«На бронетранспортерах сейчас экономику не вырастишь» - «Интервью» » Новости Банков
bottom-shape image

«На бронетранспортерах сейчас экономику не вырастишь» - «Интервью»

«На бронетранспортерах сейчас экономику не вырастишь» - «Интервью»

Банки.ру поговорил с экономико-географом, профессором географического факультета МГУ Натальей ЗУБАРЕВИЧ о том, могут ли российские регионы развиваться без указки Москвы, есть ли у власти возможности влиять на ценности общества и когда Россия сможет позволить себе экономический рост без оглядки на нефтяные ресурсы.

Сейчас очень модной стала книга американских экономистов, название которой в русском переводе звучит как «Почему одни страны богатые, а другие бедные». Хочу переиначить этот вопрос и задать его вам: почему одни регионы в России богатые, а другие — бедные?

— Как правило, лучше и быстрее развиваются, становятся богаче регионы с конкурентными преимуществами. Потому что без наличия оных у вас нет драйверов развития. А если брать исторические эпохи, то базовыми конкурентными преимуществами тогда были те, которые не очень зависят от человека: либо обеспеченность ресурсами, либо географическое положение — так вы могли зарабатывать на торговле.

По мере развития стран конкурентные преимущества стали смещаться в сторону тех, которые уже даны не от природы, а созданы самими людьми, обществом. Их очень легко перечислить. Конкурентные преимущества «второй природы» (тут я фактически цитирую ученых, в частности Пола Кругмана) — это, во-первых, крупные агломерации, где не только происходит концентрация деятельности, но и устанавливается ее разнообразие, которое тоже способствует развитию. Поэтому мы говорим сейчас о мировых городах, о том, что они двигают экономику вперед, — и понятно, что это уже не индустриальная экономика, а экономика услуг, экономика мозгов. Второе конкурентное преимущество, также созданное обществом, — это человеческий капитал. А третье — институты, нормы и правила, по которым живет общество, в том числе инвестиционные условия для бизнеса, качество госуправления. Это очень широкое понятие: сюда входит и то, как люди в этом обществе относятся к воровству, что позволяют политикам и так далее… Когда эти факторы становятся базовыми, результат создается кумулятивным эффектом: чем лучше исходный уровень этих факторов, тем легче развиваться. Переход — дело сложное, как правило, здесь много институциональных барьеров — не только в системе госуправления, но и в системе ценностей общества.

— В чем у нас проявляются эти барьеры?

— У нас они хорошо известны. Прежде всего, гигантская дистанция власти, чудовищное неприятие неопределенности: мы не любим рисковать, не любим входить в ситуацию, в которой нам мало что понятно. Тут то самое правило «лишь бы не было войны», а остальное все сойдет. Третье — это очень короткий горизонт планирования. Страна, в которой было столько всего, разучилась планировать вдолгую — потому что кирпич может упасть на тебя без предупреждения. А без долгосрочного планирования трудно сформулировать и реализовать долгосрочные цели развития. Четвертое — очень низкая культура компромисса. А весь бизнес построен именно на ней: надо договариваться, учитывать интересы партнеров. У нас «компромисс» — ругательное слово: «пришлось пойти на компромисс», а не «достичь компромисса». И последний, пятый фактор очень важен: у нас в обществе очень низкий уровень доверия. Когда нет доверия между людьми, невозможно создать структуру гражданского общества: чтобы взаимодействовать с другими людьми, надо им доверять. У нас фокус на другом: очень высокий уровень доверия в межсемейных и малых группах друзей и родственников. Вот на этом мы держимся. Но широкого доверия к обществу нет — межгрупповое доверие у нас очень низкое. И это все очень долгие факторы, это ценности — а они быстро не меняются.

Может ли власть как-то повлиять на ценности общества?

— Корни этих проблем, безусловно, в обществе. Но власть может эти проблемы усугублять или что-то делать в направлении внедрения более эффективных, развивающих ценностей. Тут уже очень многое зависит от власти: она формирует школьную программу, культурные нормы и стереотипы. И лично я не снимаю вины с власти в том, что она вот эти неэффективные архетипы закрепляет. И регионы, конечно, не автономны, они встроены в этот контекст.

Тогда за счет чего развиваются российские регионы?

