Американские законодатели вышли в Конгресс с очередной инициативой, которая, как предполагается, должна защитить союзников по НАТО от «недемократического» российского газа. Их обещают прямо-таки «залить» американским СПГ, лишь бы они не попали в «энергетический плен» к русским. Авторы законопроекты — конгрессмены Кэрол Миллер и Дэвид Маккинли — не придумали ничего нового, как обвинить Россию в том, что она якобы использует топливные ресурсы в качестве геополитического оружия, чтобы «угрожать» союзникам США. В связи с чем, по их мнению, Штатам следует помочь партнерам «снизить влияние Москвы».
Снижать собираются за счет увеличения экспортных поставок американского газа в Европейский союз, Японию и другие страны, чья «национальная безопасность», как сказано в документе, «имеет первостепенное значение».
Правительству США в связи с этим предложено разработать новую «всеобъемлющую трансатлантическую энергетическую стратегию». Кроме того, министра энергетики хотят обязать ускорить процесс одобрения заявок на экспорт природного газа всем так называемым «глобальным партнерам» США — таким, как Япония, а также союзникам по Североатлантическому альянсу.
Удивляет, с чего бы такая забота?
Ведь еще недавно американцы угрожали европейским компаниям, которые задействованы в проекте «Северный поток — 2» санкциями, чуть ли не выкручивали руки немецким политикам, требуя, чтобы они отказались от сотрудничества с Россией в энергетической сфере. Теперь вдруг достают не первой свежести «пряник» и обещают союзникам решить все их газовые проблемы.
Но здесь вопрос, хватит ли у самих США для этого топливных ресурсов?
Плюс есть еще одна существенная проблема, которая может помешать воплощению плана «спасения Европы» от «неправильного» русского газа. Как известно, все американские газодобывающие компании — частные. А частный бизнес действует, исключительно, исходя из выгоды. То есть, если ему будет прибыльней продавать газ в Китай или Индию, он будет продавать туда. И здесь никто ему не указ.
Прокомментировать новую инициативу американских конгрессменов «СП» попросила доцента Финансового университета при правительстве РФ Леонида Крутакова:
— В том, что они хотят создать эту свою «трансатлантическую энергетическую стратегию», собственно, нет ничего нового. Хочу напомнить, что в 44-м году, когда не закончилась еще Вторая мировая война, Англия и США подписали энергетическую хартию, в которой подразумевалось, что действовать на мировом нефтяном рынке они будут согласовано. Тогда же они поделили между собой весь Ближний Восток, не пустив туда Советский Союз, который хотел зайти в Северный Иран.
Самотлора (Самотлорское месторождение в Тюмени, считающееся одним из крупнейших в мире по запасам нефти, открыли в 1965 году — ред.) не было, а бакинская нефть заканчивалась. Я думаю, если бы тюменскую нефть не разведали, то Советский Союз закончил бы свое существование очень быстро без собственной энергетики. Но Самотлор спас — и Советский Союз, и мир — от третьей, возможно, мировой войны.
Опять же, план Маршала, который США запустили для Европы, на 30% почти состоял из энергетики. Смысл его был в том, чтобы заменить уголь (европейская энергетика и промышленность строились на угле, а в угольной отрасли были самые сильные профсоюзы, самое сильное социалистическое влияние, соответственно) на нефть. А нефть вся контролировалась международным картелем из пяти американских компаний и двух британских. То есть, это был такой способ экономического закабаления Европы с целью поставить ее в зависимость.
Первый контракт «нефть в обмен на трубы» с Советским Союзом заключила Италия, благодаря чему у нас в Тольятти появился завод «ВАЗ» и автомобили «Жигули». Но уже следующий контракт «газ в обмен на трубы» с Германией (ФРГ) вызвал такую бешеную истерику в США, потому что это было разрушение монополии англосаксов на поставки и контроль за энергобезопасностью Европы. Европа диверсифицировала свою энергетику за счет Советского Союза.
«СП»: — Как это связано с новым законопроектом?Поэтому для США это ни какой-то выброс, ни какое-то рефлекторное сокращение мышц. Это — стратегия, давняя. И реализуется она еще со времен старика Рокфеллера.
