В России недавно вступил в силу закон о банкротстве, который позволяет закредитованным заемщикам объявить собственный дефолт. О том, когда в Казахстане вступит в силу подобное регулирование, а также почему это выгодно как кредиторам, так и государству рассказал председатель Национального фонда развития финансовых услуг Михаил Кленчин. - С 1 октября в РФ вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. У нас его начали разрабатывать еще в апреле совместно со Всемирным банком, и вроде бы к июлю должен был быть разработан проект. Известно ли, когда в Казахстане появится подобный закон? Прежде всего хочу отметить, что разрабатывать его начали не в апреле этого года, а гораздо раньше. Планом мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, который был утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2010 года № 409, была предусмотрена разработка и вынесение на рассмотрение Концепции проекта Закона Республики Казахстан по вопросам внедрения института банкротства физических лиц, поручено это было Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности . Однако учитывая, что термин «банкротство» негативно воспринимается и вызывает ассоциации с полным крахом субъекта и его фактической ликвидацией, было принято решение термин «банкротство» заменить на понятие «урегулирование неплатежеспособности», поэтому рабочее название сейчас – Закон РК «Об урегулировании неплатежеспособности физических лиц». И это правильно, поскольку в отличие от существующего механизма банкротства юридических лиц, законопроект предусматривает возможность должнику именно урегулировать проблемы и начать с чистого листа, а не лишиться навсегда возможности участвовать в сделках, получив нелицеприятный статус банкрота. Что касается конкретных сроков, то Министерство финансов РК планировало до конца этого года разработать концепцию сопутствующих законов, чтобы к 2017 году внедрить новый механизм одновременно с принятием закона о всеобщем декларировании, поскольку без него вообще нет смысла вводить институт банкротства физических лиц. И на сегодняшний день уже разработана концепция, в которой изложена суть и обоснование необходимости принятия закона, предусматривающего порядок урегулирования неплатежеспособности физических лиц. - Актуален ли такой закон в текущей экономической ситуации и проводимой денежно-кредитной политика? Из-за экономического и финансового кризиса многие заемщики оказались в безвыходной ситуации, в результате чего вынуждены до последнего судиться с кредиторами, тем самым теряя время и порой загоняя себя в еще большую кабалу. Я уже даже не говорю о том, что порой от безысходности должники идут на крайние меры, такие как несанкционированные акции протеста, в некоторых случаях это доходит до суицидов, что отрицательно сказывается на социальной обстановке, растет напряженность. Банки тратят значительные средства на судебные процедуры, но, несмотря на высокий процент обеспеченных залогом кредитов и высокий показатель положительных решений судов, процент фактического возврата по кредитам очень низок. Конечно же, банки, учитывая угрозу роста социальной напряженности, идут на определенные уступки заемщикам: списывают пеню, частично либо полностью – просроченное вознаграждение и иногда часть основного долга, если в семье заемщика погибает кормилец и остаются неплатежеспособные родители, малолетние дети. Но чаще всего проводится только реструктуризация, которая ненадолго улучшает положение заемщика, а далее, после завершения льготного периода, он снова не имеет возможности погашать задолженность, поэтому такие меры не снимают социальную напряженность. В этой связи закон, предусматривающий новый институт урегулирования неплатежеспособности физических лиц на сегодняшний день актуален, как никогда. - Какие плюсы и минусы он несет для банков, для самих должников и государства? Принятие такого закона выгодно всем – как кредиторам, так и должникам, а также в нем заинтересовано государство. Кредиторы, которыми чаще всего выступают банки, смогут сократить свои расходы и издержки, которые они несут при совершении действий по взысканию долга. Остальные кредиторы получат гарантии исключения вероятности неравного распределения имущества должника в пользу одного или нескольких наиболее активных кредиторов, применивших меры по взысканию долга в ущерб интересам кредиторов, имеющих в процедуре банкротства приоритет при удовлетворении требований. Также кредитору не нужно будет нести расходы по мониторингу финансового положения должника