Президент Казахстана
поставил перед правительством ряд задач, связанных с качеством экономического
роста. При этом он отметил замедление темпов реализации реформ и затронул вопросы развития
предпринимательства, защиты прав конкуренции и упорядочения деятельности
квазигосударственного сектора. Касым-Жомарт Токаев сказал и о создании
нового экономического курса, который даст четкое видение ключевых
проблем и методов их решения. Что может
способствовать достижению поставленных стратегических целей Своим мнением
по этому поводу в интервью корреспонденту «Капитал.kz» поделился
независимый финансист Мурат Темирханов.
-
По словам президента, важно повысить эффективность мер государственной
поддержки бизнеса посредством посубъектного анализа каждого получателя помощи.
Мурат Рахжанович, с вашей точки зрения, насколько такой подход будет
целесообразным в плане создания равных условий для всех предпринимателей
- По моему мнению,
подход по посубъектному анализу каждого получателя государственной поддержки
противоречит другой задаче – снижению роли государства в рыночной экономике
Казахстана. Например, в своем недавнем выступлении президент отметил, что
несмотря на то, что государство вкладывает значительные средства в
субсидирование процентной ставки и гарантирование, данные меры не охватывают
большинство предприятий, в результате создается неравная конкуренция,
искажаются рыночные условия.
То есть сейчас власти
начали признавать, что государственная поддержка бизнеса неэффективна и не
приводит к повышению конкурентоспособности. С другой стороны, они собираются
продолжать эту практику, и более того, теперь будут контролировать
использование госпомощи у каждого получателя. Такой подход еще больше увеличит
расходы госбюджета и углубит вмешательство чиновников в дела бизнеса, что
продолжит снижать эффективность господдержки МСБ.
Я считаю, что
государство должно вмешиваться в экономику только в тех случаях, когда частные
компании в определённых секторах не могут осуществлять по разным причинам свой
бизнес. При этом правительство должно выступать не участником рынка, а
катализатором рыночных механизмов в данных сферах экономики. К сожалению,
сегодня такая помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения.
-
Между тем было озвучено, что наша система регулирования требует качественной
перезагрузки. Как вы считаете, что должно «качественно перезагрузить» систему
регулирования
- Таких примеров много
и они специфичны для каждой отрасли экономики.
Например, ключевыми
проблемами государственных холдингов АО «Самрук-Энерго» и АО «НК «КТЖ» являются
их нерентабельность и высокая долговая нагрузка. В результате чего у них
отсутствуют средства для инвестирования в обновление и развитие
инфраструктурных и производственных активов.
Обе госкомпании
являются лидерами в базовых инфраструктурных отраслях экономики Казахстана.
Отсутствие инвестиций в их развитие может достаточно быстро привести к
катастрофическим последствиям в этих секторах. В то же время инфраструктурные
отрасли создают условия производству, осуществляют взаимосвязанный товарооборот
и обеспечивают жизнедеятельность всей страны. Это означает, что из-за указанных
проблем могут возникнуть серьезные трудности в экономике.
Главная причина этих
проблем – несовершенство государственного регулирования. На сегодня в
Казахстане в электроэнергетике и железнодорожной отрасли используется
регулируемая модель тарифообразования, когда правительство, преследуя
социальные и другие цели, командно-административным способом устанавливает
тарифы без оглядки на прибыльность и необходимость в инвестициях у
квалифицированных участников рынков. При этом такой подход делает невозможным
приход частных инвестиций в эти секторы рынка.
Ввиду этого важнейшей
структурной реформой в базовых отраслях экономики как раз и станет переход от
командно-административного тарифообразования на рыночные механизмы. Также от
госрегулирования следует перейти на рыночное саморегулирование участников
рынка, как это принято в развитых странах.
-
Насколько перспективна биржевая торговля в Казахстане
- Трудно сказать,
насколько она перспективна. По сравнению с той же Россией внутренний рынок у
нас на порядок меньше, что сильно мешает успеху товарных бирж.
В то же время биржевая
торговля – это важное направление для развития рыночного ценообразования,
конкуренции и прозрачности в экономике.
Однако в своем
выступлении глава государства имел в виду прежде всего развитие сырьевых
товарных бирж. В частности, он отметил, что Россия уже давно ведет биржевую
торговлю нефтью и нефтепродуктами, а также природным газом, чего в Казахстане
нет.
Например, правительство требует от госкомпаний,
занимающихся добычей сырой нефти и газа, на ежегодной основе поставлять часть
продукции для удовлетворения энергетической потребности внутреннего рынка
Казахстана. При этом цены на нефть и газ на внутреннем рынке значительно ниже
экспортных. То есть за счет прибыли государственных экспортеров нефти и газа
правительство субсидирует цены на бензин и другое топливо. В таких условиях не
может быть речи о биржевой торговле энергоресурсами.
-
На ваш взгляд, как будут решаться вопросы демонополизации и устранения
административных и экономических барьеров для входа на рынок новых субъектов
предпринимательства
- Прежде всего
необходимо жесткое соблюдение принципов «желтых страниц», запрещающих
государственным организациям заниматься бизнесом и иметь коммерческие
предприятия, оказывающие услуги или производящие продукцию, которые может
предоставить частный бизнес.
Также государство
должно резко ограничить свое вмешательство в рыночную экономику, сократив до
нуля антирыночное регулирование и оказание поддержки МСБ.
Наряду с этим мне
понравилось предложение о создании отдельного Комитета по защите и развитию
конкуренции, который начнет системную и бескомпромиссную работу в этом
направлении. Однако здесь опять может возникнуть проблема с реальной
независимостью этого комитета от исполнительной власти.
