В следующем месяце Великобритания начнет двухлетний процесс выхода из Евросоюза. Одним из последствий этого станет перераспределение международных финансовых центров.
Валери Пекресс, глава департамента Иль-де-Франс, где расположен Париж, недавно заявила: "Когда в Великобритании прошел референдум о выходе из Евросоюза, это дало нам возможность продвигать Париж в качестве международного финансового центра". Имеется в виду, что, когда Великобритания покинет европейский общий рынок, международные банки и финансовые фирмы, которые сейчас используют Лондон в качестве финансового центра, столкнутся с трудностями в обслуживании клиентов в остальных 27 странах ЕС. Процесс выхода Великобритании продлится два года, но уже сейчас международные банки начали рассматривать возможности использовать в качестве центров другие города кроме Лондона, учитывая, что на получение разрешения на финансовую деятельность, снятие офисов, перемещение имеющихся сотрудников и наем новых потребуется время.
Как считает Пекресс, у Парижа есть преимущество: в глазах участников финансового рынка он является давним партнером Лондона.
"В качестве нового мирового финансового центра мы соперничаем не с Лондоном, а с Дублином, Амстердамом, Люксембургом и Франкфуртом. Особенно с Франкфуртом. Но у нас намного больше местных банков, крупных компаний и международных школ, чем во Франкфурте. Если не считать Лондон, Париж является единственным глобальным городом Европы",— сказала она.
В 1987 году Дэвид Сколи, председатель совета директоров банка S.G. Warburg&Co, расположенного в лондонском Сити, выступая перед молодыми швейцарскими банковскими работниками, отметил: "Как бы мы ни притворялись, на самом деле финансовые рынки — очень простая вещь. Они требуют избытка капитала у одних, приблизительно такого же недостатка капитала у других и посредника, который осуществляет покрытие недостатка избытком". "Это замечание очень точно,— говорит швейцарский исследователь Юсеф Кассис.— А международный финансовый центр можно в таком случае определить как сосредоточение в данном городском пространстве определенного набора финансовых услуг. Это место, где посредники координируют финансовые операции и делают так, чтобы все платежи осуществлялись быстро и в полном объеме".
Первым в международный финансовый центр еще в XVII веке превратился Амстердам. Решающую роль сыграл амстердамский порт: товары со всего света привозились, сортировались и перерабатывались в Амстердаме и затем реэкспортировались. Благодаря этому в этом городе развивался финансовый сектор, обслуживающий не только внешнюю торговлю, но и обрабатывающие производства. Значительную роль сыграло то, что в Голландии вообще в то время был очень высокий уровень жизни: она была более урбанизирована, чем другие европейские страны, а голландский доход на душу населения в 1700 году в 1,5 раза превышал доход в Англии, которая тогда по этому показателю была на втором месте. Крупнейшие амстердамские предприниматели занимались не столько внешней торговлей как таковой, сколько посреднической деятельностью, сводя покупателей и продавцов друг с другом.
Кроме того, они финансировали внешнюю торговлю, принимая к оплате векселя других предпринимателей: к 1750 году оборот векселей в Амстердаме достиг 200 млн флоринов. Свободный капитал в Амстердаме вкладывался не только во внешнеторговые операции, но и в займы иностранных государств. Власти этих государств сами просили амстердамских предпринимателей организовать их размещение. Настоящий расцвет рынка иностранных облигаций в Амстердаме начался с 1713 года, когда Голландия провозгласила политику нейтралитета. До 1763 года на амстердамском рынке ежегодно размещалось гособлигаций (английских и австрийских) на 4 млн флоринов. С 1763 по 1780 год размещалось ежегодно уже на 8,3 млн, а облигации были датские, шведские и русские. С 1780 по 1794 год ежегодное размещение достигло 20 млн флоринов. Лидером был банк Hope&Co, основанный шотландской семьей, эмигрировавшей в Голландию. Банк стал крупнейшим в Европе: в 1780 году его капитал достиг 10 млн флоринов. Он, в частности, разместил с 1788 по 1793 год 18 траншей облигаций русского правительства. В 1800 году на Амстердамской фондовой бирже котировались проведенные в Амстердаме 70 выпусков облигаций 14 государств. Общая их стоимость составляла 600 млн флоринов и в два раза превышала ВВП Голландии.
Петр I, посещавший Амстердам в 1697 и 1717 годах, мог не осознавать, что находится в первом в мире международном финансовом центре. Но в любом случае он решил, что России нужно организовать свой Амстердам. В подготовительных материалах к "Истории Петра" 1835 года Александр Пушкин описывал события 1718 года и строительство Петербурга: "Петр прибыл прямо на Васильевский остров, который должен был быть обстроен на манер Амстердама. Заметя, что каналы уже амстердамских, и справясь о том у резидента Вильда, он воскликнул: "Все испорчено!" — и уехал во дворец в глубокой печали. Петр жестоко пенял за то Меншикову. Архитектор Леблонд советовал сломать дома и завалить каналы и строить все вновь. "Я это думал",— отвечал Петр и после уж никогда о том не говорил".
