Гарегин Тосунян: «У меня аллергия на нарушение здравого смысла» - «Интервью» » Новости Банков
bottom-shape image

Гарегин Тосунян: «У меня аллергия на нарушение здравого смысла» - «Интервью»





Гарегин Тосунян: «У меня аллергия на нарушение здравого смысла» - «Интервью»

Глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин ТОСУНЯН рассказал в интервью порталу Банки.ру, что он думает об объединении с Ассоциацией «Россия» и о восстановлении отечественной банковской системы после кризиса, нужно ли регулировать ставки по вкладам и какую статью в Гражданском кодексе давно пора отменить.

— Как вы оцениваете посткризисное состояние российской банковской системы?

— Главное, что точку перегиба удалось пройти. По ряду параметров система восстанавливается успешно — например, вклады населения по сравнению с предыдущим годом выросли более чем на 30%. Конечно, до 2008 года рост был выше, но в 2008—2010 годах его темпы замедлялись. По потребительскому кредитованию — несколько иная картина: были провал на 11% в 2009-м и рост на 14% в 2010-м.

По кредитованию и активам рост в целом составил 12—14%, но нельзя сказать, что этого достаточно. Такой темп, по сути, даст полное восстановление лишь через год-два и обеспечит в лучшем случае 4% роста ВВП.

Восстановление системы идет, но с учетом общего отставания экономики быть довольным этим восстановлением нельзя.

— А при каких условиях оно могло бы быть более энергичным?

— Если бы мы честно признались, что источник инфляции кроется не в темпах роста банковской системы, а наоборот — она порождается совсем другими, не монетарными факторами. Порождается тарфляцией, тарифной политикой и отсутствием долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, в основные средства, в производство, которое как раз тянет за собой восстановление экономики и снижение инфляции.

А мы упорствуем, мы настаиваем на том, что надо быть осторожными, сдерживать темпы роста кредитования, поскольку именно в нем якобы кроется риск подъема инфляции. Мне кажется, мы сами себя обрекаем на очень медленное выползание из кризиса.

— Возможно ли в данной ситуации повысить эффективность работы банковской системы? И если да — то как?

— Это, безусловно, возможно, потому что у нас огромные ресурсы. Только в нашей стране часто делают то, что создает условия для неэффективной работы, в том числе и банковской системы. Однако очень легко повернуть все в другом направлении. Нужна просто политическая воля.

Мы постоянно увлекаемся какими-то второстепенными проблемами. Вернее, проблемы-то, может быть, не очень второстепенные, но подходы к их решению вызывают сомнения. Например, сейчас многим средним банкам предъявляются претензии, что у них средняя ставка по вкладам выше, чем у топ-10, и слишком высокие темпы роста вкладов или кредитного портфеля. Эти банки обращаются в АРБ и спрашивают: «Скажите, а разве это плохо, когда темпы роста хорошие? Если у нас ставка по рублевым депозитам всего 8,5% годовых, но, тем не менее, портфель растет, это разве плохо?»

Причем 8,5% — это сегодня невысокая ставка по вкладам, но она выше, чем средняя у первый десятки. Половина банков из этой десятки сейчас вообще не нуждается в привлечении денег, у них и так избыток ресурсов — соответственно, и ставка низкая.

Средние банки просят дать им понятные ориентиры, которых они бы придерживались. Но какие? Не дай бог вырасти больше, чем на столько-то процентов? Или ориентиры должны заключаться в соблюдении банками нормативных требований ЦБ? Так большинство банков этим требованиям удовлетворяет, чего от них хотеть еще?

Я считаю, что основные надзорные требования должны быть направлены на более глобальные вещи. Не гоняться за мелочевкой и якобы наводить порядок на дорогах или на рынках, убирая бабулек с морковкой или водителей «Жигулей», потому что их что-то много развелось. А заниматься дорожным строительством, крупными инвестициями, созданием стимулов для их привлечения и системы их защиты… А мы постоянно бегаем и постоянно кого-то ловим, вот этого я никак не могу понять. И все это под высочайшим предлогом якобы «заботы о стабильности системы».

