«Мы критикуем институты ОБСЕ, но конструктивно» - «Финансы» » Новости Банков
bottom-shape image

«Мы критикуем институты ОБСЕ, но конструктивно» - «Финансы»


Постпред России Александр Лукашевич рассказал «Новости Банков» о системном кризисе организации

В конце прошлой недели в Белграде прошла встреча министров иностранных дел стран—членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). О ее итогах, а также о том, почему Россия раскритиковала доклад по Крыму и требует провести финансовый аудит института ОБСЕ, который занимается электоральным мониторингом, постпред России при организации АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕВИЧ рассказал корреспонденту «Новости Банков» ЕЛЕНЕ ЧЕРНЕНКО.


— Как вы оцениваете итоги встречи глав МИДов стран—членов ОБСЕ? Удалось ли российской делегации добиться каких-то практических результатов?

— Российская сторона в целом удовлетворена итогами состоявшегося в Белграде 22-го заседания совета министров иностранных дел государств—участников ОБСЕ. Хотя надо признать, что в целом эти итоги оказались гораздо скромнее чем то, на что мы рассчитывали.

Тем не менее дискуссия министров на заседании была очень содержательной и показала относительную близость подходов в борьбе с современными вызовами безопасности. В этой сфере есть конкретные результаты, чему мы очень рады. Одобрена четкая и содержательная декларация по противодействию терроризму, которая, кстати, была инициирована Российской Федерацией. Отдельные документы приняты по противодействию экстремизму и радикализму, которые ведут к терроризму, а также по борьбе с наркотической угрозой. За последние годы такой объем документов по тематике транснациональных вызовов безопасности, пожалуй, впервые вышел на повестку дня. С этой точки зрения мы весьма довольны. Глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул в своей речи, что безопасность государств ОБСЕ не может быть обеспечена в отрыве от наращивания совместных действий по искоренению террористической угрозы на южных рубежах общего региона.

Однако не по всем актуальным вопросам удалось прийти к консенсусу. Напомню, что все решения ОБСЕ принимаются с согласия всех 57 государств-участников. Много внимания было уделено миграционному кризису, но, к сожалению, нежелание целого ряда стран, в том числе представляющих Евросоюз, честно и открыто подойти к выявлению коренных причин массового исхода беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки не позволило выйти на единый текст.

Россия также возлагала большие надежды на то, что ОБСЕ даст четкий сигнал в защиту христиан и мусульман от проявлений религиозной нетерпимости. События последнего времени, в том числе на Ближнем Востоке — в регионе, который прилегает к пространству ОБСЕ, всех ужаснули: разрушения церквей, убийства священников, преследования и казни иноверцев. Все это требовало и требует самого решительного осуждения на международном уровне и последующих не менее решительных действий. К тому же поручение принять два отдельных документа в виде деклараций по христианам и мусульманам содержались в решении прошлогоднего совета министров в Базеле, где была принята соответствующая декларация по борьбе с антисемитизмом.

— Но выполнить это поручение не удалось?

— Да, к сожалению, сейчас этого не удалось сделать из-за местечковых подходов целого ряда государств, которые, разделяя озабоченность трагическими событиями последнего времени, не пошли на принятие раздельных документов. Но эта тема обязательно останется в повестке дня ОБСЕ. Мы будем добиваться реализации прошлогоднего поручения министров и развивать эту тему при германском председательстве (в ОБСЕ.— «Новости Банков»).

Кроме того — и это для меня совершенно удивительно, не удалось принять короткий текст в развитие дискуссий в ОБСЕ по формуле «Хельсинки + 40» (в Хельсинки в 1975 году был принят основной документ ОБСЕ, Заключительный акт.— «Новости Банков») с задачей продолжить диалог по актуальным проблемам европейской безопасности в следующем году. Текст, по сути, не вызывал разногласий, но целый ряд стран на последнем этапе неожиданно поставили резкие ограничители, и в итоге его не удалось согласовать.

— В заявлении МИД РФ по итогам министерской встречи сказано, что это произошло из-за «неконструктивной позиции украинской и некоторых западных делегаций».

