Нереальный бюджет - «Новости Банков» » Новости Банков
bottom-shape image

Нереальный бюджет - «Новости Банков»

Нереальный бюджет - «Новости Банков»
Проект бюджета на 2015–2017 годы рискует сильно не совпасть с реальностью

Проект федерального бюджета на 2015–2017 годы, который Госдума на следующей неделе должна рассмотреть во втором чтении, содержит риски неисполнения ряда ключевых параметров. Усиление зависимости бюджета от нефтегазовых доходов только повышает степень его нереалистичности.

По оценкам экспертов Института Гайдара и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, подготовивших заключение на проект бюджета, структура расходов главного финансового документа не способствует экономическому росту в стране.

Базовый вариант макроэкономического прогноза, лежащего в основе проекта бюджета, предполагает выход на трехпроцентный темп роста ВВП к 2017 году. Это представляется излишне оптимистичным ожиданием. Более вероятным будет потолок темпа роста ВВП на уровне 1,5–2% в год. Причем без учета вероятной реализации дополнительных внешнеполитических рисков и усиления взаимных санкций. В случае реализации этих негативных ожиданий динамика российской экономики и вовсе будет близка к нулевым отметкам.

Увеличение доходов бюджета в 2015 году на 517,4 млрд рублей (по сравнению с действующим законом о бюджете) будет происходить за счет роста прогнозных показателей по нефтегазовым доходам – почти на 900 млрд рублей. Причем преимущественно за счет курсовой разницы – был пересмотрен прогноз по курсу доллара с 34,3 рубля до 37,7 (на торгах 5 ноября средневзвешенный курс доллара достиг 44,4 рубля. – Прим. ред.). В то же время снижен прогноз по ненефтегазовым доходам на 381,2 млрд рублей.

Объемы Резервного фонда будут пополняться только за счет курсовой разницы, поскольку дополнительные нефтегазовые доходы – в среднем по 353 млрд рублей ежегодно – планируется использовать на замещение государственных заимствований в 2015–2017 годах. Эта цифра получилась чисто арифметически, за счет модификации «бюджетного правила», в ходе которой за основу в расчетах берется не базовая цена нефти в размере 96 долларов за баррель (средняя цена на нефть за последние 7–10 лет), а прогнозная – 100 долларов.

Усиление зависимости бюджета от нефтегазовых доходов увеличивает риски неисполнения бюджета в запланированных параметрах, что связано с повышенной волатильностью нефтяных цен, снижением уровня потребления нефти на фоне замедления темпов экономического роста в европейских странах. В случае резкого падения цен на нефть средства Резервного фонда могут понадобиться уже в следующем году.

Спорной является цифра дефицита бюджета на уровне 0,6% ВВП на 2015-й и последующие два года. Причем этот показатель был понижен с 1% до 0,6% ВВП по сравнению с прогнозом, заложенным федеральным законом № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов». Снижение произошло за счет увеличения оценки тех же нефтегазовых доходов, что весьма оптимистично на фоне ухудшающейся внешнеэкономической конъюнктуры.

Если говорить об источниках покрытия дефицита бюджета, то ресурсы как внешних, так и внутреннего рынков ограниченны. Международный долговой рынок пока закрыт из-за санкций, а внутренний уже лишился в 2015 году 700 млрд рублей в виде замороженных пенсионных накоплений. Ранее Пенсионный фонд РФ инвестировал эти средства в гособлигации. Рассматривать средства от приватизации в качестве источника финансирования дефицита бюджета также проблематично на фоне падения стоимости компаний в условиях рецессии. Да и запланированные поступления в бюджет средств от приватизации госимущества прогнозируются в 2015 году в объеме 158,5 млрд рублей и не смогут покрыть дефицит.

В целом проект бюджета противоречит идеям, заложенным в «Стратегии-2020», предусматривающим снижение доли нефтегазовых доходов в общем объеме доходов. В результате увеличение зависимости бюджета от конъюнктуры на мировом нефтяном рынке создает дополнительные риски.

Структура расходов федерального бюджета остается неэффективной и не способствующей увеличению темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Приоритет по-прежнему отдается «непроизводительным» расходам (национальная оборона, правоохранительная деятельность, госуправление, социальная политика) в ущерб производительным (образование, здравоохранение, инфраструктура производства).

Так, расходы на национальную оборону в 2015 году увеличиваются на 33% к уровню 2014 года – до 3,287 трлн рублей (4,2% ВВП). Больший номинальный прирост оборонных расходов в постсоветском периоде наблюдался лишь в 2000 и 2005 годах – 65,9% и 35,1% соответственно. Притом что доля секретных ассигнований увеличивается до 21% всех расходов федерального бюджета в 2015-м и до 24,6% в 2017 году. Возрастут и расходы на правоохранительную деятельность – на 3,7% до 2,1 трлн рублей (2,8% ВВП) в 2015 году.

