В
связи с обостряющейся финансово-экономической ситуацией в мире и ее влиянием на
экономику Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил
о необходимости принятия мер по сокращению бюджетных расходов. Было
сказано, что правительство внесет предложения по уточнению республиканского
бюджета на 2020-2022 годы.
О
том, как объявленные президентом антикризисные меры повлияют на распределение
государственных ресурсов и насколько готова к этому бюджетная политика РК в
интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказала эксперт по государственным
финансам, учредитель ОФ «Zertteu Research Institute» Шолпан Айтенова.
- Шолпан, расскажите, пожалуйста, насколько эффективна сегодня
бюджетная политика государства. В чем ее сильные и слабые стороны
- Из позитивных моментов
действующей политики я бы отметила постоянное реформирование законодательства в
сторону обеспечения сбалансированности бюджета и устойчивости государственных
финансов, а также законодательно утвержденную предсказуемость и четкость
бюджетного процесса. Однако прогрессивное законодательство не гарантирует его
эффективное исполнение.
Говоря о последних новостях в
бюджетной реформе, стоит упомянуть о планах
министерства финансов – внедрить единый реестр заказчиков и поставщиков,
чтобы исключить влияние государственного органа на процесс госзакупок. В свою
очередь это позволит, по мнению разработчика законопроекта, сократить закупки неконкурентным способом
(из одного источника) и снизить коррупционные риски. Также Счетный комитет по
контролю за исполнением республиканского бюджета начнет штрафовать госорганы за
неэффективное использование бюджетных средств.
Основными недостатками бюджетной
политики я бы назвала формальную связь между госпрограммами и реальными
бюджетными расходами, отсутствие ответственности за недостижение результатов.
Вместе с тем в концепции новой
политики можно проследить четкое намерение правительства перенести частично
бремя бюджетных обязательств на частный сектор за счет «оптимизации текущих
расходов и расширения солидарной ответственности частного сектора и развития
механизмов ГЧП». Наряду с этим не решена проблема сокращения и прекращения
финансирования неэффективных и нецелесообразных проектов и программ.
Так, отсутствие долгосрочной
госполитики в социальной сфере привело к реактивному реагированию на протесты и
внедрению нового механизма АСП, повлекшего за собой незапланированный рост
расходов с последующим отказом от данной меры.
За годы нефтяного бума
правительство не предприняло существенных мер по разработке и внедрению новых
инициатив и политик в социальной сфере, по-прежнему следуя устоявшимся
паттернам формирования бюджета и основываясь на показателях предыдущих лет.
Другими словами, все эти годы оно накачивало бюджетным финансированием
квазигосударственный сектор, не уделяя достаточного внимания развитию
человеческого капитала.
- Чем вызвано такое положение вещей
- Отсутствием системы сдержек и
противовесов в бюджетном процессе: парламент практически не контролирует
бюджет, Счетный комитет ограничен в возможностях влиять на результаты своих
проверок, гражданское общество не имеет доступа к бюджетному процессу на этапе
планирования.
На данный момент в Казахстане мы
наблюдаем централизацию бюджетного процесса для усиления контроля и снижения
коррупции, но эти меры имеют обратный эффект. Централизованное управление не
может контролировать каждого бюджетного исполнителя, а на местах не созданы механизмы
и условия как для участия, так и контроля снизу со стороны общества. То есть
налицо парадокс управления, когда доходы местных бюджетов на 60% формируются из
трансфертов республиканского бюджета, а расходы осуществляются акиматами
единолично и бесконтрольно.
- По вашим подсчетам, насколько уменьшатся расходы госбюджета РК в
случае реорганизации квазигосударственного сектора
- В настоящее время есть
потенциал снижения бюджетных расходов до 100 млрд тенге за счет сокращения
дублирующих компаний, отказа от госкомпаний с неясными и расплывчатыми задачами
или не приносящих конкретные дивиденды в виде доходов, услуг или общественного
блага.
Например, большому сомнению
подвергается целесообразность и необходимость таких организаций, как АО
«Зерде», АО «КазахТуризм», НАО КИОР «Рухани жаыру», а также разного рода
региональных СПК, при этом список может быть продолжен.
Но это не означает, что я
выступаю против государственного финансирования программ туризма или
общественного развития. Скорее я против создания искусственного аппарата управления и расходов
на мероприятия, которые могут быть переданы на аутсорсинг или осуществляться
профильным министерством.
В прошлом году закупки
квазигоссектора составляли 5 трлн тенге или половину республиканского бюджета,
обратите внимание, какой это потенциал для уменьшения внебюджетных расходов.
В то же время не стоит забывать,
что резкое сокращение квазигоссектора в сторону разгосударствления может
привести к росту безработицы. Поэтому процесс снижения участия государства в
экономике должен быть постепенным и сопровождаться созданием рабочих мест в
реальном секторе. Со своей стороны я бы рекомендовала правительству
совершенствовать систему госреестра с внедрением информационных
технологий/искусственного интеллекта для автоматического анализа финансовой отчетности
всех форм госкомпаний для повышения эффективности механизма контроля
результативности деятельности квазигоссектора и принятия надлежащих мер.
- В чем тогда, на ваш взгляд, состоят основные обновления концепции
использования средств Национального фонда
- Основное обновление управления
Нацфондом связано с укреплением фискального режима, это так называемое
контрцикличное бюджетное правило, призванное ограничить рост государственных
расходов, в том числе через определение четких лимитов ненефтяного дефицита
бюджета и госдолга.
