в случае отсутствия которой остальные страны-участницы должны иметь право применять компенсационную пошлину. ШАГ 5. Решение вопроса с повышением доли безналичных платежей, а также рост оборота на рынке товаров казахстанского производства. Около половины розничной торговли находится в «тени». Неоднократные попытки введения обязательного наличия POS-терминалов вызывали отрицание со стороны предпринимательского сообщества. Сроки неоднократно сдвигались. В результате теневой оборот вырос до размеров, угрожающих экономической безопасности страны. Однако Национальный фонд развития финансовых услуг полагает, что развитие безналичных платежей следует осуществлять стимулирующими, а не карательными мерами. Так, достаточно внести в налоговое законодательство норму о возврате государством продавцу до 2% от стоимости товара, при условии, если оплата была совершена безналичным способом. Такой способ радикально решит вопрос проблему установки POS-терминалов и станет выгодным в первую очередь для предпринимателей, которые будут заинтересованы в их установке и проведении платежей безналичным способом, а также в этом заинтересовано само государство, поскольку выгоды от огромного снижения теневого оборота полностью перекроют траты на налоговые возвраты, которые будут мизерными в сравнении с увеличением сумм налоговых поступлений. ШАГ 6. Реальная очистка банков от «плохих» кредитов. 1 июля 2015 года Национальный банк объявил о снижении доли «плохих» кредитов с 33% до 9,9%. Однако, фактически это было фикцией, поскольку 15% из 25% снижения объясняется операцией по слиянию БТА с Казкоммерцбанком, а оставшиеся 10% снижения объясняется активными действиям банков по выводу кредитов «за баланс», а также практикой формального оживления кредитов, когда банки «меняются» кредитами, в результате чего, кредит перестает быть «плохим». Это означает, что ситуация не только не изменилась, но и в ближайшее время только усугубится, что приведет к новому росту социального напряжения, появлению тех же проблем у вкладчиков, росту неплатежеспособности и в конце концов удорожании банковских продуктов, а также ухудшению ситуации с доступностью дешевых банковских продуктов. Выходом в этой ситуации является только внесение изменений в налоговое законодательство (по вопросам ИПН и КПН), позволяющее банкам единовременно списать проблемные займы, тем самым очистив портфели и начать реальные действия для кредитования как физических лиц, так и бизнеса на выгодных и удобных условиях. ШАГ 7. Возмещение потерь вкладчикам от девальвации. Хотелось бы отметить необходимость реализации уже неоднократно озвученной Центром макроэкономических исследований идеи о восполнении «девальвационных» потерь вкладчикам. Государство должно взять на себя обязательство, во-первых, единовременно возместить часть средств, фактически потерянных вкладчиками во время девальвации, при условии возвращения денег на депозиты, а также, во-вторых, законодательно закрепить такое возмещение в случае колебаний курса иностранной валюты. Возвращение в результате таких мер притока средств на депозиты обеспечит закрытие «дыры» тенговой ликвидности на будущее, вернет доверие к банковской системе, а также станет серьезным шагом дедолларизации экономики. «В целом, почти весь текст состоит из моих предложений, только оформленных более упорядоченно и с точки зрения юриста. Кленчин решил, таким образом, поддержать меня! Спасибо!», — написал, комментируя статью, директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.
Комментарии (0)