и исполнения им соглашений об уплате долга – этим будет заниматься финансовый управляющий, который должен изучать, оценивать и разделять стоимость имущества должника между кредиторами, осуществлять постоянный и централизованный контроль. В концепции к проекту закона отмечается, что преимущество для должников выражается в обеспечении прямого ослабления стресса и прочих негативных реакций, вызванных невозможностью обслуживать долги, которые ухудшают психическое и физическое здоровье человека. Постоянная тревожность из-за невозможности вернуть долги может лишить должника желания трудиться и даже жить. У должников, прошедших процедуру урегулирования неплатежеспособности, отпадает потребность в социальной поддержке за счет государственных ресурсов, появляется возможность начать вести активную экономическую деятельность, создавая благосостояние для себя, своих семей и в целом для экономики. Что касается государства в целом, то очевидная выгода от внедрения системы урегулирования неплатежеспособности физических лиц – это возврат в трудовой и экономический строй трудоспособных граждан и налогоплательщиков. Немаловажно отметить и опосредованное перспективное преимущество для государства и общества в целом в виде обеспечения формирования ответственного правосознания членов семьи должников. В противном случае, дети должников, воспитывающиеся в гнетущей обстановке под бременем долгов и постоянного финансового напряжения, в будущем не смогут социально адаптироваться, иметь рациональное отношение к финансовой ответственности, уплате налогов и эффективной деятельности. - Какую опасность для будущих банкротов-физических лиц представляет этот закон? Здесь речь идет скорее о плюсах и выгодах для будущих «банкротов», а не об опасности. Суть процедуры будет состоять в том, что в отношении заемщика в суде будет возбуждено дело о неплатежеспособности. И в случае соответствия его определенным требованиям, суд принимает решение о применении в отношении физического лица процедуры урегулирования неплатежеспособности. Назначается финансовый управляющий, который проводит анализ финансового положения должника и инвентаризацию его имущества, после чего будет определено, какое имущество возможно реализовать для погашения части задолженности. Оставшаяся часть подлежит уплате из доходов лица в рамках составленного плана погашения обязательств, максимальный срок реализации которого составит 5 лет. План составляется финансовым управляющим при активном участии должника и кредиторов и должен предусматривать гибкие подходы к урегулированию вопросов задолженности, как со стороны должника, так и кредиторов. Кредиторы вправе согласиться на списание части основного долга, пени и штрафов в обмен на согласие должника уменьшить срок выплаты долга. План определяет размер средств, оставляемый на нужды должника, а остальные доходы, получаемые сверх установленного размера, будут направляться на удовлетворение требований кредиторов. По истечении срока исполнения плана погашения обязательств, при условии его полного исполнения, процедура прекращается и должник освобождается от всех обязательств, не включенных в план погашения. - Как обстоят дела с мировой практикой, применяются ли подобные законы в других странах и к каким позитивным или негативным последствиям они привели? Конечно же, многие страны также сталкивались с долговыми проблемами физических лиц и бороться с многочисленными отрицательными последствиями сложившейся ситуации. Но какого-либо единого мирового подхода к законодательному регулированию вопросов неплатежеспособности физических лиц не имеется, поскольку многое зависит от особенностей каждого государства, его культурными и социальными аспектами. Даже названия сильно отличаются. Например, в Финляндии - Закон об урегулировании задолженности частных лиц, а во Франции – раздел в Кодексе потребителей «Урегулирование ситуации со сверхзадолженностью». В ряде стран официальным критерием доступа к системе неплатежеспособности (банкротства) является добросовестность должника. Для достижения этой цели законодатели разных стран применяют различные инструменты. Практически во всех системах встречается запрет физическому лицу на вход в систему при предоставлении ложной или недостоверной информации. Одним из способов справиться с риском недобросовестности является ограничение частоты использования процедур банкротства. К примеру, в России процедуру можно применять не чаще, чем 1 раз в 5 лет, в США – 1 раз в 8 лет, в Литве и Латвии - 1 раз в 10 лет. Во