Государственные СМИ занимают особое место «как проводники госинформполитики».
На правительственном часе в Мажилисе Парламента РК о нынешней ситуации со СМИ в стране рассказала председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Гульнар Иксанова, передает корреспондент Zakon.kz.
«Несмотря на то, что казахстанские СМИ с каждым годом усиливают свою позицию, все еще имеются хронические недостатки, наряду с которыми появляются новые вызовы, которые необходимо преодолевать системно и последовательно», - сказала она.
По ее словам, эксперты отмечают ряд недостатков в госинформполитике: несоответствие стратегии медиа-рынка новым коммуникационным вызовам информационной глобализации и незрелость медийных механизмов защиты нацинтересов в новых условиях. Отсутствие обратной связи, эффективных каналов коммуникации с населением, превалирование регулятивных механизмов государства перед стимулирующими, неразвитость инструментов, саморегулирование медийного рынка, сильное влияние зарубежного информационного контента.
«Также неоперативное реагирование на вызовы нового поколения, глобализации, вестернизации, кибератаки, внедрению новых технологий. Недостаточный уровень доверия населения к государственным СМИ, неэффективность механизмов госзаказа, неадаптированность системы образования к требованиям медиаиндустрии, переход в цифровой формат, создание мультимедийного контента, отсутствие подготовки менеджеров социальных СМИ, неготовность представителей органов власти работать в новых условиях, непонимание ими новых форматов коммуникаций», - добавила парламентарий.
По ее словам, в то же время отмечается отток средств в зарубежный интернет.«Так, в 2015 году объем казахстанской рекламы в интернет-ресурсы составил 20 млн. долларов. Из них заказа на сумму 8 млн. долларов получил сайт Google, на 4 млн. долларов Мail.ru, на 1 млн. долларов Facebook, 1 млн долларов - иные зарубежные сайты. Таким образом, 70% средств из рекламного бизнеса в Казнете направлены в развитие зарубежных ресурсов», - акцентировала Г. Иксанова.
Вместе с тем депутат отметила, что государственные СМИ занимают особое место «как проводники госинформполитики».«Анализ же телесмотрений электронных СМИ в ноябре 2016 года демонстрируют, что госканалы в рейтингах на 6 и 7 местах. В топе 50 популярных программ за январь-октябрь только продукция негосударственных телеканалов. Из 50 популярных программ только 16 казахстанского производства. Средняя аудитория печатного издания самая высокая у «Казахстанской правды», «Каравана» «Аргументов и фактов» и «Из рук в руки». Далее идут «Казахстанская правда - Егемен Казахстан». Относительная стабильность госпрессы отчасти объясняется обязательной подпиской. Все эти проблемы возникают в следствии слабого отечественного контента. У госСМИ не всегда креативные медийные инструменты, у частных превалируют зарубежные программы и поток негативных ассоциальных новостей», - пояснила она.
Кроме этого, продолжила Г. Иксанова, эфир электронных СМИ заполняется зарубежными телесериалами.«Сетка выходного дня заполнена одноформатными концертными программами да еще с одними и теми же исполнителями и даже ведущими. Наши телеканалы пытаются поднять свои рейтинги за счет приобретения франшиз у зарубежных правообладателей. Существует дефицит аналитических, познавательных материалов, программ о культуре, программ, популяризирующих имена казахстанских авторов, известных людей, исчезла практика журналистских расследований. Необходимо обращать больше внимания на аудиторию, владеющую госязыком и растущую с каждым днем. Задача еще в том, чтобы языковой и контентный баланс синхронизировались. Отчасти низкая популярность госСМИ объясняется сложившимися подходами к тематическому планированию госзаказа», - считает депутат.
По ее информации, до 2016 года тематический план госСМИ включал в себя более 100 информационных направлений, «качественно исполнить которые было нереально».«Сейчас в нем более 30 тем. В то же в самое время в госСМИ спускается сверху около 300 различных ситуативных и отраслевых медиа-планов. Каждое министерство формирует их по собственному усмотрению. Поэтому госСМИ вынуждены формально привязывать свои форматы к перечню тем и поручений. Частые изменения позиционирования, постоянный контроль контента со стороны разных руководителей. Излишняя зарегулированность приводит к несоответствию вещательной политики интересам аудитории. Механизмы госзаказа печатным СМИ не всегда оправдывают цели и средства. Определение исполнителей информзаказа и объемы часто зависят от авторитета собственника издания», - указала она.
