Сергей Наумов: «В экономическом образовании теория обязана очень серьезно сопрягаться с практикой» - «Финансы» » Новости Банков
bottom-shape image

Сергей Наумов: «В экономическом образовании теория обязана очень серьезно сопрягаться с практикой» - «Финансы»

Сергей Наумов: «В экономическом образовании теория обязана очень серьезно сопрягаться с практикой» - «Финансы»


Спикер Саратовской городской думы и директор Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергей Наумов рассказал «Новости Банков» о тонкостях подготовки кадров для отечественных банков, о том, как меняется отношение к образу банкира, и о мотивации как основе серьезного образования.


— Сергей Юрьевич, мы много общаемся с региональными банками, и среди других тем часто поднимается вопрос нехватки молодых специалистов на должности выше операциониста в зале. И складывается немного странная картина: в каждом регионе России есть один или даже несколько вузов, готовящих студентов по специальности «банковское дело». Это сотни молодых ребят ежегодно. Но и им работу найти непросто, и банки недовольны. В чем же дело?


— Первая причина в том, что не везде есть профильные кафедры, обладающие достаточно серьезным кадровым потенциалом, способным вести подготовку специалистов для современного банковского сектора, финансового менеджмента и в целом для финансовой отрасли.


Например, в Саратове специалистов готовят в трех вузах: в Саратовском социально-экономическом институте РЭУ им. Г. В. Плеханова, в Саратовском государственном университете и в Поволжском институте управления имени Столыпина (РАНХиГС). Но если в Экономе профильная кафедра возникла еще в 30-е годы прошлого века, то в большинстве вузов обучением студентов финансовым специальностям начали заниматься значительно позже, в 90-х. И, прямо скажем, не от хорошей жизни.


Могут ли неспециалисты подготовить специалистов? Нет, не могут

Когда я в свое время открывал в Поволжском институте управления экономические специальности, мне было понятно, что они будут востребованы даже при отсутствии бюджетного финансирования. И действительно, мы сразу набрали две группы, хотя данное направление для вуза было новым. Впоследствии за счет двух-трех групп я мог поддерживать значительное число преподавателей, причем по различным дисциплинам. Но именно качественной школы подготовки специалистов в финансовой сфере, традиций у нас не было. Да и сейчас за пределами Эконома их найти непросто.


Могут ли неспециалисты подготовить специалистов? Нет, не могут. Своих Коробовых в вузах Саратова просто нет. (Юрий Иванович Коробов, профессор, автор учебников и методических пособий, завкафедрой банковского дела, денег и кредита ССЭИ.— «Новости Банков»).


Вторая причина, скажем так, общефилософская. Кто сказал, что все выпускники школ сегодня должны получать высшее образование? Я сам — продукт советской школы и хорошо помню, что далеко не все ребята из нашего класса поступали в вузы. Сейчас поступают практически сто процентов, независимо от способностей и, скажем так, жизненных устремлений. И идут на самые продвинутые специальности, к коим, несомненно, относится «банковское дело». Ведь все знают, что лучше всего работать, например, в «Газпроме» или Сбербанке. Хорошо бы проводить отбор, но нам предъявляют ЕГЭ — и нравится, не нравится, приходится брать.


Если банк хочет получить хорошего специалиста, он должен работать с ним с первого курса

И третья причина — недостаточная активность самих банков. Вы сами знаете, как многое и очень быстро меняется в банковской отрасли. И если банк хочет получить хорошего специалиста, он должен работать с ним с первого курса. Взаимодействовать с профильными кафедрами, организовывать совместные проекты, участвовать в экзаменах, во внеучебной работе, и мы со своей стороны полностью открыты для любых идей.


Конечно, в том, что сейчас взаимодействие недостаточно, есть и наша вина. Но этот процесс может быть только двусторонним. Я наблюдаю иногда, как банки, причем довольно крупные, заключают соглашения о сотрудничестве с экономическими факультетами непрофильных вузов. И обычно за этими соглашениями стоит интерес не банка, а его конкретного менеджера, принимающего также решения. Например, желание помочь альма-матер, обеспечить комфортное обучение детям…


Все это, конечно, здорово, но только системная и бесстрастная работа с профильными вузами позволит банкам получить молодых специалистов, способных эффективно решать актуальные задачи.