— А у нас два конкурентных преимущества в стране: нефтегазовые ресурсы, которые суперэффективны в нашей системе, и наличие суперагломерационного эффекта. Ведущие нефтегазовые регионы и федеральные города у нас лидеры по всем показателям экономического развития. А вот дальше начинается интересная история. Есть регионы, у которых какие-то конкурентные преимущества есть, но в них существуют и немаленькие барьеры. Кто-то максимизирует преимущества — тот же Татарстан: у них до сих пор своя нефтяная компания — значит, хотя бы налоги на прибыль идут в региональный бюджет. В Татарстане же довольно четко отстроена система управления — да, есть кланы, как и везде, но эти кланы выстроены в некую систему, которая может производить продукт в виде государственного управления. Элита там более мотивированна, а ведь люди имеют значение.

Есть регионы, где основную часть результата приносит сырье. Тот же Красноярский край — тоже регион не бедный, но мы понимаем, за счет чего: никель, алюминий, нефть…

Некоторые регионы хорошо используют преимущества в виде очень выгодного аграрного потенциала. Та же Белгородская область — хорошие земли, инфраструктура, досягабельное расстояние до крупных рынков сбыта. Есть Калуга, которая была середнячком, но рванула — до Москвы недалеко, очень сильная управленческая команда, очень правильная работа с крупными инвесторами. Сейчас, правда, есть проблемы, но все равно базовое преимущество в виде выгодного пристоличного расположения было конвертировано, потому что команда сработала и она играла вдолгую. Они начали преобразования в 2003 году, первые деньги получили в 2007-м — четыре года работы на результат, а у нас это не очень принято, ведь отчитываться надо в конце года. Так что получается, что у этой догоняющей группы есть какие-то преимущества. Они разные, и результаты разные. Но шансы на то, что из этого что-то выйдет, есть.

А если про тех, у кого результаты пониже? С ними какая история?

— Есть середина, у нас практически две трети всех регионов экономически и даже по социальным показателям не сильно отличаются друг от друга. И наконец, есть хвост. Это полтора десятка регионов. В основном это слаборазвитые республики, где мы четко понимаем, что главная проблема — очень патриархальная структура общества, полуфеодальные отношения, то есть институциональные барьеры.

А вторая небольшая группа (ее «лицо» — Ивановская область) — это депрессивные регионы, где старая структура экономики уже ничего не генерирует, и им очень тяжело. У них должен пройти этап «сбрасывания» неэффективных отраслей. Та же Курганская область со старым советским машиностроением — на бронетранспортерах сейчас экономику не вырастишь.

Как правило, в таких регионах плохое качество элиты, управленческих кадров. Часто (Псков, Иваново) — очень постаревшее население и достаточно серьезный миграционный отток: те, кто может уехать, уезжают. Человеческий капитал не аккумулируется. Или историческая практика. Клановая система на Северном Кавказе буквально до сегодняшнего дня — основа структурирования общества. «Он племянник уважаемого человека, как мы ему не дадим эту должность?» Да у нас и в Москве почти то же самое происходит.

Это этап. И он должен быть прожит. Нельзя это сделать за полтора года.

А как долгое экономическое развитие страны за счет добычи и экспорта нефти отразилось в общем на регионах?

— Дифференциация между регионами немного смягчилась: как только пошли нефтяные деньги (а это огромная рента), выросли масштабы перераспределения, менее развитым регионам в объемах стали помогать больше. Что позволило смягчить неравенство по доходам населения: когда трансферты попадают в бюджет, потом эти деньги тратятся на образование, здравоохранение, соцзащиту — это все учитывается в валовом региональном продукте. И вот теперь у нас большой вызов: нефтяная рента скукожилась и в общем уже столько денег давать не будет. За прошлые три года объем трансфертов в рублях практически не рос — был в пределах 1,5—1,6 триллиона рублей. А вот с 2016 года явно сократится. То есть смягчающего эффекта в дальнейшем ожидать не стоит.

Наша страна реально не может быть выровнена. Страна с такой разницей в условиях, в населении по различным регионам, в концентрации крупных городов, с чудовищной транспортной инфраструктурой в некоторых местах будет решать эти проблемы очень долго. В любом случае нам надо научиться эффективно делать две вещи: стимулировать то, что может развиваться (уверяю вас, это не проекты типа сочинской Олимпиады или саммита АТЭС), и проводить более таргетированную политику социального выравнивания. Это нам надо больше всего. Страна, которая допускает чудовищный уровень неравенства, допускает тем самым чудовищные риски. Нас ждет впереди мучительная перестройка системы социальных услуг и еще более мучительное (потому что интересантов не так много) создание системы реальных стимулов там, где есть конкурентное преимущество. Это очень долго, медленно и мучительно.

