Владимир Сафронов: «Мы создаем сквозную систему контроля» - «Интервью» » Новости Банков
bottom-shape image

Владимир Сафронов: «Мы создаем сквозную систему контроля» - «Интервью»





Владимир Сафронов: «Мы создаем сквозную систему контроля» - «Интервью»

Первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян 9 сентября покидает свой пост. Нынешний руководитель главной инспекции кредитных организаций, зампред ЦБ Владимир САФРОНОВ рассказал спецкорреспонденту РБК daily о том, как коллектив воспринимает уход г-на Меликьяна и какие изменения произойдут в работе инспекции.

— Банк России покидает один из видных его представителей — Геннадий Меликьян. Как его работу оценивают в ЦБ?

— Обычно руководителя оценивают по трем составляющим: профессионализм, организаторские способности и человеческие качества. Как правило, значимость этих составляющих определяется в такой последовательности. А я в первую очередь отметил бы человеческие качества Геннадия Георгиевича: именно они позволили коллективу надзорного блока преодолеть тяжелейший период — гибель Андрея Козлова (первый зампред ЦБ был убит в 2006 году. — РБК daily), а затем — глобальный финансово-экономический кризис. В это непростое время Геннадий Меликьян смог сплотить коллектив. Поэтому, я считаю, главное и ценнейшее его качество как руководителя надзорного блока — это умение пробудить в сотрудниках их лучшие каче­ства, инициативу и творчество, дать людям почувствовать радость и удовлетворение от надзорной работы, которую, откровенно говоря, нельзя назвать комфортной.

Именно при нем началось формирование второго контура банковского надзора. Начато и успешно осуществляется централизация инспекционной деятельности в Банке России. Это важнейшие направления реформирования надзора и инспектирования, которые, я надеюсь, мы продолжим развивать и совершенствовать.

— Вы говорите о централизации как важнейшем направлении инспекционной деятельности. Как этот процесс развивается сейчас?

— С 1 января 2012 года инспекционная деятельность будет централизована в 51 территориальном учреждении Банка России, что составляет почти 65% от общего количества его территориальных учреждений. Это Северо-Западный федеральный округ, Сибирский, Дальневосточный федеральный округ, Уральский и Центральный, за исключением Москвы и Московской области. В этих территориальных учреждениях будут созданы 43 региональных инспекционных учреждения.

В восьми территориальных учреждениях региональные инспекции создаваться не будут. Это те территориальные учреждения, где отсутствуют самостоятельные кредитные организации или их количе­ство небольшое, как, например, в Карелии, на Чукотке, в Туве, Забайкальском крае, Еврейской, Магаданской, Брянской и Тамбовской областях.

Централизация — это не просто переподчинение инспекций из компетенции территории центральному аппарату, она предполагает целый ряд мероприятий, направленных на повышение качества инспекционной деятельности. Это внедрение новых подходов и процедур, направленных на повышение качества проверок, усиление контроля за их результатами. С 1 января 2012 года мы планируем в центральном аппарате Банка России создать отдел внутреннего контроля, который будет опираться на свои низовые звенья в межрегиональных инспекциях. В то же время на местах в межрегиональной инспекции будут соответствующие сотрудники, которые станут осуществлять процесс внутреннего контроля. То есть мы создаем сквозную систему контроля.

Как сопрячь надзор с инспекцией

— Почему вы считаете, что переподчинение инспекционных подразделений от территориальных учреждений центральному аппарату ЦБ позволит принципиально улучшить качество инспекционной работы?

— Централизация — это и комплекс мер, инструментов и технологий, таких как мониторинг и координация хода проверок, внедрение технологических карт проверок, а также автоматической системы «инспектор» и электронного макета актов проверок. Но самое главное — это построение принципиально новой системы взаимодействия надзора и инспектирования, что, с моей точки зрения, является ключевым моментом.

— В чем это будет выражаться?

— Это четкая регламентация действий надзора и инспектирования. Речь идет о построении системы взаимодействия с четко прописанными полномочиями и функциями, а также ответственностью инспекции надзора. По существу, мы говорим о перманентном взаимодействии надзора и инспектирования.