Франции, Финляндии и некоторых других странах лишь однажды физическое лицо вправе обратиться к системе урегулирования сверхзадолженности. В некоторых странах доступ ограничивается кругом лиц, которые испытали на себе последствия социальных форс-мажорных обстоятельств, таких как безработица или болезнь. В целом, мировая практика в данном вопросе условно разделена на 2 подхода: при одном создаются высокие барьеры для доступа к использованию системы, при другом – лица получают достаточно открытый доступ к системе, но на них могут быть наложены санкции за несоответствующее поведение. - Ну и гипотетический вопрос. Не превратится ли процедура урегулирования неплатежеспособности физлиц в «раскулачивание»? Да, такие опасения высказываются некоторыми экспертами. Однако хочу подчеркнуть, что в отличие от существующей процедуры банкротства физического лица с последующей ликвидацией, предусмотренный механизм урегулирования неплатежеспособности предоставляет преимущества в первую очередь самим должникам. И чтобы исключить полностью исключить вероятность совершения «рейдерства», но уже в отношении имущества физических лиц, законом можно, например, предусмотреть, что процедура урегулирования неплатежеспособности будет проводиться исключительно по желанию должника и согласно его заявлению. Хотя на сегодняшний день предполагается возможность возбуждения дела в суде и по обращению кредитора, но тут уж, как говорится в известной поговорке, «волков бояться – в лес не ходить».
В России недавно вступил в силу закон о банкротстве, который позволяет закредитованным заемщикам объявить собственный дефолт. О том, когда в Казахстане вступит в силу подобное регулирование, а также почему это выгодно как кредиторам, так и государству рассказал председатель Национального фонда развития финансовых услуг Михаил Кленчин. - С 1 октября в РФ вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. У нас его начали разрабатывать еще в апреле совместно со Всемирным банком, и вроде бы к июлю должен был быть разработан проект. Известно ли, когда в Казахстане появится подобный закон? Прежде всего хочу отметить, что разрабатывать его начали не в апреле этого года, а гораздо раньше. Планом мероприятий по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, который был утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2010 года № 409, была предусмотрена разработка и вынесение на рассмотрение Концепции проекта Закона Республики Казахстан по вопросам внедрения института банкротства физических лиц, поручено это было Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности . Однако учитывая, что термин «банкротство» негативно воспринимается и вызывает ассоциации с полным крахом субъекта и его фактической ликвидацией, было принято решение термин «банкротство» заменить на понятие «урегулирование неплатежеспособности», поэтому рабочее название сейчас – Закон РК «Об урегулировании неплатежеспособности физических лиц». И это правильно, поскольку в отличие от существующего механизма банкротства юридических лиц, законопроект предусматривает возможность должнику именно урегулировать проблемы и начать с чистого листа, а не лишиться навсегда возможности участвовать в сделках, получив нелицеприятный статус банкрота. Что касается конкретных сроков, то Министерство финансов РК планировало до конца этого года разработать концепцию сопутствующих законов, чтобы к 2017 году внедрить новый механизм одновременно с принятием закона о всеобщем декларировании, поскольку без него вообще нет смысла вводить институт банкротства физических лиц. И на сегодняшний день уже разработана концепция, в которой изложена суть и обоснование необходимости принятия закона, предусматривающего порядок урегулирования неплатежеспособности физических лиц. - Актуален ли такой закон в текущей экономической ситуации и проводимой денежно-кредитной политика? Из-за экономического и финансового кризиса многие заемщики оказались в безвыходной ситуации, в результате чего вынуждены до последнего судиться с кредиторами, тем самым теряя время и порой загоняя себя в еще большую кабалу. Я уже даже не говорю о том, что порой от безысходности должники идут на крайние меры, такие как несанкционированные акции протеста, в некоторых случаях это доходит до суицидов, что отрицательно сказывается на социальной обстановке, растет напряженность. Банки тратят значительные средства на судебные процедуры, но, несмотря на высокий процент обеспеченных залогом кредитов и высокий показатель положительных решений судов, процент