Надзор и регулирование должны быть направлены интегрально на развитие, а точечно — на преследование тех, кто одиозен. А не наоборот — интегрально на подавление, а точечно — на тех, кого можно поддержать и простимулировать государственными средствами. Вот каким образом можно добиться эффективности.

— Как, по вашему мнению, должен действовать ЦБ в отношении ставок по вкладам?

— Логически это очень простая вещь, я ее могу объяснить буквально на арифметическом уровне. Этот параметр может вычислить и рекомендовать любой школьник. Нужен уровень средней ставки? Берешь первую сотню банков, определяешь среднюю ставку и эту ставку первый же сотне и рекомендуешь. Или, там, берешь первую десятку, вычисляешь среднюю ставку и этой же десятке и предлагаешь. Но нельзя определять среднюю ставку по первый десятке и предлагать ее девятисотке!

Это выглядит как навязывание. Все знают, что в первый десятке банков половина не нуждается в ликвидности, им и так ресурсы от государства валятся, как манна небесная. И банк отсекает приток депозитов процентной ставкой. А кому-то нужна ликвидность, но он не может повышать ставку, поскольку ЦБ погрозил пальцем… Вот представьте — приходит к врачу-диетологу человек с ожирением, и тот ему рекомендует не более 100 граммов пищи в день. А потом приходят десять дистрофиков, однако врачу некогда каждому из них разрабатывать отдельную диету, он все усредняет и им тоже прописывает по 100 граммов пищи. Но ведь они с голоду помрут от такой диеты…

Что в этой логике непонятного? Неужели нужно заканчивать специальные гарварды, чтобы видеть очевидные вещи? Это происходит даже не от заскорузлости, а из-за определенного целеполагания. Кто-то навязывает мысль о том, что всех надо посадить на голодный паек, чтобы участников рынка стало поменьше. Но ведь это противоречит конкуренции, а в Стратегии развития банковского сектора слово «конкуренция» в каждом абзаце есть.

Когда насилуется здравый смысл, все мое нутро бунтует. У меня аллергия на нарушение здравого смысла, понимаете?! Некоторые, конечно, очень спокойно к этому относятся, но ведь в профессиональной сфере так нельзя. Потому что как тогда воздействовать, как убеждать, если здравый смысл ни при чем?

— К чему приведут требования регулятора об очередном повышении минимального уровня капитала для банков? К консолидации системы или к снижению конкуренции?

— Никакой консолидации не будет, это снизит конкуренцию. И это будет совершенно неудобно для потребителя. Потому что даже если он обслуживается в небольшом банке по дорогой цене, для него это бутик, главное — с ним работают персонально.

Я считаю, что если банк работает, то все разговоры о взаимосвязи его размера и уровня криминализации — глупость. Да, криминал может купить маленький банк, который ничего не делает. Но это очень хорошо видно надзорным органам, так что не надо на это списывать. А если кто-то покупает лицензию, то к масштабу банка это не имеет отношения. Это имеет отношение к умению торговать лицензиями и, может быть, к недостаточной эффективности надзора в этой части.

— В начале года вы говорили о том, что необходимо обеспечить достаточный объем денежных ресурсов для банков внутри страны, чтобы они не зависели от внешних шоков. Как это можно сделать на практике?

— Первый момент — отмена запрета в 837-й статье Гражданского кодекса, которая не позволяет привлекать долгосрочные вклады, поэтому фактически у нас все вклады — до востребования. Этот пункт заложен в Стратегии развития банковского сектора. Второй момент — расширение деятельности государственных институтов развития по примеру Российского Банка Развития, который обеспечивает ресурсами банки для кредитования малого и среднего бизнеса. Или по примеру АИЖК… Но этого недостаточно — и объемов финансирования, и только двух этих институтов недостаточно. Ведь можно предоставлять на определенный срок субординированные кредиты — с целью поддержки, как, например, делают ЕБРР, Всемирный банк.

