3 сентября МВФ опубликовал свой ежегодный отчет по Казахстану. В документе отмечается, что наша стран вошла в полосу долговременных внешних шоков, из-за чего перспективы роста экономики ухудшились. В статье я хотел бы остановиться на некоторых любопытных моментах этого отчёта. Налогово-бюджетная политика Уже много лет МВФ подчеркивает важность повышения прозрачности, полноты, и эффективности налогово-бюджетной политики Казахстана. В последнем отчете он уже назвал эту рекомендацию критической для дальнейшего роста и устойчивости экономики Казахстана. Самое интересное это то, что эти реформы очевидны для всех и их достаточно легко осуществить. Однако, несмотря ни на что правительство так и не сдвинулось с метровой точки, по всей видимости предпочитая «ловить рыбу в мутной воде».
МВФ уже долгое время выражает озабоченность непрозрачностью процесса использования денег, выделяемых из Национального фонда. Уже много лет настоятельно рекомендуется направлять эти деньги исключительно через бюджет и полностью исключить расходование всех государственных средств вне бюджета (в отчете приводится интересный пример недостатков учета государственных доходов и расходов). МВФ постоянно подчёркивал важность того, чтобы абсолютно все госинвестиции должны тщательно оцениваться и соответствовать высоким стандартам эффективности. Также все программы государственного кредитования должны соответствовать рыночным принципам и быть прозрачными.
На днях Министерство Национальной Экономики внесло в парламент законопроект по вопросам совершенствования бюджетного законодательства, как сказано в пресс релизе, «в целях реализации Плана наций "100 конкретных шагов", а также дальнейшей реализации Концепции новой бюджетной политики». К сожалению, предложенное совершенствование бюджетной политики оказалось не о чем. Казалось бы, МВФ рекомендует элементарные, но крайне важные вещи, однако правительство опять полностью проигнорировало их. С такими «конкретными шагами» мы еще долго будем продолжать топтаться на месте.
Денежно-кредитная и курсовая политика
Очень интересно отметить, что отчет МВФ был подготовлен в июле, то есть за месяц до того как правительство и Нацбанк объявили о реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на инфляционном таргетировании и свободно плавающем обменном курсе тенге. С этой точки зрения рекомендации МФВ в этой области особенно любопытны.
Начну с того, что по оценке МВФ на дату отчёта тенге был умеренно переоценен в районе 4% - 14%. То есть, при наихудшем сценарии тенге должен был девальвирован на 14%, до 214 тенге за доллар США. Таким образом, текущий курс в районе 240 – 250 KZT/USD значительно выше расчетов МВФ. Не буду комментировать эту оценку, а просто отмечу его как неожиданный факт.
Также в отчете особо подчеркивается, что правительство и Нацбанк должны избегать одномоментных девальваций. В нем указывается необходимость в постепенном переходе на свободно плавающий курс в связке с введением новых инструментов денежно-кредитной политики. МВФ поддержал мнение Нацбанка, что большая девальвация приведет к повышению долларизации депозитов и дальнейшему усилению девальвационных ожиданий. Там же было сказано, что постепенная корректировка курса даст возможность банкам и бизнесу приспособиться к новым экономическим реалиям. По этой рекомендации МВФ тоже ничего не буду комментировать. Как говорится - делайте выводы сами.
Касательно сжигания валютных резервов страны в отчете напрямую ничего не было сказано. Однако специалисты МВФ дипломатично отметили, что, хотя валовые валютные резервы были стабильными (в районе $29 млрд), тем не менее эта сумма включает в себя валютные свопы и валютные счета местных банков (последние сильно выросли из усиления долларизации депозитов). Если посмотреть финансовую отчётность Нацбанка на конец 2014 года, то можно самому подсчитать, что валютные свопы выросли на $10 млрд и валютные счета банков на $4 млрд. Это означает, что если не брать во внимание пополнение валютных резервов со стороны Нацфонда, то для поддержки курса тенге в 2014 году Нацбанк сжег как минимум 14 млрд долларов США.
