Казахстану необходимо модернизировать свою экономическую и политическую системы, а также больше внимания уделять созданию максимально благоприятных условий для предпринимателей. К такому выводу пришли экономисты во время очередного заседания дискуссионного клуба «Атамекен», посвященного текущим проблемам в экономике и возможных драйверов роста. Тема заседания звучала так: «Новые экономические реалии: что делать дальше?». К участию в дискуссии были приглашены независимые экономисты, финансисты, политологи и предприниматели. Организатором заседания выступила Национальная палата предпринимателей. Проблема №1 – неэффективность инвестиций По мнению директора «OilGazProject» Жараса Ахметова в рамках действующей экономической политики у Казахстана нет никаких принципиальных механизмов для восстановления экономического роста. «Какими бы не были у нас источники инвестиций, наши инвестиции принципиально на теоретическом и практическом уровне не эффективны», - сказал он. Он привел пример: если посмотреть на отношение незавершенного строительства объектов обрабатывающей промышленности к стоимости введенных в эксплуатацию объектов, то это соотношение в прошлом году составило где-то 2,6. «То есть на 1 тенге введенных в эксплуатацию основных средств у нас 2,6 незавершенного строительства. Это означает гигантское омертвление капитала. Поэтому тут вопрос идет не об источниках инвестиций, а об эффективности инвестиций», - добавил он. Жарас Ахметов полагает, что наши инвестиции неэффективны, потому что в Казахстане неэффективное соотношение труда и капитала. Соответственно надо менять соотношение труда и капитала, а это невозможно без изменения экономической политики. Проблема №2 – неуправляемая инфляция По словам Жараса Ахметова второй общепринятый механизм восстановления экономического роста – это поощрение или развитие внутреннего спроса. Однако в рамках действующей кредитно-денежной политики любое стимулирование спроса в Казахстане приведет к неуправляемой инфляции, известной своими последствиями. «Чтобы у нас не было инфляционного всплеска, чтобы инфляция была управляема нам надо менять экономическую политику, а именно: мы должны отойти от идеи, главенствующей до сих пор – это идея о том, что ручное управление экономикой может быть эффективно. Ручное управление экономикой как сложной системой невозможно. Есть вполне фундаментальные законы, подтверждающие этот тезис, например, закон Эшби, который говорит об управляемости системой», - сказал он. Проблема №3 – сокращение бюджетных расходов Как сказал председатель правления «BRB Invest» Галим Хусаинов в любой экономической теории есть те политики, которыми оперирует государство для регулирования экономикой. Это фискальная, монетарная, бюджетная, протекционистская политики и т.д. По его словам если проанализировать каждую из них, то видно, что они движутся в разных направлениях. «Например, известно, что при кризисе нужно стимулировать спрос. Спрос стимулируется различными методами, один из них – это бюджетные расходы. Бюджетные расходы в период кризиса надо увеличивать. У нас они почему-то сокращаются. Понятно, что источников нет, но это не означает, что нужно сокращать бюджетные расходы. То есть оптимизировать бюджет в кризис – это значит сокращать спрос», - сказал он. Проблема №4 – ужесточение налогообложения Как отметил Галим Хусаинов еще одна проблема – это текущая фискальная политика. Сегодня сложилась такая ситуация, когда одному экономическому блоку дают задание увеличить доходы бюджета, другому говорят – стимулируйте экономику. Эти две политики между собой вообще не коррелируют. «Что происходит? Мы видим, что у нас налоговая политика направлена на ужесточение как собираемости (текущей), так и будущей налоговой нагрузки бизнеса. Мы видим, что уже со следующего года у нас идет повышение налоговых ставок по фонду оплаты труда, планируется введение налога с продаж, пытаются ввести розничный налог и т.