Существенный рост расходов приходится на инфраструктурные проекты – развитие водного хозяйства, транспорт, дорожное хозяйство, а также связь и информатику. Так, прирост в 2015 и 2016 годах составит по каждому 26% к уровню 2014 года, а в 2017-м – 37%.

Расходы на инфраструктуру относятся к производительным. Однако в условиях сохранения непрозрачности процедуры планирования и распределения ассигнований столь существенное увеличение расходов на инфраструктуру вызывает ряд серьезных вопросов. Поэтому целесообразным представляется сокращение расходов на инфраструктурные проекты и установление жесткого контроля за целевыми показателями.

Структура расходов раздела «Социальная политика» свидетельствует о том, что приоритет отдается программам поддержки пожилых граждан, а не семей с детьми, которые в наибольшей степени подвержены риску бедности (2/3 малоимущих домохозяйств в России приходится на семьи с детьми). Так, расходы на пенсионное обеспечение в 2015 году увеличатся на 13%, а в 2017-м – на 40% к уровню 2014 года. Расходы по статье «Семья и детство» увеличатся в 2015 году на 16%, а в 2017-м – лишь на 9% к уровню 2014 года.

Несмотря на некоторый рост расходов на образование, их доля в объеме ВВП в 2015–2017 годах уменьшится с 0,9% в 2014 году до 0,7% в 2017-м. Вместе с тем необходимый минимум на образование должен составлять 1% ВВП. Доля расходов на здравоохранение также снижается – с 0,7% ВВП в 2014 году до 0,5% ВВП. Номинальный объем расходов на здравоохранение к 2017 году будет уменьшен на 22,5% по сравнению с 2014-м.

Неоправданной выглядит тенденция к сокращению реального объема межбюджетных трансфертов. Доля этой статьи расходов постепенно будет уменьшаться с нынешних 2,17% ВВП до 1,81% в 2017 году. Причем снижение объемов межбюджетных трансфертов регионам будет происходить на фоне падения общего уровня их собственных налоговых и неналоговых доходов, а также роста расходных обязательств, связанных с указами президента России по социальной политике, подписанными в мае 2012 года. Следствием такой политики станет дальнейшее усиление несбалансированности бюджетов регионов и рост регионального долга, что поставит под угрозу исполнение действующих социальных обязательств, а также реализацию долгосрочных стратегий регионального развития.

Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ, директор по научной работе Института Гайдара, Екатерина ПОСПЕЛОВА, старший научный сотрудник Института Гайдара, для