У государства есть сегодня ресурсы, и эти ресурсы надо не раздавать каким-то отраслям на какие-то благие цели. Эти ресурсы надо задействовать в кредитном обороте, потому что тогда часть ответственности ложится на банк, часть — на заемщика. А когда мы просто раздаем деньги, вся ответственность ложится на раздающего, у которого, понятно, несколько иные ориентиры ответственности.

Однако надо быть объективным — нас все-таки слышат. Не очень быстро , но слышат. И руководители Центрального банка, и руководители Минфина весьма адекватны, а это главные, ключевые фигуры. И хотя наше общение иногда переходит в режим многократного повторения, иногда — ворчания с нашей стороны, иногда — попыток чего-то не увидеть, на самом деле нас слышат.

Мы движемся вперед, но я тоже понимаю аргументы наших оппонентов. Инфляция — очень серьезная проблема, с которой очень нелегко бороться. Тем более если, с одной стороны, имеется «золотой дождь», с другой — зависимость от нефти, с третьей — полуразрушенная инфраструктура, с четвертой — бурно развивающиеся сегменты рынка, не защищенные в том числе и от аферистов, с пятой — неумение правоохранительной системы, а в каких-то случаях и ее ангажированность. В таких условиях голова идет кругом, и самое простое — сказать: «Ладно, будем самыми примитивными методами давить объемы денежной массы». Но ведь неправильно это…

— Насколько последовательна, по-вашему, политика Центробанка в отношении ставки рефинансирования?

— Два года назад на съезде АРБ мы настаивали на том, что ставку надо снижать. В ЦБ говорили: «Нет-нет, это невозможно, это вызовет проблемы…» Но, как ни странно, буквально через месяц после съезда ставка стала снижаться. Нас услышали — не только выступления на съезде, сработали и другие аргументы и убеждения тоже. Однако, когда ставка опустилась ниже 10%, мы стали буквально кричать: «Не торопитесь, главное, чтобы, не дай бог, не было реверса». Ведь политика должна быть прогнозируемой, очень плавной — не скачкообразной и не волатильной. Тем не менее ЦБ пошел ниже и ниже, и, когда ставка составила 8,5%, мы уже очень громко стали заявлять: «Остановитесь, потому что, если ставку сделать еще ниже, а потом придется поднимать, на рынке снова возникнет неопределенность!» И поэтому, когда ставка снизилась до 7,75%, потом была длительная пауза, после чего ее подняли (правда, только на 0,25%), мы к этому отнеслись сдержанно. Потому что было понятно, что в этом уже возникла потребность, поскольку инфляция пошла вверх.

К чести ЦБ, наш тезис был услышан — регулятор стал предупреждать, что, если появится необходимость, он будет информировать заранее и действовать крайне осторожно. В январе, к примеру, Центральный банк ставку не изменил, в феврале поднял, но буквально на чуть-чуть. В общем, ЦБ действует довольно взвешенно, осторожно, аккуратно, и я очень позитивно отношусь к тому, как он сейчас себя ведет в этом плане.

— Что, как вам представляется, мешает развитию кредитования малых и средних предпринимателей?

— Мешает отсутствие серьезных намерений и серьезных программ со стороны государства. С одной стороны, власти немало делают через Российский Банк Развития, но это несоизмеримые масштабы для удовлетворения существующих сегодня потребностей. С другой стороны — бюрократия, «крышевание» правоохранительной системы, которая не защищает предпринимателя, а создает ему такие условия, что он думает: «Да я в гробу видел этот бизнес! Я лучше короткое время поработаю на высокорентабельном, хотя и сомнительном рынке с его незаконными правилами, чем буду годами выдерживать эту каторгу!»