Приведу пример. Информация, полученная в ходе проверки (и до ее окончания), предоставляется надзору. В течение нескольких дней ее анализируют, и по ней принимается решение о необходимости проведения совещания с руководством и собственниками банка для выработки мер по устранению этих нарушений. Затем эти меры направляются для анализа рабочей группе инспекторов, чтобы в ходе продолжающейся проверки они оценили реальность выполнения коммерческим банком таких мер, а также качество источников, привлеченных им для решения выявленных проблем. Пока инспектирование и надзор не решат проблемы стимулирования банка к изысканию и направлению на решение проблем, выявленных в ходе проверки, реальных ресурсов, а не новых схем — нельзя говорить об эффективной работе надзора.

Такие же процедуры и действия должны быть регламентированы для всего надзорного и инспекционного процесса. В частности, для инспектирования — они должны быть регламентированы с момента формирования сводного плана проверки, предпроверочной подготовки, формирования риск-ориентированного задания, активного взаимодействия куратора и уполномоченного представителя с рабочей группой в ходе проверки и постпроверочных мероприятий, а также во время работы над возражениями кредитной организации, анализом акта проверки. При всей бюрократичности и обыденности этих действий без их регламентации мы не сможем повысить эффективность работы сотрудников надзора и инспектирования.

— Если все так хорошо с реформированием инспекций, как объяснить последние события с банкротством и санацией ряда крупнейших банков?

— Безусловно, в деятельности инспекции, как и в деятельности любого подразделения, есть свои недостатки. Для этого мы реформируем инспектирование. Я могу со всей ответственностью заявить: у меня нет оснований краснеть за качество актов по итогам проверок, которые проводились сотрудниками центрального аппарата главной инспекции ЦБ или структурными подразделениями, перешедшими в состав главной инспекции в ходе централизации.

Чего банкам ждать от ЦБ

— Планируете ли вы в связи с этим какие-то нововведения в инспекционной деятельности?

— Работа по совершенствованию инспекции и надзора в целом идет постоянно. Я бы внес такие предложения по совершенствованию инспектирования. Во-первых, одним из ключевых моментов является формирование риск-ориентированных заданий на проведение проверки. То есть заданий, в которых рабочей группе четко указаны те зоны риска, где, по мнению надзора, требуется повышенное внимание: что проверять, за какие периоды проверять. Именно концентрация инспекционных ресурсов на этих зонах риска позволит максимально повысить качество проверки. Привлекать к формированию риск-ориентированного задания нужно как кураторов кредитных организаций, так и уполномоченных представителей.

Необходимо разработать новые подходы к определению выборки при проверке кредитного портфеля. В частности, мы предлагаем при проверке кредитного портфеля крупных банков смотреть все виды кредитов. То есть не только на 30 крупнейших ссуд, как это принято сейчас, а из каждого вида кредита брать определенную выборку. Для оценки качества кредитного портфеля можно также применять метод сплошной проверки отдельных видов ссуд: то есть тех, где, как предполагается, высока концентрация рисков. Это, допустим, кредитование инвестиционных проектов или ссуд, предоставленных заемщикам-нерезидентам.

— Что нужно сделать, если выйти за рамки инспекции?

— Нужно совершенствовать нормативные документы Банка России, в том числе положение № 254-П, а конкретно — уточнить перечень минимальной информации и документов, помещаемых в досье заемщика. Сейчас такого минимально необходимого перечня нет. И нормативная неурегулированность этого вопроса влечет за собой возможность манипулирования внутренних методик оценки рисков под конкретных заемщиков и личные интересы топ-менеджеров ряда банков без учета долгосрочных интересов банка. Дает возможность изменять структуру досье заемщика, то есть изымать отдельные документы о заемщиках, в том числе и для сокрытия информации об их реальном состоянии и характере их деятельности.

Кроме того, необходимо определить минимальные требования к контрольным мероприятиям, которые должна осуществлять сама кредитная организация при проверке достоверности информации о заемщике и его деятельности. И еще один немаловажный вопрос — это законодательное закрепление минимальных требований к организации управления рисками в банке.