«СП»: — Вот они сейчас хотят нарастить экспорт, а хватит ли ресурсов, чтобы всех обеспечить?— Нет, не хватит. США по-прежнему от шести до семи баррелей нефти закупают на внешнем рынке — им не хватает. Что касается газа, то фактически баланс нулевой — сколько закупают, столько и экспортируют. В основном сжиженный газ везут из республики Тринидад и Тобаго. То есть, все, что подается, как экспорт американский, по сути, является реэкспортом.
Сланцевый газ, который добывает Америка, не может обеспечить долгосрочные контракты. Просто потому, что у них дебет каждой скважины не более одного года. Через год он падает на 60-70, а то и 80%, и эти скважины умирают — надо новые бурить. И нет никакой гарантии, что, если вы заключаете тридцатилетний — условно — контракт (как Газпромом заключали), газа, действительно, хватит на это время.
Но Штатам принципиально не собственный газ дешевый поставлять в Европу, для них принципиально не допустить наступления энергетической независимости Европы, и, прежде всего, Германии, от США. От морских поставок газа и нефти.
Кто нарастил за последнее время экспорт СПГ в Европу? Поставки США там мизерные. Там в лидерах Катар и Австралия. Африканские страны начинают развивать СПГ-проекты. Египет. Появился проект израильской трубы. И ведь против израильской трубы американцы не выступают. Понятно, это же не конкурент США, а конкурент российскому газу.
Строится новая конфигурация энергетического рынка.
«СП»: — И чем эта новая конфигурация отличается от старой?— Пока нефть была ведущим товаром, ключевым игроком на товарном рынке нефти была Саудовская Аравия — страна, абсолютно подконтрольная США. Страна — вассал США.
А газовая конструкция политическая качественно иная. Самыми крупными газовыми странами являются три страны — Иран, Россия и Катар.
«СП»: — Поэтому американцы так хотели подмять под себя Иран, но не получилось?— Не получилось. Поэтому будут давить. Пока они не сломают Иран в вопросах газовых, пока не сломают Венесуэлу, они не могут по-настоящему объявить санкции России. И ведут двойную игру. Но если вы, как говорите, против российского газа, то, чего проще, введите санкции против Газпрома. Нет. Российский газ нужен Европе, нужен мировому рынку. 60% экспорта европейского, это русский газ.
Уберите его — и все. Это колоссальный дефицит и бешеный рост цен моментально.
Нужно просто, чтобы русский газ не шел морским путем, а шел через «задвижку», которая контролируется США. А какую «задвижку» сейчас контролируют американцы?
«СП»: — Видимо, это Украина…— Правильно. Им нужно сохранить этот транзит. Ведь если Россия достраивает «Северный поток — 2», запускает на полную мощность «Турецкий поток», и Европа получает необходимые ей объемы в обход Украины, то зачем тогда этот Майдан на Украине? Сейчас она обеспечивает важную функцию. Во-первых, санкционную — против России, ну и контроль за энергопоставками. Убери это, и Украина сразу станет «черной дырой», в которую можно бросать чемоданы денег, оружие, и все это будет там исчезать.
Для США это колоссальный вызов.
Иначе все затраты последнего времени, которые они сделали, все политические шаги — все это просто проваливается в никуда с окончанием строительства «Северного потока — 2» и запуском новой энергетической конфигурации европейского рынка. Вот, что проходит.
«СП»: — То есть, я так понимаю, Штаты и в этом случае будут действовать, исходя из своего любимого «добровольно принудительного» принципа?— Конечно, они примут этот закон. Конечно, будут давить. Для них принципиально, если не сломать, то надолго отсрочить запуск проекта «Северный поток — 2»
И Европа, сколько бы не хорохорилась, сколько бы Меркель (или кто-то еще) не делала заявлений, никуда они не денутся. Мы же видели, как Deutsche Bank, Volkswagen платили штрафы ни за что, беспрецедентные для международных отношений.
Но США сказали: «Вы нарушили, платите!» И они платили.
Потому что, если любую компанию отрезать от долларового потока и от финансовых расчетов в долларах, то эта компания моментально обанкротится. Превратится в ничто.
Разумеется, это вызов для всего мира. И это сложная и тяжелая — в плане последствий — игра. Часто это может выглядеть, как выстрел в ногу. Но, надо понимать, что США в своем торговом балансе практически не зависит ни от России, ни от Европы. Они больше от Азии зависят, от Китая. Поэтому здесь у них развязаны руки. Они могут делать все, что хотят.