А как долго?

— «Вскрытие» покажет. Можно вообще идти в противоположную сторону, а потом возвращаться в исходную точку. Вот с Олимпиадой и саммитом мы уходили в другую сторону, а сейчас посмотрим, как будем возвращаться в исходную точку. Никаких правильных решений сразу здесь нет. И если мы настроимся на долгую работу, поймем, что понты и пальцы веером — не инструмент развития, то, может, что-то получится.

Тема инвестиций — больная как для регионов, так и для страны вообще. Хотят больше, а не получается. Когда наши регионы станут инвестиционно привлекательными?

— Хотеть не вредно — инвестиции у нас падают четвертый год. И вообще, при чем тут регионы? Кто у нас отвечает за прокуратуру, налоговую, санэпидемконтроль? Вы знаете, что у регионов отобрано право давать лицензию на добычу хоть сколько-то важных полезных ископаемых в больших количествах, кроме, может, известняка да щебня с галькой? А ведь эти лицензии согласуются в Минприроды порой и за три года… Ничего не выйдет, пока движение не пойдет с двух концов: федералы и регионы. Потому что часть регионов пытается биться, но натыкается непрерывно на эти барьеры. И потом, риски в России зачастую лежат не в плоскости регионов. Не бывает улицы, на которой тротуар подметен, а дорога завалена булыжниками.

Можно ли вообще что-то делать без указки Москвы в этих условиях?

— Да, пожалуй. В компетенции регионов их политика в отношении муниципалитетов. Не полностью, потому что основные рамки заданы федеральным законодательством, а оно сделало все для того, чтобы лишить крупные города денег. В бюджеты регионов поступает только 15% от собранного ими налога на доходы физлиц, а ведь это базовый дня них налог. У нас крупные города оказались супердотационными. А это означает, что город не решает ничего. Его развитие в основном определяется федеральными властями. Правильно ли это? Нет, потому что город и регион идут в паре, так же как регион и федерация. Это части и целое. Никогда не бывает так, чтобы интересы части полностью совпадали с интересами целого. Культура компромисса, договоренности, умение уступать, находить некую точку, где учитываются и те и другие, — это нам нужно, а не умение только лишь принимать репрессивные законы. В России доминирует другая культура: «Ты, сволочь, мэр, со мной споришь — значит, снесем тебя и поставим своего». И мы очень плохо используем потенциал развития крупных городов — региональных центров. Хотя, если возвращаться к инвестициям, до 60% инвестиций в города идут в региональные центры. Потому что бизнес не дурак: торговые центры, сервисы, жилье – все это там. То есть экономика вроде и пробивается, но через огромные барьеры...

Вот вы говорите про те из регионов, в которых смогли что-то сделать, а ведь Татарстан, например, имеет статус республики…

— А что, на него не распространяются те же федеральные законы? У него, конечно, есть преимущества: с 1990-х годов у Татарстана сложилась особая система взаимоотношений с федеральным центром. Татарстан великолепно придумывает большие проекты — все эти «тысячелетия Казани» (а ей на деле существенно меньше), Универсиада, «Смарт-сити», «Иннополис»… Это тоже, конечно, имиджевые проекты, но под это дело федералы щедро отсыпали материальной помощи. Были годы перед Универсиадой, когда доля трансфертов в бюджете Татарстана достигала 35%, а в среднем по России было 17—18%. Это была, конечно, особая поддержка.

Татарстан — последняя республика (сейчас, правда, прибавилась Чечня, но там другая история), у которой есть своя нефтяная компания, платящая налог на прибыль по республике, о чем я уже говорила. Потому что все остальное весь наш «крупняк» собрал на штаб-квартиры в Москве, Санкт-Петербурге… Офшорная схема как работала, так и работает в большинстве случаев.