— Да. Целый ряд стран выступил против этого, хотя текст вырисовывался. Диалог по формуле «Хельсинки + 40» в последние годы, к сожалению, не принес значимых результатов. Тем не менее в целом у государств—участников ОБСЕ есть понимание, что накопление проблем в сфере европейской безопасности дает повод говорить о том, что процесс «Хельсинки + 40» — это безальтернативный путь на будущие годы. Мы уверены, что германские коллеги этот диалог будут развивать. В своем завершающем заявлении министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер говорил как раз о том, что ОБСЕ остается эксклюзивной площадкой для развития диалога и нахождения взаимоприемлемых решений по самому широкому кругу европейских проблем. Тем более с учетом той задачи, которую поставил Астанинский саммит в декабре 2010 года по формированию сообщества безопасности и пространства единой неделимой безопасности в Евро-Атлантике и Евразии.

Подводя черту, подчеркну, что ОБСЕ остается оптимальной, логичной площадкой для широкого диалога и сотрудничества по проблемам безопасности — ведь в организации представлены все государства Евро-Атлантики и Евразии, а ее совместные решения имели и имеют высокую легитимность. Но для принятия таких решений организацию нужно разворачивать в сторону более широкого откровенного межгосударственного диалога и вытаскивать ее из бюрократического застоя, в котором она находится все последние годы.

— Говоря о том, что ОБСЕ находится в системном кризисе, в Москве делают акцент на политизированности ряда институтов ОБСЕ — представителя по свободе СМИ, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и верховного комиссара по делам нацменьшинств. Но никто из западных членов ОБСЕ критику в адрес этих структур не высказывает. Как в такой ситуации Россия намеревается добиться реформ?

— Мы критикуем институты ОБСЕ, но конструктивно, добиваясь реформирования организации, это не критика ради критики. Мы исходим из того, что, если ОБСЕ хочет адаптироваться к потребностям сегодняшнего дня, нужен прочный правовой базис в виде устава организации и четких правил процедур работы ее исполнительных структур. Реформы, о которых мы говорим с 1990-х годов и особенно активно с середины 2000-х, должны обеспечить полную прозрачность методов работы всех институтов ОБСЕ, включая их бюджеты и внебюджетные проекты. Важно добиваться деполитизации гуманитарного измерения ОБСЕ. Нужно упорядочить методы наблюдения за выборами, добиться беспристрастного отношения к свободе СМИ и обеспечения прав национальных меньшинств, ликвидировать позорный для Европы и мирового сообщества феномен безгражданства.

Наша критика направлена против того, чтобы инструментарий ОБСЕ под предлогом его так называемой независимости самовольно использовался одними странами против других. В качестве явного примера такого давления мы приводим проплаченный группой западных стран недавний доклад по Крыму, подготовленный БДИПЧ и верховным комиссаром по делам национальных меньшинств. Для подготовки этого документа не было дано со стороны руководящих органов ОБСЕ никакого специального поручения, и никто не санкционировал этот доклад, который вышел политизированным, однобоким и в значительной степени навредил нашим отношениям с исполнительными структурами ОБСЕ.

— А Россия не потому ли раскритиковала этот доклад, что в нем в негативном свете предстала ситуация в Крыму? Ведь если бы доклад был позитивным для России, Москва вряд ли стала бы критиковать его.

— Нет, я не согласен с таким утверждением. Дело не только в его содержании. Даже притом что большинство коллег в ОБСЕ не принимают нынешние реалии, когда Крым и Севастополь стали частью Российской Федерации, с нами никто даже не консультировался перед составлением этого доклада, понимаете? По сути, он готовился подпольно по явному заказу целого ряда западных делегаций. Это неприемлемо с точки зрения методов работы институтов ОБСЕ. В их мандатах нет прямых указаний готовить целевые тематические доклады. Подобные проекты должны осуществляться в сотрудничестве и диалоге с принимающими государствами. Эти же институты вообразили себя автономными образованиями. Получив мандат, они начали и продолжают действовать по собственным правилам и инструкциям.