Беседовал Игорь ПЫЛАЕВ


Первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян 9 сентября покидает свой пост. Нынешний руководитель главной инспекции кредитных организаций, зампред ЦБ Владимир САФРОНОВ рассказал спецкорреспонденту РБК daily о том, как коллектив воспринимает уход г-на Меликьяна и какие изменения произойдут в работе инспекции. — Банк России покидает один из видных его представителей — Геннадий Меликьян. Как его работу оценивают в ЦБ? — Обычно руководителя оценивают по трем составляющим: профессионализм, организаторские способности и человеческие качества. Как правило, значимость этих составляющих определяется в такой последовательности. А я в первую очередь отметил бы человеческие качества Геннадия Георгиевича: именно они позволили коллективу надзорного блока преодолеть тяжелейший период — гибель Андрея Козлова (первый зампред ЦБ был убит в 2006 году. — РБК daily), а затем — глобальный финансово-экономический кризис. В это непростое время Геннадий Меликьян смог сплотить коллектив. Поэтому, я считаю, главное и ценнейшее его качество как руководителя надзорного блока — это умение пробудить в сотрудниках их лучшие каче­ства, инициативу и творчество, дать людям почувствовать радость и удовлетворение от надзорной работы, которую, откровенно говоря, нельзя назвать комфортной. Именно при нем началось формирование второго контура банковского надзора. Начато и успешно осуществляется централизация инспекционной деятельности в Банке России. Это важнейшие направления реформирования надзора и инспектирования, которые, я надеюсь, мы продолжим развивать и совершенствовать. — Вы говорите о централизации как важнейшем направлении инспекционной деятельности. Как этот процесс развивается сейчас? — С 1 января 2012 года инспекционная деятельность будет централизована в 51 территориальном учреждении Банка России, что составляет почти 65% от общего количества его территориальных учреждений. Это Северо-Западный федеральный округ, Сибирский, Дальневосточный федеральный округ, Уральский и Центральный, за исключением Москвы и Московской области. В этих территориальных учреждениях будут созданы 43 региональных инспекционных учреждения. В восьми территориальных учреждениях региональные инспекции создаваться не будут. Это те территориальные учреждения, где отсутствуют самостоятельные кредитные организации или их количе­ство небольшое, как, например, в Карелии, на Чукотке, в Туве, Забайкальском крае, Еврейской, Магаданской, Брянской и Тамбовской областях. Централизация — это не просто переподчинение инспекций из компетенции территории центральному аппарату, она предполагает целый ряд мероприятий, направленных на повышение качества инспекционной деятельности. Это внедрение новых подходов и процедур, направленных на повышение качества проверок, усиление контроля за их результатами. С 1 января 2012 года мы планируем в центральном аппарате Банка России создать отдел внутреннего контроля, который будет опираться на свои низовые звенья в межрегиональных инспекциях. В то же время на местах в межрегиональной инспекции будут соответствующие сотрудники, которые станут осуществлять процесс внутреннего контроля. То есть мы создаем сквозную систему контроля. Как сопрячь надзор с инспекцией — Почему вы считаете, что переподчинение инспекционных подразделений от территориальных учреждений центральному аппарату ЦБ позволит принципиально улучшить качество инспекционной работы? — Централизация — это и комплекс мер, инструментов и технологий, таких как мониторинг и координация хода проверок, внедрение технологических карт проверок, а также автоматической системы «инспектор» и электронного макета актов проверок. Но самое главное — это построение принципиально новой системы взаимодействия надзора и инспектирования, что, с моей точки зрения, является ключевым моментом. — В чем это будет выражаться? — Это четкая регламентация действий надзора и инспектирования. Речь идет о построении системы взаимодействия с четко прописанными полномочиями и функциями, а также ответственностью инспекции надзора. По существу, мы говорим о перманентном взаимодействии надзора и инспектирования. Приведу пример. Информация, полученная в ходе проверки (и до ее окончания), предоставляется надзору. В течение нескольких дней ее анализируют, и по ней принимается решение о необходимости проведения совещания с руководством и собственниками банка для выработки мер по устранению этих нарушений. Затем эти меры направляются для анализа рабочей группе инспекторов, чтобы в ходе продолжающейся проверки они оценили реальность выполнения коммерческим банком таких мер, а также качество источников, привлеченных им для решения выявленных проблем. Пока инспектирование и надзор не решат проблемы стимулирования банка к изысканию и направлению на решение проблем, выявленных в ходе проверки, реальных ресурсов, а не новых схем — нельзя говорить об эффективной работе надзора. Такие же