Также плюс Татарстана — очень вменяемая власть. Основы заложил Шаймиев (Минтимер Шаймиев — первый президент Татарстана. — Прим. ред.), мудрейший человек, и это наследуется. Здесь тоже есть кланы, как и везде, разные бизнес-интересы, но есть арбитр, который способен это как-то координировать. И вот эта политическая культура (пусть отчасти очень патриархальная) работает. То есть, получается, все истории успеха регионов всегда можно разложить на компоненты, а вот история неудач…

Это как «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», только наоборот…

— Да, в России наоборот. Здесь каждый успешный регион использовал разные факторы развития. Но всегда почти условием успешности служили лидерские качества губернатора и наличие сильной управленческой команды. Без этого очень тяжело.

Не так давно в России прошли парламентские выборы, их итоги известны. Как повлияют они на экономику регионов? Какие политические решения в принципе способны на нее влиять?

— Дума — место не просто для дискуссий, но и для принятия решений. Они туда поступают. Политолог Екатерина Шульман, на мой взгляд, права: интересы регионов в этой Думе будут представлены чуть лучше. Но когда, опять же, придет команда «сверху» голосовать за что-то федеральное именно так, а не иначе — проголосуют без вопросов. А вот когда будет торг (а торг есть в каждой Думе), более явную представленность регионов этот торг усилит. Что хорошо, потому что торг — это тоже согласительная процедура. Это один из способов достижения компромисса.

Есть регионы, где добыча полезных ископаемых, прежде всего нефти, чуть ли не единственная более-менее развитая сфера экономики. Как вы считаете, эта модель эффективна?

— Таких моноэкономик немного, и, как правило, они нефте- или газодобывающие. На короткую перспективу — да, эффективно. Дальше будут проблемы по простой причине: запасы будут иссекать. А городов-трехсоттысячников уже успели настроить. Поэтому я вижу серьезные риски, но это горизонт 20—40 лет, а государство так далеко не планирует. Часто мы разбираемся с моногородами других отраслей, более проблемных — машиностроение, текстиль… Это города, в которых предприятия утратили конкурентоспособность, и часто довольно давно. А нефтегаз пока ничего не утратил.

Но ведь утратит.

— Знаете, давайте решать проблемы по мере их поступления. Мы уже «насажали» туда трехсоттысячных городов. В марте я была в Новом Уренгое, который начинался как город на 50—60 тысяч человек. Сейчас официально 120 тысяч, а реально 160—170 тысяч. Идем ровно по тому же советскому пути: зарплаты там есть, и люди едут. И это плохая история, когда бизнес сам строит. Вот сейчас новые месторождения в Восточной Сибири — и никаких городов. Давно существующие как «база плюс вахта». А этот город рос в 1990-е, продолжил в 2000-е. Ну и «Газпром» ведь — самая советская структура, тоже надо понимать.

У нас вообще много пережитков советских структур.

— Скажу за «Газпром», хотя таких примеров, как вы говорите, больше: когда денег немерено, когда налоговая база и пошлины мягче, чем у нефтяников, процесс перевода советской структуры в бизнес-структуру идет неспешно.

