Помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения - «Финансы» » Новости Банков
bottom-shape image

Помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения - «Финансы»

Финансист Мурат Темирханов считает, что государству нужно прекратить оказывать поддержку частным компаниям






Фото: Руслан Пряников

Президент Казахстана
поставил перед правительством ряд задач, связанных с качеством экономического
роста. При этом он отметил замедление темпов реализации реформ и  затронул вопросы развития
предпринимательства, защиты прав конкуренции и упорядочения деятельности
квазигосударственного сектора. Касым-Жомарт Токаев сказал и о создании
нового экономического курса, который даст четкое видение ключевых
проблем и методов их решения.  Что может
способствовать достижению поставленных стратегических целей Своим мнением
по этому поводу в интервью корреспонденту «Капитал.kz» поделился
независимый финансист Мурат Темирханов.


-
По словам президента, важно повысить эффективность мер государственной
поддержки бизнеса посредством посубъектного анализа каждого получателя помощи.
Мурат Рахжанович, с вашей точки зрения, насколько такой подход будет
целесообразным в плане создания равных условий для всех предпринимателей


- По моему мнению,
подход по посубъектному анализу каждого получателя государственной поддержки
противоречит другой задаче – снижению роли государства в рыночной экономике
Казахстана. Например, в своем недавнем выступлении президент отметил, что
несмотря на то, что государство вкладывает значительные средства в
субсидирование процентной ставки и гарантирование, данные меры не охватывают
большинство предприятий, в результате создается неравная конкуренция,
искажаются рыночные условия.


То есть сейчас власти
начали признавать, что государственная поддержка бизнеса неэффективна и не
приводит к повышению конкурентоспособности. С другой стороны, они собираются
продолжать эту практику, и более того, теперь будут контролировать
использование госпомощи у каждого получателя. Такой подход еще больше увеличит
расходы госбюджета и углубит вмешательство чиновников в дела бизнеса, что
продолжит снижать эффективность господдержки МСБ. 


Я считаю, что
государство должно вмешиваться в экономику только в тех случаях, когда частные
компании в определённых секторах не могут осуществлять по разным причинам свой
бизнес. При этом правительство должно выступать не участником рынка, а
катализатором рыночных механизмов в данных сферах экономики. К сожалению,
сегодня такая помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения.


-
Между тем было озвучено, что наша система регулирования требует качественной
перезагрузки. Как вы считаете, что должно «качественно перезагрузить» систему
регулирования


- Таких примеров много
и они специфичны для каждой отрасли экономики.


Например, ключевыми
проблемами государственных холдингов АО «Самрук-Энерго» и АО «НК «КТЖ» являются
их нерентабельность и высокая долговая нагрузка. В результате чего у них
отсутствуют средства для инвестирования в обновление и развитие
инфраструктурных и производственных активов.


Обе госкомпании
являются лидерами в базовых инфраструктурных отраслях экономики Казахстана.
Отсутствие инвестиций в их развитие может достаточно быстро привести к
катастрофическим последствиям в этих секторах. В то же время инфраструктурные
отрасли создают условия производству, осуществляют взаимосвязанный товарооборот
и обеспечивают жизнедеятельность всей страны. Это означает, что из-за указанных
проблем могут возникнуть серьезные трудности в экономике.


Главная причина этих
проблем – несовершенство государственного регулирования. На сегодня в
Казахстане в электроэнергетике и железнодорожной отрасли используется
регулируемая модель тарифообразования, когда правительство, преследуя
социальные и другие цели, командно-административным способом устанавливает
тарифы без оглядки на прибыльность и необходимость в инвестициях у
квалифицированных участников рынков. При этом такой подход делает невозможным
приход частных инвестиций в эти секторы рынка.


Ввиду этого важнейшей
структурной реформой в базовых отраслях экономики как раз и станет переход от
командно-административного тарифообразования на рыночные механизмы. Также от
госрегулирования следует перейти на рыночное саморегулирование участников
рынка, как это принято в развитых странах.


-
Насколько перспективна биржевая торговля в Казахстане


- Трудно сказать,
насколько она перспективна. По сравнению с той же Россией внутренний рынок у
нас на порядок меньше, что сильно мешает успеху товарных бирж.


