Шолпан Айтенова: Мы испытываем дефицит качественных решений - «Экономика» » Новости Банков
bottom-shape image

Шолпан Айтенова: Мы испытываем дефицит качественных решений - «Экономика»

Как антикризисные меры повлияют на распределение госресурсов и насколько готова к этому бюджетная политика





Фото: Владимир Третьяков

В
связи с обостряющейся финансово-экономической ситуацией в мире и ее влиянием на
экономику Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил
о необходимости принятия мер по сокращению бюджетных расходов. Было
сказано, что правительство внесет предложения по уточнению республиканского
бюджета на 2020-2022 годы.


О
том, как объявленные президентом антикризисные меры повлияют на распределение
государственных ресурсов и насколько готова к этому бюджетная политика РК в
интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказала эксперт по государственным
финансам, учредитель ОФ «Zertteu Research Institute» Шолпан Айтенова.


- Шолпан, расскажите, пожалуйста, насколько эффективна сегодня
бюджетная политика государства. В чем ее сильные и слабые стороны


- Из позитивных моментов
действующей политики я бы отметила постоянное реформирование законодательства в
сторону обеспечения сбалансированности бюджета и устойчивости государственных
финансов, а также законодательно утвержденную предсказуемость и четкость
бюджетного процесса. Однако прогрессивное законодательство не гарантирует его
эффективное исполнение.


Говоря о последних новостях в
бюджетной реформе, стоит упомянуть о планах 
министерства финансов – внедрить единый реестр заказчиков и поставщиков,
чтобы исключить влияние государственного органа на процесс госзакупок. В свою
очередь это позволит, по мнению разработчика законопроекта, сократить закупки неконкурентным способом
(из одного источника) и снизить коррупционные риски. Также Счетный комитет по
контролю за исполнением республиканского бюджета начнет штрафовать госорганы за
неэффективное использование бюджетных средств.


Основными недостатками бюджетной
политики я бы назвала формальную связь между госпрограммами и реальными
бюджетными расходами, отсутствие ответственности за недостижение результатов.


Вместе с тем в концепции новой
политики можно проследить четкое намерение правительства перенести частично
бремя бюджетных обязательств на частный сектор за счет «оптимизации текущих
расходов и расширения солидарной ответственности частного сектора и развития
механизмов ГЧП». Наряду с этим не решена проблема сокращения и прекращения
финансирования неэффективных и нецелесообразных проектов и программ.


Так, отсутствие долгосрочной
госполитики в социальной сфере привело к реактивному реагированию на протесты и
внедрению нового механизма АСП, повлекшего за собой незапланированный рост
расходов с последующим отказом от данной меры.


За годы нефтяного бума
правительство не предприняло существенных мер по разработке и внедрению новых
инициатив и политик в социальной сфере, по-прежнему следуя устоявшимся
паттернам формирования бюджета и основываясь на показателях предыдущих лет.
Другими словами, все эти годы оно накачивало бюджетным финансированием
квазигосударственный сектор, не уделяя достаточного внимания развитию
человеческого капитала.


- Чем вызвано такое положение вещей


- Отсутствием системы сдержек и
противовесов в бюджетном процессе: парламент практически не контролирует
бюджет, Счетный комитет ограничен в возможностях влиять на результаты своих
проверок, гражданское общество не имеет доступа к бюджетному процессу на этапе
планирования. 


На данный момент в Казахстане мы
наблюдаем централизацию бюджетного процесса для усиления контроля и снижения
коррупции, но эти меры имеют обратный эффект. Централизованное управление не
может контролировать каждого бюджетного исполнителя, а на местах не созданы механизмы
и условия как для участия, так и контроля снизу со стороны общества. То есть
налицо парадокс управления, когда доходы местных бюджетов на 60% формируются из
трансфертов республиканского бюджета, а расходы осуществляются акиматами
единолично и бесконтрольно.