д», - заметил он. Экономист добавил, что те механизмы, которые сегодня происходят в налоговой системе, направлены именно на ужесточение налогообложения именно малого и среднего бизнеса. Причем крупный бизнес никаким образом не трогается. Хотя перекосы существуют везде, в том числе и в корпоративном бизнесе – налоговая нагрузка, которая там существует, особенно в недропользовании, вызывает очень большие споры. «Спорных моментов в фискальной политике достаточно много. Но почему-то у нас не обращают на это внимание, не совершенствуют текущую налоговую систему, а пытаются внедрить новую», - говорит эксперт. По его мнению, внедрение новой налоговой системы в условиях кризиса – это очень больно и неактуально. «Люди только адаптировались к существующей налоговой системе (в 2009 году был принят Налоговый кодекс) и через 6 лет менять полностью налоговую систему, когда бизнес только адаптировался, я считаю несправедливым и неправильным в отношении бизнеса», - считает экономист. Что нужно предпринимателям? Во время дискуссии собственник интернет-холдинга «Chocofamily» Рамиль Мухоряпов последовательно перечислил все проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются предприниматели, и обозначил условия, которые бизнес ждет от государства. По его словам первое, что необходимо предпринимателю – это стабильность. Например, стабильность национальной валюты. «Когда курс скачет, то любые операции для предпринимателей – это проблема. Понятно, что нельзя курс жестко привязать, но хотя бы, чтобы не было каких-либо жестких колебаний. Была какая-то предсказуемость и честность со стороны Нацбанка», - сказал он. Второе условие – это справедливое и прозрачное налогообложение. «В первую очередь, чтобы были понятные правила игры. Сейчас что получается – если ты платишь налоги, то ты привлекаешь внимание налоговых органов, и они начинают на тебя «наезжать», доначисляя налоги. То есть если ты платишь налоги, значит, у тебя все идет хорошо, на тебя можно наезжать. А тот, кто не платит, значит, это малое предприятие и его не надо трогать», - рассказывает предприниматель. «Когда мы говорим, что это несправедливо, они говорят – хорошо, мы тебе заблокируем счет, а ты потом иди, разбирайся и судись с нами. Понятно, что в этом случае проще доплатить какие-то налоги, а не рисковать тем, что у тебя счета заблокируют», - продолжает Рамиль Мухоряпов. Поэтому он предлагает ввести определенную прозрачность для налоговых органов путем интернетизации налоговых органов, чтобы все платежи и движение средств можно было отследить он-лайн. Во-вторых, предприниматель предлагает ввести норму, когда с налоговыми органами можно было бы договориться. «Ты приходишь и говоришь – у меня сейчас проблемы, дайте мне отсрочку – год, два или три. Бизнес получил бы какую-то льготную отсрочку и никуда не убежал». Третьей проблемой предприниматель назвал привязку к курсу доллара. Рамиль Мухоряпов считает, что здесь возможно государству стоит жестче выступить и вообще запретить привязывать контракты к курсу доллара, поскольку это влияет на стабильность бизнеса. Советник председателя правления НПП Эльдар Жумагазиев считает, что в период кризиса необходимо ослаблять налоговое администрирование. «Понятно, что в эпоху кризиса государству трудно выполнять какие-то социальные программы, в том числе уверен, будут сокращения по другим гос.программам, но априори в экономике в период кризиса надо ослаблять налоговое администрирование. Это однозначно», - говорит представитель НПП. По его словам в период моратория на налоговые проверки 2008-2009 и 2014 годов увеличилось количество активных и зарегистрированных субъектов, увеличилась занятость и объемы производства. А в последующие годы как результат после моратория наблюдается рост налоговых отчислений именно с этих субъектов. «Поэтому государству, я думаю, надо адекватно отреагировать на это вплоть до введения моратория на налоговые проверки, упрощение налогового администрирования, снижения налоговых ставок и т.д.», - сказал он. Приглашенные политологи пессимистичнее оценивают перспективы развития экономики Казахстана, считая, что существующая политическая элита не заинтересована в переменах и модернизации. «Существующая экономическая система как набор всех политик, о которых говорилось выше, была сформирована в конце 90-х и пышным цветом расцвела в тучные годы. Сейчас она по ряду объективных причин заканчивается, но поскольку это не только экономическая, но и политическая система – она, конечно, не будет себя ни переосмысливать, ни переделывать. Она будет держаться до конца – это надо хорошо понимать», - сказал независимый экономист Петр Своик. Однако он добавил, что поводы для оптимизма все-таки есть, хотя бы потому, что существуют структуры, например, такие как Палата предпринимателей, посредством которой можно озвучивать какие-то проблемы и предложения и доносить их до власти.