Скажем, мы много говорили и продолжаем говорить, что нужно исправлять ситуацию с электоральным мониторингом БДИПЧ, когда критерием выступают некие внутренние инструкции — и по набору наблюдателей, и по системе оценок избирательного процесса. Ничего согласованного в рамках ОБСЕ, то есть между всеми государствами-участниками, на этот счет никаких консенсусных решений не существует. Это ненормальное положение, когда БДИПЧ выступает неким наднациональным арбитром избирательных кампаний. Таких полномочий ему никто не давал. Этим недовольны многие государства—участники ОБСЕ.

— Но не западные. Те же немцы — будущие председатели ОБСЕ — ни разу не критиковали систему мониторинга выборов БДИПЧ.

— А на Запад практически не посылаются группы наблюдателей. Едут эксперты, 10–15 человек, естественно, они не могут все охватить, но собственно такой задачи и не ставится. Западные государства исходят из того, что образец и модель демократии уже состоялась в этой части региона ОБСЕ. А подтягивать к этим стандартам нужно другую — восточную часть.

— Но раз большинство членов ОБСЕ всем довольно, России не удастся добиться изменений.

— Очень трудно понять, почему в одни страны направляются 500–600 человек, а в другие — 10–15, а то и вообще никого. Почему реформы в ОБСЕ не двигаются? Как я уже говорил, решения в ОБСЕ принимаются консенсусом, а западные государства категорически против каких-либо реформ и блокируют любые предложения — и со стороны России, и со стороны других государств (у нас, например, были комплексные предложения с коллегами по ОДКБ и СНГ в 2007 году). Нормативная база деятельности так и остается неурегулированной. Видимо, нужно время, чтобы остальные партнеры дозрели до понимания, что реформы необходимы.

— Вопрос о финансовой стороне работы БДИПЧ. Российские дипломаты говорили, что помимо основного бюджета у бюро есть еще некий внебюджетный «пузырь, который наполняется за счет вливания западников». Каков размер этого «пузыря»?

— Не только наша страна, но и другие государства—участники ОБСЕ высказывают критику и замечания в адрес БДИПЧ. Последний откровенный пример предвзятого отношения и неготовности вести диалог — это совершенно неприемлемая ситуация с бойкотом наблюдения за выборами в Азербайджане. БДИПЧ отказалось вести диалог только потому, что азербайджанская сторона предложила гораздо более скромное присутствие на этих выборах наблюдателей БДИПЧ.

Критика в адрес БДИПЧ носит объективный характер. Ведь до сих пор бюро, которое является, еще раз повторю, исполнительной структурой ОБСЕ, по-прежнему действует как некая автономная организация. Такая самодеятельность в сфере наблюдения за выборами вызывает много вопросов. Вот цифра для сравнения: за последние три года БДИПЧ направило в страны СНГ почти 7 тыс. наблюдателей, а в страны Евросоюза — чуть более 200.

— А потому, что там демократия, а у нас — авторитарные режимы.

— Нет. Принцип работы ОБСЕ таков, что все ее члены являются равными по своему значению и возможностям. Все равны, и ко всем применимы решения, которые принимаются вышестоящими органами организации. У нас, скажем, есть базовый документ, принятый в Копенгагене в 1990 году, который четко сформулировал обязательство приглашать на выборы наблюдателей от ОБСЕ. Это обязательство должно было воплотиться в национальное законодательство. Но многие страны ОБСЕ этого не сделали. Россия сделала это, кстати, одной из первых. А США — нет.

— А что все-таки с финансовой стороной работы бюро?

— Помимо одобряемого всеми государствами сводного бюджета бюро еще реализует множество внебюджетных проектов, особенно в электоральной сфере, то есть фактически работает за деньги, которые дополнительно подбрасывают иностранные доноры, в основном западные страны во главе с США. По имеющимся данным, в настоящее время БДИПЧ осуществляет десятки подобных внебюджетных проектов на сумму несколько десятков миллионов евро. Цель спонсоров совершенно очевидна. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Эти проекты осуществляются бюро очень нетранспарентно и без какого-либо решения коллективных органов ОБСЕ. Мы настойчиво говорим, что такую ненормальную практику надо менять.

— Но речь о том, чтобы Россия урезала свой вклад в работу ОБСЕ не идет?