- По вашим подсчетам, насколько уменьшатся расходы госбюджета РК в
случае реорганизации квазигосударственного сектора


- В настоящее время есть
потенциал снижения бюджетных расходов до 100 млрд тенге за счет сокращения
дублирующих компаний, отказа от госкомпаний с неясными и расплывчатыми задачами
или не приносящих конкретные дивиденды в виде доходов, услуг или общественного
блага.


Например, большому сомнению
подвергается целесообразность и необходимость таких организаций, как АО
«Зерде», АО «КазахТуризм», НАО КИОР «Рухани жаыру», а также разного рода
региональных СПК, при этом список может быть продолжен.


Но это не означает, что я
выступаю против государственного финансирования программ туризма или
общественного развития. Скорее я против создания  искусственного аппарата управления и расходов
на мероприятия, которые могут быть переданы на аутсорсинг или осуществляться
профильным министерством.


В прошлом году закупки
квазигоссектора составляли 5 трлн тенге или половину республиканского бюджета,
обратите внимание, какой это потенциал для уменьшения внебюджетных расходов.


В то же время не стоит забывать,
что резкое сокращение квазигоссектора в сторону разгосударствления может
привести к росту безработицы. Поэтому процесс снижения участия государства в
экономике должен быть постепенным и сопровождаться созданием рабочих мест в
реальном секторе. Со своей стороны я бы рекомендовала правительству
совершенствовать систему госреестра с внедрением информационных
технологий/искусственного интеллекта для автоматического анализа финансовой отчетности
всех форм госкомпаний для повышения эффективности механизма контроля
результативности деятельности квазигоссектора и принятия надлежащих мер. 


- В чем тогда, на ваш взгляд, состоят основные обновления концепции
использования средств Национального фонда


- Основное обновление управления
Нацфондом связано с укреплением фискального режима, это так называемое
контрцикличное бюджетное правило, призванное ограничить рост государственных
расходов, в том числе через определение четких лимитов ненефтяного дефицита
бюджета и госдолга.


С 2018 года лимиты были
установлены по объемам внешнего долга (внешний долг правительства и внешний
долг квазигосударственного сектора не должны превышать размеров валютных
активов Нацфонда, а расходы на обслуживание и погашение не могут быть выше 15%
от доходной части республиканского бюджета). С того момента лимит трансферта из
Нацфонда в республиканский бюджет складывается в размере 2,7 трлн тенге. При
этом данной концепцией было предусмотрено выделение целевых трансфертов по
решению президента страны в рамках общего неснижаемого остатка в размере 30% от
ВВП. В свою очередь отсутствие лимита на целевые трансферты ослабляет
фискальную сбалансированность. 


Поэтому в 2019 году для обеспечения
сбалансированного бюджета в концепции были приняты лимиты ненефтяного дефицита.
Таким образом, с 2020 года ненефтяной дефицит не должен превышать 7%, а к 2025
году – 6%.


-  Можете ли вы спрогнозировать,
как  нынешняя ситуация с коронавирусом и объявленными
президентом страны антикризисными мерами отразятся на расходной части бюджета


- Во время кризиса регулирующая и
распределительная функции бюджета предполагают сокращение расходов или
заимствование для пополнения дефицита.


В связи с объявленной пандемией
вполне возможно ожидать увеличения ненефтяного дефицита с плановых 7% до 8,5%.
Очевидно, что снижение деловой активности приведет к замедлению темпов
экономического роста, то есть падению уровня налоговых поступлений.


Негативный эффект на расходную
часть бюджета, безусловно, окажет обесценение национальной валюты. Однако
расходы по обязательным выплатам в сфере пенсионного обеспечения, социальных
пособий, образования и здравоохранения не подлежат секвестированию. Поэтому
здесь могут иметь место два варианта событий – сокращение/сворачивание программ
развития или выделение дополнительных целевых трансфертов из Нацфонда. Уже
объявлено о дополнительных 300 млрд тенге на поддержку МСБ и создание рабочих
мест. Но боюсь, что существует риск «распыления» этих средств, из-за отсутствия
прогнозов и анализа будущих действий и ответственности за их неэффективную
реализацию. Ведь за все предыдущие кризисы мы испытывали не столько дефицит
ликвидности, сколько дефицит качественных решений.