фактического возврата по кредитам очень низок. Конечно же, банки, учитывая угрозу роста социальной напряженности, идут на определенные уступки заемщикам: списывают пеню, частично либо полностью – просроченное вознаграждение и иногда часть основного долга, если в семье заемщика погибает кормилец и остаются неплатежеспособные родители, малолетние дети. Но чаще всего проводится только реструктуризация, которая ненадолго улучшает положение заемщика, а далее, после завершения льготного периода, он снова не имеет возможности погашать задолженность, поэтому такие меры не снимают социальную напряженность. В этой связи закон, предусматривающий новый институт урегулирования неплатежеспособности физических лиц на сегодняшний день актуален, как никогда. - Какие плюсы и минусы он несет для банков, для самих должников и государства? Принятие такого закона выгодно всем – как кредиторам, так и должникам, а также в нем заинтересовано государство. Кредиторы, которыми чаще всего выступают банки, смогут сократить свои расходы и издержки, которые они несут при совершении действий по взысканию долга. Остальные кредиторы получат гарантии исключения вероятности неравного распределения имущества должника в пользу одного или нескольких наиболее активных кредиторов, применивших меры по взысканию долга в ущерб интересам кредиторов, имеющих в процедуре банкротства приоритет при удовлетворении требований. Также кредитору не нужно будет нести расходы по мониторингу финансового положения должника и исполнения им соглашений об уплате долга – этим будет заниматься финансовый управляющий, который должен изучать, оценивать и разделять стоимость имущества должника между кредиторами, осуществлять постоянный и централизованный контроль. В концепции к проекту закона отмечается, что преимущество для должников выражается в обеспечении прямого ослабления стресса и прочих негативных реакций, вызванных невозможностью обслуживать долги, которые ухудшают психическое и физическое здоровье человека. Постоянная тревожность из-за невозможности вернуть долги может лишить должника желания трудиться и даже жить. У должников, прошедших процедуру урегулирования неплатежеспособности, отпадает потребность в социальной поддержке за счет государственных ресурсов, появляется возможность начать вести активную экономическую деятельность, создавая благосостояние для себя, своих семей и в целом для экономики. Что касается государства в целом, то очевидная выгода от внедрения системы урегулирования неплатежеспособности физических лиц – это возврат в трудовой и экономический строй трудоспособных граждан и налогоплательщиков. Немаловажно отметить и опосредованное перспективное преимущество для государства и общества в целом в виде обеспечения формирования ответственного правосознания членов семьи должников. В противном случае, дети должников, воспитывающиеся в гнетущей обстановке под бременем долгов и постоянного финансового напряжения, в будущем не смогут социально адаптироваться, иметь рациональное отношение к финансовой ответственности, уплате налогов и эффективной деятельности. - Какую опасность для будущих банкротов-физических лиц представляет этот закон? Здесь речь идет скорее о плюсах и выгодах для будущих «банкротов», а не об опасности. Суть процедуры будет состоять в том, что в отношении заемщика в суде будет возбуждено дело о неплатежеспособности. И в случае соответствия его определенным требованиям, суд принимает решение о применении в отношении физического лица процедуры урегулирования неплатежеспособности. Назначается финансовый управляющий, который проводит анализ финансового положения должника и инвентаризацию его имущества, после чего будет определено, какое имущество возможно реализовать для погашения части задолженности. Оставшаяся часть подлежит уплате из доходов лица в рамках составленного плана погашения обязательств, максимальный срок реализации которого составит 5 лет. План составляется финансовым управляющим при активном участии должника и кредиторов и должен предусматривать гибкие подходы к урегулированию вопросов задолженности, как со стороны должника, так и кредиторов. Кредиторы вправе согласиться на списание части основного долга, пени и штрафов в обмен на согласие должника уменьшить срок выплаты долга. План определяет размер средств, оставляемый на нужды должника, а остальные доходы, получаемые сверх установленного размера, будут направляться на удовлетворение требований кредиторов. По истечении срока исполнения плана погашения обязательств, при