В то же время биржевая
торговля – это важное направление для развития рыночного ценообразования,
конкуренции и прозрачности в экономике.


Однако в своем
выступлении глава государства имел в виду прежде всего развитие сырьевых
товарных бирж. В частности, он отметил, что Россия уже давно ведет биржевую
торговлю нефтью и нефтепродуктами, а также природным газом, чего в Казахстане
нет.


Например, правительство требует от госкомпаний,
занимающихся добычей сырой нефти и газа, на ежегодной основе поставлять часть
продукции для удовлетворения энергетической потребности внутреннего рынка
Казахстана. При этом цены на нефть и газ на внутреннем рынке значительно ниже
экспортных. То есть за счет прибыли государственных экспортеров нефти и газа
правительство субсидирует цены на бензин и другое топливо. В таких условиях не
может быть речи о биржевой торговле энергоресурсами.


-
На ваш взгляд, как будут решаться вопросы демонополизации и устранения
административных и экономических барьеров для входа на рынок новых субъектов
предпринимательства


- Прежде всего
необходимо жесткое соблюдение принципов «желтых страниц», запрещающих
государственным организациям заниматься бизнесом и иметь коммерческие
предприятия, оказывающие услуги или производящие продукцию, которые может
предоставить частный бизнес.


Также государство
должно резко ограничить свое вмешательство в рыночную экономику, сократив до
нуля антирыночное регулирование и оказание поддержки МСБ.


Наряду с этим мне
понравилось предложение о создании отдельного Комитета по защите и развитию
конкуренции, который начнет системную и бескомпромиссную работу в этом
направлении. Однако здесь опять может возникнуть проблема с реальной
независимостью этого комитета от исполнительной власти.


-
Также одно из поручений президента правительству было принять меры по упорядочиванию
деятельности квазигосударственного сектора, в том числе за счет исключения
дублирующих и избыточных госкомпаний и функций. По вашему мнению, в чем состоит
основная проблема


- Основная проблема
заключается в том, что амбициозная задача по снижению доли государства в
рыночной экономике была искажена правительством.


Напомню, что еще в
феврале 2014 года президент поднял вопрос о снижении участия государства в
экономике. В частности, он отметил, что программа «Народное IPO», запущенная в
2012 году, не была выполнена, при этом поставив четкую цель: «До 2020 года доля
государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР – 15%
от ВВП».


В то время ни у кого не
было сомнений, что Казахстан по доле и роли государства в рыночной экономике
значительно превышает страны ОЭСР. Между тем правительство видоизменило свои
планы, и вдруг оказалось, что наша страна несильно отличается от участниц ОЭСР.
Но это полностью не соответствует действительности.


Следует
отметить, что для оценки доли и роли государства в экономике в ОЭСР
используется PMR state control index. Данный индекс состоит из комбинации
нескольких индикаторов, и один из них напрямую относится к уровню
государственного владения бизнесом (Public Ownership). По этому индикатору
Казахстан в 2018 году оказался на самом последнем месте из всех стран,
включенных в список. Мы набрали 4,01 балла. Тогда как по всем участникам ОЭСР
этот индикатор в среднем составляет – 2,15 балла, а по пяти лучшим странам –
1,35.


В этой связи, я считаю,
что для ускоренного снижения данного показателя необходимо использовать PMR
state control index, рассчитываемый ОЭСР на регулярной основе. Вместе с тем по
каждому индикатору индекса должны быть установлены строгие планы по годам,
чтобы Казахстан в краткие сроки смог выйти на баллы не выше среднего уровня.


В то же время если
кабмин полностью выполнит новый план по приватизации и выстроит свою работу с
госкомпаниями в соответствии со стандартами ОЭСР, то АО «ФНБ «Самрук-Казына»,
на которое тратятся значительные расходы, вполне можно заменить на компактное
госагентство по управлению государственными коммерческими активами.


Что касается
национальных холдингов АО «Байтерек» и 
АО «КазАгро», то, здесь, на мой взгляд, правительству нужно прекратить
свое влияние, поскольку оно использует их не как «финансовые институты
развития», а как прямое продолжение бюджета с директивными принципами
управления. То есть сейчас решение по финансированию бизнеса принимают не
профессионалы в банковском или инвестиционном деле, а правительственные
чиновники. Такой подход никак нельзя назвать катализатором развития рыночных
отношений в финансовом секторе.