В то же время дополнительные
несколько десятков миллиардов тенге могут быть изысканы благодаря
перераспределению расходов с информационных, пропагандистских мероприятий,
форумов и других нецелесообразных трат.


Как антикризисные меры повлияют на распределение госресурсов и насколько готова к этому бюджетная политика Фото: Владимир Третьяков В связи с обостряющейся финансово-экономической ситуацией в мире и ее влиянием на экономику Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости принятия мер по сокращению бюджетных расходов. Было сказано, что правительство внесет предложения по уточнению республиканского бюджета на 2020-2022 годы. О том, как объявленные президентом антикризисные меры повлияют на распределение государственных ресурсов и насколько готова к этому бюджетная политика РК в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказала эксперт по государственным финансам, учредитель ОФ «Zertteu Research Institute» Шолпан Айтенова. - Шолпан, расскажите, пожалуйста, насколько эффективна сегодня бюджетная политика государства. В чем ее сильные и слабые стороны - Из позитивных моментов действующей политики я бы отметила постоянное реформирование законодательства в сторону обеспечения сбалансированности бюджета и устойчивости государственных финансов, а также законодательно утвержденную предсказуемость и четкость бюджетного процесса. Однако прогрессивное законодательство не гарантирует его эффективное исполнение. Говоря о последних новостях в бюджетной реформе, стоит упомянуть о планах министерства финансов – внедрить единый реестр заказчиков и поставщиков, чтобы исключить влияние государственного органа на процесс госзакупок. В свою очередь это позволит, по мнению разработчика законопроекта, сократить закупки неконкурентным способом (из одного источника) и снизить коррупционные риски. Также Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета начнет штрафовать госорганы за неэффективное использование бюджетных средств. Основными недостатками бюджетной политики я бы назвала формальную связь между госпрограммами и реальными бюджетными расходами, отсутствие ответственности за недостижение результатов. Вместе с тем в концепции новой политики можно проследить четкое намерение правительства перенести частично бремя бюджетных обязательств на частный сектор за счет «оптимизации текущих расходов и расширения солидарной ответственности частного сектора и развития механизмов ГЧП». Наряду с этим не решена проблема сокращения и прекращения финансирования неэффективных и нецелесообразных проектов и программ. Так, отсутствие долгосрочной госполитики в социальной сфере привело к реактивному реагированию на протесты и внедрению нового механизма АСП, повлекшего за собой незапланированный рост расходов с последующим отказом от данной меры. За годы нефтяного бума правительство не предприняло существенных мер по разработке и внедрению новых инициатив и политик в социальной сфере, по-прежнему следуя устоявшимся паттернам формирования бюджета и основываясь на показателях предыдущих лет. Другими словами, все эти годы оно накачивало бюджетным финансированием квазигосударственный сектор, не уделяя достаточного внимания развитию человеческого капитала. - Чем вызвано такое положение вещей - Отсутствием системы сдержек и противовесов в бюджетном процессе: парламент практически не контролирует бюджет, Счетный комитет ограничен в возможностях влиять на результаты своих проверок, гражданское общество не имеет доступа к бюджетному процессу на этапе планирования. На данный момент в Казахстане мы наблюдаем централизацию бюджетного процесса для усиления контроля и снижения коррупции, но эти меры имеют обратный эффект. Централизованное управление не может контролировать каждого бюджетного исполнителя, а на местах не созданы механизмы и условия как для участия, так и контроля снизу со стороны общества. То есть налицо парадокс управления, когда доходы местных бюджетов на 60% формируются из трансфертов республиканского бюджета, а расходы осуществляются акиматами единолично и бесконтрольно. - По вашим подсчетам, насколько уменьшатся расходы госбюджета РК в случае реорганизации квазигосударственного сектора - В настоящее время есть потенциал снижения бюджетных расходов до 100 млрд тенге за счет сокращения дублирующих компаний, отказа от госкомпаний с неясными и расплывчатыми задачами или не приносящих конкретные дивиденды в виде доходов, услуг или общественного блага. Например, большому