условии его полного исполнения, процедура прекращается и должник освобождается от всех обязательств, не включенных в план погашения. - Как обстоят дела с мировой практикой, применяются ли подобные законы в других странах и к каким позитивным или негативным последствиям они привели? Конечно же, многие страны также сталкивались с долговыми проблемами физических лиц и бороться с многочисленными отрицательными последствиями сложившейся ситуации. Но какого-либо единого мирового подхода к законодательному регулированию вопросов неплатежеспособности физических лиц не имеется, поскольку многое зависит от особенностей каждого государства, его культурными и социальными аспектами. Даже названия сильно отличаются. Например, в Финляндии - Закон об урегулировании задолженности частных лиц, а во Франции – раздел в Кодексе потребителей «Урегулирование ситуации со сверхзадолженностью». В ряде стран официальным критерием доступа к системе неплатежеспособности (банкротства) является добросовестность должника. Для достижения этой цели законодатели разных стран применяют различные инструменты. Практически во всех системах встречается запрет физическому лицу на вход в систему при предоставлении ложной или недостоверной информации. Одним из способов справиться с риском недобросовестности является ограничение частоты использования процедур банкротства. К примеру, в России процедуру можно применять не чаще, чем 1 раз в 5 лет, в США – 1 раз в 8 лет, в Литве и Латвии - 1 раз в 10 лет. Во Франции, Финляндии и некоторых других странах лишь однажды физическое лицо вправе обратиться к системе урегулирования сверхзадолженности. В некоторых странах доступ ограничивается кругом лиц, которые испытали на себе последствия социальных форс-мажорных обстоятельств, таких как безработица или болезнь. В целом, мировая практика в данном вопросе условно разделена на 2 подхода: при одном создаются высокие барьеры для доступа к использованию системы, при другом – лица получают достаточно открытый доступ к системе, но на них могут быть наложены санкции за несоответствующее поведение. - Ну и гипотетический вопрос. Не превратится ли процедура урегулирования неплатежеспособности физлиц в «раскулачивание»? Да, такие опасения высказываются некоторыми экспертами. Однако хочу подчеркнуть, что в отличие от существующей процедуры банкротства физического лица с последующей ликвидацией, предусмотренный механизм урегулирования неплатежеспособности
Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...
На завтра, 05.12.2025 г., курс доллара США, официально устанавливаемый Центральным банком РФ, составит 76,9708 руб. Это на 98,5 коп. ниже, чем курс, установленный на предыдущую дату. Официальный курс Евро на завтра составит 89,9011 руб., что на 69 коп. ниже, чем курс Евро, действующий сегодня.
В нормах закона о банкротстве предлагается дополнить список случаев, в которых не действует освобождение должника от дальнейшего исполнения обязательств. Депутаты внесли в Госдуму законопроект с поправками...
Власти начнут мониторить выписки по счетам граждан, первыми из которых будут получатели пособий на детей в трех регионах страны. Президентом подписан федеральный закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ с поправками в отдельные законодательные акты, об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в
Также корректируется порядок учета алиментов при назначении единого пособия. Изменения коснутся и правила нулевого дохода. С 1 января 2026 года будет скорректирован порядок учета доходов и правила комплексной...
В России с 1 декабря 2025 года введена обязательная маркировка целого ряда товаров. Нововведение затронет игрушки, бритвенные принадлежности, а также какао и горячий шоколад. Об этом сообщило агентство...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку;
- помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
Спрос на страховые полисы на случай онкологических заболеваний за год вырос на 40%. Об этом сообщил «Росгосстрах», проанализировав темпы роста продаж полисов данного сегмента. Больше всего спрос увеличился...
Российская валюта подешевела к доллару, евро и юаню. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 августа 2025 года, составляет 80,3316 рубля (прежнее значение — 80,2918 рубля), официальный...
Авторы - группа депутатов. Предлагается установить доплату к пенсии, выплачиваемую до окончания каждого года, в размере, равном страховой пенсии конкретного пенсионера, но не ниже полутора прожиточных минимумов...
Комментарии (0)