-
Также одно из поручений президента правительству было принять меры по упорядочиванию
деятельности квазигосударственного сектора, в том числе за счет исключения
дублирующих и избыточных госкомпаний и функций. По вашему мнению, в чем состоит
основная проблема
- Основная проблема
заключается в том, что амбициозная задача по снижению доли государства в
рыночной экономике была искажена правительством.
Напомню, что еще в
феврале 2014 года президент поднял вопрос о снижении участия государства в
экономике. В частности, он отметил, что программа «Народное IPO», запущенная в
2012 году, не была выполнена, при этом поставив четкую цель: «До 2020 года доля
государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР – 15%
от ВВП».
В то время ни у кого не
было сомнений, что Казахстан по доле и роли государства в рыночной экономике
значительно превышает страны ОЭСР. Между тем правительство видоизменило свои
планы, и вдруг оказалось, что наша страна несильно отличается от участниц ОЭСР.
Но это полностью не соответствует действительности.
Следует
отметить, что для оценки доли и роли государства в экономике в ОЭСР
используется PMR state control index. Данный индекс состоит из комбинации
нескольких индикаторов, и один из них напрямую относится к уровню
государственного владения бизнесом (Public Ownership). По этому индикатору
Казахстан в 2018 году оказался на самом последнем месте из всех стран,
включенных в список. Мы набрали 4,01 балла. Тогда как по всем участникам ОЭСР
этот индикатор в среднем составляет – 2,15 балла, а по пяти лучшим странам –
1,35.
В этой связи, я считаю,
что для ускоренного снижения данного показателя необходимо использовать PMR
state control index, рассчитываемый ОЭСР на регулярной основе. Вместе с тем по
каждому индикатору индекса должны быть установлены строгие планы по годам,
чтобы Казахстан в краткие сроки смог выйти на баллы не выше среднего уровня.
В то же время если
кабмин полностью выполнит новый план по приватизации и выстроит свою работу с
госкомпаниями в соответствии со стандартами ОЭСР, то АО «ФНБ «Самрук-Казына»,
на которое тратятся значительные расходы, вполне можно заменить на компактное
госагентство по управлению государственными коммерческими активами.
Что касается
национальных холдингов АО «Байтерек» и
АО «КазАгро», то, здесь, на мой взгляд, правительству нужно прекратить
свое влияние, поскольку оно использует их не как «финансовые институты
развития», а как прямое продолжение бюджета с директивными принципами
управления. То есть сейчас решение по финансированию бизнеса принимают не
профессионалы в банковском или инвестиционном деле, а правительственные
чиновники. Такой подход никак нельзя назвать катализатором развития рыночных
отношений в финансовом секторе.
Лучшие новости сегодня
Вы искали сегодня
Другие новости сегодня
Более 1 млн тонн зерна экспортировал Казахстан в Таджикистан за 10 месяцев текущего года, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу министерства сельского хозяйства. «АО «НК «Продкорпорация»...
Казахстан — страна с богатыми аграрными традициями, известная во всем мире как один из ведущих...
Лидирует по количеству просмотров на портале центра деловой информации Kapital.kz на уходящей неделе новость о послаблениях потенциальным получателям займов...
Carlsberg, PepsiCo, AstraZeneca, Cove Capital, UBM Group... В 2024 году KAZAKH INVEST договорился о реализации 30 крупных проектов общей стоимостью более 10 млрд долларов. Об этом сообщил председатель правления KAZAKH INVEST Ержан...
В Астане резко увеличился разрыв между доходами богатых и бедных, передает центр деловой информации...
Глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2024 – 2026 годы», передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой...
«Наши задачи» - предоставлять самую оперативную, достоверную и подробную информацию по банковскому рынку; - помогать клиентам в выборе самых выгодных банковских продуктов; - способствовать банкам в поиске качественных клиентов; - налаживать общение между банками и их клиентами.
ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к
Подробнее Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты
Подробнее Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара,
ПодробнееПраво на такую дифференциацию предусмотрено НК, но не установлено деталей. Так
ПодробнееБыстрее всего в 2024 году зарплаты росли у водителей, сварщиков и промоутеров.
ПодробнееЦентральный Банк готов рассмотреть вопрос введения тестирования на предмет
ПодробнееЭкономика сегодня
ЦБ установил официальные курсы валют на 18 декабря. Рубль прекратил рост к американской валюте, однако продолжил укрепляться к евро. Курс доллара вырос на 0,0854 рубля, составив 102,9979 рубля (102,9125...
Подробнее Система гарантирования вводится в сегменте страхования жизни. Механизм защиты будет аналогичен действующим системам страхования вкладов в банках и накоплений в негосударственных пенсионных фондах и начнет действовать...
Подробнее Российская валюта укрепилась к доллару и евро. Официальный курс доллара, установленный Центробанком на 18 декабря 2024 года, составляет 102,9979 рубля (прежнее значение ...
Подробнее Аналитики повысили прогноз по средней ключевой ставке Банка России на 2024 год с 17,3% до 17,5%, показал макроэкономический опрос ЦБ...
Подробнее На торгах 11 декабря доллар, евро и юань стремительно взлетели к рублю. Китайская валюта по итогам сессии прибавила около 4,5%, превысив отметку 14,7 рубля. На внебиржевых торгах доллар укрепился более чем на 4 рубля, поднявшись почти до 107 рублей. Евро вырос на сопоставимую величину, пробив
Подробнее Центробанк установил официальные курсы доллара и евро на 12 декабря. Рубль ускорил падение к американской и европейской валютам.
Подробнее
Комментарии (0)