— Полгода назад в России возник институт финансового омбудсмена. Как идет работа?

— Уже получено более 1 500 обращений граждан. Для нас это очень неожиданный результат. Это очень много, и объем писем нарастает. Система начинает раскручиваться. Мы собираемся создавать каналы дистанционного рассмотрения жалоб, систематизировать обращения через Интернет, будем развивать региональные подразделения. Депутат Госдумы, первый российский омбудсмен Павел Алексеевич Медведев — это уникальная личность и на редкость порядочный человек. Он буквально рожден быть омбудсменом.

— Как вы прокомментируете вновь возникшую идею объединения АРБ и Ассоциации региональных банков (Ассоциации «Россия»)?

— Кто сказал, что панацея только в объединении? Изначально надо понимать, у кого какая ниша. Вот у АРБ ниша есть, она изначально понятна. Если есть ниши у ассоциаций-дублеров, то они уже и не дублеры вовсе, они занимают свое собственное место. А если ниш нет, то при чем тут мы? Объединяйтесь, присоединяйтесь.

С другой стороны, консолидировать усилия сообщества, конечно, надо, потому что законно-лоббистская «кувалда» более эффективна, когда она сконцентрирована. Я целую монографию написал об этом в 2004 году. Она называется «Банковское саморегулирование», и там я объясняю, что во всем мире существуют специализированные ассоциации и интегральные. Так, в Соединенных Штатах есть Agricultural Bank Association, Consumer Bank Association, еще десяток Bank Association. А еще есть ABA — Американская банковская ассоциация, аналог АРБ. Те ассоциации, которые лоббируют какие-то узкие вопросы, могут обращаться в АВА за поддержкой, если она необходима. Если справляются сами, то не обращаются. А АВА лоббирует серьезные стратегические вопросы, но тоже может обращаться к ассоциациям, если нужна поддержка, допустим, в вопросах сельского хозяйства или потребительского кредитования. Ничего, живут же, не умирают…

Я согласен, что в нашей стране такого рода специализация пока не получается и, возможно, надо интегрировать усилия, только не насильно. Я никого не люблю заставлять что-то делать насильно, но и меня трудно напрячь.

Какая-то ясность в этом вопросе наступит в рамках принятия решения сформированной нами рабочей группы. Распустить две ассоциации и создать что-то третье — это, наверное, не совсем логичный путь. И если кто-то на это рассчитывает, то зря. Рабочая группа должна рассмотреть и обсудить все нюансы, а потом направить наши предложения в Ассоциацию «Россия». Однако я не считаю, что здесь нужно какое-то безумное форсирование. В то же время не надо нас преподносить в качестве тормоза… Ведь мы еще до кризиса, три года назад, поднимали эту тему, но не договорились. Пять лет назад этот вопрос перед нами ставили — мы тогда вообще не понимали, зачем нужно сначала дублировать друг друга, а потом говорить об объединении. Сейчас — очередная инициатива. Ну, хорошо, обсудим.

— На каких принципах вы будете настаивать в любом случае?

— Ассоциация — это очень серьезное лицо банковского сообщества. Она имеет свои достоинства и свои недостатки. Достоинство в том, что важен не аппарат АРБ, а важны достоинства всех ее участников, начиная с первого крупнейшего банка и заканчивая последним, самым маленьким. И конечно, недостатки участников — они тоже наши. Но по крайней мере никто не может упрекнуть АРБ в том, что кому-то был закрыт вход, кому-то мешали что-то реализовывать. Покажите, кто конкретно вам мешал прийти и что-то реализовать — в виде рабочей группы, в виде письма, в виде обращения…

Ассоциация — это принцип круглого стола, и никто никогда не будет в АРБ диктовать отдельно взятую чью-то волю, она не будет «карманной». У кого такие мечты — может с ними распрощаться. Главная задача ассоциации — не только выработать корпоративную культуру в банковском сообществе, но и показать ее в качестве примера всем. Надо научиться уважать мнение и маленьких, и средних, потому что каждый из них член АРБ.