— Мы в целом выступаем за снижение существенной нагрузки государств-участников на цели БДИПЧ. Пока эта идея не находит понимания. Большинство стран Запада считает, что следует по возможности нарастить финансовые возможности бюро, в том числе во внебюджетной сфере. Пока бюджетные дискуссии идут очень трудно в рамках сводного финансового документа на 2016 год, и сейчас сложно делать какие-то прогнозы. Наверное, эта ситуация прояснится ближе к концу года.

Но увеличивать размеры своих бюджетных вложений российская сторона не намерена. В нынешних условиях взносы государств-участников в сводный бюджет ОБСЕ и так существенно возросли, включая финансирование специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине.

Наши предложения связаны с оптимизацией расходов бюро, в том числе за счет направления во все страны ОБСЕ более компактных миссий по наблюдению за выборами, как это собственно применяется уже к странам Евросоюза. Также мы добиваемся от БДИПЧ конкретной информации о том, сколько бюро потратило на каждую мониторинговую миссию, чтобы понять, как расходуются общие деньги. Это вполне законный и логичный подход. Но бюро уходит постоянно от предоставления таких данных, и мы вынуждены ставить вопрос перед секретариатом ОБСЕ о проведении аудита БДИПЧ. Мы не стремимся урезать свой вклад, а лишь настаиваем на наведении элементарного порядка и должной финансовой отчетности БДИПЧ.

— А сколько сейчас составляет вклад России в бюджет ОБСЕ?

— Вклад России в сводный бюджет ОБСЕ составляет более ?5 млн.

— Недавно в ОБСЕ заявили о планах увеличить количество сотрудников специальной мониторинговой миссии на Украине до 800 человек. С финансово-организационной точки зрения это реалистично?

— Да, видимо, сейчас будет наращивание количества наблюдателей, поскольку расширяются задачи. Это и верификация (соблюдение перемирия и отвода вооружений.— «Новости Банков»), и соблюдение прав человека на всей территории Украины, защита национальных меньшинств, развитие диалога. Но главное, конечно,— это мониторинг выполнения минского комплекса мер в плане отвода вооружений, складирования и так далее. Мандатом поставлена задача довести число сотрудников миссии до тысячи человек. Это, конечно, не так просто. По состоянию на 1 декабря, в миссии работает 651 наблюдатель, из которых 519 находятся в Донбассе, то есть в зоне конфликта.

— Сколько граждан России в этой миссии?

— От России в миссии 37 человек. Это профессионалы с богатым опытом в сфере миротворчества, охраны правопорядка, военной безопасности и так далее. С учетом наращивания численности состава миссии мы будем выдвигать новых кандидатов на конкурсной основе.

— А каков российский финансовый вклад в работу миссии?

— Российский взнос в бюджет миссии ?1,59 млн. Но помимо этих средств в 2014 году мы сделали добровольный внебюджетный вклад в работу миссии в размере ?600 тыс.

— Специальная мониторинговая миссия ежедневно публикует отчеты о ситуации в зоне конфликта, и, как правило, в каждом из отчетов содержится критика в адрес как вооруженных сил Украины, так и представителей самопровозглашенных народных республик Луганской и Донецкой областей. Однако Россия власти ДНР и ЛНР вообще никогда не критикует. Почему?

— Миссия ОБСЕ действительно отмечает, что нарушения минских договоренностей в Донбассе происходят по вине обеих сторон конфликта. И это, по сути, в каждом докладе содержится как критика в адрес Киева, так и претензии к провозглашенным народным республикам. Ситуация в регионе, в том числе и динамика событий последних недель, по-прежнему остается очень напряженной.

Мы постоянно призываем к полному и неукоснительному выполнению минского комплекса мер, который является основой мирного урегулирования.

Но Киев, как мы видим, уклоняется и от политической реформы, и от согласования модальности местных выборов в Донецке и Луганске, и от реального отвода вооружений из Донбасса. Реализация ключевых пунктов минских договоренностей стопорится именно из-за того, что Киев по-прежнему отказывается вести прямой диалог и договариваться с Луганском и Донецком.