Финансист Мурат Темирханов считает, что государству нужно прекратить оказывать поддержку частным компаниям Фото: Руслан Пряников Президент Казахстана поставил перед правительством ряд задач, связанных с качеством экономического роста. При этом он отметил замедление темпов реализации реформ и затронул вопросы развития предпринимательства, защиты прав конкуренции и упорядочения деятельности квазигосударственного сектора. Касым-Жомарт Токаев сказал и о создании нового экономического курса, который даст четкое видение ключевых проблем и методов их решения. Что может способствовать достижению поставленных стратегических целей Своим мнением по этому поводу в интервью корреспонденту «Капитал.kz» поделился независимый финансист Мурат Темирханов. - По словам президента, важно повысить эффективность мер государственной поддержки бизнеса посредством посубъектного анализа каждого получателя помощи. Мурат Рахжанович, с вашей точки зрения, насколько такой подход будет целесообразным в плане создания равных условий для всех предпринимателей - По моему мнению, подход по посубъектному анализу каждого получателя государственной поддержки противоречит другой задаче – снижению роли государства в рыночной экономике Казахстана. Например, в своем недавнем выступлении президент отметил, что несмотря на то, что государство вкладывает значительные средства в субсидирование процентной ставки и гарантирование, данные меры не охватывают большинство предприятий, в результате создается неравная конкуренция, искажаются рыночные условия. То есть сейчас власти начали признавать, что государственная поддержка бизнеса неэффективна и не приводит к повышению конкурентоспособности. С другой стороны, они собираются продолжать эту практику, и более того, теперь будут контролировать использование госпомощи у каждого получателя. Такой подход еще больше увеличит расходы госбюджета и углубит вмешательство чиновников в дела бизнеса, что продолжит снижать эффективность господдержки МСБ. Я считаю, что государство должно вмешиваться в экономику только в тех случаях, когда частные компании в определённых секторах не могут осуществлять по разным причинам свой бизнес. При этом правительство должно выступать не участником рынка, а катализатором рыночных механизмов в данных сферах экономики. К сожалению, сегодня такая помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения. - Между тем было озвучено, что наша система регулирования требует качественной перезагрузки. Как вы считаете, что должно «качественно перезагрузить» систему регулирования - Таких примеров много и они специфичны для каждой отрасли экономики. Например, ключевыми проблемами государственных холдингов АО «Самрук-Энерго» и АО «НК «КТЖ» являются их нерентабельность и высокая долговая нагрузка. В результате чего у них отсутствуют средства для инвестирования в обновление и развитие инфраструктурных и производственных активов. Обе госкомпании являются лидерами в базовых инфраструктурных отраслях экономики Казахстана. Отсутствие инвестиций в их развитие может достаточно быстро привести к катастрофическим последствиям в этих секторах. В то же время инфраструктурные отрасли создают условия производству, осуществляют взаимосвязанный товарооборот и обеспечивают жизнедеятельность всей страны. Это означает, что из-за указанных проблем могут возникнуть серьезные трудности в экономике. Главная причина этих проблем – несовершенство государственного регулирования. На сегодня в Казахстане в электроэнергетике и железнодорожной отрасли используется регулируемая модель тарифообразования, когда правительство, преследуя социальные и другие цели, командно-административным способом устанавливает тарифы без оглядки на прибыльность и необходимость в инвестициях у квалифицированных участников рынков. При этом такой подход делает невозможным приход частных инвестиций в эти секторы рынка. Ввиду этого важнейшей структурной реформой в базовых отраслях экономики как раз и станет переход от командно-административного тарифообразования на рыночные механизмы. Также от госрегулирования следует перейти на рыночное саморегулирование участников рынка, как это принято в развитых странах. - Насколько перспективна биржевая торговля в Казахстане - Трудно сказать, насколько она перспективна. По сравнению с той же Россией внутренний рынок у нас на порядок меньше, что сильно мешает успеху товарных бирж. В то же время биржевая торговля – это важное направление для развития рыночного