Я думаю, что мы достаточно адекватно выражаем эту позицию. Во всяком случае, я на это надеюсь. А если она кого-то не устраивает — что ж, будем дальше работать, убеждать. За двадцать лет мы многое пережили, но всегда реализовывали этот принцип. И ни под кого отдельно ассоциация не «ложилась» и не подстраивалась.

Беседовала Татьяна ТЕРНОВСКАЯ,


Глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин ТОСУНЯН рассказал в интервью порталу Банки.ру, что он думает об объединении с Ассоциацией «Россия» и о восстановлении отечественной банковской системы после кризиса, нужно ли регулировать ставки по вкладам и какую статью в Гражданском кодексе давно пора отменить. — Как вы оцениваете посткризисное состояние российской банковской системы? — Главное, что точку перегиба удалось пройти. По ряду параметров система восстанавливается успешно — например, вклады населения по сравнению с предыдущим годом выросли более чем на 30%. Конечно, до 2008 года рост был выше, но в 2008—2010 годах его темпы замедлялись. По потребительскому кредитованию — несколько иная картина: были провал на 11% в 2009-м и рост на 14% в 2010-м. По кредитованию и активам рост в целом составил 12—14%, но нельзя сказать, что этого достаточно. Такой темп, по сути, даст полное восстановление лишь через год-два и обеспечит в лучшем случае 4% роста ВВП. Восстановление системы идет, но с учетом общего отставания экономики быть довольным этим восстановлением нельзя. — А при каких условиях оно могло бы быть более энергичным? — Если бы мы честно признались, что источник инфляции кроется не в темпах роста банковской системы, а наоборот — она порождается совсем другими, не монетарными факторами. Порождается тарфляцией, тарифной политикой и отсутствием долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, в основные средства, в производство, которое как раз тянет за собой восстановление экономики и снижение инфляции. А мы упорствуем, мы настаиваем на том, что надо быть осторожными, сдерживать темпы роста кредитования, поскольку именно в нем якобы кроется риск подъема инфляции. Мне кажется, мы сами себя обрекаем на очень медленное выползание из кризиса. — Возможно ли в данной ситуации повысить эффективность работы банковской системы? И если да — то как? — Это, безусловно, возможно, потому что у нас огромные ресурсы. Только в нашей стране часто делают то, что создает условия для неэффективной работы, в том числе и банковской системы. Однако очень легко повернуть все в другом направлении. Нужна просто политическая воля. Мы постоянно увлекаемся какими-то второстепенными проблемами. Вернее, проблемы-то, может быть, не очень второстепенные, но подходы к их решению вызывают сомнения. Например, сейчас многим средним банкам предъявляются претензии, что у них средняя ставка по вкладам выше, чем у топ-10, и слишком высокие темпы роста вкладов или кредитного портфеля. Эти банки обращаются в АРБ и спрашивают: «Скажите, а разве это плохо, когда темпы роста хорошие? Если у нас ставка по рублевым депозитам всего 8,5% годовых, но, тем не менее, портфель растет, это разве плохо?» Причем 8,5% — это сегодня невысокая ставка по вкладам, но она выше, чем средняя у первый десятки. Половина банков из этой десятки сейчас вообще не нуждается в привлечении денег, у них и так избыток ресурсов — соответственно, и ставка низкая. Средние банки просят дать им понятные ориентиры, которых они бы придерживались. Но какие? Не дай бог вырасти больше, чем на столько-то процентов? Или ориентиры должны заключаться в соблюдении банками нормативных требований ЦБ? Так большинство банков этим требованиям удовлетворяет, чего от них хотеть еще? Я считаю, что основные надзорные требования должны быть направлены на более глобальные вещи. Не гоняться за мелочевкой и якобы наводить порядок на дорогах или на рынках, убирая бабулек с морковкой или водителей «Жигулей», потому