Handelsblatt (Германия): нефтяные концерны перед лицом величайшего вызова&nbsp - «Экономика» » Новости Банков
bottom-shape image

Handelsblatt (Германия): нефтяные концерны перед лицом величайшего вызова&nbsp - «Экономика»

Handelsblatt (Германия): нефтяные концерны перед лицом величайшего вызова&nbsp - «Экономика»

Пандемия обострила крупнейший в истории кризис нефтяной индустрии. Предложение превышало спрос еще до коронавируса, а сейчас более 20 американских нефтяных компаний объявили о банкротстве. По всему миру у нефтяников сокращения и огромные долги. Ситуация с газом еще хуже. Неужели мир отказывается от ископаемого топлива?
Спустя всего четыре года после последнего кризиса некогда «большая нефтяная индустрия» столкнулась с величайшим вызовом в своей истории. Механизм получения прибыли у сырьевых гигантов застопорился. Настолько, что даже глава нефтяного концерна с самым большим оборотом в мире больше не может этого скрывать.
«Потребление топлива в долгосрочной перспективе будет меньше, чем до кризиса, даже когда пандемия коронавируса останется позади. Спад будет продолжаться долгие годы», — сказал глава концерна Shell Бен ван Берден несколько дней назад в интервью нефтяному эксперту Дэниэлу Ергину.

Большие долги, низкие цены на сырье и попытки заставить потребителей сделать ставку на возобновляемые источники энергии уже давно давят на отрасль. Но из-за коронакризиса все эти внутренние проблемы обострились и стали настоящим испытанием для «большой нефтяной индустрии».
При этом крупные концерны оказались перед лицом фундаментального вызова: при цене на нефть около 40 долларов за баррель североморского сорта Brent почти половина мировых нефтяных месторождений становятся нерентабельными. Эксперты исходят из того, что цены в долгосрочной перспективе будут расти, но это спорно. Даже ведущие транснациональные корпорации больше не могут игнорировать угрозу.
Поэтому британский нефтяной гигант BP уже поменял долгосрочный расчет цены на нефть в меньшую сторону — до 55 доллара за баррель нефти Brent до 2050 года. Несколько месяцев назад лондонская компания еще рассчитывала на среднюю цену в 70 долларов в ближайшие 20 лет.
Для BP это означает 17,5 миллиардов долларов списаний во втором квартале. Shell также скорректировал цены и вынужден списать от 15 до 22 миллионов долларов. Американский конкурент Chevron уже в ноябре провел корректировку цен, которая повлекла за собой уценку почти на 11 миллиардов.
Спрос в долгосрочной перспективе останется низким
«За ними последуют и другие, — уверен нефтяной эксперт Вальтер Пфайфер из консалтинговой компании Roland Berger. — Нефтяные концерны оказались в непростой ситуации. Из-за опасности второй волны вируса падение спроса, кажется, продлится дольше, чем ожидалось». Этим он объясняет радикальный шаг концернов.

