Дорогие банкроты: сколько российских банков оказалось в зоне риска - «Финансы» » Новости Банков
bottom-shape image

Дорогие банкроты: сколько российских банков оказалось в зоне риска - «Финансы»

Дорогие банкроты: сколько российских банков оказалось в зоне риска - «Финансы»


Банки — самое уязвимое звено российской экономики. Даже у банка, входящего в 50 крупнейших, вероятность проблем в течение 4–5 лет превышает 8%. А у тех, кто не входит в 500 крупнейших, она приближается к 25%.



Новые жертвы



Властям регулярно приходится спасать российские банки. Достаточно перечислить крупные банковские кризисы последних десятилетий: 1995-й, 1998–1999-й, 2004-й, 2008–2009-й, 2014–2015-й; причем часто именно проблемы банков становятся причиной проблем в экономике, а не наоборот.



Экономический кризис 2014–2015 годов неизбежно приведет к новым жертвам из числа банков, в том числе крупных. Однако вероятность возникновения проблем у типичного банка экстремально велика, даже если макроэкономическая ситуация относительно стабильна. Это значит, что нужна систематическая работа по оздоровлению всего банковского сектора.



Уровень отзыва лицензий у банков сильно увеличивается по мере снижения размера активов. В 2011–2014 годах лицензий лишились почти каждый четвертый банк, не входивший в число 500 крупнейших, 14% банков, занимавших с 201-го по 500-е место по размеру активов, и почти 11% банков с рангом 51–200 по активам. Более крупные банки лицензий не лишались, а становились объектами санации. На 1 января 2015 года четыре из 50 крупнейших банков находятся в процессе оздоровления, а еще три прошли финансовое оздоровление в 2008–2013 годах.



С таким уровнем вероятности банкротства никакие взносы в систему страхования — даже с учетом риска, что вводится с 1 июля 2015 года, — не могут компенсировать ожидаемых потерь фонда АСВ.



Почти 2 трлн потерь



С момента создания системы страхования вкладов в 2004 году по начало марта 2015 года были отозваны лицензии у 222 банков; еще 32 были направлены на санацию. Расходы АСВ на выплату вкладчикам застрахованных банков составили 389 млрд руб., а расходы на санации (за вычетом возвращенных средств) — вдвое больше, 780 млрд руб. Совокупные расходы на разрешение проблем банков составили, таким образом, 1,18 трлн руб.



К ним стоит добавить выплаты вкладчикам банков, не попавших в ССВ (1,1 млрд руб.), а также потери кредиторов. По 256 банкам, ликвидационные процедуры которых были закончены в 2005–2013 годах, объем требований кредиторов составил 65 млрд руб., при этом кредиторы получили 24,8 млрд руб. Уровень удовлетворения требований кредиторов составил 38%, а по кредиторам третьей очереди (юридические лица) — 12,1%.



Сегодня еще 219 банков находятся в процессе ликвидации, из них 190 ликвидирует АСВ. Объем требований кредиторов этих банков — около 760 млрд руб. В 2011–2013 годах АСВ добилось удовлетворения требований кредиторов третьей очереди на уровне 16%, и показатели собираемости растут. Однако даже если удастся вернуть 20%, потери кредиторов — юридических лиц в банках, уже находящихся на ликвидации, составят не менее 610 млрд руб. Общая же сумма издержек от банкротства банков с 2004 года составляет, таким образом, около 1,8 трлн руб.



Многим ли удается вернуть активы



При ликвидации банка — за счет взыскания активов и средств, имевшихся на момент отзыва лицензии, — в последние годы удается вернуть около четверти активов разорившейся организации. Десять лет назад этот показатель был ничтожным — менее 5%. Во многом дело в том, что теперь лицензии отзывают на более ранних стадиях. Но все же показатель возврата 22%, достигнутый в 2013 году, вряд ли можно назвать высоким. И насколько ситуация улучшилась в последние годы, судить еще рано: статистика возвратности по банкам, лицензии которых были отозваны в 2014–2015 годах, появится лишь через несколько лет.