Иначе, к сожалению, будет, как сейчас: брать всех подряд на должности уровня специалиста по обслуживанию физических лиц, сталкиваться с огромной текучкой кадров и надеяться, что в результате такой старательской работы мелькнет бриллиант.


Мы работаем со Сбербанком, ВТБ24, Россельхозбанком, но, конечно, список должен быть гораздо длиннее.


— Когда мы в 90-х заканчивали Эконом, устроиться в банк означало значительное повышение социального статуса. Сегодня это не так, особенно если речь идет о базовых позициях. Влияет ли это на выбор специальностей абитуриентами?


Саратовская область сегодня — это не самый успешный регион России, но и в ней действует около полусотни банков

— Да, но буквально с прошлого года. Все же инерция была очень сильна. В условиях экономического кризиса экономика сокращается, а банки — это ее кровеносные сосуды. Работы для них становится меньше. Саратовская область сегодня — это не самый успешный регион России, но и в ней действует около полусотни банков. Когда все вокруг росло, им надо было много людей. Сейчас, конечно, потребности ниже, а регулярные отзывы лицензий у банков повышают конкуренцию за рабочие места. Да и заманивать крупными зарплатами сейчас не всегда получается.


Сейчас большой интерес привлекают специальности «финансы и кредит», «экономическая безопасность», «таможенное дело», «информационные системы в экономике».


— А какой вы видите оптимальную модель высшего образования в области экономики?


— На первом и частично на втором курсе — теоретические знания. Причем на первом курсе мы вынуждены компенсировать то, что недодала студенту школа, увлекшаяся натаскиванием его на сдачу ЕГЭ. Мы даем буквально три-четыре дисциплины по специальности, а остальное — общеобразовательные предметы. На втором курсе последние отходят на второй план, а основное время уделяется профильным теоретическим дисциплинам.


Не всем нравилось ходить на завод, но это был очень ценный профессиональный опыт, в широком смысле

Дальше же теория обязана очень серьезно сопрягаться с практикой. И лучше, если это сопряжение будет происходить не столько в наших аудиториях, сколько в самих банках. Конечно, это потребует от них известных усилий, назначения ответственных сотрудников. Но в данном случае речь идет о работе на будущее. И, как бы громко это ни звучало, будущее не только конкретного студента и банка, но и государства.


В свое время в старших классах школы организовывалась производственная практика. Мы раз в неделю ходили на завод. Лично я — на станкостроительный. Там был специальный мастер, который нас принимал и весь год учил, работал с нами. И потом еще на каждого писал характеристику. Не всем нравилось ходить на завод, но это был очень ценный профессиональный опыт, в широком смысле. И опыт рабочего взаимодействия не только с учителями, а с реальным трудовым коллективом. Очень отрезвляло и расширяло сознание.


Молодежь сегодня нацелена на большие заработки. Они ставят зачастую нерешаемую задачу сразу же после института занять престижную должность и «наслаждаться жизнью». Между тем, абсолютное большинство богатых людей стало такими, пройдя путь с самого низа. И даже если у родителей были все возможности им помочь, они вступали только после того, как отпрыск уже в чем-то себя проявил.


Мы иногда наблюдаем, как дети таких «чадолюбивых» родителей пять лет отсиживают в вузе, совершенно не утруждая себя учебой. И потом садятся на заботливо подготовленное место. Никто не знает, что будет с таким молодым человеком, когда у родителей дела пошатнутся. Но последствия не очевидны, а нынешняя картинка — вот, перед глазами. И это, кроме всего прочего, сбивает с фокуса других студентов. Снижает мотивацию усердно работать.


В Поволжском институте управления, где я работал раньше, очень большая доля студентов поступала из районов области. У них не самые состоятельные родители и, возможно, подготовка несколько слабее, чем у ребят из областного центра. Но зато какая там мотивация расти, развиваться, добиваться! У нашего вуза репутация престижного, и сюда поступают в основном саратовцы. И, к великому сожалению, у некоторых из них с мотивацией посложнее.