С начала пандемии коронавируса нефтяная индустрия сталкивается с небывалой ранее проблемой: поскольку промышленность замедлилась, а транспорт стал использоваться намного меньше, спрос на важнейшие энергоносители резко рухнул. Решение объединения нефтедобывающих стран и России ОПЕК+ на прошлой неделе дает надежду, что сокращение добычи на 9,7 миллионов в день с августа будет постепенно сходить на нет.
Вместе с тем Международное энергетическое агентство предостерегло, что пандемия продолжает омрачать будущее глобального нефтяного рынка. «Высокое число случаев covid-19, которое в некоторых странах продолжает расти, — пугающее напоминание о том, что пандемия еще не взята под контроль», — предостерегают эксперты агентства.
Для нефтяной промышленности последствия будут ощутимы, ведь она еще до коронавируса оказалась под давлением. Цены на нефть и газ были крайне низкие: и до кризиса нефти и газа в мире производилось больше, чем потреблялось. Слишком большое количество нефти на рынке тянет цену вниз: цена на баррель Brent еще в прошлом году снизилась на более 20%.
Еще хуже ситуация на рынке газа. Особенно сильно пострадал СПГ: в 2019 году цены упали почти на 40%.
Обмен ударами между нефтяными гигантами Саудовской Аравии и Северной Америки значительно обострил ситуацию. Падение цен на нефть продолжилось. Когда затем из-за коронавируса спрос упал сначала в Китае, а потом и в остальном мире, это сильно сказалось на ценах. В апреле цена на американскую нефть на срочном рынке впервые в истории ушла в минус. С этого момента один шок следовал за другим.
Отраслевой гигант Shell впервые после Второй мировой войны решил сократить выплату дивидендов. Инвесторы теперь получат квартальные выплаты в размере 0,16 долларов — на две трети меньше, чем раньше.
BP объявил о сокращении 10 тысяч из 70 тысяч рабочих мест по всему миру и продал всё нефтехимическое подразделение за 10 миллиардов долларов для обеспечения финансов.
Рекордные долги во втором квартале
В общей сложности семь крупнейших концернов — Shell, Exxon Mobil, Chevron, BP, Total, Equinor и Eni — во втором квартале накопили долгов на сумму 60 миллиардов долларов. Такую оценку опубликовало американское агентство Refinitiv. Другими словами, новые долги концернов составляют почти половину всех долгов в глобальной нефтяной и газовой отрасли.
Больше всего в долг взял BP — 16 миллиардов. «Ситуация в BP сейчас особенно плохая», — говорит отраслевой эксперт Парул Чопра из консалтингового агентства Rystad Energy. После аварии на скважине Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году BP до сих пор выплачивает многомиллиардный долг.
«Поэтому они тогда отложили многие проекты на несколько лет, но с 2014 года снова их продолжили, — рассказывает Чопра об особенном положении британского концерна. — Для этого BP взял новые кредиты, поскольку в долгосрочной перспективе рассчитывал на более высокую цену на нефть. Некоторые проекты были запущены только в 2019 году. А потом начался коронавирус».

Но и у других нефтяных концернов ситуация напряженная. «Супергиганты» использовали кризис, чтобы радикально сократить расходы на производство и отказаться от неприбыльных отраслей. По данным американского банка Goldman Sachs, расходы «большой пятерки» таким образом сократились вдвое с 2013 года.
«Для нас речь идет не об объеме, а о качестве», — твердят глава BP Бернард Луни и глава Shell ван Берден. «Пусть 40 долларов за баррель и немного, но есть некоторые нефтяные и газовые портфели, которые и в такой ситуации работают с прибылью», — уверен эксперт Пфайфер.

Иная обстановка в североамериканских фрекинговых компаниях. Хотя ситуация с американской нефтью марки WTI по цене около 42 долларов немного улучшилась, многие сланцевые компании с большими долгами находятся в очень сложном финансовом положении.
Со времен фрекингового бума в 2012 году в надежде на рост цен на нефть они брали все больше кредитов, чтобы финансировать дорогостоящий метод добычи. Но после краха цен в 2014 году у многих больше нет финансовой подушки, чтобы пережить второй кризис.
Более 20 североамериканских нефтепроизводителей, по данным американской юридической компании Haynes&Boone, уже объявили о банкротстве в этом году. За ними последуют и другие, если цены на нефть останутся на нынешнем уровне.
Несмотря на курс на экономию, некоторые нефтяные концерны используют шанс и совершают сделки поглощения. В понедельник Chevron заявил о приобретении конкурента Noble Energy за 5 миллиардов долларов. Включая высокую задолженность техасской компании, стоимость транзакции составила 13 миллиардов.
Это крупнейшее приобретение в отрасли с начала пандемии коронавируса. Крупных игроков такая ситуация не сломает, уверен Пфайфер. «Но смена в отрасли становится все более напряженной, потому что компании оказались в сложной ситуации».
В то время как у нефтяных гигантов один кризис сменяется другим, энергетический мир находится в процессе перехода к возобновляемой энергии. Хотя потребность в энергии в мире продолжает расти, спрос на ископаемые энергоносители в контексте борьбы с изменением климата будет снижаться. Об этом знают и нефтяные концерны. Если раньше говорили о так называемом «конце естественных нефтяных месторождений», сегодня промышленность говорит только об «обвале спроса».
Давление на европейские концерны
Пока американские нефтяные концерны, такие как Exxon Mobil и Chevron, концентрируются на добыче ископаемого сырья, на Европу сильнее давит требование перехода на более экологичные виды энергии. Shell, BP, Total, итальянский Eni и норвежский Equinor обещают к 2050 году свести на нет воздействие на климат.
Хотя добыча нефти и газа продолжается, миллиарды предполагается направить на развитие возобновляемых источников энергии. Нефтяные концерны особенно заинтересованы в таких областях, как «зеленый» водород, синтетическое топливо и биоэнергетика.
На прошлой неделе объединение европейской нефтяной экономики Fuels Europa представило в Брюсселе соответствующую концепцию. «Самое позднее к 2050 году каждый литр жидкого топлива для транспорта должен иметь нулевой углеродный след, и таким образом станет возможной дефоссилизация воздушного, морского и дорожного транспорта», — заявил глава Fuels Europe Джон Купер.
Для перехода к нулевому воздействию на климат запланированы инвестиции в размере до 650 миллиардов евро.
«В то время как нефтяные компании из США еще не скорректировали долгосрочные стратегии, европейские нефтяные концерны действуют проактивно и открыто говорят о переходе к возобновляемым источникам энергии», — говорит аналитик Чопра. Однако большой разницы между многомиллиардными концернами в ближайшие годы не будет.