Казахстану необходимо модернизировать свою экономическую и политическую системы, а также больше внимания уделять созданию максимально благоприятных условий для предпринимателей. К такому выводу пришли экономисты во время очередного заседания дискуссионного клуба «Атамекен», посвященного текущим проблемам в экономике и возможных драйверов роста. Тема заседания звучала так: «Новые экономические реалии: что делать дальше?». К участию в дискуссии были приглашены независимые экономисты, финансисты, политологи и предприниматели. Организатором заседания выступила Национальная палата предпринимателей. Проблема №1 – неэффективность инвестиций По мнению директора «Oil Gaz Project» Жараса Ахметова в рамках действующей экономической политики у Казахстана нет никаких принципиальных механизмов для восстановления экономического роста. «Какими бы не были у нас источники инвестиций, наши инвестиции принципиально на теоретическом и практическом уровне не эффективны», - сказал он. Он привел пример: если посмотреть на отношение незавершенного строительства объектов обрабатывающей промышленности к стоимости введенных в эксплуатацию объектов, то это соотношение в прошлом году составило где-то 2,6. «То есть на 1 тенге введенных в эксплуатацию основных средств у нас 2,6 незавершенного строительства. Это означает гигантское омертвление капитала. Поэтому тут вопрос идет не об источниках инвестиций, а об эффективности инвестиций», - добавил он. Жарас Ахметов полагает, что наши инвестиции неэффективны, потому что в Казахстане неэффективное соотношение труда и капитала. Соответственно надо менять соотношение труда и капитала, а это невозможно без изменения экономической политики. Проблема №2 – неуправляемая инфляция По словам Жараса Ахметова второй общепринятый механизм восстановления экономического роста – это поощрение или развитие внутреннего спроса. Однако в рамках действующей кредитно-денежной политики любое стимулирование спроса в Казахстане приведет к неуправляемой инфляции, известной своими последствиями. «Чтобы у нас не было инфляционного всплеска, чтобы инфляция была управляема нам надо менять экономическую политику, а именно: мы должны отойти от идеи, главенствующей до сих пор – это идея о том, что ручное управление экономикой может быть эффективно. Ручное управление экономикой как сложной системой невозможно. Есть вполне фундаментальные законы, подтверждающие этот тезис, например, закон Эшби, который говорит об управляемости системой», - сказал он. Проблема №3 – сокращение бюджетных расходов Как сказал председатель правления «BRB Invest» Галим Хусаинов в любой экономической теории есть те политики, которыми оперирует государство для регулирования экономикой. Это фискальная, монетарная, бюджетная, протекционистская политики и т.д. По его словам если проанализировать каждую из них, то видно, что они движутся в разных направлениях. «Например, известно, что при кризисе нужно стимулировать спрос. Спрос стимулируется различными методами, один из них – это бюджетные расходы. Бюджетные расходы в период кризиса надо увеличивать. У нас они почему-то сокращаются. Понятно, что источников нет, но это не означает, что нужно сокращать бюджетные расходы. То есть оптимизировать бюджет в кризис – это значит сокращать спрос», - сказал он. Проблема №4 – ужесточение налогообложения Как отметил Галим Хусаинов еще одна проблема – это текущая фискальная политика. Сегодня сложилась такая ситуация, когда одному экономическому блоку дают задание увеличить доходы бюджета, другому говорят – стимулируйте экономику. Эти две политики между собой вообще не коррелируют. «Что происходит? Мы видим, что у нас налоговая политика направлена на ужесточение как собираемости (текущей), так и будущей налоговой нагрузки бизнеса. Мы видим, что уже со следующего года у нас идет повышение налоговых ставок по фонду оплаты труда, планируется введение налога с продаж, пытаются ввести розничный налог и т.д», - заметил он. Экономист добавил, что те механизмы, которые сегодня происходят в налоговой системе, направлены именно на ужесточение налогообложения именно малого и среднего бизнеса. Причем крупный бизнес никаким образом не трогается. Хотя перекосы существуют везде, в том числе и в корпоративном бизнесе – налоговая нагрузка, которая там существует, особенно в недропользовании, вызывает очень большие споры. «Спорных моментов в фискальной политике достаточно много. Но почему-то у нас не обращают на это внимание, не совершенствуют текущую налоговую систему, а пытаются внедрить новую», - говорит эксперт. По его мнению, внедрение новой налоговой системы в условиях кризиса – это очень больно и неактуально. «Люди только адаптировались к существующей налоговой системе (в 2009 году был принят Налоговый кодекс) и через 6 лет менять полностью налоговую систему, когда бизнес только адаптировался, я считаю несправедливым и неправильным в отношении бизнеса», - считает экономист. Что нужно предпринимателям? Во время дискуссии собственник интернет-холдинга «Chocofamily» Рамиль Мухоряпов последовательно перечислил все проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются предприниматели, и обозначил условия, которые бизнес ждет от государства. По его словам первое, что необходимо предпринимателю – это стабильность. Например, стабильность национальной валюты. «Когда курс скачет, то любые операции для