что их что-то много развелось. А заниматься дорожным строительством, крупными инвестициями, созданием стимулов для их привлечения и системы их защиты… А мы постоянно бегаем и постоянно кого-то ловим, вот этого я никак не могу понять. И все это под высочайшим предлогом якобы «заботы о стабильности системы». Надзор и регулирование должны быть направлены интегрально на развитие, а точечно — на преследование тех, кто одиозен. А не наоборот — интегрально на подавление, а точечно — на тех, кого можно поддержать и простимулировать государственными средствами. Вот каким образом можно добиться эффективности. — Как, по вашему мнению, должен действовать ЦБ в отношении ставок по вкладам? — Логически это очень простая вещь, я ее могу объяснить буквально на арифметическом уровне. Этот параметр может вычислить и рекомендовать любой школьник. Нужен уровень средней ставки? Берешь первую сотню банков, определяешь среднюю ставку и эту ставку первый же сотне и рекомендуешь. Или, там, берешь первую десятку, вычисляешь среднюю ставку и этой же десятке и предлагаешь. Но нельзя определять среднюю ставку по первый десятке и предлагать ее девятисотке! Это выглядит как навязывание. Все знают, что в первый десятке банков половина не нуждается в ликвидности, им и так ресурсы от государства валятся, как манна небесная. И банк отсекает приток депозитов процентной ставкой. А кому-то нужна ликвидность, но он не может повышать ставку, поскольку ЦБ погрозил пальцем… Вот представьте — приходит к врачу-диетологу человек с ожирением, и тот ему рекомендует не более 100 граммов пищи в день. А потом приходят десять дистрофиков, однако врачу некогда каждому из них разрабатывать отдельную диету, он все усредняет и им тоже прописывает по 100 граммов пищи. Но ведь они с голоду помрут от такой диеты… Что в этой логике непонятного? Неужели нужно заканчивать специальные гарварды, чтобы видеть очевидные вещи? Это происходит даже не от заскорузлости, а из-за определенного целеполагания. Кто-то навязывает мысль о том, что всех надо посадить на голодный паек, чтобы участников рынка стало поменьше. Но ведь это противоречит конкуренции, а в Стратегии развития банковского сектора слово «конкуренция» в каждом абзаце есть. Когда насилуется здравый смысл, все мое нутро бунтует. У меня аллергия на нарушение здравого смысла, понимаете?! Некоторые, конечно, очень спокойно к этому относятся, но ведь в профессиональной сфере так нельзя. Потому что как тогда воздействовать, как убеждать, если здравый смысл ни при чем? — К чему приведут требования регулятора об очередном повышении минимального уровня капитала для банков? К консолидации системы или к снижению конкуренции? — Никакой консолидации не будет, это снизит конкуренцию. И это будет совершенно неудобно для потребителя. Потому что даже если он обслуживается в небольшом банке по дорогой цене, для него это бутик, главное — с ним работают персонально. Я считаю, что если банк работает, то все разговоры о взаимосвязи его размера и уровня криминализации — глупость. Да, криминал может купить маленький банк, который ничего не делает. Но это очень хорошо видно надзорным органам, так что не надо на это списывать. А если кто-то покупает лицензию, то к масштабу банка это не имеет отношения. Это имеет отношение к умению торговать лицензиями и, может быть, к недостаточной эффективности надзора в этой части. — В начале года вы говорили о том, что необходимо обеспечить достаточный объем денежных ресурсов для банков внутри страны, чтобы они не зависели от внешних шоков. Как это можно сделать на практике? — Первый момент — отмена запрета в 837-й статье Гражданского кодекса, которая не позволяет привлекать долгосрочные вклады, поэтому фактически у нас все вклады — до востребования. Этот пункт заложен в Стратегии развития банковского сектора. Второй момент — расширение деятельности государственных институтов