Мы всегда привлекаем к этому внимание коллег в рамках наших дискуссий в постоянном совете ОБСЕ и на других площадках, в то же время отмечая, что выполнение минского комплекса мер должно осуществляться обеими сторонами. Мы об этом говорим постоянно и публично. Что же касается критики в адрес ДНР и ЛНР, то ее более чем достаточно и со стороны Киева, и со стороны западных стран. Причем большинство этих попыток инсинуировать взято с потолка.

— Получается, что Россия ругает Киев, а Запад и украинские власти ругают ДНР и ЛНР. Конструктивного разговора не получается, потому что каждая сторона выбирает из отчетов ОБСЕ то, что отвечает ее установкам.

— Нет, я бы так не сказал. Даже сама миссия в последнее время отмечает, что основные проблемы с нарушениями идут со стороны вооруженных сил Украины.

— Я бы сказала, что в последних докладах содержится равномерная критика в адрес обеих сторон.

— На последнем заседании контактной группы в Минске крупная проблема возникла именно из-за того, что вооруженные силы Украины заняли в буферной зоне семь населенных пунктов.

— Но при этом они обвиняют ЛНР и ДНР в обстрелах.

— Да, это взаимные обвинения, взаимная критика. Для обсуждения этих вопросов и создан механизм прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском в рамках контактной группы и ее подгруппы по безопасности. За них никто договариваться не сможет. Поэтому здесь общая задача четко соблюдать договоренности, которые были достигнуты в Минске в феврале в рамках комплекса мер. Это относится и к Киеву, и к ополчению.

— Представители США и других стран НАТО выступают за модернизацию Венского документа. Россия к этому готова? Постпред США в ОБСЕ Дэниел Бэр в интервью «Новости Банков» сказал, что Россия уже внесла свои предложения по этому поводу.

— Антироссийский курс США и НАТО и, в частности, усиление военной активности на восточном фланге альянса исключают возможность достижения каких-либо жизнеспособных договоренностей по углублению мер доверия в военной области в рамках Венского документа. Говорить об этом в условиях нагнетания Западом атмосферы недоверия к России бессмысленно. Продвижению по пути модернизации Венского документа препятствует и неопределенность дальнейшей судьбы режима контроля над обычными вооружениями в Европе, поскольку и тот и другой сюжеты тесно взаимосвязаны.

Мы готовы к диалогу по этим вопросам, чего нельзя сказать о странах НАТО, которые под предлогом событий на Украине взяли паузу в работе над новой договоренностью по режиму контроля над обычными вооружениями в Европе и внятно никак не могут сказать, когда закончится эта пауза.

С учетом вышеизложенного предлагаем на ближайшую перспективу ограничиться точечными мерами совершенствования выполнения Венского документа. Мы исходим из того, что перспективу модернизации Венского документа следует рассматривать в контексте отказа стран НАТО от политики силовой конфронтации с Россией, признания и уважения наших интересов при неизменном условии восстановления нормальных отношений с Российской Федерацией.

— А в чем принципиальная разница между модернизацией Венского документа, к чему Россия не готова, и его совершенствованием, к чему она стремится?

— Модернизация — это пересмотр Венского документа. Мы же говорим о более эффективном выполнении уже действующих положений. Например, необходимо исключить возможность того, что инспекторы, поработав на территории России, приходят к выводу о том, что мы выполняем свои обязательства, а потом в официальном отчете и в высказываниях руководства их страны звучат совсем другие оценки. Разумеется, мы готовы и внести в Венский документ некоторые уточнения, но лишь те, которые абсолютно необходимы. Это касается, в частности, включения в него упоминания нового государства—участника ОБСЕ — Монголии.