сомнению подвергается целесообразность и необходимость таких организаций, как АО «Зерде», АО «КазахТуризм», НАО КИОР «Рухани жаыру», а также разного рода региональных СПК, при этом список может быть продолжен. Но это не означает, что я выступаю против государственного финансирования программ туризма или общественного развития. Скорее я против создания искусственного аппарата управления и расходов на мероприятия, которые могут быть переданы на аутсорсинг или осуществляться профильным министерством. В прошлом году закупки квазигоссектора составляли 5 трлн тенге или половину республиканского бюджета, обратите внимание, какой это потенциал для уменьшения внебюджетных расходов. В то же время не стоит забывать, что резкое сокращение квазигоссектора в сторону разгосударствления может привести к росту безработицы. Поэтому процесс снижения участия государства в экономике должен быть постепенным и сопровождаться созданием рабочих мест в реальном секторе. Со своей стороны я бы рекомендовала правительству совершенствовать систему госреестра с внедрением информационных технологий/искусственного интеллекта для автоматического анализа финансовой отчетности всех форм госкомпаний для повышения эффективности механизма контроля результативности деятельности квазигоссектора и принятия надлежащих мер. - В чем тогда, на ваш взгляд, состоят основные обновления концепции использования средств Национального фонда - Основное обновление управления Нацфондом связано с укреплением фискального режима, это так называемое контрцикличное бюджетное правило, призванное ограничить рост государственных расходов, в том числе через определение четких лимитов ненефтяного дефицита бюджета и госдолга. С 2018 года лимиты были установлены по объемам внешнего долга (внешний долг правительства и внешний долг квазигосударственного сектора не должны превышать размеров валютных активов Нацфонда, а расходы на обслуживание и погашение не могут быть выше 15% от доходной части республиканского бюджета). С того момента лимит трансферта из Нацфонда в республиканский бюджет складывается в размере 2,7 трлн тенге. При этом данной концепцией было предусмотрено выделение целевых трансфертов по решению президента страны в рамках общего неснижаемого остатка в размере 30% от ВВП. В свою очередь отсутствие лимита на целевые трансферты ослабляет фискальную сбалансированность. Поэтому в 2019 году для обеспечения сбалансированного бюджета в концепции были приняты лимиты ненефтяного дефицита. Таким образом, с 2020 года ненефтяной дефицит не должен превышать 7%, а к 2025 году – 6%. - Можете ли вы спрогнозировать, как нынешняя ситуация с коронавирусом и объявленными президентом страны антикризисными мерами отразятся на расходной части бюджета - Во время кризиса регулирующая и распределительная функции бюджета предполагают сокращение расходов или заимствование для пополнения дефицита. В связи с объявленной пандемией вполне возможно ожидать увеличения ненефтяного дефицита с плановых 7% до 8,5%. Очевидно, что снижение деловой активности приведет к замедлению темпов экономического роста, то есть падению уровня налоговых поступлений. Негативный эффект на расходную часть бюджета, безусловно, окажет обесценение национальной валюты. Однако расходы по обязательным выплатам в сфере пенсионного обеспечения, социальных пособий, образования и здравоохранения не подлежат секвестированию. Поэтому здесь могут иметь место два варианта событий – сокращение/сворачивание программ развития или выделение дополнительных целевых трансфертов из Нацфонда. Уже объявлено о дополнительных 300 млрд тенге на поддержку МСБ и создание рабочих мест. Но боюсь, что существует риск «распыления» этих средств, из-за отсутствия прогнозов и анализа будущих действий и ответственности за их неэффективную реализацию. Ведь за все предыдущие кризисы мы испытывали не столько дефицит ликвидности, сколько дефицит качественных решений. В то же время дополнительные несколько десятков миллиардов тенге могут быть изысканы благодаря перераспределению расходов с информационных, пропагандистских мероприятий, форумов и других нецелесообразных трат.
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Более 1 млн тонн зерна экспортировал Казахстан в Таджикистан за 10 месяцев - «Экономика»

Более 1 млн тонн зерна экспортировал Казахстан в Таджикистан за 10 месяцев текущего года, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу министерства сельского хозяйства. «АО «НК «Продкорпорация»...