развития по примеру Российского Банка Развития, который обеспечивает ресурсами банки для кредитования малого и среднего бизнеса. Или по примеру АИЖК… Но этого недостаточно — и объемов финансирования, и только двух этих институтов недостаточно. Ведь можно предоставлять на определенный срок субординированные кредиты — с целью поддержки, как, например, делают ЕБРР, Всемирный банк. У государства есть сегодня ресурсы, и эти ресурсы надо не раздавать каким-то отраслям на какие-то благие цели. Эти ресурсы надо задействовать в кредитном обороте, потому что тогда часть ответственности ложится на банк, часть — на заемщика. А когда мы просто раздаем деньги, вся ответственность ложится на раздающего, у которого, понятно, несколько иные ориентиры ответственности. Однако надо быть объективным — нас все-таки слышат. Не очень быстро , но слышат. И руководители Центрального банка, и руководители Минфина весьма адекватны, а это главные, ключевые фигуры. И хотя наше общение иногда переходит в режим многократного повторения, иногда — ворчания с нашей стороны, иногда — попыток чего-то не увидеть, на самом деле нас слышат. Мы движемся вперед, но я тоже понимаю аргументы наших оппонентов. Инфляция — очень серьезная проблема, с которой очень нелегко бороться. Тем более если, с одной стороны, имеется «золотой дождь», с другой — зависимость от нефти, с третьей — полуразрушенная инфраструктура, с четвертой — бурно развивающиеся сегменты рынка, не защищенные в том числе и от аферистов, с пятой — неумение правоохранительной системы, а в каких-то случаях и ее ангажированность. В таких условиях голова идет кругом, и самое простое — сказать: «Ладно, будем самыми примитивными методами давить объемы денежной массы». Но ведь неправильно это… — Насколько последовательна, по-вашему, политика Центробанка в отношении ставки рефинансирования? — Два года назад на съезде АРБ мы настаивали на том, что ставку надо снижать. В ЦБ говорили: «Нет-нет, это невозможно, это вызовет проблемы…» Но, как ни странно, буквально через месяц после съезда ставка стала снижаться. Нас услышали — не только выступления на съезде, сработали и другие аргументы и убеждения тоже. Однако, когда ставка опустилась ниже 10%, мы стали буквально кричать: «Не торопитесь, главное, чтобы, не дай бог, не было реверса». Ведь политика должна быть прогнозируемой, очень плавной — не скачкообразной и не волатильной. Тем не менее ЦБ пошел ниже и ниже, и, когда ставка составила 8,5%, мы уже очень громко стали заявлять: «Остановитесь, потому что, если ставку сделать еще ниже, а потом придется поднимать, на рынке снова возникнет неопределенность!» И поэтому, когда ставка снизилась до 7,75%, потом была длительная

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

На завтра, 16.11.2024 г., курс доллара США, официально устанавливаемый

Подробнее
Комитет Госдумы разработал законопроект о квоте на российское вино для кафе и магазинов - «Финансы»

Комитет Госдумы разработал законопроект о квоте на российское вино для кафе и магазинов - «Финансы»

В комитете Госдумы по промышленности и торговле разработан законопроект о квоте

Подробнее
Наиболее важные новости недели 11 - 15 ноября 2024 года - «Финансы»

Наиболее важные новости недели 11 - 15 ноября 2024 года - «Финансы»

НАЛОГИ, БУХУЧЕТ Вводится уголовное наказание за организацию сдачи и сбыта

Подробнее
Следите за новыми промоакциями от Pari

Следите за новыми промоакциями от Pari

Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и

Подробнее
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое

Подробнее
От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

На завтра, 16.11.2024 г., курс доллара США, официально устанавливаемый Центральным банком РФ, составит 99,9971 руб. Это на 97,9 коп. выше, чем курс, действующий сегодня. Официальный курс Евро на завтра...

Подробнее

      
Курс валют сегодня