— Получается какая-то странная картина. С одной стороны, мы скопировали западную систему, когда хорошее образование обычно стоит денег. Но люди эти деньги платят, а учиться не хотят.


Само общество, к сожалению, не поощряет правильную мотивацию и не отторгает «золотую молодежь»

— На уровне вуза мы проблему нежелания учиться решаем. Независимо от того, кто платит за студента, государство или он сам, все учатся вместе, и требования ко всем одинаковые.


Но за стенами аудиторий все иначе. Само общество, к сожалению, не поощряет правильную мотивацию и не отторгает «золотую молодежь».


— Сегодня одна из самых востребованных специальностей в банках — программист. Сотни незакрытых вакансий только по Москве, а ведь центры разработок разбросаны по всей стране. Например, в Саратове мощный центр у банка «Открытие». Программисты нужны не совсем простые, а с пониманием банковской специфики. И где их брать, готовых, не совсем понятно. Можете ли вы помочь в этом?


— У нас в начале 2000-х годов была специальность «информационные системы в банковском деле». Большой популярностью она не пользовалась, и в итоге мы от этой специальности отказались. Возможно, не совсем правильно сориентировались или немного опередили время.


Спасибо за информацию, мы поговорим с банками, и, если спрос действительно масштабный, введем такую специальность снова. Конечно, потребуется провести определенную работу по подбору кадрового состава, разработке учебных планов, лицензированию. Но если экономика и банки меняются, то мы обязаны это учитывать.


Если условный программист хочет получить необходимый набор знаний о банковском деле, это абсолютно решаемая задача

А на кафедре банковского дела, денег и кредита работает профессор Сергей Михайлович Богомолов, который еще во времена СССР возглавил в Экономе лабораторию информационных технологий. Сергей Михайлович писал первые системы для российских коммерческих банков. Причем в банковском сообществе почему-то все были уверены, что живет он не в Саратове, а в Одессе. Его разработки копировали друг другу на дискеты, зачастую и не зная, кто их автор.


Здесь стоит заметить, что у нас есть факультет дополнительного профессионального образования. И если условный программист хочет получить необходимый набор знаний о банковском деле, это абсолютно решаемая задача.


— А до какого возраста есть практический смысл получить дополнительное образование в области экономики и банковского дела?


— Очень индивидуально. Продолжительность жизни увеличивается, период экономической активности тоже, поэтому иной раз есть смысл расширить свои возможности и после шестидесяти. Но в среднем, наверное, это 45 лет.


Есть разные программы. Например полноценная профессиональная переподготовка занимает девять месяцев, но предназначена она для работающих людей и, соответственно, график максимально удобный. Один вечер в будни и с 10 утра до 17 вечера субботы.


Если же речь идет о формировании отдельных компетенций и наличие диплома государственного образца не критично, то можно уложиться и в 100 академических часов, и в 70, и даже в 50.


— В 90-х очень много выпускников уезжало из Саратова в Москву и другие крупные города России. Из нашей группы процентов 30 уехало, не меньше. Сейчас соотношение такое же?


— Думаю, меньше. Нет такой острой необходимости, как в 90-е. Сейчас вообще Москвой все не ограничивается: некоторые уезжают гораздо дальше, вплоть до Сан-Франциско. Если есть знания, характер, воля, то почему нет?


Мы в прошлом году выпустили 2000 человек. Это много, и судьбы выпускников порой складываются очень интересно. В наших руках сделать так, чтобы каждый смог найти дело по душе и максимально реализоваться в нем.