«У всех крупных игроков много трубопроводных проектов, и они не планируют быстрые изменения», — говорит эксперт. В конце концов, это очень большие компании, а на переход потребуется много времени.

Пандемия обострила крупнейший в истории кризис нефтяной индустрии. Предложение превышало спрос еще до коронавируса, а сейчас более 20 американских нефтяных компаний объявили о банкротстве. По всему миру у нефтяников сокращения и огромные долги. Ситуация с газом еще хуже. Неужели мир отказывается от ископаемого топлива? Спустя всего четыре года после последнего кризиса некогда «большая нефтяная индустрия» столкнулась с величайшим вызовом в своей истории. Механизм получения прибыли у сырьевых гигантов застопорился. Настолько, что даже глава нефтяного концерна с самым большим оборотом в мире больше не может этого скрывать. «Потребление топлива в долгосрочной перспективе будет меньше, чем до кризиса, даже когда пандемия коронавируса останется позади. Спад будет продолжаться долгие годы», — сказал глава концерна Shell Бен ван Берден несколько дней назад в интервью нефтяному эксперту Дэниэлу Ергину. Большие долги, низкие цены на сырье и попытки заставить потребителей сделать ставку на возобновляемые источники энергии уже давно давят на отрасль. Но из-за коронакризиса все эти внутренние проблемы обострились и стали настоящим испытанием для «большой нефтяной индустрии». При этом крупные концерны оказались перед лицом фундаментального вызова: при цене на нефть около 40 долларов за баррель североморского сорта Brent почти половина мировых нефтяных месторождений становятся нерентабельными. Эксперты исходят из того, что цены в долгосрочной перспективе будут расти, но это спорно. Даже ведущие транснациональные корпорации больше не могут игнорировать угрозу. Поэтому британский нефтяной гигант BP уже поменял долгосрочный расчет цены на нефть в меньшую сторону — до 55 доллара за баррель нефти Brent до 2050 года. Несколько месяцев назад лондонская компания еще рассчитывала на среднюю цену в 70 долларов в ближайшие 20 лет. Для BP это означает 17,5 миллиардов долларов списаний во втором квартале. Shell также скорректировал цены и вынужден списать от 15 до 22 миллионов долларов. Американский конкурент Chevron уже в ноябре провел корректировку цен, которая повлекла за собой уценку почти на 11 миллиардов. Спрос в долгосрочной перспективе останется низким «За ними последуют и другие, — уверен нефтяной эксперт Вальтер Пфайфер из консалтинговой компании Roland Berger. — Нефтяные концерны оказались в непростой ситуации. Из-за опасности второй волны вируса падение спроса, кажется, продлится дольше, чем ожидалось». Этим он объясняет радикальный шаг концернов. С начала пандемии коронавируса нефтяная индустрия сталкивается с небывалой ранее проблемой: поскольку промышленность замедлилась, а транспорт стал использоваться намного меньше, спрос на важнейшие энергоносители резко рухнул. Решение объединения нефтедобывающих стран и России ОПЕК на прошлой неделе дает надежду, что сокращение добычи на 9,7 миллионов в день с августа будет постепенно сходить на нет. Вместе с тем Международное энергетическое агентство предостерегло, что пандемия продолжает омрачать будущее глобального нефтяного рынка. «Высокое число случаев covid-19, которое в некоторых странах продолжает расти, — пугающее напоминание о том, что пандемия еще не взята под контроль», — предостерегают эксперты агентства. Для нефтяной промышленности последствия будут ощутимы, ведь она еще до коронавируса оказалась под давлением. Цены на нефть и газ были крайне низкие: и до кризиса нефти и газа в мире производилось больше, чем потреблялось. Слишком большое количество нефти на рынке тянет цену вниз: цена на баррель Brent еще в прошлом году снизилась на более 20%. Еще хуже ситуация на рынке газа. Особенно сильно пострадал СПГ: в 2019 году цены упали почти на 40%. Обмен ударами между нефтяными гигантами Саудовской Аравии и Северной Америки значительно обострил ситуацию. Падение цен на нефть продолжилось. Когда затем из-за коронавируса спрос упал сначала в Китае, а потом и в остальном мире, это сильно сказалось на ценах. В апреле цена на американскую нефть на срочном рынке впервые в истории ушла в минус. С этого момента один шок следовал за другим. Отраслевой гигант Shell впервые после Второй мировой войны решил сократить выплату дивидендов. Инвесторы теперь получат квартальные выплаты в размере 0,16 долларов — на две трети меньше, чем раньше. BP объявил о сокращении 10 тысяч из 70 тысяч рабочих мест по всему миру и продал всё нефтехимическое подразделение за 10 миллиардов долларов для обеспечения финансов. Рекордные долги во втором квартале В общей сложности семь крупнейших концернов — Shell, Exxon Mobil, Chevron, BP, Total, Equinor и Eni — во втором квартале накопили долгов на сумму 60 миллиардов долларов. Такую оценку опубликовало американское агентство Refinitiv. Другими словами, новые долги концернов составляют почти половину всех долгов в глобальной нефтяной и газовой отрасли. Больше всего в долг взял BP — 16 миллиардов. «Ситуация в BP сейчас особенно плохая», — говорит отраслевой эксперт Парул Чопра из консалтингового агентства Rystad Energy. После аварии на скважине Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году BP до сих пор выплачивает многомиллиардный долг. «Поэтому они тогда отложили многие проекты на несколько лет, но с 2014 года снова их продолжили, — рассказывает Чопра об особенном положении британского концерна. — Для этого BP взял новые кредиты, поскольку в долгосрочной перспективе рассчитывал на более высокую цену на нефть. Некоторые проекты были запущены только в 2019 году. А потом начался коронавирус». Но и у других нефтяных концернов ситуация напряженная. «Супергиганты» использовали кризис, чтобы радикально сократить расходы на производство и отказаться от неприбыльных отраслей. По данным американского банка Goldman Sachs, расходы «большой пятерки» таким образом сократились вдвое с 2013 года. «Для нас речь идет не об объеме, а о качестве», — твердят глава BP Бернард Луни и глава Shell ван Берден. «Пусть 40 долларов за баррель и немного, но есть некоторые нефтяные и газовые портфели, которые и в такой ситуации работают с прибылью», — уверен эксперт Пфайфер. Иная обстановка в североамериканских фрекинговых компаниях. Хотя ситуация с американской нефтью марки WTI по цене около 42 долларов немного улучшилась, многие сланцевые компании с большими долгами находятся в очень сложном финансовом положении. Со времен фрекингового бума в 2012 году в надежде на рост цен на нефть они брали все больше кредитов, чтобы финансировать дорогостоящий метод добычи. Но после краха цен в 2014 году у многих больше нет финансовой подушки, чтобы пережить второй кризис. Более 20 североамериканских нефтепроизводителей, по данным американской юридической компании Haynes
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Тюркский инвестиционный фонд будет поддерживать МСБ - «Экономика»

Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу встретился с президентом Тюркского инвестиционного фонда Багдадом Амреевым, сообщает пресс-служба МИД. «В ходе...

Alstom разработала локомотив нового поколения - «Экономика»

Президент Касым-Жомарт Токаев посетил завод по производству электровозов, расположенный в индустриальной зоне №1 Астаны. Завод запущен в рамках программы индустриализации французской компанией Alstom, сообщает пресс-служба Акорды. Глава государства...

Розничное электроснабжение оставляют лицензированным энергопередающим организациям - «Экономика»

В Казахстане розничное электроснабжение будет осуществляться лицензированными энергопередающими организациями, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Комитета по регулированию естественных монополий. «В...