ценообразования, конкуренции и прозрачности в экономике. Однако в своем выступлении глава государства имел в виду прежде всего развитие сырьевых товарных бирж. В частности, он отметил, что Россия уже давно ведет биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами, а также природным газом, чего в Казахстане нет. Например, правительство требует от госкомпаний, занимающихся добычей сырой нефти и газа, на ежегодной основе поставлять часть продукции для удовлетворения энергетической потребности внутреннего рынка Казахстана. При этом цены на нефть и газ на внутреннем рынке значительно ниже экспортных. То есть за счет прибыли государственных экспортеров нефти и газа правительство субсидирует цены на бензин и другое топливо. В таких условиях не может быть речи о биржевой торговле энергоресурсами. - На ваш взгляд, как будут решаться вопросы демонополизации и устранения административных и экономических барьеров для входа на рынок новых субъектов предпринимательства - Прежде всего необходимо жесткое соблюдение принципов «желтых страниц», запрещающих государственным организациям заниматься бизнесом и иметь коммерческие предприятия, оказывающие услуги или производящие продукцию, которые может предоставить частный бизнес. Также государство должно резко ограничить свое вмешательство в рыночную экономику, сократив до нуля антирыночное регулирование и оказание поддержки МСБ. Наряду с этим мне понравилось предложение о создании отдельного Комитета по защите и развитию конкуренции, который начнет системную и бескомпромиссную работу в этом направлении. Однако здесь опять может возникнуть проблема с реальной независимостью этого комитета от исполнительной власти. - Также одно из поручений президента правительству было принять меры по упорядочиванию деятельности квазигосударственного сектора, в том числе за счет исключения дублирующих и избыточных госкомпаний и функций. По вашему мнению, в чем состоит основная проблема - Основная проблема заключается в том, что амбициозная задача по снижению доли государства в рыночной экономике была искажена правительством. Напомню, что еще в феврале 2014 года президент поднял вопрос о снижении участия государства в экономике. В частности, он отметил, что программа «Народное IPO», запущенная в 2012 году, не была выполнена, при этом поставив четкую цель: «До 2020 года доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР – 15% от ВВП». В то время ни у кого не было сомнений, что Казахстан по доле и роли государства в рыночной экономике значительно превышает страны ОЭСР. Между тем правительство видоизменило свои планы, и вдруг оказалось, что наша страна несильно отличается от участниц ОЭСР. Но это полностью не соответствует действительности. Следует отметить, что для оценки доли и роли государства в экономике в ОЭСР используется PMR state control index. Данный индекс состоит из комбинации нескольких индикаторов, и один из них напрямую относится к уровню государственного владения бизнесом (Public Ownership). По этому индикатору Казахстан в 2018 году оказался на самом последнем месте из всех стран, включенных в список. Мы набрали 4,01 балла. Тогда как по всем участникам ОЭСР этот индикатор в среднем составляет – 2,15 балла, а по пяти лучшим странам – 1,35. В этой связи, я считаю, что для ускоренного снижения данного показателя необходимо использовать PMR state control index, рассчитываемый ОЭСР на регулярной основе. Вместе с тем по каждому индикатору индекса должны быть установлены строгие планы по годам, чтобы Казахстан в краткие сроки смог выйти на баллы не выше среднего уровня. В то же время если кабмин полностью выполнит новый план по приватизации и выстроит свою работу с госкомпаниями в соответствии со стандартами ОЭСР, то АО «ФНБ «Самрук-Казына», на которое тратятся значительные расходы, вполне можно заменить на компактное госагентство по управлению государственными коммерческими активами. Что касается национальных холдингов АО «Байтерек» и АО «КазАгро», то, здесь, на мой взгляд, правительству нужно прекратить свое влияние, поскольку оно использует их не как «финансовые институты развития», а как прямое продолжение бюджета с директивными принципами управления. То есть сейчас решение по финансированию бизнеса принимают не профессионалы в банковском или инвестиционном деле, а правительственные чиновники. Такой подход никак нельзя назвать катализатором развития рыночных отношений в финансовом секторе.
Лучшие новости сегодня