Спикер Саратовской городской думы и директор Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергей Наумов рассказал «Новости Банков» о тонкостях подготовки кадров для отечественных банков, о том, как меняется отношение к образу банкира, и о мотивации как основе серьезного образования. — Сергей Юрьевич, мы много общаемся с региональными банками, и среди других тем часто поднимается вопрос нехватки молодых специалистов на должности выше операциониста в зале. И складывается немного странная картина: в каждом регионе России есть один или даже несколько вузов, готовящих студентов по специальности «банковское дело». Это сотни молодых ребят ежегодно. Но и им работу найти непросто, и банки недовольны. В чем же дело? — Первая причина в том, что не везде есть профильные кафедры, обладающие достаточно серьезным кадровым потенциалом, способным вести подготовку специалистов для современного банковского сектора, финансового менеджмента и в целом для финансовой отрасли. Например, в Саратове специалистов готовят в трех вузах: в Саратовском социально-экономическом институте РЭУ им. Г. В. Плеханова, в Саратовском государственном университете и в Поволжском институте управления имени Столыпина (РАНХиГС). Но если в Экономе профильная кафедра возникла еще в 30-е годы прошлого века, то в большинстве вузов обучением студентов финансовым специальностям начали заниматься значительно позже, в 90-х. И, прямо скажем, не от хорошей жизни. Могут ли неспециалисты подготовить специалистов? Нет, не могут Когда я в свое время открывал в Поволжском институте управления экономические специальности, мне было понятно, что они будут востребованы даже при отсутствии бюджетного финансирования. И действительно, мы сразу набрали две группы, хотя данное направление для вуза было новым. Впоследствии за счет двух-трех групп я мог поддерживать значительное число преподавателей, причем по различным дисциплинам. Но именно качественной школы подготовки специалистов в финансовой сфере, традиций у нас не было. Да и сейчас за пределами Эконома их найти непросто. Могут ли неспециалисты подготовить специалистов? Нет, не могут. Своих Коробовых в вузах Саратова просто нет. (Юрий Иванович Коробов, профессор, автор учебников и методических пособий, завкафедрой банковского дела, денег и кредита ССЭИ.— «Новости Банков»). Вторая причина, скажем так, общефилософская. Кто сказал, что все выпускники школ сегодня должны получать высшее образование? Я сам — продукт советской школы и хорошо помню, что далеко не все ребята из нашего класса поступали в вузы. Сейчас поступают практически сто процентов, независимо от способностей и, скажем так, жизненных устремлений. И идут на самые продвинутые специальности, к коим, несомненно, относится «банковское дело». Ведь все знают, что лучше всего работать, например, в «Газпроме» или Сбербанке. Хорошо бы проводить отбор, но нам предъявляют ЕГЭ — и нравится, не нравится, приходится брать. Если банк хочет получить хорошего специалиста, он должен работать с ним с первого курса И третья причина — недостаточная активность самих банков. Вы сами знаете, как многое и очень быстро меняется в банковской отрасли. И если банк хочет получить хорошего специалиста, он должен работать с ним с первого курса. Взаимодействовать с профильными кафедрами, организовывать совместные проекты, участвовать в экзаменах, во внеучебной работе, и мы со своей стороны полностью открыты для любых идей. Конечно, в том, что сейчас взаимодействие недостаточно, есть и наша вина. Но этот процесс может быть только двусторонним. Я наблюдаю иногда, как банки, причем довольно крупные, заключают соглашения о сотрудничестве с экономическими факультетами непрофильных вузов. И обычно за этими соглашениями стоит интерес не банка, а его конкретного менеджера, принимающего также решения. Например, желание помочь альма-матер, обеспечить комфортное обучение детям… Все это, конечно, здорово, но только системная и бесстрастная работа с профильными вузами позволит банкам получить молодых специалистов, способных эффективно решать актуальные задачи. Иначе, к сожалению, будет, как сейчас: брать всех подряд на должности уровня специалиста по обслуживанию физических лиц, сталкиваться с огромной текучкой кадров и надеяться, что в результате такой старательской работы мелькнет бриллиант. Мы работаем со Сбербанком, ВТБ24, Россельхозбанком, но, конечно, список должен быть гораздо длиннее. — Когда мы в 90-х заканчивали Эконом, устроиться в банк означало значительное повышение социального статуса. Сегодня это не так, особенно если речь идет о базовых позициях. Влияет ли это на выбор специальностей абитуриентами? Саратовская область сегодня — это не самый успешный регион России, но и в ней действует около полусотни банков — Да, но буквально с прошлого года. Все же инерция была очень сильна. В условиях экономического кризиса экономика сокращается, а банки — это ее кровеносные сосуды. Работы для них становится меньше. Саратовская область сегодня — это не самый успешный регион России, но и в ней действует около полусотни банков. Когда все вокруг росло, им надо было