Проект бюджета на 2015–2017 годы рискует сильно не совпасть с реальностью Проект федерального бюджета на 2015–2017 годы, который Госдума на следующей неделе должна рассмотреть во втором чтении, содержит риски неисполнения ряда ключевых параметров. Усиление зависимости бюджета от нефтегазовых доходов только повышает степень его нереалистичности. По оценкам экспертов Института Гайдара и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, подготовивших заключение на проект бюджета, структура расходов главного финансового документа не способствует экономическому росту в стране. Базовый вариант макроэкономического прогноза, лежащего в основе проекта бюджета, предполагает выход на трехпроцентный темп роста ВВП к 2017 году. Это представляется излишне оптимистичным ожиданием. Более вероятным будет потолок темпа роста ВВП на уровне 1,5–2% в год. Причем без учета вероятной реализации дополнительных внешнеполитических рисков и усиления взаимных санкций. В случае реализации этих негативных ожиданий динамика российской экономики и вовсе будет близка к нулевым отметкам. Увеличение доходов бюджета в 2015 году на 517,4 млрд рублей (по сравнению с действующим законом о бюджете) будет происходить за счет роста прогнозных показателей по нефтегазовым доходам – почти на 900 млрд рублей. Причем преимущественно за счет курсовой разницы – был пересмотрен прогноз по курсу доллара с 34,3 рубля до 37,7 (на торгах 5 ноября средневзвешенный курс доллара достиг 44,4 рубля. – Прим. ред.). В то же время снижен прогноз по ненефтегазовым доходам на 381,2 млрд рублей. Объемы Резервного фонда будут пополняться только за счет курсовой разницы, поскольку дополнительные нефтегазовые доходы – в среднем по 353 млрд рублей ежегодно – планируется использовать на замещение государственных заимствований в 2015–2017 годах. Эта цифра получилась чисто арифметически, за счет модификации «бюджетного правила», в ходе которой за основу в расчетах берется не базовая цена нефти в размере 96 долларов за баррель (средняя цена на нефть за последние 7–10 лет), а прогнозная – 100 долларов. Усиление зависимости бюджета от нефтегазовых доходов увеличивает риски неисполнения бюджета в запланированных параметрах, что связано с повышенной волатильностью нефтяных цен, снижением уровня потребления нефти на фоне замедления темпов экономического роста в европейских странах. В случае резкого падения цен на нефть средства Резервного фонда могут понадобиться уже в следующем году. Спорной является цифра дефицита бюджета на уровне 0,6% ВВП на 2015-й и последующие два года. Причем этот показатель был понижен с 1% до 0,6% ВВП по сравнению с прогнозом, заложенным федеральным законом № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов». Снижение произошло за счет увеличения оценки тех же нефтегазовых доходов, что весьма оптимистично на фоне ухудшающейся внешнеэкономической конъюнктуры. Если говорить об источниках покрытия дефицита бюджета, то ресурсы как внешних, так и внутреннего рынков ограниченны. Международный долговой рынок пока закрыт из-за санкций, а внутренний уже лишился в 2015 году 700 млрд рублей в виде замороженных пенсионных накоплений. Ранее Пенсионный фонд РФ инвестировал эти средства в гособлигации. Рассматривать средства от приватизации в качестве источника финансирования дефицита бюджета также проблематично на фоне падения стоимости компаний в условиях рецессии. Да и запланированные поступления в бюджет средств от приватизации госимущества прогнозируются в 2015 году в объеме 158,5 млрд рублей и не смогут покрыть дефицит. В целом проект бюджета противоречит идеям, заложенным в «Стратегии-2020», предусматривающим снижение доли нефтегазовых доходов в общем объеме доходов. В результате увеличение зависимости бюджета от конъюнктуры на мировом нефтяном рынке создает дополнительные риски. Структура расходов федерального бюджета остается неэффективной и не способствующей увеличению темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Приоритет по-прежнему отдается «непроизводительным» расходам (национальная оборона, правоохранительная деятельность, госуправление, социальная политика) в ущерб производительным (образование, здравоохранение, инфраструктура производства). Так, расходы на национальную оборону в 2015 году увеличиваются на 33% к уровню 2014 года – до 3,287 трлн рублей (4,2% ВВП). Больший номинальный прирост оборонных расходов в постсоветском периоде наблюдался лишь в 2000 и 2005 годах – 65,9% и 35,1% соответственно. Притом что доля секретных ассигнований увеличивается до 21% всех расходов федерального бюджета в 2015-м и до 24,6% в 2017 году. Возрастут и расходы на правоохранительную деятельность – на 3,7% до 2,1 трлн рублей (2,8% ВВП) в 2015 году. Существенный рост расходов приходится на инфраструктурные проекты – развитие водного хозяйства, транспорт, дорожное хозяйство, а также связь и информатику. Так, прирост в 2015 и 2016 годах составит по каждому 26% к уровню 2014 года, а в 2017-м – 37%. Расходы на инфраструктуру относятся к производительным. Однако в условиях сохранения непрозрачности процедуры планирования и распределения ассигнований столь существенное увеличение расходов на инфраструктуру вызывает ряд серьезных вопросов. Поэтому целесообразным представляется сокращение расходов на инфраструктурные проекты и установление жесткого контроля за целевыми показателями. Структура расходов раздела «Социальная политика» свидетельствует о том, что приоритет отдается программам поддержки пожилых граждан, а не семей с детьми, которые в наибольшей степени подвержены риску бедности (2/3 малоимущих домохозяйств в России приходится на семьи с детьми). Так, расходы на пенсионное обеспечение в 2015 году увеличатся на 13%, а в 2017-м – на 40% к уровню 2014 года. Расходы по статье «Семья и детство» увеличатся в 2015 году на 16%, а в 2017-м – лишь на 9% к уровню 2014 года. Несмотря на некоторый рост расходов на образование, их доля в объеме ВВП в 2015–2017 годах уменьшится с 0,9% в 2014 году до 0,7% в 2017-м. Вместе с тем необходимый минимум на образование должен составлять 1% ВВП. Доля расходов на здравоохранение также снижается – с 0,7% ВВП в 2014 году до 0,5% ВВП. Номинальный объем расходов на здравоохранение к 2017 году будет уменьшен на 22,5% по сравнению с 2014-м. Неоправданной выглядит тенденция к сокращению реального объема межбюджетных трансфертов. Доля этой статьи расходов постепенно будет уменьшаться с нынешних 2,17% ВВП до 1,81% в 2017 году. Причем снижение объемов межбюджетных трансфертов регионам будет происходить на фоне падения общего уровня их собственных налоговых и неналоговых доходов, а также роста расходных обязательств, связанных с указами президента России по социальной политике, подписанными в мае 2012 года. Следствием такой политики станет дальнейшее усиление несбалансированности бюджетов регионов и рост регионального долга, что поставит под угрозу исполнение действующих социальных обязательств, а также реализацию долгосрочных стратегий регионального развития. Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ, директор по научной работе Института Гайдара, Екатерина ПОСПЕЛОВА, старший научный сотрудник Института Гайдара, для

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Следите за новыми промоакциями от Pari

Следите за новыми промоакциями от Pari

Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и

Подробнее
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое

Подробнее
От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в

Подробнее
Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

На Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября

Подробнее
Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Среди русскоязычных игроков прекрасно известен один из самых ярких игровых

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

КС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что законом не установлена. В этих целях не следует "притягивать за уши" некоторые нормы, которые вообще про другое (как поступили земконтроль...

Подробнее

      
Курс валют сегодня