Президент высказался об использовании средств из Нацфонда - «Экономика»

В рамках Национального инфраструктурного плана на 200 проектов заложены инвестиции на 40 трлн тенге. Для строительства крупных инфраструктурных объектов, которые дадут мощный импульс развитию экономики, нужно использовать средства...

ESG, защита данных, инвестиции и МФЦА - курс на устойчивое развитие - «Экономика»

Авторы: эксперты KPMG Law Kazakhstan - директор Асель Казбекова, заместитель менеджера Карина...

Годовая инфляция по итогам декабря ускорилась до 8,6% - «Экономика»

Годовая инфляция в Казахстане по итогам декабря 2024 года составила 8,6%, в декабре – 0,9%, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные Бюро национальной статистики...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Россиянам сообщили о подводных камнях досрочного погашения кредитов - «Тема дня»

Россиянам сообщили о подводных камнях досрочного погашения кредитов - «Тема дня»

​ Досрочное погашение кредитов не всегда выгодно, рассказала руководитель

Подробнее
Рубль уступает доллару. ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января - «Тема дня»

Рубль уступает доллару. ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января. Рубль продолжает снижаться

Подробнее
Курсы доллара и евро на 10 января - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 10 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара,

Подробнее
Аналитик назвал главные риски для российской экономики в 2025 году - «Финансы»

Аналитик назвал главные риски для российской экономики в 2025 году - «Финансы»

Мировая рецессия и дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики являются

Подробнее
Рубль понижается в паре с юанем при открытии торгов на фоне стабильной нефти - «Финансы»

Рубль понижается в паре с юанем при открытии торгов на фоне стабильной нефти - «Финансы»

Китайский юань укрепляется на Московской бирже утром в четверг, рубль слабеет

Подробнее
Экономика сегодня

Россиянам сообщили о подводных камнях досрочного погашения кредитов - «Тема дня»

Россиянам сообщили о подводных камнях досрочного погашения кредитов - «Тема дня»

​ Досрочное погашение кредитов не всегда выгодно, рассказала руководитель направления экспертной аналитики Банки Инна Солдатенкова. Перед тем как погасить кредит досрочно, она рекомендовала ознакомиться с условиями...

Подробнее
Рубль уступает доллару. ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января - «Тема дня»

Рубль уступает доллару. ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 10 января. Рубль продолжает снижаться к американской валюте, однако укрепился к евро. Курс доллара вырос на 0,6114 рубля, составив 102,2911 рубля (101,6797 рубля на 9 января). Евро подешевел на 1,0135 рубля и составил 105,0893 рубля (предыдущее значение —

Подробнее
Курсы доллара и евро на 10 января - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 10 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 10 января 2025 года, составляет 102,2911 рубля (прежнее значение — 101,6797 рубля), официальный курс евро — 105,0893...

Подробнее
Увидят ли россияне доллар ниже 100 рублей в 2025 году: отвечают экономисты - «Тема дня»

Увидят ли россияне доллар ниже 100 рублей в 2025 году: отвечают экономисты - «Тема дня»

​ Курс доллара стабилизировался на уровне 100 рублей надолго — если курс и опустится ниже этого значения в 2025 году, то лишь краткосрочно, считают опрошенные ...

Подробнее
Что будет с рублем после праздников: прогноз аналитика - «Тема дня»

Что будет с рублем после праздников: прогноз аналитика - «Тема дня»

​ Во второй декаде января доллар будет торговаться в диапазоне 109–111 рублей, прогнозирует аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Подробнее
Курсы доллара и евро на 4 января - «Тема дня»

Курсы доллара и евро на 4 января - «Тема дня»

​ Российская валюта уступает доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 4 января 2025 года, составляет 101,6797 рубля (прежнее значение — 100,5281 рубля), официальный курс евро — 106,1028...

Подробнее

Разделы

Информация


С 1 января 2025 года единое пособие на очередного ребенка в семье будут назначать проактивно - «Финансы»

С 1 января 2025 года единое пособие на очередного ребенка в семье будут назначать проактивно - «Финансы»

Единое пособие на новорожденного ребенка будет назначаться без проведения комплексной оценки нуждаемости, если семья уже получает аналогичные выплаты на старших детей. С 1 января 2025 года правила назначения...

Подробнее

      
Курс валют сегодня