много людей. Сейчас, конечно, потребности ниже, а регулярные отзывы лицензий у банков повышают конкуренцию за рабочие места. Да и заманивать крупными зарплатами сейчас не всегда получается. Сейчас большой интерес привлекают специальности «финансы и кредит», «экономическая безопасность», «таможенное дело», «информационные системы в экономике». — А какой вы видите оптимальную модель высшего образования в области экономики? — На первом и частично на втором курсе — теоретические знания. Причем на первом курсе мы вынуждены компенсировать то, что недодала студенту школа, увлекшаяся натаскиванием его на сдачу ЕГЭ. Мы даем буквально три-четыре дисциплины по специальности, а остальное — общеобразовательные предметы. На втором курсе последние отходят на второй план, а основное время уделяется профильным теоретическим дисциплинам. Не всем нравилось ходить на завод, но это был очень ценный профессиональный опыт, в широком смысле Дальше же теория обязана очень серьезно сопрягаться с практикой. И лучше, если это сопряжение будет происходить не столько в наших аудиториях, сколько в самих банках. Конечно, это потребует от них известных усилий, назначения ответственных сотрудников. Но в данном случае речь идет о работе на будущее. И, как бы громко это ни звучало, будущее не только конкретного студента и банка, но и государства. В свое время в старших классах школы организовывалась производственная практика. Мы раз в неделю ходили на завод. Лично я — на станкостроительный. Там был специальный мастер, который нас принимал и весь год учил, работал с нами. И потом еще на каждого писал характеристику. Не всем нравилось ходить на завод, но это был очень ценный профессиональный опыт, в широком смысле. И опыт рабочего взаимодействия не только с учителями, а с реальным трудовым коллективом. Очень отрезвляло и расширяло сознание. Молодежь сегодня нацелена на большие заработки. Они ставят зачастую нерешаемую задачу сразу же после института занять престижную должность и «наслаждаться жизнью». Между тем, абсолютное большинство богатых людей стало такими, пройдя путь с самого низа. И даже если у родителей были все возможности им помочь, они вступали только после того, как отпрыск уже в чем-то себя проявил. Мы иногда наблюдаем, как дети таких «чадолюбивых» родителей пять лет отсиживают в вузе, совершенно не утруждая себя учебой. И потом садятся на заботливо подготовленное место. Никто не знает, что будет с таким молодым человеком, когда у родителей дела пошатнутся. Но последствия не очевидны, а нынешняя картинка — вот, перед глазами. И это, кроме всего прочего, сбивает с фокуса других студентов. Снижает мотивацию усердно работать. В Поволжском институте управления, где я работал раньше, очень большая доля студентов поступала из районов области. У них не самые состоятельные родители и, возможно, подготовка несколько слабее, чем у ребят из областного центра. Но зато какая там мотивация расти, развиваться, добиваться! У нашего вуза репутация престижного, и сюда поступают в основном саратовцы. И, к великому сожалению, у некоторых из них с мотивацией посложнее. — Получается какая-то странная картина. С одной стороны, мы скопировали западную систему, когда хорошее образование обычно стоит денег. Но люди эти деньги платят, а учиться не хотят. Само общество, к сожалению, не поощряет правильную мотивацию и не отторгает «золотую молодежь» — На уровне вуза мы проблему нежелания учиться решаем. Независимо от того, кто платит за студента, государство или он сам, все учатся вместе, и требования ко всем одинаковые. Но за стенами аудиторий все иначе. Само общество, к сожалению, не поощряет правильную мотивацию и не отторгает «золотую молодежь». — Сегодня одна из самых востребованных специальностей в банках — программист. Сотни незакрытых вакансий только по Москве, а ведь центры разработок разбросаны по всей стране. Например, в Саратове мощный центр у банка «Открытие». Программисты нужны не совсем простые, а с пониманием банковской специфики. И где их брать, готовых, не совсем понятно. Можете ли вы помочь в этом? — У нас в начале 2000-х годов была специальность «информационные системы в банковском деле». Большой популярностью она не пользовалась, и в итоге мы от этой специальности отказались. Возможно, не совсем правильно сориентировались или немного опередили время. Спасибо за информацию, мы поговорим с банками, и, если спрос действительно масштабный, введем такую специальность снова. Конечно, потребуется провести определенную работу по подбору кадрового состава, разработке учебных планов, лицензированию. Но если экономика и банки меняются, то мы обязаны это учитывать. Если условный программист хочет получить необходимый набор знаний о банковском деле, это абсолютно решаемая задача А на кафедре банковского дела, денег и кредита работает профессор Сергей Михайлович Богомолов, который еще во времена СССР возглавил в Экономе лабораторию информационных технологий. Сергей
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Как воспользоваться льготой, не учтенной в налоговом уведомлении, рассказало УФНС по Москве - «Финансы»