Информация, опубликованная Банком России по результатам работы временных администраций, показывает: реальный размер активов 26 банков, лицензии которых были отозваны в 2014 году, по оценке ЦБ, не превышает 63,3 млрд руб., а размер обязательств — 163,8 млрд. То есть кредиторы за счет средств банка могут получить не более 38% своих требований. Практически во всех этих случаях наблюдались факты вывода активов, в двух случаях банки имели не отраженные в отчетности обязательства перед вкладчиками, в двух случаях отмечены действия банка, направленные на увеличение расходов АСВ (дробление вкладов, перевод обязательств перед юрлицами на физических лиц), а еще в двух — приоритетное погашение обязательств перед частью кредиторов за счет имеющихся ликвидных активов.



Конечно, погашение 38% обязательств за счет активов банка уже прогресс. Но только по этим 26 банкам, крупнейший из которых занимал 106-е место по размеру активов, убыток составит более 100 млрд руб.



Санация обходится недешево



Можно говорить и о другом показателе масштаба проблем банка — о соотношении затрат на санацию и величины активов банка. Этот показатель год от года колеблется на уровне 20–30%. Но с учетом крупных банков, переданных на санацию в 2014 году, средневзвешенный уровень очень высок — 37% активов санируемой кредитной организации.



Если раньше инструментарий АСВ в таких случаях был довольно разнообразным — от выкупа активов банка до участия в капитале, то с 2011 года доминирует кредитование санируемых банков и их инвесторов. И это кредиты весьма льготные. Типичные условия кредита санируемому банку — 10 лет, ставка 0,51%, а кредита инвестору — 6 лет, ставка 6%. Выходит, что, даже если кредит в конечном счете возвращается АСВ, эти средства можно считать расходами на санацию, а не возвратными ресурсами. За 10 лет с маржой 7% заемщик может, ничего больше не делая, удвоить привлеченные средства и вернуть средства АСВ. В текущей ситуации это доходность ОФЗ на аналогичный срок.



Также ясно, что стоимость санаций не снизилась. Напротив, санации 2014 года оказались рекордными по расходам по отношению к величине активов.



Запоздалое вмешательство



Ключевой вопрос в том, почему издержки, связанные с банкротством и санацией банков, столь велики и что может быть сделано для их снижения.



Столь высокий уровень потерь — однозначно не следствие экономического кризиса. Банкротства и санации случались и в кризисные и в относительно спокойные годы, при этом уровень потерь отличался не сильно. К тому же реализация экономических рисков при качественном менеджменте не может приводить к потерям в размере половины кредитного портфеля и даже более.



Важнейшая причина столь высокого уровня потерь — даже не непрофессионализм банковских менеджеров, а прямой умысел, целенаправленное кредитование аффилированных заемщиков, реализующих рискованные проекты (чаще всего девелоперские) без должного обеспечения и пропорционального участия инициаторов проекта. В ряде случаев кредиты выдаются компаниям, вовсе не ведущим никакой деятельности, и изначально предполагают вывод средств из банка. Такие операции чаще всего проводятся на финальных стадиях жизни банка.



А если на подобные операции приходится значительная часть портфеля банка, то это свидетельствует об ошибках надзора и запоздалом принятии надзорных решений. Хотя, с другой стороны, рост возврата кредитов в процессе ликвидации банков говорит не только о более качественной работе АСВ, но и о том, что ЦБ стал оперативнее принимать решения об отзыве лицензии.



Здесь вполне может помочь, например, заведение уголовных дел в отношении руководителей и собственников банков по результатам работы временной администрации. Собственники часто вполне способны возместить нанесенный ущерб (яркий пример — «Мой Банк»).



Тем не менее банковская реформа — по-прежнему важный пункт повестки дня. И дело отнюдь не сводится к рекапитализации банковского сектора. За медленный прогресс в реформировании банков приходится расплачиваться всей экономике: издержки от банкротства и санации банков очень велики, за последние 10 лет они в среднем составили 0,4% ВВП в год.



Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Банки — самое уязвимое звено российской экономики. Даже у банка, входящего в 50 крупнейших, вероятность проблем в течение 4–5 лет превышает 8%. А у тех, кто не входит в 500 крупнейших, она приближается к 25%. Новые жертвы Властям регулярно приходится спасать российские банки. Достаточно перечислить крупные банковские кризисы последних десятилетий: 1995-й, 1998–1999-й, 2004-й, 2008–2009-й, 2014–2015-й; причем часто именно проблемы банков становятся причиной проблем в экономике, а не наоборот. Экономический кризис 2014–2015 годов неизбежно приведет к новым жертвам из числа банков, в том числе крупных. Однако вероятность возникновения проблем у типичного банка экстремально велика, даже если макроэкономическая ситуация относительно стабильна. Это значит, что нужна систематическая работа по оздоровлению всего банковского сектора. Уровень отзыва лицензий у банков сильно увеличивается по мере снижения размера активов. В 2011–2014 годах лицензий лишились почти каждый четвертый банк, не входивший в число 500 крупнейших, 14% банков, занимавших с 201-го по 500-е место по размеру активов, и почти 11% банков с рангом 51–200 по активам. Более крупные банки лицензий не лишались, а становились объектами санации. На 1 января 2015 года четыре из 50 крупнейших банков находятся в процессе оздоровления, а еще три прошли финансовое оздоровление в 2008–2013 годах. С таким уровнем вероятности банкротства никакие взносы в систему страхования — даже с учетом риска, что вводится с 1 июля 2015 года, — не могут компенсировать ожидаемых потерь фонда АСВ. Почти 2 трлн потерь С момента создания системы страхования вкладов в 2004 году по начало марта 2015 года были отозваны лицензии у 222 банков; еще 32 были направлены на санацию. Расходы АСВ на выплату вкладчикам застрахованных банков составили 389 млрд руб., а расходы на санации (за вычетом возвращенных средств) — вдвое больше, 780 млрд руб. Совокупные расходы на разрешение проблем банков составили, таким образом, 1,18 трлн руб. К ним стоит добавить выплаты вкладчикам банков, не попавших в ССВ (1,1 млрд руб.), а также потери кредиторов. По 256 банкам, ликвидационные процедуры которых были закончены в 2005–2013 годах, объем требований кредиторов составил 65 млрд руб., при этом кредиторы получили 24,8 млрд руб. Уровень удовлетворения требований кредиторов составил 38%, а по кредиторам третьей очереди (юридические лица) — 12,1%. Сегодня еще 219 банков находятся в процессе ликвидации, из них 190 ликвидирует АСВ. Объем требований кредиторов этих банков — около 760 млрд руб. В 2011–2013 годах АСВ добилось удовлетворения требований кредиторов третьей очереди на уровне 16%, и показатели собираемости растут. Однако даже если удастся вернуть 20%, потери кредиторов — юридических лиц в банках, уже находящихся на ликвидации, составят не менее 610 млрд руб. Общая же сумма издержек от банкротства банков с 2004 года составляет, таким образом, около 1,8 трлн руб. Многим ли удается вернуть активы При ликвидации банка — за счет взыскания активов и средств, имевшихся на момент отзыва лицензии, — в последние годы удается вернуть около четверти активов разорившейся организации. Десять лет назад этот показатель был ничтожным — менее 5%. Во многом дело в том, что теперь лицензии отзывают на более ранних стадиях. Но все же показатель возврата 22%, достигнутый в 2013 году, вряд ли можно назвать высоким. И насколько ситуация улучшилась в последние годы, судить еще рано: статистика возвратности по банкам, лицензии которых были отозваны в 2014–2015 годах, появится лишь через несколько лет. Информация, опубликованная Банком России по результатам работы временных администраций, показывает: реальный размер активов 26 банков, лицензии которых были отозваны в 2014 году, по оценке ЦБ, не превышает 63,3 млрд руб., а размер обязательств — 163,8 млрд. То есть