процедуры и действия должны быть регламентированы для всего надзорного и инспекционного процесса. В частности, для инспектирования — они должны быть регламентированы с момента формирования сводного плана проверки, предпроверочной подготовки, формирования риск-ориентированного задания, активного взаимодействия куратора и уполномоченного представителя с рабочей группой в ходе проверки и постпроверочных мероприятий, а также во время работы над возражениями кредитной организации, анализом акта проверки. При всей бюрократичности и обыденности этих действий без их регламентации мы не сможем повысить эффективность работы сотрудников надзора и инспектирования. — Если все так хорошо с реформированием инспекций, как объяснить последние события с банкротством и санацией ряда крупнейших банков? — Безусловно, в деятельности инспекции, как и в деятельности любого подразделения, есть свои недостатки. Для этого мы реформируем инспектирование. Я могу со всей ответственностью заявить: у меня нет оснований краснеть за качество актов по итогам проверок, которые проводились сотрудниками центрального аппарата главной инспекции ЦБ или структурными подразделениями, перешедшими в состав главной инспекции в ходе централизации. Чего банкам ждать от ЦБ — Планируете ли вы в связи с этим какие-то нововведения в инспекционной деятельности? — Работа по совершенствованию инспекции и надзора в целом идет постоянно. Я бы внес такие предложения по совершенствованию инспектирования. Во-первых, одним из ключевых моментов является формирование риск-ориентированных заданий на проведение проверки. То есть заданий, в которых рабочей группе четко указаны те зоны риска, где, по мнению надзора, требуется повышенное внимание: что проверять, за какие периоды проверять. Именно концентрация инспекционных ресурсов на этих зонах риска позволит максимально повысить качество проверки. Привлекать к формированию риск-ориентированного задания нужно как кураторов кредитных организаций, так и уполномоченных представителей. Необходимо разработать новые подходы к определению выборки при проверке кредитного портфеля. В частности, мы предлагаем при проверке кредитного портфеля крупных банков смотреть все виды кредитов. То есть не только на 30 крупнейших ссуд, как это принято сейчас, а из каждого вида кредита брать определенную выборку. Для оценки качества кредитного портфеля можно также применять метод сплошной проверки отдельных видов ссуд: то есть тех, где, как предполагается, высока концентрация рисков. Это, допустим, кредитование инвестиционных проектов или ссуд, предоставленных заемщикам-нерезидентам. — Что нужно сделать, если выйти за рамки инспекции? — Нужно совершенствовать нормативные документы Банка России, в том числе положение № 254-П, а конкретно — уточнить перечень минимальной информации и документов, помещаемых в досье заемщика. Сейчас такого минимально необходимого перечня нет. И нормативная неурегулированность этого вопроса влечет за собой возможность манипулирования внутренних методик оценки рисков под конкретных заемщиков и личные интересы топ-менеджеров ряда банков без учета долгосрочных интересов банка. Дает возможность изменять структуру досье заемщика, то есть изымать отдельные документы о заемщиках, в том числе и для сокрытия информации об их реальном состоянии и характере их деятельности. Кроме того, необходимо определить минимальные требования к контрольным мероприятиям, которые должна осуществлять сама кредитная организация при проверке достоверности информации о заемщике и его деятельности. И еще один немаловажный вопрос — это законодательное закрепление минимальных требований к организации управления рисками в банке. Беседовал Игорь ПЫЛАЕВ

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

На завтра, 16.11.2024 г., курс доллара США, официально устанавливаемый

Подробнее
Комитет Госдумы разработал законопроект о квоте на российское вино для кафе и магазинов - «Финансы»

Комитет Госдумы разработал законопроект о квоте на российское вино для кафе и магазинов - «Финансы»

В комитете Госдумы по промышленности и торговле разработан законопроект о квоте

Подробнее
Наиболее важные новости недели 11 - 15 ноября 2024 года - «Финансы»

Наиболее важные новости недели 11 - 15 ноября 2024 года - «Финансы»

НАЛОГИ, БУХУЧЕТ Вводится уголовное наказание за организацию сдачи и сбыта

Подробнее
Следите за новыми промоакциями от Pari

Следите за новыми промоакциями от Pari

Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и

Подробнее
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое

Подробнее
От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

Курс доллара США и Евро на завтра, 16.11.2024 г. - «Финансы»

На завтра, 16.11.2024 г., курс доллара США, официально устанавливаемый Центральным банком РФ, составит 99,9971 руб. Это на 97,9 коп. выше, чем курс, действующий сегодня. Официальный курс Евро на завтра...

Подробнее

      
Курс валют сегодня