Беседовала Эмма ТЕРЧЕНКО,


Банки.ру поговорил с экономико-географом, профессором географического факультета МГУ Натальей ЗУБАРЕВИЧ о том, могут ли российские регионы развиваться без указки Москвы, есть ли у власти возможности влиять на ценности общества и когда Россия сможет позволить себе экономический рост без оглядки на нефтяные ресурсы. — Сейчас очень модной стала книга американских экономистов, название которой в русском переводе звучит как «Почему одни страны богатые, а другие бедные». Хочу переиначить этот вопрос и задать его вам: почему одни регионы в России богатые, а другие — бедные? — Как правило, лучше и быстрее развиваются, становятся богаче регионы с конкурентными преимуществами. Потому что без наличия оных у вас нет драйверов развития. А если брать исторические эпохи, то базовыми конкурентными преимуществами тогда были те, которые не очень зависят от человека: либо обеспеченность ресурсами, либо географическое положение — так вы могли зарабатывать на торговле. По мере развития стран конкурентные преимущества стали смещаться в сторону тех, которые уже даны не от природы, а созданы самими людьми, обществом. Их очень легко перечислить. Конкурентные преимущества «второй природы» (тут я фактически цитирую ученых, в частности Пола Кругмана) — это, во-первых, крупные агломерации, где не только происходит концентрация деятельности, но и устанавливается ее разнообразие, которое тоже способствует развитию. Поэтому мы говорим сейчас о мировых городах, о том, что они двигают экономику вперед, — и понятно, что это уже не индустриальная экономика, а экономика услуг, экономика мозгов. Второе конкурентное преимущество, также созданное обществом, — это человеческий капитал. А третье — институты, нормы и правила, по которым живет общество, в том числе инвестиционные условия для бизнеса, качество госуправления. Это очень широкое понятие: сюда входит и то, как люди в этом обществе относятся к воровству, что позволяют политикам и так далее… Когда эти факторы становятся базовыми, результат создается кумулятивным эффектом: чем лучше исходный уровень этих факторов, тем легче развиваться. Переход — дело сложное, как правило, здесь много институциональных барьеров — не только в системе госуправления, но и в системе ценностей общества. — В чем у нас проявляются эти барьеры? — У нас они хорошо известны. Прежде всего, гигантская дистанция власти, чудовищное неприятие неопределенности: мы не любим рисковать, не любим входить в ситуацию, в которой нам мало что понятно. Тут то самое правило «лишь бы не было войны», а остальное все сойдет. Третье — это очень короткий горизонт планирования. Страна, в которой было столько всего, разучилась планировать вдолгую — потому что кирпич может упасть на тебя без предупреждения. А без долгосрочного планирования трудно сформулировать и реализовать долгосрочные цели развития. Четвертое — очень низкая культура компромисса. А весь бизнес построен именно на ней: надо договариваться, учитывать интересы партнеров. У нас «компромисс» — ругательное слово: «пришлось пойти на компромисс», а не «достичь компромисса». И последний, пятый фактор очень важен: у нас в обществе очень низкий уровень доверия. Когда нет доверия между людьми, невозможно создать структуру гражданского общества: чтобы взаимодействовать с другими людьми, надо им доверять. У нас фокус на другом: очень высокий уровень доверия в межсемейных и малых группах друзей и родственников. Вот на этом мы держимся. Но широкого доверия к обществу нет — межгрупповое доверие у нас очень низкое. И это все очень долгие факторы, это ценности — а они быстро не меняются. — Может ли власть как-то повлиять на ценности общества? — Корни этих проблем, безусловно, в обществе. Но власть может эти проблемы усугублять или что-то делать в направлении внедрения более эффективных, развивающих ценностей. Тут уже очень многое зависит от власти: она формирует школьную программу, культурные нормы и стереотипы. И лично я не снимаю вины с власти в том, что она вот эти неэффективные архетипы закрепляет. И регионы, конечно, не автономны, они встроены в этот контекст. — Тогда за счет чего развиваются российские регионы? — А у нас два конкурентных преимущества в стране: нефтегазовые ресурсы, которые суперэффективны в нашей системе, и наличие суперагломерационного эффекта. Ведущие нефтегазовые регионы и федеральные города у нас лидеры по всем показателям экономического развития. А вот дальше начинается интересная история. Есть регионы, у которых какие-то конкурентные преимущества есть, но в них существуют и немаленькие барьеры. Кто-то максимизирует преимущества — тот же Татарстан: у них до сих пор своя нефтяная компания — значит, хотя бы налоги на прибыль идут в региональный бюджет. В Татарстане же довольно четко отстроена система управления — да, есть кланы, как и везде, но эти кланы выстроены в некую систему, которая может производить продукт в виде государственного управления. Элита там более мотивированна, а ведь люди имеют значение. Есть регионы, где основную часть результата приносит сырье. Тот же Красноярский край — тоже регион не бедный, но мы понимаем, за счет чего: никель, алюминий, нефть… Некоторые регионы хорошо используют преимущества в виде очень выгодного аграрного потенциала. Та же Белгородская область — хорошие земли, инфраструктура, досягабельное расстояние до крупных рынков сбыта. Есть Калуга, которая была середнячком, но рванула — до Москвы недалеко, очень сильная управленческая команда, очень