С 2018 года лимиты были
установлены по объемам внешнего долга (внешний долг правительства и внешний
долг квазигосударственного сектора не должны превышать размеров валютных
активов Нацфонда, а расходы на обслуживание и погашение не могут быть выше 15%
от доходной части республиканского бюджета). С того момента лимит трансферта из
Нацфонда в республиканский бюджет складывается в размере 2,7 трлн тенге. При
этом данной концепцией было предусмотрено выделение целевых трансфертов по
решению президента страны в рамках общего неснижаемого остатка в размере 30% от
ВВП. В свою очередь отсутствие лимита на целевые трансферты ослабляет
фискальную сбалансированность.
Поэтому в 2019 году для обеспечения
сбалансированного бюджета в концепции были приняты лимиты ненефтяного дефицита.
Таким образом, с 2020 года ненефтяной дефицит не должен превышать 7%, а к 2025
году – 6%.
- Можете ли вы спрогнозировать,
как нынешняя ситуация с коронавирусом и объявленными
президентом страны антикризисными мерами отразятся на расходной части бюджета
- Во время кризиса регулирующая и
распределительная функции бюджета предполагают сокращение расходов или
заимствование для пополнения дефицита.
В связи с объявленной пандемией
вполне возможно ожидать увеличения ненефтяного дефицита с плановых 7% до 8,5%.
Очевидно, что снижение деловой активности приведет к замедлению темпов
экономического роста, то есть падению уровня налоговых поступлений.
Негативный эффект на расходную
часть бюджета, безусловно, окажет обесценение национальной валюты. Однако
расходы по обязательным выплатам в сфере пенсионного обеспечения, социальных
пособий, образования и здравоохранения не подлежат секвестированию. Поэтому
здесь могут иметь место два варианта событий – сокращение/сворачивание программ
развития или выделение дополнительных целевых трансфертов из Нацфонда. Уже
объявлено о дополнительных 300 млрд тенге на поддержку МСБ и создание рабочих
мест. Но боюсь, что существует риск «распыления» этих средств, из-за отсутствия
прогнозов и анализа будущих действий и ответственности за их неэффективную
реализацию. Ведь за все предыдущие кризисы мы испытывали не столько дефицит
ликвидности, сколько дефицит качественных решений.
В то же время дополнительные
несколько десятков миллиардов тенге могут быть изысканы благодаря
перераспределению расходов с информационных, пропагандистских мероприятий,
форумов и других нецелесообразных трат.
Лучшие новости сегодня
Вы искали сегодня
Другие новости сегодня
Проект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое соглашение...
Анализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в Казахстане, передает центр деловой информации...
На Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября 2024 года жители Казахстана заказали товары на 31% больше в денежном эквиваленте, чем в прошлом году, сообщает корреспондент центра деловой информации...
Председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Асхат Хасенов посетил Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ). Он ознакомился с результатами планово-предупредительных работ и поручил руководству АНПЗ своевременно и качественно...
Новый Налоговый кодекс предлагает исключить платежи, где нет значимой фискальной отдачи, сказал министр финансов Мади Такиев во время встречи с бизнесменами в Караганде...
1 ноября 2024 года в Алматинской области открыли первый в Казахстане завод по переработке вольфрама. Проект стоимостью 300 млн долларов был реализован...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
Промокоды обладают рядом характеристик, таких как ограниченный срок действия и
ПодробнееПроект освоения водных ресурсов профинансирует Исламский банк развития. Такое
ПодробнееАнализ результатов Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы провели в
ПодробнееНа Wildberries во время акции Всемирного дня шопинга с 28 октября по 11 ноября
ПодробнееКС принял решение, согласно которому обязанность использовать участки пока что
ПодробнееСреди русскоязычных игроков прекрасно известен один из самых ярких игровых
ПодробнееЭкономика сегодня
Модульбанк расширил список маркетплейсов, партнеры которых имеют возможность подключить специальные условия обслуживания и выводить выручку без комиссии и лимитов. Теперь в этом списке значатся Wildberries, Ozon,...
Подробнее Девальвация рубля в октябре оказалась значительнее, чем ожидалось: российская валюта ослабла к доллару еще на 4%, а к юаню — на 3%. По мнению аналитиков инвестиционного Банка Синара, к началу 2025 года ожидается...
Подробнее Российский рубль опустился к доллару США и укрепился к евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 8 ноября 2024 года, составляет 98,0726 рубля (прежнее значение — 98,2236 рубля), официальный...
Подробнее Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 29 октября 2024 года, составляет 97,2300 рубля (прежнее значение — 96,6657 рубля), официальный курс евро — 105,2229 рубля (предыдущий показатель — 104,8094 рубля). Прекращение торгов валютами
Подробнее ЦБ установил официальные курсы валют на 30 октября. Рубль продолжает дешеветь к американской и европейской валютам. Курс доллара вырос на 0,0961 рубля, составив 97,3261 рубля (97,2300 рубля на 29 октября). Курс...
Подробнее Российский рубль уступает доллару США и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 30 октября 2024 года, составляет 97,3261 рубля (прежнее значение — 97,2300 рубля), официальный курс евро — 105,4375 рубля (предыдущий показатель — 105,2229 рубля). Прекращение торгов валютами
Подробнее
Комментарии (0)