кредиторы за счет средств банка могут получить не более 38% своих требований. Практически во всех этих случаях наблюдались факты вывода активов, в двух случаях банки имели не отраженные в отчетности обязательства перед вкладчиками, в двух случаях отмечены действия банка, направленные на увеличение расходов АСВ (дробление вкладов, перевод обязательств перед юрлицами на физических лиц), а еще в двух — приоритетное погашение обязательств перед частью кредиторов за счет имеющихся ликвидных активов. Конечно, погашение 38% обязательств за счет активов банка уже прогресс. Но только по этим 26 банкам, крупнейший из которых занимал 106-е место по размеру активов, убыток составит более 100 млрд руб. Санация обходится недешево Можно говорить и о другом показателе масштаба проблем банка — о соотношении затрат на санацию и величины активов банка. Этот показатель год от года колеблется на уровне 20–30%. Но с учетом крупных банков, переданных на санацию в 2014 году, средневзвешенный уровень очень высок — 37% активов санируемой кредитной организации. Если раньше инструментарий АСВ в таких случаях был довольно разнообразным — от выкупа активов банка до участия в капитале, то с 2011 года доминирует кредитование санируемых банков и их инвесторов. И это кредиты весьма льготные. Типичные условия кредита санируемому банку — 10 лет, ставка 0,51%, а кредита инвестору — 6 лет, ставка 6%. Выходит, что, даже если кредит в конечном счете возвращается АСВ, эти средства можно считать расходами на санацию, а не возвратными ресурсами. За 10 лет с маржой 7% заемщик может, ничего больше не делая, удвоить привлеченные средства и вернуть средства АСВ. В текущей ситуации это доходность ОФЗ на аналогичный срок. Также ясно, что стоимость санаций не снизилась. Напротив, санации 2014 года оказались рекордными по расходам по отношению к величине активов. Запоздалое вмешательство Ключевой вопрос в том, почему издержки, связанные с банкротством и санацией банков, столь велики и что может быть сделано для их снижения. Столь высокий уровень потерь — однозначно не следствие экономического кризиса. Банкротства и санации случались и в кризисные и в относительно спокойные годы, при этом уровень потерь отличался не сильно. К тому же реализация экономических рисков при качественном менеджменте не может приводить к потерям в размере половины кредитного портфеля и даже более. Важнейшая причина столь высокого уровня потерь — даже не непрофессионализм банковских менеджеров, а прямой умысел, целенаправленное кредитование аффилированных заемщиков, реализующих рискованные проекты (чаще всего девелоперские) без должного обеспечения и пропорционального участия инициаторов проекта. В ряде случаев кредиты выдаются компаниям, вовсе не ведущим никакой деятельности, и изначально предполагают вывод средств из банка. Такие операции чаще всего проводятся на финальных стадиях жизни банка. А если на подобные операции приходится значительная часть портфеля банка, то это свидетельствует об ошибках надзора и запоздалом принятии надзорных решений. Хотя, с другой стороны, рост возврата кредитов в процессе ликвидации банков говорит не только о более качественной работе АСВ, но и о том, что ЦБ стал оперативнее принимать решения об отзыве лицензии. Здесь вполне может помочь, например, заведение уголовных дел в отношении руководителей и собственников банков по результатам работы временной администрации. Собственники часто вполне способны возместить нанесенный ущерб (яркий пример — «Мой Банк»). Тем не менее банковская реформа — по-прежнему важный пункт повестки дня. И дело отнюдь не сводится к рекапитализации банковского сектора. За медленный прогресс в реформировании банков приходится расплачиваться всей экономике: издержки от банкротства и санации банков очень велики, за последние 10 лет они в среднем составили 0,4% ВВП в год.
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