Вы искали сегодня

Комментарии (0)


Другие новости сегодня

Более 1 млн тонн зерна экспортировал Казахстан в Таджикистан за 10 месяцев - «Экономика»

Более 1 млн тонн зерна экспортировал Казахстан в Таджикистан за 10 месяцев текущего года, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу министерства сельского хозяйства. «АО «НК «Продкорпорация»...

Как переработка зерна может изменить экономику Казахстана - «Экономика»

Казахстан — страна с богатыми аграрными традициями, известная во всем мире как один из ведущих...

Обзор новостей недели на Kapital.kz - «Экономика»

Лидирует по количеству просмотров на портале центра деловой информации Kapital.kz на уходящей неделе новость о послаблениях потенциальным получателям займов...

Как KAZAKH INVEST привлекает в Казахстан международные корпорации - «Экономика»

Carlsberg, PepsiCo, AstraZeneca, Cove Capital, UBM Group... В 2024 году KAZAKH INVEST договорился о реализации 30 крупных проектов общей стоимостью более 10 млрд долларов. Об этом сообщил председатель правления KAZAKH INVEST Ержан...

В Астане резко увеличился разрыв между доходами богатых и бедных - «Экономика»

В Астане резко увеличился разрыв между доходами богатых и бедных, передает центр деловой информации...

Президент подписал закон о республиканском бюджете на 2024 – 2026 годы - «Экономика»

Глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2024 – 2026 годы», передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой...


Новости

Последнее из блога

«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к

Подробнее
По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

​ Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты

Подробнее
Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

​ Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара,

Подробнее
Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров - «Финансы»

Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров - «Финансы»

Быстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров.

Подробнее
Банк России может ввести тестирование для ипотечных заемщиков - «Финансы»

Банк России может ввести тестирование для ипотечных заемщиков - «Финансы»

Центральный Банк готов рассмотреть вопрос введения тестирования на предмет

Подробнее
Экономика сегодня

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль больше не растет. ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря - «Тема дня»

​ ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к американской валюте, однако продолжил укрепляться к евро. Курс доллара вырос на 0,0854 рубля, составив 102,9979 рубля (102,9125...

Подробнее
По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

По аналогии с вкладами. Полисы страхования жизни будут защищены гарантиями - «Тема дня»

​ Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты будет аналогичен действующим системам страхования вкладов в банках и накоплений в негосударственных пенсионных фондах и начнет действовать...

Подробнее
Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

Рубль укрепился. Курсы доллара и евро на 18 декабря - «Тема дня»

​ Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 18 декабря 2024 года, составляет 102,9979 рубля (прежнее значение ...

Подробнее
Аналитики значительно повысили прогноз по ключевой ставке и инфляции - «Тема дня»

Аналитики значительно повысили прогноз по ключевой ставке и инфляции - «Тема дня»

​ Аналитики повысили прогноз по средней ключевой ставке Банка России на 2024 год с 17,3% до 17,5%, показал макроэкономический опрос ЦБ...

Подробнее
Новое пике рубля: что происходит и чего ждать дальше - «Тема дня»

Новое пике рубля: что происходит и чего ждать дальше - «Тема дня»

​ На торгах 11 декабря доллар, евро и юань стремительно взлетели к рублю. Китайская валюта по итогам сессии прибавила около 4,5%, превысив отметку 14,7 рубля. На внебиржевых торгах доллар укрепился более чем на 4 рубля, поднявшись почти до 107 рублей. Евро вырос на сопоставимую величину, пробив

Подробнее
Новый обвал рубля. Курсы доллара и евро на 12 декабря - «Тема дня»

Новый обвал рубля. Курсы доллара и евро на 12 декабря - «Тема дня»

​ Центробанк установил официальные курсы доллара и евро на 12 декабря. Рубль ускорил падение к американской и европейской валютам.

Подробнее

Разделы

Информация


Местные власти могут дифференцировать ставки турналога с учетом сезонности по месяцам - «Финансы»

Местные власти могут дифференцировать ставки турналога с учетом сезонности по месяцам - «Финансы»

Право на такую дифференциацию предусмотрено НК, но не установлено деталей. Так что Минфин не против различных ставок по месяцам. Минфин напомнил, что законом 176-ФЗ был введен туристический налог. Налоговые...

Подробнее

      
Курс валют сегодня