Между тем Г.Иксанова сообщила, что преобладающее число журналов, поступивших по госзаказу, не встречается ни в киосках, ни в библиотеках.«В то же время на эти цели предусмотрены в 2017-2019 годах по 1,6 млрд. тенге. Ежегодно на конкурсной основе на производство фильмов, рекламных роликов, социальных роликов, продакш-компаниям выделяет более 500 млн. тенге. Однако из-за демпинга часто выигрывают поставщики некачественной продукции. Глава государства говорил о задаче оперативного выявления и реагирования на острые проблемы. Изучения общественного мнения по наиболее актуальным темам, анализе и прогнозе информационных запросов и ожидание населения. Это больше всего касается новостных и аналитических программ. Самым востребованным форматом традиционно являются новости, но идеологические инструменты не совершенны, поэтому низкая осведомленность населения о сути госпрограмм. В редакционной работе не всегда удается учитывать фактор быстрого реагирования, хотя в условиях популярности соцсетей это особенно актуально», - подчеркнула парламентарий.
В заключение она указала, что для улучшения ситуации необходимы новые проектные подходы по реализации госинформ заказа.«Необходимо комплексно обеспечивать событийный ряд ключевых общественно значимых мероприятий, производя продукцию разных форматов на разных носителях с эффективным распространением на всех доступных информационных каналах. Открытость и доступность механизма госинформзаказа во многом зависит от критериев и показателей качества и оценки рейтингов медиа-продукта. В странах ОЭСР оценивается влияние СМИ на показатели социального прогресса, сложившаяся же у нас система рейтингов направлена на создание инструментов для освоения рекламных бюджетов и не может объективно оценивать параметры, связанные с госинформполитикой. Имеет смысл расширять и исследовать узкие инструменты», - считает Г. Иксанова.
Государственные СМИ занимают особое место «как проводники госинформполитики». На правительственном часе в Мажилисе Парламента РК о нынешней ситуации со СМИ в стране рассказала председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Гульнар Иксанова, передает корреспондент Zakon.kz. «Несмотря на то, что казахстанские СМИ с каждым годом усиливают свою позицию, все еще имеются хронические недостатки, наряду с которыми появляются новые вызовы, которые необходимо преодолевать системно и последовательно», - сказала она. По ее словам, эксперты отмечают ряд недостатков в госинформполитике: несоответствие стратегии медиа-рынка новым коммуникационным вызовам информационной глобализации и незрелость медийных механизмов защиты нацинтересов в новых условиях. Отсутствие обратной связи, эффективных каналов коммуникации с населением, превалирование регулятивных механизмов государства перед стимулирующими, неразвитость инструментов, саморегулирование медийного рынка, сильное влияние зарубежного информационного контента. «Также неоперативное реагирование на вызовы нового поколения, глобализации, вестернизации, кибератаки, внедрению новых технологий. Недостаточный уровень доверия населения к государственным СМИ, неэффективность механизмов госзаказа, неадаптированность системы образования к требованиям медиаиндустрии, переход в цифровой формат, создание мультимедийного контента, отсутствие подготовки менеджеров социальных СМИ, неготовность представителей органов власти работать в новых условиях, непонимание ими новых форматов коммуникаций», - добавила парламентарий. По ее словам, в то же время отмечается отток средств в зарубежный интернет. «Так, в 2015 году объем казахстанской рекламы в интернет-ресурсы составил 20 млн. долларов. Из них заказа на сумму 8 млн. долларов получил сайт Google, на 4 млн. долларов Мail.ru, на 1 млн. долларов Facebook, 1 млн долларов - иные зарубежные сайты. Таким образом, 70% средств из рекламного бизнеса в Казнете направлены в развитие зарубежных ресурсов», - акцентировала Г. Иксанова. Вместе с тем депутат отметила, что государственные СМИ занимают особое место «как проводники госинформполитики». «Анализ же телесмотрений электронных СМИ в ноябре 2016 года демонстрируют, что госканалы в рейтингах на 6 и 7 местах. В топе 50 популярных программ за январь-октябрь только продукция негосударственных телеканалов. Из 50 популярных программ только 16 казахстанского производства. Средняя аудитория печатного издания самая высокая у «Казахстанской правды», «Каравана» «Аргументов и фактов» и «Из рук в руки». Далее идут «Казахстанская правда - Егемен Казахстан». Относительная стабильность госпрессы отчасти объясняется обязательной подпиской. Все эти проблемы возникают в следствии слабого отечественного контента. У госСМИ не всегда креативные медийные инструменты, у частных превалируют зарубежные программы и поток негативных ассоциальных новостей», - пояснила она. Кроме этого, продолжила Г. Иксанова, эфир электронных СМИ заполняется зарубежными телесериалами. «Сетка выходного дня заполнена одноформатными концертными программами да еще с одними и теми же исполнителями и даже ведущими. Наши телеканалы пытаются поднять свои рейтинги за счет приобретения франшиз у зарубежных правообладателей. Существует дефицит аналитических, познавательных материалов, программ о культуре, программ, популяризирующих имена казахстанских авторов, известных людей, исчезла практика журналистских расследований. Необходимо обращать больше внимания на аудиторию, владеющую госязыком и растущую с каждым днем. Задача еще в том, чтобы языковой и контентный баланс синхронизировались. Отчасти низкая популярность госСМИ объясняется сложившимися подходами к тематическому планированию госзаказа», - считает депутат. По ее информации, до 2016 года тематический план госСМИ включал в себя более 100 информационных направлений, «качественно исполнить которые было нереально». «Сейчас в нем более 30 тем. В то же в самое время в госСМИ спускается сверху около 300 различных ситуативных и отраслевых медиа-планов. Каждое министерство формирует их по собственному усмотрению. Поэтому госСМИ вынуждены формально привязывать свои форматы к перечню тем и поручений. Частые изменения позиционирования, постоянный контроль контента со стороны разных руководителей. Излишняя зарегулированность приводит к несоответствию вещательной политики интересам аудитории. Механизмы госзаказа печатным СМИ не всегда оправдывают цели и средства. Определение исполнителей информзаказа и объемы часто зависят от авторитета собственника издания», - указала она. Между тем Г.Иксанова сообщила, что преобладающее число журналов, поступивших по госзаказу, не встречается ни в киосках, ни в библиотеках. «В то же время на эти цели предусмотрены в 2017-2019 годах по 1,6 млрд. тенге. Ежегодно на конкурсной основе на производство фильмов, рекламных роликов, социальных роликов, продакш-компаниям выделяет более 500 млн. тенге. Однако из-за демпинга часто выигрывают поставщики некачественной продукции. Глава государства говорил о задаче оперативного выявления и реагирования на острые проблемы. Изучения общественного мнения по наиболее актуальным темам, анализе и прогнозе информационных запросов и ожидание населения. Это больше всего касается новостных и аналитических программ. Самым востребованным форматом традиционно являются новости, но идеологические инструменты не совершенны, поэтому низкая осведомленность населения о сути госпрограмм. В редакционной работе не всегда удается учитывать фактор быстрого реагирования, хотя в условиях популярности соцсетей это особенно актуально», - подчеркнула парламентарий. В заключение она указала, что для улучшения ситуации необходимы новые проектные подходы по реализации госинформ заказа. «Необходимо комплексно обеспечивать событийный ряд ключевых общественно значимых мероприятий, производя продукцию разных форматов на разных носителях с эффективным распространением на всех доступных информационных каналах. Открытость и доступность механизма госинформзаказа во многом зависит от критериев и показателей качества и оценки рейтингов медиа-продукта. В странах ОЭСР оценивается влияние СМИ на показатели социального прогресса, сложившаяся же у нас система рейтингов направлена на создание инструментов для освоения рекламных бюджетов и не может объективно оценивать параметры, связанные с госинформполитикой. Имеет смысл расширять и исследовать узкие инструменты», - считает Г. Иксанова.
Комментарии (0)