В Госдуму внесён законопроект о тринадцатой пенсии - о ежегодной доплате к страховой пенсии - «Финансы»

Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...

Курс доллара США и Евро на завтра, 05.12.2025 г. - «Финансы»

На завтра, 05.12.2025 г., курс доллара США, официально устанавливаемый Центральным банком РФ, составит 76,9708 руб. Это на 98,5 коп. ниже, чем курс, установленный на предыдущую дату. Официальный курс Евро на завтра составит 89,9011 руб., что на 69 коп. ниже, чем курс Евро, действующий сегодня.

В Госдуму внесен проект с попыткой защитить покупателей от банкротов, применяющих "схему Долиной" - «Финансы»

В нормах закона о банкротстве предлагается дополнить список случаев, в которых не действует освобождение должника от дальнейшего исполнения обязательств. Депутаты внесли в Госдуму законопроект с поправками...

Контроль за движением денег по счетам граждан-получателей детского пособия: закон подписан - «Финансы»

Власти начнут мониторить выписки по счетам граждан, первыми из которых будут получатели пособий на детей в трех регионах страны. Президентом подписан федеральный закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ с поправками в отдельные законодательные акты, об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в

Корпоративные выплаты при рождении ребенка не будут учитываться в целях единого пособия - «Финансы»

Также корректируется порядок учета алиментов при назначении единого пособия. Изменения коснутся и правила нулевого дохода. С 1 января 2026 года будет скорректирован порядок учета доходов и правила комплексной...

В России стартовала обязательная маркировка игрушек, бритв и какао - «Финансы»

В России с 1 декабря 2025 года введена обязательная маркировка целого ряда товаров. Нововведение затронет игрушки, бритвенные принадлежности, а также какао и горячий шоколад. Об этом сообщило агентство...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Курс доллара США и Евро на завтра, 05.12.2025 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 05.12.2025 г. - «Финансы»

На завтра, 05.12.2025 г., курс доллара США, официально устанавливаемый

Подробнее
В России стартовала обязательная маркировка игрушек, бритв и какао - «Финансы»

В России стартовала обязательная маркировка игрушек, бритв и какао - «Финансы»

В России с 1 декабря 2025 года введена обязательная маркировка целого ряда

Подробнее
Экономика сегодня

Падение рубля. ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября - «Тема дня»

Падение рубля. ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 4 сентября. Рубль падает ко всем основным зарубежным валютам....

Подробнее
Рубль теряет высоту. Курсы доллара, евро и юаня на 4 сентября - «Тема дня»

Рубль теряет высоту. Курсы доллара, евро и юаня на 4 сентября - «Тема дня»

​ Российская валюта снижается ко всем основным мировым валютам. Официальный курс ...

Подробнее
Финансовый совет на 4 сентября: как вернуть деньги за лишние школьные покупки - «Тема дня»

Финансовый совет на 4 сентября: как вернуть деньги за лишние школьные покупки - «Тема дня»

​ 💸 Ежедневный совет Банки — короткий и полезный совет, который помогает управлять деньгами осознанно. Подготовка к школе всегда...

Подробнее
Россияне стали активно покупать полисы страхования на случай онкозаболеваний - «Тема дня»

Россияне стали активно покупать полисы страхования на случай онкозаболеваний - «Тема дня»

​ Спрос на страховые полисы на случай онкологических заболеваний за год вырос на 40%. Об этом сообщил «Росгосстрах», проанализировав темпы роста продаж полисов данного сегмента. Больше всего спрос увеличился...

Подробнее
Финансовый совет на 30 августа: что сказать, если в банке спрашивают: «Откуда деньги?» - «Тема дня»

Финансовый совет на 30 августа: что сказать, если в банке спрашивают: «Откуда деньги?» - «Тема дня»

​ 💸 Ежедневный совет от Банки — просто о том, как повысить эффективность сбережений. Если вы вносите на счет крупные суммы наличными,...

Подробнее
Рубль дешевеет. Курсы доллара, евро и юаня на 30 августа - «Тема дня»

Рубль дешевеет. Курсы доллара, евро и юаня на 30 августа - «Тема дня»

​ Российская валюта подешевела к доллару, евро и юаню. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 августа 2025 года, составляет 80,3316 рубля (прежнее значение — 80,2918 рубля), официальный...

Подробнее

Разделы

Информация


В Госдуму внесён законопроект о тринадцатой пенсии - о ежегодной доплате к страховой пенсии - «Финансы»

В Госдуму внесён законопроект о тринадцатой пенсии - о ежегодной доплате к страховой пенсии - «Финансы»

Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...

Подробнее

      
Курс валют сегодня