Как переработка зерна может изменить экономику Казахстана - «Экономика»

Казахстан — страна с богатыми аграрными традициями, известная во всем мире как один из ведущих...

Обзор новостей недели на Kapital.kz - «Экономика»

Лидирует по количеству просмотров на портале центра деловой информации Kapital.kz на уходящей неделе новость о послаблениях потенциальным получателям займов...

Как KAZAKH INVEST привлекает в Казахстан международные корпорации - «Экономика»

Carlsberg, PepsiCo, AstraZeneca, Cove Capital, UBM Group... В 2024 году KAZAKH INVEST договорился о реализации 30 крупных проектов общей стоимостью более 10 млрд долларов. Об этом сообщил председатель правления KAZAKH INVEST Ержан...

В Астане резко увеличился разрыв между доходами богатых и бедных - «Экономика»

В Астане резко увеличился разрыв между доходами богатых и бедных, передает центр деловой информации...

Президент подписал закон о республиканском бюджете на 2024 – 2026 годы - «Экономика»

Глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2024 – 2026 годы», передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к

Подробнее
По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

​ Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты

Подробнее
Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

​ Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара,

Подробнее
Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров - «Финансы»

Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров - «Финансы»

Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров.

Подробнее
Банк России может ввести тестирование для ипотечных заемщиков - «Финансы»

Банк России может ввести тестирование для ипотечных заемщиков - «Финансы»

Центральный Банк готов рассмотреть вопрос введения тестирования на предмет

Подробнее
Экономика сегодня

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к американской валюте, однако продолжил укрепляться к евро. Курс доллара вырос на 0,0854 рубля, составив 102,9979 рубля (102,9125...

Подробнее
По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

​ Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты будет аналогичен действующим системам страхования вкладов в банках и накоплений в негосударственных пенсионных фондах и начнет действовать...

Подробнее
Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

​ Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 18 декабря 2024 года, составляет 102,9979 рубля (прежнее значение ...

Подробнее
Аналитики значительно повысили прогноз по ключевой ставке и инфляции - «Тема дня»

Аналитики значительно повысили прогноз по ключевой ставке и инфляции - «Тема дня»

​ Аналитики повысили прогноз по средней ключевой ставке Банка России на 2024 год с 17,3% до 17,5%, показал макроэкономический опрос ЦБ...

Подробнее
Новое пике рубля: что происходит и чего ждать дальше - «Тема дня»

Новое пике рубля: что происходит и чего ждать дальше - «Тема дня»

​ На торгах 11 декабря доллар, евро и юань стремительно взлетели к рублю. Китайская валюта по итогам сессии прибавила около 4,5%, превысив отметку 14,7 рубля. На внебиржевых торгах доллар укрепился более чем на 4 рубля, поднявшись почти до 107 рублей. Евро вырос на сопоставимую величину, пробив

Подробнее
Новый обвал рубля. Курсы доллара и евро на 12 декабря - «Тема дня»

Новый обвал рубля. Курсы доллара и евро на 12 декабря - «Тема дня»

​ Центробанк установил официальные курсы доллара и евро на 12 декабря. Рубль ускорил падение к американской и европейской валютам.

Подробнее

Разделы

Информация


Местные власти могут дифференцировать ставки турналога с учетом сезонности по месяцам - «Финансы»

Местные власти могут дифференцировать ставки турналога с учетом сезонности по месяцам - «Финансы»

Право на такую дифференциацию предусмотрено НК, но не установлено деталей. Так что Минфин не против различных ставок по месяцам. Минфин напомнил, что законом 176-ФЗ был введен туристический налог. Налоговые...

Подробнее

      
Курс валют сегодня