Финансовый сектор По банкам МВФ подчеркнул, что, принимая во внимание усиление негативных факторов в экономике, необходимы дополнительные меры по повышению стойкости финансового сектора. Далее он дал довольно стандартные рекомендации по этим проблемам. Однако, в этой части отчета больше всего привлекли внимание комментарии МВФ относительно объединения Казкоммерцбанка (ККБ) и БТА банка.
По этому поводу специалисты МВФ отметили, что требуется устранить слабые места в объединенном банке и провести проверку качества его активов в рамках стратегии по обеспечению долгосрочной жизнеспособности ККБ. Интересно, что они уже второй год подряд просят провести независимую проверку качества активов, отмечая, что при объединении активы ККБ-БТА составляли 25% активов банковской системы, а проблемные кредиты банка - 70% от проблемных кредитов всех банков. В своем отчете МВФ указал, что Нацбанк обязательно должен иметь свою стратегию по решению текущих проблем ККБ, связанных проблемными кредитами, чтобы обеспечить выживаемость ККБ.
В контексте проблем ККБ, МВФ также отметил невыполнение обязательств Нацбанка, относительно того, чтобы начать полноценную работу государственного Фонда Проблемных Кредитов (ФПК). В соответствии с законодательством основными видами деятельности АО «ФПК» являются: выкуп проблемных кредитов у банков; управление выкупленными проблемными активами; и справедливое распределение рисков. По поводу ККБ специалисты МВФ отметили, что ФПК вместо того, чтобы заниматься своей прямой деятельностью, в июне этого года разместил в этом банке 10-летний депозит (по сути – это государственный кредит) на сумму в 250 млрд тенге, оказав таким образом помощь в поддержке его ликвидности.
Однако противоправное использование денег ФПК – это только одна сторона проблемы. Если вы посмотрите финансовую отчётность ККБ за первое полугодие этого года, то вы найдете информацию, что из-за низкой процентной ставки по этому госкредиту, банк тут же признал процентный доход в размере 58 млрд тенге. Вот это подарок акционерам банка! И это не единственная благотворительность со стороны государства. Также у ККБ-БТА есть аналогичные подарки со стороны ФНБ «Самрук-Казына» и Нацбанка.
При этом есть определённый шанс, что этот депозит не вернут государству совсем. В той же самой отчётности отмечается, что кредитный портфель ККБ составляет 2 746 млрд тенге. В эту сумму входит кредит, выданный БТА на сумму 1 309 млрд тенге (48% от всего кредитного портфеля). С учетом того, что в БТА банк были переданы все самые проблемные и невозвратные кредиты, существует вполне обоснованные подозрения, что этот громадный кредит БТА банку также невозвратный. Однако, судя по отчетности ККБ, этот банк не видит никаких проблем, так как по кредиту даже не созданы провизии по возможным кредитным убыткам.
Кстати, ни одному банку не разрешается иметь кредиты одному заемщику в сумме более 25% от капитала банка. Кредит БТА банку больше капитала ККБ в три раза!
Прочие структурные реформыВ отчете особо подчеркивается, что для обеспечения успешной реализации долгосрочной стратегии роста экономики Казахстана необходимы: ведущая роль частного сектора, диверсификация экономики с уменьшением доли сырьевого сектора, и сокращение участия государства в экономике. С точки зрения развития инфраструктуры - больше надо уделять внимание развитию человеческого капитала, совершенствованию частных и государственных институтов, укреплению верховенства закона, расширению финансового посредничества, и улучшению делового климата.
В заключении хотел бы сказать, отчет МВФ большой и в статье я выделил лишь отдельные моменты. В нем еще много полезной и интересной информации. Особо хотел бы отметить, что в нем много очень важных рекомендаций, которые повторяются из года в год. Это означает правительство и Нацбанк игнорируют их. Оставалась надежда, что падение цен на нефть заставит госорганы начать серьезные реформы по рекомендациям МВФ. Однако, никаких серьезных изменений в этом направлении пока не заметно.