Американские законодатели вышли в Конгресс с очередной инициативой, которая, как предполагается, должна защитить союзников по НАТО от «недемократического» российского газа. Их обещают прямо-таки «залить» американским СПГ, лишь бы они не попали в «энергетический плен» к русским. Авторы законопроекты — конгрессмены Кэрол Миллер и Дэвид Маккинли — не придумали ничего нового, как обвинить Россию в том, что она якобы использует топливные ресурсы в качестве геополитического оружия, чтобы «угрожать» союзникам США. В связи с чем, по их мнению, Штатам следует помочь партнерам «снизить влияние Москвы». Снижать собираются за счет увеличения экспортных поставок американского газа в Европейский союз, Японию и другие страны, чья «национальная безопасность», как сказано в документе, «имеет первостепенное значение». Правительству США в связи с этим предложено разработать новую «всеобъемлющую трансатлантическую энергетическую стратегию». Кроме того, министра энергетики хотят обязать ускорить процесс одобрения заявок на экспорт природного газа всем так называемым «глобальным партнерам» США — таким, как Япония, а также союзникам по Североатлантическому альянсу. Удивляет, с чего бы такая забота? Ведь еще недавно американцы угрожали европейским компаниям, которые задействованы в проекте «Северный поток — 2» санкциями, чуть ли не выкручивали руки немецким политикам, требуя, чтобы они отказались от сотрудничества с Россией в энергетической сфере. Теперь вдруг достают не первой свежести «пряник» и обещают союзникам решить все их газовые проблемы. Но здесь вопрос, хватит ли у самих США для этого топливных ресурсов? Плюс есть еще одна существенная проблема, которая может помешать воплощению плана «спасения Европы» от «неправильного» русского газа. Как известно, все американские газодобывающие компании — частные. А частный бизнес действует, исключительно, исходя из выгоды. То есть, если ему будет прибыльней продавать газ в Китай или Индию, он будет продавать туда. И здесь никто ему не указ. Прокомментировать новую инициативу американских конгрессменов «СП» попросила доцента Финансового университета при правительстве РФ Леонида Крутакова: — В том, что они хотят создать эту свою «трансатлантическую энергетическую стратегию», собственно, нет ничего нового. Хочу напомнить, что в 44-м году, когда не закончилась еще Вторая мировая война, Англия и США подписали энергетическую хартию, в которой подразумевалось, что действовать на мировом нефтяном рынке они будут согласовано. Тогда же они поделили между собой весь Ближний Восток, не пустив туда Советский Союз, который хотел зайти в Северный Иран. Самотлора (Самотлорское месторождение в Тюмени, считающееся одним из крупнейших в мире по запасам нефти, открыли в 1965 году — ред.) не было, а бакинская нефть заканчивалась. Я думаю, если бы тюменскую нефть не разведали, то Советский Союз закончил бы свое существование очень быстро без собственной энергетики. Но Самотлор спас — и Советский Союз, и мир — от третьей, возможно, мировой войны. Опять же, план Маршала, который США запустили для Европы, на 30% почти состоял из энергетики. Смысл его был в том, чтобы заменить уголь (европейская энергетика и промышленность строились на угле, а в угольной отрасли были самые сильные профсоюзы, самое сильное социалистическое влияние, соответственно) на нефть. А нефть вся контролировалась международным картелем из пяти американских компаний и двух британских. То есть, это был такой способ экономического закабаления Европы с целью поставить ее в зависимость. Первый контракт «нефть в обмен на трубы» с Советским Союзом заключила Италия, благодаря чему у нас в Тольятти появился завод «ВАЗ» и автомобили «Жигули». Но уже следующий контракт «газ в обмен на трубы» с Германией (ФРГ) вызвал такую бешеную истерику в США, потому что это было разрушение монополии англосаксов на поставки и контроль за энергобезопасностью Европы. Европа диверсифицировала свою энергетику за счет Советского Союза. «СП»: — Как это связано с новым законопроектом? Поэтому для США это ни какой-то выброс, ни какое-то рефлекторное сокращение мышц. Это — стратегия, давняя. И реализуется она еще со времен старика Рокфеллера. «СП»: — Вот они сейчас хотят нарастить экспорт, а хватит ли ресурсов, чтобы всех обеспечить? — Нет, не хватит. США