К началу XIX века стало ясно, что Амстердам уже не единственный международный финансовый центр — и даже не главный. В 1794 году австрийское правительство обратилось к амстердамским банкам с предложением разместить облигаций на 2,5 млн флоринов. Одновременно банкам в лондонском Сити было предложено облигаций на 55 млн флоринов. У амстердамских банкиров просто не было возможности собрать столько денег, в том числе и потому, что Амстердам перестал быть главным центром мировой морской торговли. Этим центром стал Лондон.
В Лондоне стал быстро развиваться рынок ценных бумаг, после того как в 1773 году собиравшиеся в кофейне Jonatan` Coffee House брокеры решили назвать это заведение Лондонской фондовой биржей. На бирже шла торговля не только государственными облигациями, но и облигациями акционерных обществ, прежде всего акционерного Банка Англии и Ост-Индской компании. Значительную роль в развитии Лондона как международного финансового центра сыграло и то, что благодаря промышленной революции Англия стала богатейшей страной мира: в первой половине XIX века английский доход на душу населения был в два раза выше, чем средний доход в странах континентальной Европы.
В какой-то степени амстердамский и лондонский центры были объединенными. Самым крупным банком в Сити и в мире стал Barings&Co, который поддерживал партнерские отношения с амстердамским Hope&Co. В частности, в 1802 году они совместно разместили португальский государственный заем на 13 млн флоринов (Barings&Co взял на себя размещение в Лондоне облигаций на 5 млн). В 1803 году оба банка выступили посредниками в покупке США Луизианы у Франции, заплатив французскому правительству $11,25 млн золотом и приняв у американских властей такую же сумму в государственных облигациях, по которым платили 6% годовых.
К 1840-м годам в мире сложилась уже целая иерархия международных финансовых центров. Несомненным лидером оставался Лондон, за ним следовал Париж, а дальше — Амстердам, Брюссель, Франкфурт и Женева. Во всех этих центрах наиболее богатые предприниматели и банкиры вели свой финансовый бизнес в качестве частных фирм. Лидером был базирующийся в Лондоне банкирский дом Ротшильдов, который опередил другие банки в качестве главного агента размещения гособлигаций от лица иностранных правительств.
К середине 1875 года иерархия оставалась прежней, но смысл деятельности Лондона и других международных финансовых центров изменился. Получили большое распространение акционерные банки, которые располагали значительным капиталом и имели возможность привлекать много денег частных вкладчиков, помещая их на депозиты. Строительство железных дорог требовало очень больших затрат, и стали появляться акционерные железнодорожные компании, которые выпускали облигации и продавали свои акции на фондовых рынках финансовых центров, прежде всего на лондонском.
Концентрация капиталов в акционерных банках и промышленных компаниях вызвала рост экспорта капиталов: если в 1855 году в мире за рубежом был инвестирован $1 млрд, то в 1870 году — уже $7,7 млрд.
И посредниками в этих инвестициях были банки и брокеры прежде всего лондонского Сити.
В конце XIX века одним из лидирующих мировых финансовых центров стал Нью-Йорк. Это не выглядело удивительным: экономика США очень быстро росла. В 1870 году американский ВВП равнялся британскому, а в 1914 году — британскому, немецкому и французскому вместе взятым. Американский бизнес располагал большим капиталом не в последнюю очередь потому, что его формирование началось с железнодорожных компаний, аккумулировавших средства путем размещения акций и облигаций на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Нью-Йорк в качестве международного финансового центра отличался от Лондона тем, что он возник как ворота для притока денег в страну, импортирующую капитал, а не как коридор для оттока денег из страны, капитал экспортирующей. К началу Первой мировой войны США были главным импортером капитала в мире: они были должны иностранным инвесторам $7 млрд (две трети этой суммы — британским). Неслучайно основой нью-йоркского финансового центра стали инвестиционные банки, вкладывающие деньги своих клиентов, в том числе иностранных, в быстрорастущие акции американских компаний. Ведущий инвестиционный банк J. P. Morgan&Со в начале XX века стал крупнейшим в мире.
В случае с Нью-Йорком подтвердилось, что мировые финансовые центры не только конкурируют, но и сотрудничают, даже в какой-то степени наследуют друг другу. Например, отец главы нью-йоркского банка руководил одним из ведущих банков лондонского Сити J. S. Morgan&Со.
В 1970-е годы международным финансовым центром стал считаться Токио. Предполагалось, что вторая по размерам ВВП страна в мире, ударными темпами наращивающая экспорт, должна быть основой для значительных объемов международных финансовых операций.
В 1987 году прибыль крупнейшего японского инвестиционного банка Nomura Securities оказалась выше, чем у американских инвестиционных банков Citibank и Merrill Lynch вместе взятых.