правильная работа с крупными инвесторами. Сейчас, правда, есть проблемы, но все равно базовое преимущество в виде выгодного пристоличного расположения было конвертировано, потому что команда сработала и она играла вдолгую. Они начали преобразования в 2003 году, первые деньги получили в 2007-м — четыре года работы на результат, а у нас это не очень принято, ведь отчитываться надо в конце года. Так что получается, что у этой догоняющей группы есть какие-то преимущества. Они разные, и результаты разные. Но шансы на то, что из этого что-то выйдет, есть. — А если про тех, у кого результаты пониже? С ними какая история? — Есть середина, у нас практически две трети всех регионов экономически и даже по социальным показателям не сильно отличаются друг от друга. И наконец, есть хвост. Это полтора десятка регионов. В основном это слаборазвитые республики, где мы четко понимаем, что главная проблема — очень патриархальная структура общества, полуфеодальные отношения, то есть институциональные барьеры. А вторая небольшая группа (ее «лицо» — Ивановская область) — это депрессивные регионы, где старая структура экономики уже ничего не генерирует, и им очень тяжело. У них должен пройти этап «сбрасывания» неэффективных отраслей. Та же Курганская область со старым советским машиностроением — на бронетранспортерах сейчас экономику не вырастишь. Как правило, в таких регионах плохое качество элиты, управленческих кадров. Часто (Псков, Иваново) — очень постаревшее население и достаточно серьезный миграционный отток: те, кто может уехать, уезжают. Человеческий капитал не аккумулируется. Или историческая практика. Клановая система на Северном Кавказе буквально до сегодняшнего дня — основа структурирования общества. «Он племянник уважаемого человека, как мы ему не дадим эту должность?» Да у нас и в Москве почти то же самое происходит. Это этап. И он должен быть прожит. Нельзя это сделать за полтора года. — А как долгое экономическое развитие страны за счет добычи и экспорта нефти отразилось в общем на регионах? — Дифференциация между регионами немного смягчилась: как только пошли нефтяные деньги (а это огромная рента), выросли масштабы перераспределения, менее развитым регионам в объемах стали помогать больше. Что позволило смягчить неравенство по доходам населения: когда трансферты попадают в бюджет, потом эти деньги тратятся на образование, здравоохранение, соцзащиту — это все учитывается в валовом региональном продукте. И вот теперь у нас большой вызов: нефтяная рента скукожилась и в общем уже столько денег давать не будет. За прошлые три года объем трансфертов в рублях практически не рос — был в пределах 1,5—1,6 триллиона рублей. А вот с 2016 года явно сократится. То есть смягчающего эффекта в дальнейшем ожидать не стоит. Наша страна реально не может быть выровнена. Страна с такой разницей в условиях, в населении по различным регионам, в концентрации крупных городов, с чудовищной транспортной инфраструктурой в некоторых местах будет решать эти проблемы очень долго. В любом случае нам надо научиться эффективно делать две вещи: стимулировать то, что может развиваться (уверяю вас, это не проекты типа сочинской Олимпиады или саммита АТЭС), и проводить более таргетированную политику социального выравнивания. Это нам надо больше всего. Страна, которая допускает чудовищный уровень неравенства, допускает тем самым чудовищные риски. Нас ждет впереди мучительная перестройка системы социальных услуг и еще более мучительное (потому что интересантов не так много) создание системы реальных стимулов там, где есть конкурентное преимущество. Это очень долго, медленно и мучительно. — А как долго? — «Вскрытие» покажет. Можно вообще идти в противоположную сторону, а потом возвращаться в исходную точку. Вот с Олимпиадой и саммитом мы уходили в другую сторону, а сейчас посмотрим, как будем возвращаться в исходную точку. Никаких правильных решений сразу здесь нет. И если мы настроимся на долгую работу, поймем, что понты и пальцы веером — не инструмент развития, то, может, что-то получится. — Тема инвестиций — больная как для регионов, так и для страны вообще. Хотят больше, а не получается. Когда наши регионы станут инвестиционно привлекательными? — Хотеть не вредно — инвестиции у нас падают четвертый год. И вообще, при чем тут регионы? Кто у нас отвечает за прокуратуру, налоговую, санэпидемконтроль? Вы знаете, что у регионов отобрано право давать лицензию на добычу хоть сколько-то важных полезных ископаемых в больших количествах, кроме, может, известняка да щебня с галькой? А ведь эти лицензии согласуются в Минприроды порой и за три

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Следите за новыми промоакциями от Pari

Следите за новыми промоакциями от Pari

Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и

Подробнее
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое

Подробнее
От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в

Подробнее
Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

На Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября

Подробнее
Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Среди русскоязычных игроков прекрасно известен один из самых ярких игровых

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

КС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что законом не установлена. В этих целях не следует "притягивать за уши" некоторые нормы, которые вообще про другое (как поступили земконтроль...

Подробнее

      
Курс валют сегодня