по-прежнему от шести до семи баррелей нефти закупают на внешнем рынке — им не хватает. Что касается газа, то фактически баланс нулевой — сколько закупают, столько и экспортируют. В основном сжиженный газ везут из республики Тринидад и Тобаго. То есть, все, что подается, как экспорт американский, по сути, является реэкспортом. Сланцевый газ, который добывает Америка, не может обеспечить долгосрочные контракты. Просто потому, что у них дебет каждой скважины не более одного года. Через год он падает на 60-70, а то и 80%, и эти скважины умирают — надо новые бурить. И нет никакой гарантии, что, если вы заключаете тридцатилетний — условно — контракт (как Газпромом заключали), газа, действительно, хватит на это время. Но Штатам принципиально не собственный газ дешевый поставлять в Европу, для них принципиально не допустить наступления энергетической независимости Европы, и, прежде всего, Германии, от США. От морских поставок газа и нефти. Кто нарастил за последнее время экспорт СПГ в Европу? Поставки США там мизерные. Там в лидерах Катар и Австралия. Африканские страны начинают развивать СПГ-проекты. Египет. Появился проект израильской трубы. И ведь против израильской трубы американцы не выступают. Понятно, это же не конкурент США, а конкурент российскому газу. Строится новая конфигурация энергетического рынка. «СП»: — И чем эта новая конфигурация отличается от старой? — Пока нефть была ведущим товаром, ключевым игроком на товарном рынке нефти была Саудовская Аравия — страна, абсолютно подконтрольная США. Страна — вассал США. А газовая конструкция политическая качественно иная. Самыми крупными газовыми странами являются три страны — Иран, Россия и Катар. «СП»: — Поэтому американцы так хотели подмять под себя Иран, но не получилось? — Не получилось. Поэтому будут давить. Пока они не сломают Иран в вопросах газовых, пока не сломают Венесуэлу, они не могут по-настоящему объявить санкции России. И ведут двойную игру. Но если вы, как говорите, против российского газа, то, чего проще, введите санкции против Газпрома. Нет. Российский газ нужен Европе, нужен мировому рынку. 60% экспорта европейского, это русский газ. Уберите его — и все. Это колоссальный дефицит и бешеный рост цен моментально. Нужно просто, чтобы русский газ не шел морским путем, а шел через «задвижку», которая контролируется США. А какую «задвижку» сейчас контролируют американцы? «СП»: — Видимо, это Украина… — Правильно. Им нужно сохранить этот транзит. Ведь если Россия достраивает «Северный поток — 2», запускает на полную мощность «Турецкий поток», и Европа получает необходимые ей объемы в обход Украины, то зачем тогда этот Майдан на Украине? Сейчас она обеспечивает важную функцию. Во-первых, санкционную — против России, ну и контроль за энергопоставками. Убери это, и Украина сразу станет «черной дырой», в которую можно бросать чемоданы денег, оружие, и все это будет там исчезать. Для США это колоссальный вызов. Иначе все затраты последнего времени, которые они сделали, все политические шаги — все это просто проваливается в никуда с окончанием строительства «Северного потока — 2» и запуском новой энергетической конфигурации европейского рынка. Вот, что проходит. «СП»: — То есть, я так понимаю, Штаты и в этом случае будут действовать, исходя из своего любимого «добровольно принудительного» принципа? — Конечно, они примут этот закон. Конечно, будут давить. Для них принципиально, если не сломать, то надолго отсрочить запуск проекта «Северный поток — 2» И Европа, сколько бы не хорохорилась, сколько бы Меркель (или кто-то еще) не делала заявлений, никуда они не денутся. Мы же видели, как Deutsche Bank, Volkswagen платили штрафы ни за что, беспрецедентные для международных отношений. Но США сказали: «Вы нарушили, платите!» И они платили. Потому что, если любую компанию отрезать от долларового потока и от финансовых расчетов в долларах, то эта компания моментально обанкротится. Превратится в ничто. Разумеется, это вызов для всего мира. И это сложная и тяжелая — в плане последствий — игра. Часто это может выглядеть, как выстрел в ногу. Но, надо понимать, что США в своем торговом балансе практически не зависит ни от России, ни от Европы. Они больше от Азии зависят, от Китая. Поэтому здесь у них развязаны руки. Они могут делать все, что хотят.
Комментарии (0)