В том же году общая стоимость акций, обращающихся на Токийской фондовой бирже, превзошла стоимость акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Многим тогда казалось, что роль главного финансового центра постепенно переходит от Нью-Йорка к Токио — точно так же, как в начале века от Лондона к Нью-Йорку. Другие, однако, отметили, что и прибыль, и капитализация токийских компаний — вещь условная, так как курс иены к доллару искусственно завышен, а цены акций и недвижимости в Японии определяются спекулятивным бумом. В дальнейшем в Японии разразился экономический кризис, который перерос в многолетнюю стагнацию производства, и о возможном лидерстве Токио говорить перестали. Хотя иена оставалась одной из ведущих мировых валют и японские банки по выданным за рубежом кредитам находились в числе лидеров, доля иены в общемировом обороте валют упала с 13,5% до 10,5% с 1989 по 1998 год. Стоимость акций на Токийской бирже за это время уменьшилась вдвое, иностранные банки сократили свои операции на японском фондовом рынке, а некоторые вовсе их прекратили.
Нынешний этап финансовой глобализации отличается от того, который наблюдался в начале XX века. Появление международных финансовых центров стало возможным не только в Европе и Америке. После Токио, который обязан этим статусом быстрому экономическому росту Японии, в финансовые центры превратились Сингапур и Гонконг, что связано с быстрым подъемом индустриальных стран Юго-Восточной Азии в 1980-е и в начале 1990-х годов. Впрочем, предпосылки к этому сложились уже давно. Еще в 1920-е годы Сингапур и Гонконг вместе с Шанхаем были ведущими региональными финансовыми центрами и продолжали — уже без Шанхая — оставаться ими после 1945 года. Их финансовая система — наследие британских заморских банков XIX века, особенно банка под названием Hongkong and Shanghai Banking Corporation. Наконец, оба города отличаются выгодным географическим положением (оба являются портами на оживленных торговых путях), и это объединяет их с Амстердамом, положившим когда-то начало международным финансовым центрам.
Сейчас положение таково. Париж и Франкфурт надеются стать центрами клиринговой торговли финансовыми инструментами, номинированными в евро; сейчас она сосредоточена в Лондоне. ЕЦБ пытался перевести ее в страны еврозоны, но суд ЕС в 2015 году постановил, что банк не имеет для этого необходимых полномочий. Теперь, после выхода Великобритании из ЕС, ЕЦБ может повторить попытку. В результате в Париже и Франкфурте должно появиться дополнительно по 10 тыс. рабочих мест в финансовом секторе.
Люксембург надеется привлечь финансовые компании, рекламируя свой опыт в управлении инвестиционными фондами, а также тот факт, что крупные китайские банки уже используют его в качестве международного финансового центра, а крупные американские хедж-фонды, работающие с деньгами богатейших клиентов, намерены это сделать. Амстердам делает упор на высокий уровень жизни в Голландии, а также на то, что почти все голландцы говорят по-английски. Однако в Амстердаме не хватает помещений для офисов, кроме того, в Голландии имеются ограничения для бонусов руководителям банков. Проблемы с офисными помещениями имеются и в Дублине.
Крупный британский банк HSBC уже объявил, что намерен перевести 1 тыс. работников из Лондона в Париж, где у него есть дочернее предприятие. Швейцарский банк USB в прошлом году уже перевел 1 тыс. работников из Лондона во Франкфурт. Впрочем, многие банки отмечают, что, если в результате выхода Великобритании из ЕС они столкнутся с проблемами с финансовым регулированием со стороны властей европейских стран, они переведут операции из Лондона в Нью-Йорк, Сингапур и Гонконг.
Лучшие новости сегодня
Вы искали сегодня
Другие новости сегодня
КС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что законом не установлена. В этих целях не следует "притягивать за уши" некоторые нормы, которые вообще про другое (как поступили земконтроль...
Количество индивидуальных предпринимателей в России увеличилось с начала года на 4,7% и составляет по итогам девяти месяцев 4,2 млн. Об этом 7 ноября сообщил «Известиям» генеральный директор Корпорации МСП Александр...
Нейросетевой "земельный инспектор", разработанный учеными Самарского университета имени Королева, в ходе пробного сканирования выявил более 116 тыс. нарушений землепользования, за которые можно взыскать...
Фото: Zakon.kz Системообразующий банк Казахстана – Halyk Bank – досрочно и полностью возвратил государственную поддержку в размере 250 млрд тенге, полученную Казкоммерцбанком в 2015 году, сообщает Zakon.kz. Девять...
Фото: pixabay Национальный банк РК опубликовал Индекс деловой активности за октябрь 2024 года, касающийся изменений экономических показателей предприятий страны и их ожиданий на ближайший год, сообщает Zakon.kz. Согласно...
Фото: Zakon.kz В Министерстве финансов ответили на обращения СМИ, касающиеся премий государственным служащим, сообщает Zakon.kz. В ведомстве сообщили, что на основании постановления правительства от 29 августа...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое
ПодробнееАнализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в
ПодробнееНа Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября
ПодробнееКС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что
ПодробнееСреди русскоязычных игроков прекрасно известен один из самых ярких игровых
Подробнее Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность
ПодробнееЭкономика сегодня
Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...
Подробнее Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...
Подробнее Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...
Подробнее Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами
Подробнее ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...
Подробнее Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами
Подробнее
Комментарии (0)