Постпред России Александр Лукашевич рассказал «Новости Банков» о системном кризисе организации В конце прошлой недели в Белграде прошла встреча министров иностранных дел стран—членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). О ее итогах, а также о том, почему Россия раскритиковала доклад по Крыму и требует провести финансовый аудит института ОБСЕ, который занимается электоральным мониторингом, постпред России при организации АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕВИЧ рассказал корреспонденту «Новости Банков» ЕЛЕНЕ ЧЕРНЕНКО. — Как вы оцениваете итоги встречи глав МИДов стран—членов ОБСЕ? Удалось ли российской делегации добиться каких-то практических результатов? — Российская сторона в целом удовлетворена итогами состоявшегося в Белграде 22-го заседания совета министров иностранных дел государств—участников ОБСЕ. Хотя надо признать, что в целом эти итоги оказались гораздо скромнее чем то, на что мы рассчитывали. Тем не менее дискуссия министров на заседании была очень содержательной и показала относительную близость подходов в борьбе с современными вызовами безопасности. В этой сфере есть конкретные результаты, чему мы очень рады. Одобрена четкая и содержательная декларация по противодействию терроризму, которая, кстати, была инициирована Российской Федерацией. Отдельные документы приняты по противодействию экстремизму и радикализму, которые ведут к терроризму, а также по борьбе с наркотической угрозой. За последние годы такой объем документов по тематике транснациональных вызовов безопасности, пожалуй, впервые вышел на повестку дня. С этой точки зрения мы весьма довольны. Глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул в своей речи, что безопасность государств ОБСЕ не может быть обеспечена в отрыве от наращивания совместных действий по искоренению террористической угрозы на южных рубежах общего региона. Однако не по всем актуальным вопросам удалось прийти к консенсусу. Напомню, что все решения ОБСЕ принимаются с согласия всех 57 государств-участников. Много внимания было уделено миграционному кризису, но, к сожалению, нежелание целого ряда стран, в том числе представляющих Евросоюз, честно и открыто подойти к выявлению коренных причин массового исхода беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки не позволило выйти на единый текст. Россия также возлагала большие надежды на то, что ОБСЕ даст четкий сигнал в защиту христиан и мусульман от проявлений религиозной нетерпимости. События последнего времени, в том числе на Ближнем Востоке — в регионе, который прилегает к пространству ОБСЕ, всех ужаснули: разрушения церквей, убийства священников, преследования и казни иноверцев. Все это требовало и требует самого решительного осуждения на международном уровне и последующих не менее решительных действий. К тому же поручение принять два отдельных документа в виде деклараций по христианам и мусульманам содержались в решении прошлогоднего совета министров в Базеле, где была принята соответствующая декларация по борьбе с антисемитизмом. — Но выполнить это поручение не удалось? — Да, к сожалению, сейчас этого не удалось сделать из-за местечковых подходов целого ряда государств, которые, разделяя озабоченность трагическими событиями последнего времени, не пошли на принятие раздельных документов. Но эта тема обязательно останется в повестке дня ОБСЕ. Мы будем добиваться реализации прошлогоднего поручения министров и развивать эту тему при германском председательстве (в ОБСЕ.— «Новости Банков»). Кроме того — и это для меня совершенно удивительно, не удалось принять короткий текст в развитие дискуссий в ОБСЕ по формуле «Хельсинки 40» (в Хельсинки в 1975 году был принят основной документ ОБСЕ, Заключительный акт.— «Новости Банков») с задачей продолжить диалог по актуальным проблемам европейской безопасности в следующем году. Текст, по сути, не вызывал разногласий, но целый ряд стран на последнем этапе неожиданно поставили резкие ограничители, и в итоге его не удалось согласовать. — В заявлении МИД РФ по итогам министерской встречи сказано, что это произошло из-за «неконструктивной позиции украинской и некоторых западных делегаций». — Да. Целый ряд стран выступил против этого, хотя текст вырисовывался. Диалог по формуле «Хельсинки 40» в последние годы, к сожалению, не принес значимых результатов. Тем не менее в целом у государств—участников ОБСЕ есть понимание, что накопление проблем в сфере европейской безопасности дает повод говорить о том, что процесс «Хельсинки 40» — это безальтернативный путь на будущие годы. Мы уверены, что германские коллеги этот диалог будут развивать. В своем завершающем заявлении министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер говорил как раз о том, что ОБСЕ остается эксклюзивной площадкой для развития диалога и нахождения взаимоприемлемых решений по самому широкому кругу европейских проблем. Тем более с учетом той задачи, которую поставил Астанинский саммит в декабре 2010 года по формированию сообщества безопасности и пространства единой неделимой безопасности в