Примечание: Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения
3 сентября МВФ опубликовал свой ежегодный отчет по Казахстану. В документе отмечается, что наша стран вошла в полосу долговременных внешних шоков, из-за чего перспективы роста экономики ухудшились. В статье я хотел бы остановиться на некоторых любопытных моментах этого отчёта. Налогово-бюджетная политика Уже много лет МВФ подчеркивает важность повышения прозрачности, полноты, и эффективности налогово-бюджетной политики Казахстана. В последнем отчете он уже назвал эту рекомендацию критической для дальнейшего роста и устойчивости экономики Казахстана. Самое интересное это то, что эти реформы очевидны для всех и их достаточно легко осуществить. Однако, несмотря ни на что правительство так и не сдвинулось с метровой точки, по всей видимости предпочитая «ловить рыбу в мутной воде». МВФ уже долгое время выражает озабоченность непрозрачностью процесса использования денег, выделяемых из Национального фонда. Уже много лет настоятельно рекомендуется направлять эти деньги исключительно через бюджет и полностью исключить расходование всех государственных средств вне бюджета (в отчете приводится интересный пример недостатков учета государственных доходов и расходов). МВФ постоянно подчёркивал важность того, чтобы абсолютно все госинвестиции должны тщательно оцениваться и соответствовать высоким стандартам эффективности. Также все программы государственного кредитования должны соответствовать рыночным принципам и быть прозрачными. На днях Министерство Национальной Экономики внесло в парламент законопроект по вопросам совершенствования бюджетного законодательства, как сказано в пресс релизе, «в целях реализации Плана наций "100 конкретных шагов", а также дальнейшей реализации Концепции новой бюджетной политики». К сожалению, предложенное совершенствование бюджетной политики оказалось не о чем. Казалось бы, МВФ рекомендует элементарные, но крайне важные вещи, однако правительство опять полностью проигнорировало их. С такими «конкретными шагами» мы еще долго будем продолжать топтаться на месте. Денежно-кредитная и курсовая политика Очень интересно отметить, что отчет МВФ был подготовлен в июле, то есть за месяц до того как правительство и Нацбанк объявили о реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на инфляционном таргетировании и свободно плавающем обменном курсе тенге. С этой точки зрения рекомендации МФВ в этой области особенно любопытны. Начну с того, что по оценке МВФ на дату отчёта тенге был умеренно переоценен в районе 4% - 14%. То есть, при наихудшем сценарии тенге должен был девальвирован на 14%, до 214 тенге за доллар США. Таким образом, текущий курс в районе 240 – 250 KZT/USD значительно выше расчетов МВФ. Не буду комментировать эту оценку, а просто отмечу его как неожиданный факт. Также в отчете особо подчеркивается, что правительство и Нацбанк должны избегать одномоментных девальваций. В нем указывается необходимость в постепенном переходе на свободно плавающий курс в связке с введением новых инструментов денежно-кредитной политики. МВФ поддержал мнение Нацбанка, что большая девальвация приведет к повышению долларизации депозитов и дальнейшему усилению девальвационных ожиданий. Там же было сказано, что постепенная корректировка курса даст возможность банкам и бизнесу приспособиться к новым экономическим реалиям. По этой рекомендации МВФ тоже ничего не буду комментировать. Как говорится - делайте выводы сами. Касательно сжигания валютных резервов страны в отчете напрямую ничего не было сказано. Однако специалисты МВФ дипломатично отметили, что, хотя валовые валютные резервы были стабильными (в районе $29 млрд), тем не менее эта сумма включает в себя валютные свопы и валютные счета местных банков (последние сильно выросли из усиления долларизации депозитов). Если посмотреть финансовую отчётность Нацбанка на конец 2014 года, то можно самому подсчитать, что валютные свопы выросли на $10 млрд и валютные счета банков на $4 млрд. Это означает, что если не брать во внимание пополнение валютных резервов со стороны Нацфонда, то для поддержки курса тенге в 2014 году Нацбанк