Управление напомнило, какие граждане имеют право на льготы на всей территории России и рассказало о льготах в Москве. Московское УФНС указало, что для начала надо проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении...

В РФ предложили снизить срок владения недвижимостью для продажи без НДФЛ - «Финансы»

Депутаты Госдумы рассмотрят предложение о снижении срока владения недвижимостью для продажи без уплаты НДФЛ с дохода от ее продажи. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на законопроект. Отмечается, что...

Доллар по 100 рублей: курс Банка России превысил психологически значимую отметку - «Финансы»

Центробанк установил курс доллара к рублю, который вступит в силу с 20 ноября, на уровне 100,0348 рубля. Таким образом, рубль обесценился на 0,09% за сутки. На внебиржевом рынке при этом доллар давно перешел...

Россия, Китай, Узбекистан: в Казахстане усиливается присутствие иностранных компаний - «Финансы»

Фото: pexels Количество иностранных и совместных юридических лиц в Казахстане стремительно увеличивается. Если еще три года назад – в ноябре 2022 года – таких предприятий насчитывалось всего 45 827, то сегодня их...

Курсы валют в обменниках Алматы и Астаны на 19 ноября - «Финансы»

Фото: Zakon.kz Представлены данные о средневзвешенных курсах покупки и продажи валют: доллара, евро и рубля в обменных пунктах Астаны, Алматы и Шымкента, а также о курсах Нацбанка РК на 19 ноября 2024 года (на 11:05...

8 миллионов казахстанцев освободили от обязательного представления деклараций - «Финансы»

Фото: pexels Премьер-министр Олжас Бектенов на заседании правительства 19 ноября 2024 года озвучил решение по всеобщему декларированию казахстанцев, сообщает Zakon.kz. Министр финансов Мади Такиев доложил, что...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

В РФ предложили снизить срок владения недвижимостью для продажи без НДФЛ - «Финансы»

В РФ предложили снизить срок владения недвижимостью для продажи без НДФЛ - «Финансы»

Депутаты Госдумы рассмотрят предложение о снижении срока владения недвижимостью

Подробнее
Доллар по 100 рублей: курс Банка России превысил психологически значимую отметку - «Финансы»

Доллар по 100 рублей: курс Банка России превысил психологически значимую отметку - «Финансы»

Центробанк установил курс доллара к рублю, который вступит в силу с 20 ноября,

Подробнее
Курсы валют в обменниках Алматы и Астаны на 19 ноября - «Финансы»

Курсы валют в обменниках Алматы и Астаны на 19 ноября - «Финансы»

Фото: Zakon.kz Представлены данные о средневзвешенных курсах покупки и продажи

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Как воспользоваться льготой, не учтенной в налоговом уведомлении, рассказало УФНС по Москве - «Финансы»

Как воспользоваться льготой, не учтенной в налоговом уведомлении, рассказало УФНС по Москве - «Финансы»

Управление напомнило, какие граждане имеют право на льготы на всей территории России и рассказало о льготах в Москве. Московское УФНС указало, что для начала надо проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении...

Подробнее

      
Курс валют сегодня