предпринимателей – это проблема. Понятно, что нельзя курс жестко привязать, но хотя бы, чтобы не было каких-либо жестких колебаний. Была какая-то предсказуемость и честность со стороны Нацбанка», - сказал он. Второе условие – это справедливое и прозрачное налогообложение. «В первую очередь, чтобы были понятные правила игры. Сейчас что получается – если ты платишь налоги, то ты привлекаешь внимание налоговых органов, и они начинают на тебя «наезжать», доначисляя налоги. То есть если ты платишь налоги, значит, у тебя все идет хорошо, на тебя можно наезжать. А тот, кто не платит, значит, это малое предприятие и его не надо трогать», - рассказывает предприниматель. «Когда мы говорим, что это несправедливо, они говорят – хорошо, мы тебе заблокируем счет, а ты потом иди, разбирайся и судись с нами. Понятно, что в этом случае проще доплатить какие-то налоги, а не рисковать тем, что у тебя счета заблокируют», - продолжает Рамиль Мухоряпов. Поэтому он предлагает ввести определенную прозрачность для налоговых органов путем интернетизации налоговых органов, чтобы все платежи и движение средств можно было отследить он-лайн. Во-вторых, предприниматель предлагает ввести норму, когда с налоговыми органами можно было бы договориться. «Ты приходишь и говоришь – у меня сейчас проблемы, дайте мне отсрочку – год, два или три. Бизнес получил бы какую-то льготную отсрочку и никуда не убежал». Третьей проблемой предприниматель назвал привязку к курсу доллара. Рамиль Мухоряпов считает, что здесь возможно государству стоит жестче выступить и вообще запретить привязывать контракты к курсу доллара, поскольку это влияет на стабильность бизнеса. Советник председателя правления НПП Эльдар Жумагазиев считает, что в период кризиса необходимо ослаблять налоговое администрирование. «Понятно, что в эпоху кризиса государству трудно выполнять какие-то социальные программы, в том числе уверен, будут сокращения по другим гос.программам, но априори в экономике в период кризиса надо ослаблять налоговое администрирование. Это однозначно», - говорит представитель НПП. По его словам в период моратория на налоговые проверки 2008-2009 и 2014 годов увеличилось количество активных и зарегистрированных субъектов, увеличилась занятость и объемы производства. А в последующие годы как результат после моратория наблюдается рост налоговых отчислений именно с этих субъектов. «Поэтому государству, я думаю, надо адекватно отреагировать на это вплоть до введения моратория на налоговые проверки, упрощение налогового администрирования, снижения налоговых ставок и т.д.», - сказал он. Приглашенные политологи пессимистичнее оценивают перспективы развития экономики Казахстана, считая, что существующая политическая элита не заинтересована в переменах и модернизации. «Существующая экономическая система как набор всех политик, о которых говорилось выше, была сформирована в конце 90-х и пышным цветом расцвела в тучные годы. Сейчас она по ряду объективных причин заканчивается, но поскольку это не только экономическая, но и политическая система – она, конечно, не будет себя ни переосмысливать, ни переделывать. Она будет держаться до конца – это надо хорошо понимать», - сказал независимый экономист Петр Своик. Однако он добавил, что поводы для оптимизма все-таки есть, хотя бы потому, что существуют структуры, например, такие как Палата предпринимателей, посредством которой можно озвучивать какие-то проблемы и предложения и доносить их до власти.
Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...
На завтра, 05.12.2025 г., курс доллара США, официально устанавливаемый Центральным банком РФ, составит 76,9708 руб. Это на 98,5 коп. ниже, чем курс, установленный на предыдущую дату. Официальный курс Евро на завтра составит 89,9011 руб., что на 69 коп. ниже, чем курс Евро, действующий сегодня.
В нормах закона о банкротстве предлагается дополнить список случаев, в которых не действует освобождение должника от дальнейшего исполнения обязательств. Депутаты внесли в Госдуму законопроект с поправками...
Власти начнут мониторить выписки по счетам граждан, первыми из которых будут получатели пособий на детей в трех регионах страны. Президентом подписан федеральный закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ с поправками в отдельные законодательные акты, об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в
Также корректируется порядок учета алиментов при назначении единого пособия. Изменения коснутся и правила нулевого дохода. С 1 января 2026 года будет скорректирован порядок учета доходов и правила комплексной...
В России с 1 декабря 2025 года введена обязательная маркировка целого ряда товаров. Нововведение затронет игрушки, бритвенные принадлежности, а также какао и горячий шоколад. Об этом сообщило агентство...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку;
- помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
Спрос на страховые полисы на случай онкологических заболеваний за год вырос на 40%. Об этом сообщил «Росгосстрах», проанализировав темпы роста продаж полисов данного сегмента. Больше всего спрос увеличился...
Российская валюта подешевела к доллару, евро и юаню. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 августа 2025 года, составляет 80,3316 рубля (прежнее значение — 80,2918 рубля), официальный...
Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...
Комментарии (0)