сжег как минимум 14 млрд долларов США. Финансовый сектор По банкам МВФ подчеркнул, что, принимая во внимание усиление негативных факторов в экономике, необходимы дополнительные меры по повышению стойкости финансового сектора. Далее он дал довольно стандартные рекомендации по этим проблемам. Однако, в этой части отчета больше всего привлекли внимание комментарии МВФ относительно объединения Казкоммерцбанка (ККБ) и БТА банка. По этому поводу специалисты МВФ отметили, что требуется устранить слабые места в объединенном банке и провести проверку качества его активов в рамках стратегии по обеспечению долгосрочной жизнеспособности ККБ. Интересно, что они уже второй год подряд просят провести независимую проверку качества активов, отмечая, что при объединении активы ККБ-БТА составляли 25% активов банковской системы, а проблемные кредиты банка - 70% от проблемных кредитов всех банков. В своем отчете МВФ указал, что Нацбанк обязательно должен иметь свою стратегию по решению текущих проблем ККБ, связанных проблемными кредитами, чтобы обеспечить выживаемость ККБ. В контексте проблем ККБ, МВФ также отметил невыполнение обязательств Нацбанка, относительно того, чтобы начать полноценную работу государственного Фонда Проблемных Кредитов (ФПК). В соответствии с законодательством основными видами деятельности АО «ФПК» являются: выкуп проблемных кредитов у банков; управление выкупленными проблемными активами; и справедливое распределение рисков. По поводу ККБ специалисты МВФ отметили, что ФПК вместо того, чтобы заниматься своей прямой деятельностью, в июне этого года разместил в этом банке 10-летний депозит (по сути – это государственный кредит) на сумму в 250 млрд тенге, оказав таким образом помощь в поддержке его ликвидности. Однако противоправное использование денег ФПК – это только одна сторона проблемы. Если вы посмотрите финансовую отчётность ККБ за первое полугодие этого года, то вы найдете информацию, что из-за низкой процентной ставки по этому госкредиту, банк тут же признал процентный доход в размере 58 млрд тенге. Вот это подарок акционерам банка! И это не единственная благотворительность со стороны государства. Также у ККБ-БТА есть аналогичные подарки со стороны ФНБ «Самрук-Казына» и Нацбанка. При этом есть определённый шанс, что этот депозит не вернут государству совсем. В той же самой отчётности отмечается, что кредитный портфель ККБ составляет 2 746 млрд тенге. В эту сумму входит кредит, выданный БТА на сумму 1 309 млрд тенге (48% от всего кредитного портфеля). С учетом того, что в БТА банк были переданы все самые проблемные и невозвратные кредиты, существует вполне обоснованные подозрения, что этот громадный кредит БТА банку также невозвратный. Однако, судя по отчетности ККБ, этот банк не видит никаких проблем, так как по кредиту даже не созданы провизии по возможным кредитным убыткам. Кстати, ни одному банку не разрешается иметь кредиты одному заемщику в сумме более 25% от капитала банка. Кредит БТА банку больше капитала ККБ в три раза! Прочие структурные реформы В отчете особо подчеркивается, что для обеспечения успешной реализации долгосрочной стратегии роста экономики Казахстана необходимы: ведущая роль частного сектора, диверсификация экономики с уменьшением доли сырьевого сектора, и сокращение участия государства в экономике. С точки зрения развития инфраструктуры - больше надо уделять внимание развитию человеческого капитала, совершенствованию частных и государственных институтов, укреплению верховенства закона, расширению финансового посредничества, и улучшению делового климата. В заключении хотел бы сказать, отчет МВФ большой и в статье я выделил лишь отдельные моменты. В нем еще много полезной и интересной информации. Особо хотел бы отметить, что в нем много очень важных рекомендаций, которые повторяются из года в год. Это означает правительство и Нацбанк игнорируют их. Оставалась надежда, что падение цен на нефть заставит госорганы начать серьезные реформы по рекомендациям МВФ. Однако, никаких серьезных изменений в этом направлении пока не заметно. Примечание: Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения
Комментарии (0)