Евро-Атлантике и Евразии. Подводя черту, подчеркну, что ОБСЕ остается оптимальной, логичной площадкой для широкого диалога и сотрудничества по проблемам безопасности — ведь в организации представлены все государства Евро-Атлантики и Евразии, а ее совместные решения имели и имеют высокую легитимность. Но для принятия таких решений организацию нужно разворачивать в сторону более широкого откровенного межгосударственного диалога и вытаскивать ее из бюрократического застоя, в котором она находится все последние годы. — Говоря о том, что ОБСЕ находится в системном кризисе, в Москве делают акцент на политизированности ряда институтов ОБСЕ — представителя по свободе СМИ, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и верховного комиссара по делам нацменьшинств. Но никто из западных членов ОБСЕ критику в адрес этих структур не высказывает. Как в такой ситуации Россия намеревается добиться реформ? — Мы критикуем институты ОБСЕ, но конструктивно, добиваясь реформирования организации, это не критика ради критики. Мы исходим из того, что, если ОБСЕ хочет адаптироваться к потребностям сегодняшнего дня, нужен прочный правовой базис в виде устава организации и четких правил процедур работы ее исполнительных структур. Реформы, о которых мы говорим с 1990-х годов и особенно активно с середины 2000-х, должны обеспечить полную прозрачность методов работы всех институтов ОБСЕ, включая их бюджеты и внебюджетные проекты. Важно добиваться деполитизации гуманитарного измерения ОБСЕ. Нужно упорядочить методы наблюдения за выборами, добиться беспристрастного отношения к свободе СМИ и обеспечения прав национальных меньшинств, ликвидировать позорный для Европы и мирового сообщества феномен безгражданства. Наша критика направлена против того, чтобы инструментарий ОБСЕ под предлогом его так называемой независимости самовольно использовался одними странами против других. В качестве явного примера такого давления мы приводим проплаченный группой западных стран недавний доклад по Крыму, подготовленный БДИПЧ и верховным комиссаром по делам национальных меньшинств. Для подготовки этого документа не было дано со стороны руководящих органов ОБСЕ никакого специального поручения, и никто не санкционировал этот доклад, который вышел политизированным, однобоким и в значительной степени навредил нашим отношениям с исполнительными структурами ОБСЕ. — А Россия не потому ли раскритиковала этот доклад, что в нем в негативном свете предстала ситуация в Крыму? Ведь если бы доклад был позитивным для России, Москва вряд ли стала бы критиковать его. — Нет, я не согласен с таким утверждением. Дело не только в его содержании. Даже притом что большинство коллег в ОБСЕ не принимают нынешние реалии, когда Крым и Севастополь стали частью Российской Федерации, с нами никто даже не консультировался перед составлением этого доклада, понимаете? По сути, он готовился подпольно по явному заказу целого ряда западных делегаций. Это неприемлемо с точки зрения методов работы институтов ОБСЕ. В их мандатах нет прямых указаний готовить целевые тематические доклады. Подобные проекты должны осуществляться в сотрудничестве и диалоге с принимающими государствами. Эти же институты вообразили себя автономными образованиями. Получив мандат, они начали и продолжают действовать по собственным правилам и инструкциям. Скажем, мы много говорили и продолжаем говорить, что нужно исправлять ситуацию с электоральным мониторингом БДИПЧ, когда критерием выступают некие внутренние инструкции — и по набору наблюдателей, и по системе оценок избирательного процесса. Ничего согласованного в рамках ОБСЕ, то есть между всеми государствами-участниками, на этот счет никаких консенсусных решений не существует. Это ненормальное положение, когда БДИПЧ выступает неким наднациональным арбитром избирательных кампаний. Таких полномочий ему никто не давал. Этим недовольны многие государства—участники ОБСЕ. — Но не западные. Те же немцы — будущие председатели ОБСЕ — ни разу не критиковали систему мониторинга выборов БДИПЧ. — А на Запад практически не посылаются группы наблюдателей. Едут эксперты, 10–15 человек, естественно, они не могут все охватить, но собственно такой задачи и не ставится. Западные государства исходят из того, что образец и модель демократии уже состоялась в этой части региона ОБСЕ. А подтягивать к этим стандартам нужно другую — восточную часть. — Но раз большинство членов ОБСЕ всем довольно, России не удастся добиться изменений. — Очень трудно понять, почему в одни страны направляются 500–600 человек, а в другие — 10–15, а то и вообще никого. Почему реформы в ОБСЕ не двигаются? Как я уже говорил, решения в ОБСЕ принимаются консенсусом, а западные государства категорически против каких-либо реформ и блокируют любые предложения — и со стороны России, и со стороны других государств (у нас, например, были комплексные предложения с коллегами по ОДКБ и СНГ в 2007 году). Нормативная база деятельности так и остается неурегулированной. Видимо, нужно время, чтобы остальные партнеры дозрели до понимания, что реформы

Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

КС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что законом не установлена. В этих целях не следует "притягивать за уши" некоторые нормы, которые вообще про другое (как поступили земконтроль...

В России число индивидуальных предпринимателей выросло до 4,2 млн - «Финансы»

Количество индивидуальных предпринимателей в России увеличилось с начала года на 4,7% и составляет по итогам девяти месяцев 4,2 млн. Об этом 7 ноября сообщил «Известиям» генеральный директор Корпорации МСП Александр...

В России программа в тестовом режиме выявила 116 тыс. нарушений земельного права - «Финансы»

Нейросетевой "земельный инспектор", разработанный учеными Самарского университета имени Королева, в ходе пробного сканирования выявил более 116 тыс. нарушений землепользования, за которые можно взыскать...

Halyk в полном объеме вернул госпомощь, полученную Казкоммерцбанком в 2015 году - «Финансы»

Фото: Zakon.kz Системообразующий банк Казахстана – Halyk Bank – досрочно и полностью возвратил государственную поддержку в размере 250 млрд тенге, полученную Казкоммерцбанком в 2015 году, сообщает Zakon.kz. Девять...

Индекс деловой активности в Казахстане снижается второй месяц подряд - «Финансы»

Фото: pixabay Национальный банк РК опубликовал Индекс деловой активности за октябрь 2024 года, касающийся изменений экономических показателей предприятий страны и их ожиданий на ближайший год, сообщает Zakon.kz. Согласно...

В Минфине пояснили насчет выплаты премий государственным служащим - «Финансы»

Фото: Zakon.kz В Министерстве финансов ответили на обращения СМИ, касающиеся премий государственным служащим, сообщает Zakon.kz. В ведомстве сообщили, что на основании постановления правительства от 29 августа...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Следите за новыми промоакциями от Pari

Следите за новыми промоакциями от Pari

Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и

Подробнее
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития - «Экономика»

Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое

Подробнее
От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

От приватизации в госбюджет поступило 578,8 млрд тенге - «Экономика»

Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в

Подробнее
Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

Что покупали казахстанцы на Wildberries в дни распродаж - «Экономика»

На Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября

Подробнее
Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Сейчас Irwin Casino также отличается высоким качеством обслуживания

Среди русскоязычных игроков прекрасно известен один из самых ярких игровых

Подробнее
Экономика сегодня

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

Клиенты Модульбанка получили возможность без комиссий выводить выручку с десяти маркетплейсов - «Тема дня»

​ Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...

Подробнее
«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

«Новая нормальность». Аналитики спрогнозировали курс рубля к доллару - «Тема дня»

​ Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...

Подробнее
Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

Рубль укрепляется. Курсы доллара и евро на 8 ноября - «Тема дня»

​ Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...

Подробнее
Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

Рубль уступает основным валютам. Курсы доллара и евро на 29 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее
Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

Рубль продолжает дешеветь. ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...

Подробнее
Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

Рубль снова подешевел. Курсы доллара и евро на 30 октября - «Тема дня»

​ Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами

Подробнее

Разделы

Информация


Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

Граждан временно освободили от штрафов за неиспользование участков под ИЖС по назначению - «Финансы»

КС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что законом не установлена. В этих целях не следует "притягивать за уши" некоторые нормы, которые вообще про другое (как поступили земконтроль...

Подробнее

      
Курс валют сегодня